электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2018 г.

 

Система повышения квалификации в контексте реализации идеи «Рухани жаңғыру»

№ 6 (177) август 2018г.

Е. ИСИМБАЕВ, директор филиала АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области», руководитель регионального проектного офиса по реализации программы «Рухани жаңғыру» в Акмолинской области


Цифровизация, внедрение латиницы, обновление содержания образования – современные тренды в образовании, определяющие новый формат системы, требующей перестройки всех ее составляющих. Какова сегодня роль системы повышения квалификации, центра инноваций в этом глобальном процессе?

Последовательная политика государства, направленная на реализацию Послания Президента Казахстана Н.А. Назарбаева «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», представляет собой конкретные шаги по пути инноваций. Программа «Рухани жаңғыру» как идейная платформа для модернизации общественного сознания открыла новые перспективные возможности для нашей страны, ознаменовала собой процессы духовного обогащения нации, повышения нравственного потенциала. Направленная на духовное развитие казахстанского общества программа поистине стала основой для качественных преобразований в гуманитарной сфере жизни.

В деле реализации идей программы модернизации общественного сознания отечественная система образования играет одну из ключевых ролей. Сегодня государство создает все условия для увеличения инвестиций в образование, повышения его качества до уровня международных стандартов. Модернизация системы образования рассматривается как один из приоритетов развития страны. В настоящее время полным ходом идут процессы преобразований: переход на обновление содержания, критериальное оценивание достижений учащихся, процесс обучения перестраивается на позиции инклюзивного образования, полиязычия.

Инновационные процессы в образовании невозможны без высокопрофессиональных педагогических кадров. Пристальное внимание к педагогу, повышению уровня его профессионального мастерства в современных условиях стали основными приоритетами для государства в системе образования. Высокий уровень подготовки педагогов, ключевая роль которых в процессе воспитания и обучения будущих поколений очевидна, является одной из основных задач модернизации образования. В связи с этим на первый план выходит подготовка педагогов в системе повышения квалификации как модель непрерывного профессионального развития.

В русле модернизации образования АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» с 2012 года ведет целенаправленную курсовую подготовку педагогов к внедрению инноваций, работе по новым образовательным стандартам. Образовательные программы курсов повышения квалификации, в основу которых положены принципы и стратегии новой философии образования, нацелены на внедрение в практику современных педагогических технологий, ИКТ и SMART-технологий, компетентностного и деятельностного подходов в обучении, применение активных методов обучения, развитие критического и креативного мышления.

С 2016 года ведется подготовка педагогов к работе в условиях перехода на обновление содержания образования. Повышение квалификации педагогов ведет высококвалифицированный, сертифицированный тренерско-преподавательский состав, прошедший подготовку на уровне мировых стандартов, обладающий необходимыми профессиональными компетенциями и навыками. Кадровый состав филиала ведет обучение педагогов по программам обновления содержания образования, программе НДО «Самопознание» и интеграции самопознания в образовательный процесс, полиязычия, программе «Развитие робототехники», инклюзивному образованию и другим направлениям. Это позволяет качественно решать задачи, поставленные перед системой повышения квалификации педагогических работников по подготовке к модернизации системы образования.

За 2016-2017 годы филиал «ИПК ПР по Акмолинской области» подготовил 4880 педагогов области к работе в условиях обновления содержания образования, из них на государственном языке обучено 2330 педагогов. В системе повышения квалификации ведется обучение и по другим актуальным направлениям дошкольного, начального, основного среднего и общего среднего, дополнительного образования, системы ТиПО. В течение 2016-2017 годов к работе в условиях инклюзивного образования подготовлен 141 педагог области, курсы по развитию робототехники прошли 120 педагогов, 52 учителя предметов естественно-научного цикла прошли длительные курсы по полиязычию. В плане модернизации образования ведется работа в направлении цифровизации системы повышения квалификации педагогов. С 2017 года обучение слушателей проходит в том числе в режиме смешанного обучения blended learning, за год проведено 2 курса и подготовлено 60 педагогов. В 2018 году продолжена очень востребованная на сегодняшний день подготовка педагогов к переходу на новое содержание образования. Сегодня учителя-предметники понимают суть изменений, смысл новых требований и качественных образовательных результатов. Практика организации образовательного процесса в условиях обновления содержания доказала его перспективность и практико-ориентированность. За первое полугодие текущего года в рамках обновления содержания образования было подготовлено еще 2016 педагогов области.

