электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2017 г.

 

Инновационный потенциал профессионального образования

№ 2 (163) февраль 2017г.

Б.К. ЗАЯДАН, профессор, декан факультета биологии и биотехнологии, д.б.н., А.К. САДВАКАСОВА, доцент кафедры биотехнологии КазНУ им. аль-Фараби, к.б.н., г. Алматы


Нужно дать импульс развитию системы профессионального образования для подготовки специалистов новых производств в рамках обозначенной экономики.

Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»


Известно, что современное развитие экономики постоянно изменяет спрос на структуру и содержание рынка труда и занятости населения. Это является следствием формирования новых индустрий и появления новых профессий, расширения сектора услуг в условиях сокращения занятости в производстве. На рынке труда проявляется востребованность в высококвалифицированных кадрах.

В настоящее время определены ключевые изменения в структуре и системе занятости населения – это реструктуризация отраслей и создание новых профессий; существенное расширение сектора услуг, сокращение занятости в промышленности и сельском хозяйстве; перераспределение труда от низкоквалифицированных профессий в пользу высококвалифицированных, востребованных в высокотехнологичных производствах; увеличение мобильности трудовых ресурсов. Во всех сферах экономики механический ручной труд заменяется автоматизированным. На рынке труда за последние годы образовался значительный дефицит высококвалифицированных специалистов технических профессий.

Работодатели в первую очередь отдают предпочтение тем выпускникам учреждений профессионального образования, которые владеют не только теоретическими знаниями, но и конкретными практическими навыками в определенных отраслях экономики, в производственных процессах на действующих предприятиях. Таких молодых специалистов не надо «доучивать» и «переучивать» на практике, контролируя каждый их шаг со стороны наставника (что требует определенных временных и финансовых затрат). Они быстро включаются в трудовой процесс как равноправные, самостоятельные партнеры, а полученные разносторонние знания и практический опыт помогают им ускорить процесс внедрения новых научных достижений в конкретное производство. Поэтому профессионально-техническое и высшее образование должно ориентироваться в первую очередь на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики именно в таких специалистах, для чего необходимо внедрять программы прикладного профильного образования.

Развитие приоритетных технологий и технических решений в данном направлении требует нового подхода в методике подготовки специалистов. Это – многоуровневые учебные программы, интегрированные в систему профессионального образования в сфере высоких технологий, развивающие научно-технические прикладные навыки, эффективно реализующие профессиональный, инновационный и научный потенциал системы профессионального образования (среднего и высшего) и высокотехнологичного производителя.

В рамках программы индустриализации Президентом Республики Казахстан определены 10 вузов, на базе которых будет обеспечиваться связь науки с отраслями экономики и подготовка кадров. КазНУ им. аль-Фараби определен в качестве одного из базовых вузов по подготовке специалистов для отраслей Государственной программы индустриально-инновационного развития на 2015-2019 годы (ГПИИР-2) как лучший в своем регионе по кадровому обеспечению, материально-техническому и учебно-методическому оснащению.

В соответствии с современными требованиями по подготовке специалистов в КазНУ им. аль-Фараби производится обучение высококвалифицированных кадров по специально разработанным образовательным программам за счет грантового финансирования. В рамках реализации данной программы ведется продуктивное сотрудничество со многими зарубежными вузами и отечественными предприятиями. При этом с каждым магистрантом при зачислении заключается трехстороннее соглашение (обучающийся – вуз – предприятие), предусматривающее последующее трудоустройство молодого специалиста. Кроме этого, для повышения качества образования обеспечивается тесная связь обучения с производством, для этого сами работодатели (как заинтересованная сторона) привлекаются к процессу подготовки кадров.

В рамках данной программы с 2015 года вуз приступил к подготовке специалистов по образовательным программам ГПИИР-2 по направлениям: информационно-коммуникационные технологии в индустрии и промышленная химия. В целях подготовки специалистов профильного образования с 2016 года введены две новые образовательные программы: «Наноматериалы и нанотехнологии для индустрии» и «Зеленая энергетика для индустрии».

