электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2017 г.

 

Реализация программы «Рухани жаңғыру» как философии развития казахстанского патриотизма

№ 8 (169) октябрь 2017г.

О.В. МАЙЕР, учитель русского языка и литературы КГУ «Гимназия №21», г. Рудный, Костанайская обл.


Изменения в казахстанском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Все основы будущего гражданина закладываются в семье и школе. За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая, можно дать такое определение: «Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

Программа «Рухани жангыру» – это новый подход к решению задач, связанных с воспитанием казахстанского патриотизма. Вызовы нового времени, глобальные вызовы, изменения во всей структуре жизни, в технологических платформах, образе жизни требуют, чтобы Казахстан соответствовал этому новому времени, и это заключаются не только в том, чтобы построить заводы и фабрики, но и в том, чтобы люди, которые будут жить в Казахстане в ближайшие годы, соответствовали этому новому времени. Чтобы они ощущали себя казахстанцами и в то же время гражданами большого мира.

Глава нашего государства Н. Назарбаев в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» подчеркнул, что одним из главных условий модернизации общественного сознания является сохранение собственного национального культурно-генетического кода, фундаментальная основа которого – патриотизм.

Соединяясь с ценностями и нравственными ориентирами, патриотизм приобретает национальную идею. В этой связи патриотизм рассматривается как часть национальной стратегии государства, и одна из его основ закладывается в любви к своей малой родине, родной земле – Туған жер.

Программа «Туған жер» состоит из четырех подпрограмм, каждая из которых направлена на достижение указанной цели:
1) «Тәрбие және білім» – воспитание всесторонне и гармонично развитой личности в духе казахстанского патриотизма;
2) «Атамекен» – укрепление у казахстанцев гражданской активности и чувства ответственности за судьбу малой родины;
3) «Рухани қазына» – возрождение интереса и уважения к традициям, истории и культуре родного края;
4) «Ақпарат толқыны» – информирование населения о ходе реализации программы, создание информационной инфраструктуры для участия граждан в общественном мониторинге реализуемых проектов.

Ключевые месседжи для продвижения программы являются, на мой взгляд, основными направлениями реализации воспитательных целей на уроках русского языка и литературы, связанных с привитием чувства истинного патриотизма юным казахстанцам.
1) Любовь к родине – первое достоинство цивилизованного человека.
2) Родной край – основа всех наших начинаний.
3) Любовь к родине начинается с любви к родному краю.
4) Дань и уважение к культуре и традициям народа – залог успешности нации.
5) Знание истории и традиции своего народа – основополагающая черта истинного патриотизма.
6) Культурно-географический пояс святынь Казахстана – один из элементов каркаса национальной идентичности.
7) Особое отношение к родной земле, ее культуре и традициям – основа культурно-генетического кода нации.
8) Егілмеген жер жетім, Елінен айырылған ер жетім.

Целями типовых учебных программ по русскому языку и литературе, в том числе и по обновленному содержанию образования, является формирование и развитие способности практического применения коммуникативной компетенции в основных сферах речевого общения соответствующими языковыми средствами, а также развитие аналитических и творческих способностей при интерпретации художественного текста; выражение активной личностной позиции по отношению к духовным ценностям искусства слова. Это в свою очередь способствует осуществлению «…способности личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде».

В инструктивно-методическом письме «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2017-2018 учебном году» расставлены основные приоритеты при изучении предметов, которые предназначены содействовать развитию функциональной грамотности учащихся и воспитанию казахстанского патриотизма:

В связи с этим при обучении русскому языку необходимо усилить работу по формированию данного вида функциональной грамотности как необходимого навыка применения знаний и умений при решении широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении.

Учебный предмет «Русская литература» для школ с русским языком обучения занимает центральное место в общей системе эстетического и нравственного воспитания учащихся, в развитии их самосознания, познавательных интересов, коммуникативных способностей, художественного вкуса, читательской и речевой культуры.

Посредством предмета «Русская литература» осуществляется приобщение к чтению, формируется устойчивый интерес к чтению.