Обучение педагогов на курсах повышения квалификации имеет свое продолжение в посткурсовом сопровождении педагогов. Нацеливая педагогов на совершенствование педагогического мастерства, коллектив филиала создает условия для развития профессиональных компетентностей, обобщения и распространения инновационного опыта профессиональной деятельности на областном, республиканском и международном уровнях. Филиал проводит межкурсовые мероприятия, целью которых является методическая поддержка педагогов, создание условий для обмена опытом в процессе внедрения инноваций. С этой целью организуются научно-практические конференции, форумы, семинары и вебинары, мастер-классы и презентационные площадки, методические десанты в районы. В целях распространения передового опыта и повышения профессионального мастерства педагогов действует «Учительский журнал» филиала АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по Акмолинской области», в котором есть постоянные рубрики «Рухани жаңғыру», «Обновление содержания образования», «Цифровизация и IT технологии», где публикуются статьи преподавателей института совместно с педагогами, разработки лучших уроков педагогов по обновлению содержания образования. Эта и другая работа помогает педагогам не только адаптироваться в условиях изменений в образовании, но и нарабатывать свой опыт, наращивать профессиональный потенциал.

Модернизация системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров способствует выработке требований, предъявляемых к современному педагогу. Изменения формата аттестации – включение в систему оценки квалификационного тестирования соответствуют мировым стандартам и являются хорошей мотивацией к совершенствованию профессиональной деятельности в условиях перехода на обновление содержания образования и материальному стимулированию труда. Все это будет способствовать росту престижа профессии, повышению статуса учителя в обществе.

Определяя вектор движения казахстанского общества, программа «Рухани жаңғыру» нацелила процессы модернизации на формирование новой модели сознания. Отличительными особенностями современных казахстанцев должны стать, в первую очередь, развитое чувство патриотизма, национальной гордости, следование высоким идеалам, основанные на национальной идентичности казахстанского народа, культурных ценностях, конкурентоспособном образовании. Миссия по модернизации духовного сознания на основе казахстанского патриотизма и общечеловеческих ценностей возложена в том числе и на педагогическое сообщество. Предусмотренные программой шесть проектов не только имеют глубинный смысл для духовного обогащения народа, укрепления связей истории и современности, но и открывают новые перспективы укрепления позиций в мировом пространстве.

Акмолинский филиал АО «НЦПК «Өрлеу» участвует в реализации проектов программы «Рухани жаңғыру». В проекте поэтапного перехода казахского языка на латинскую графику в АО «НЦПК «Өрлеу» разработан план реализации до 2020 года. Уже в 2018 году началась работа по подготовке преподавателей к переходу на латиницу в форме обучающих семинаров. В рамках реализации проектов «100 новых учебников на казахском языке» и «Современная казахстанская культура в глобальном мире» проводится просветительская работа со слушателями курсов о возможностях, которые открываются при доступе к лучшим мировым учебникам на казахском языке, создании условий для представления лучших произведений казахской культуры для ознакомления с ними мировой общественности. Проект «Туған жер» реализуется через мероприятия в рамках республиканского проекта «Туған жер. Туған ел. Туған глобал» на 2018-2022 годы. Кроме того на курсах повышения квалификации слушатели изучают темы по различным направлениям программы «Рухани жанғыру», на курсах для учителей истории рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью организации краеведческой работы. В рамках реализации краеведческого образования в 2018 году планируется обучение 25 учителей истории и географии по образовательной программе «Планирование и организация краеведческой работы в школе в условиях обновления содержания образования». Эта работа вплотную связана с проектом «Сакральная география Казахстана», в рамках которого развернута поисковая деятельность культурно-исторических мест, имеющих большое значение для развития самосознания казахстанцев. Педагоги здесь могут внести свой вклад в формирование духовных ориентиров для подрастающих поколений юных казахстанцев.

Качественные изменения в любой сфере нашей жизни стимулируют человека на переосмысление настоящего, поиск новых способов жизненного и профессионального самоопределения. Сегодняшние изменения в системе образования невозможны без осмысления педагогом новых целей и задач своей профессиональной деятельности, формирования нового взгляда на свое место и роль в учебном процессе, без встраивания в канву изменений, которые диктует современная жизнь. Это и есть инновационность профессионального мышления, сознания. Понятие «инновационность» стало синонимом изменений. И поскольку изменения – есть реалии нашей жизни, движение вперед, залог успешности в будущем, инновационность педагога становится залогом и, пожалуй, самым важным ресурсом успешного будущего, его самого, его воспитанников, а значит, и общества.

Непрерывное профессиональное развитие учителя, готового к качественным изменениям себя и окружающей действительности способствует развитию нравственно-духовного сознания казахстан- ского общества. В этой связи система повышения квалификации «Өрлеу» направляет свою деятельность на профессиональное развитие педагогов.

 
 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10