Профили подготовки в рамках программы «Зеленая энергетика для индустрии» ориентированы на развитие перспективных в настоящее время энергосберегающих отраслей энергетики в современной индустрии Республики Казахстан, что является, безусловно, достоинством данной программы. Необходимо отметить, что проблемы энергосбережения и зеленая энергетика являются магистральным направлением развития энергетики в ведущих странах Запада и Востока.

При этом обучение магистрантов по программе ГПИИР ведется по новым образовательным про- граммам, разработанным совместно с экспертами зарубежных вузов-партнеров и предприятиями ГПИИР. На основе соглашений с зарубежными вузами университетом ежегодно приглашаются зарубежные ученые для чтения лекций и проведения семинаров, организовываются стажировки для преподавателей и магистрантов в отечественные предприятия и в зарубежные высшие учебные заведения.

Как известно, для улучшения практических компетенций выпускников профильной магистра- туры необходима мощная материально-техническая база. Полученные навыки и компетенции выпускнику данной программы дают возможность работать на высокотехнологичном оборудовании непосредственно на производстве.

Согласно программе реализации ГПИИР МОН РК обеспечивает развитие инфраструктуры и материально-технической базы базовых вузов и колледжей. Так, в КазНУ-граде в январе 2017 состоялось открытие и ввод в эксплуатацию биогазовой установки, которая дает возможность нашим студентам осваивать методы переработки разных отходов в биогаз и биоудобрение. Магистранты, обучающиеся по траектории «Фото- биотехнология и биотопливо» образовательной программы ГПИИР «Зеленая энергетика для индустрии», получили возможность углубленно изучить пути получения биогаза из различных отходов. С использованием этой модельной установки они должны научиться использовать базовые знания в области технологии биоконверсии сырья растительного и животного происхождения для управления процессом производства биотоплива на основе превращений их основных структурных компонентов; подбирать условия технологических процессов биоконверсии и на этой основе решать проблемы рационального использования как растительных, так и животных ресурсов, экономический и экологический аспекты. Это чрезвычайно важно для подготовки специалистов, которые могут заниматься научно- исследовательской, научно-производственной и проектной деятельностью.

Использование новых современных биогазовых технологий для переработки органических отходов – очень перспективное направление. Оно может не только полностью устранить экологическую опасность, но и ежегодно получать дополнительные 95 млн т условного топлива, а также более 140 млн т высокоэффективных удобрений, что позволило бы существенно сократить чрезвычайно энергоемкое производство минеральных удобрений, используемых в сельском хозяйстве. Применение таких безотходных технологий приводит к улучшению экономических, экологических и социальных условий в сельском хозяйстве. В этом направлении сейчас работают многие ученые во всех развитых странах мира, и такие специалисты чрезвычайно востребованы.

В этом же месяце состоялось открытие в КазНУ лаборатории микроклонального размножения «Plant Factory», которая, объединяя высокотехнологичные передовые технологии сельского хозяйства, позволит в городских условиях создавать широкий ассортимент экологически чистых продуктов питания. Первым проектом, реализующимся в данной лаборатории, является «Научно-производственный комплекс по выращиванию оздоровленного посадочного и семенного материала клубники и картофеля». Сегодня, в условиях дефицита ресурсов, высокотехнологичное производство экологически чистых продуктов питания позволяет избегать химического способа стерилизации плодов и взращивать культуры без риска их заражения вирусами. Инновационная технология и современное тепличное оборудование дают высокий процент всхожести и сбор урожая круглый год, минимальные затраты на воду и электроэнергию, что значительно повышает экономическую эффективность проекта.

В настоящее время университет является крупной интеллектуальной корпорацией, в которой функционирует современная научно- инновационная инфраструктура, не имеющая аналогов в других вузах страны, состоящая из научно-исследовательских институтов, научно- технологического парка и научных центров социально-гуманитарного профиля.

 

 
 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10