Базовые проекты программы «Рухани жаңғыру» являются проводниками развития казахстанского патриотизма на уроках русского языка и литературы и, следовательно, помогут нам, учителям-словесникам, реализовать цели и задачи, поставленные государством перед современной школой.

Стремление к образованию всегда было характерно для казахстанского народа. Читательская грамотность – залог успеха нации. И поэтому базовый проект программы «Кітап – білім бұлағы» направлен на приобщение детей и молодежи к чтению как инструменту духовного и интеллектуального прорыва нации, способствует развитию многонациональной культуры народа Казахстана, возрастанию роли книги в жизни общества, пропаганде чтения. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Основные задачи базового проекта:
1) приобщение детей и молодежи к чтению как необходимому инструменту духовного и интеллектуального прорыва нации;
2) организация масштабного детско-молодежного движения «Читающая молодежь»;
3) пропаганда семейного чтения.

За годы педагогической деятельности я сделала выводы, что развитие коммуникативных навыков детей через грамотность чтения является приоритетным для меня как учителя русского языка, а также и то, что мы живем в полилингвистическом социуме, что умение грамотно излагать свои мысли является очень важным.

В рамках реализации базового проекта планируется проведение ряда ключевых событий, в которых мы, учителя русского языка и литературы, приняв активное участие, будем способствовать решению задач по развитию функциональной грамотности и воспитанию казахстанского патриотизма:
1. «Кітап. Ел. Рух». Массовое общественное движение «Читающая нация»;
2. «Буккроссинг». Организация специальных мест по обмену книгами;
3. «Қадірлі сыйлық». Организация благотворительной акции по добровольной передаче книг библиотекам;
4. «Кітапхана – білім ордасы». Организация встреч обучающихся с работниками библиотек, литературных вечеров в студенческих домах и центрах досуга студентов;
5. «Кітап – білім бұлағы». Проведение Единого республиканского родительского собрания.

Базовый проект «Отаным – тағдырым» заключает в себе идею формирования позитивных моделей поведения и образа героя современности среди молодежи. А эти задачи призван решать предмет «Литература», проводниками которого являемся мы, словесники.

Базовый проект «Жомарт жүрек» включает в себя такое событие, как выпуск буклетов «История (школы, колледжа, ВУЗа, села, города) в лицах».

Базовый проект «Өнегелік құндылықтар» направлен на выпуск в регионах страны «Книги памяти» с воспоминаниями, историями известных людей, аксакалов, деятелей, внесших вклад в развитие своего региона.

Подпрограмма «Ақпарат Толқыны» включает в себя организацию онлайн-конкурсов, конкурсов эссе, посвященных вопросам родного края, с выделением призов и поощрительных подарков для детей и школьников; информирование граждан через СМИ и социальные сети о биографиях известных личностей, чьими именами названы улицы городов и населенные пункты; открытие рубрики «Почтовый ящик: письма с Родины», в которой будут публиковаться интересные истории о том, как любовь к малой родине перерастает в любовь к большой родине (с черно-белыми снимками из детства).

В период реализации базового проекта «Өлкетану» будет проведена благотворительная акция «Реликвия» по добровольной передаче в музеи исторических документов, семейных реликвий, предметов материальной культуры, картин и других экспонатов.

Базовый проект «Туған өлке мәдениеті» предполагает увеличение числа посещений организаций культуры (музеи, театры, библиотеки).

В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике.

Мы, учителя, осознаем, что на нас возложена громадная ответственность за улучшенное качество продвижения прогресса в образовании. Тщательно проанализировав учебные программы по обновленному образованию содержания предметов «Русский язык» и «Русская литература» и изучив материалы Программы «Рухани жаңғыру», я пришла к выводу, что реализация данных документов в жизнь и даст ожидаемый результат: привитие учащимся национальных и общечеловеческих ценностей, которые станут устойчивыми жизненными ориентирами в воспитании истинного патриотизма у казахстанцев.

 

 

 
 

Тема номера





 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10