электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2018 г.

 

Формирование профессиональных компетенций учителя – главное условие качественного обучения ученика

№ 7 (178) сентябрь 2018г.

Р.А. САДВАКАСОВА, д.п.н., директор ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по г. Алматы


Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский


Современная школа постепенно меняется, сегодня система образования становится системой привития мышления и навыков успешных людей. И, как известно, от сознания граждан страны зависит ее настоящее и будущее.

Перед системой образования поставлена цель, и она понятна: вхождение Казахстана в тридцатку лучших стран мира, которых, помимо сильной экономики, отличает высокоразвитая система образования. Для достижения данной цели необходимо руководителям организаций образования, педагогам понять природу успеха и на собственном примере обучить этому подрастающее поколение. Учитель – это не просто носитель знаний, он является еще другом, наставником, который помогает ученику открыть в себе способности, дарования, мотивирует к поиску новых знаний, стремится заинтересовать своим предметом. Учителю необходимо постоянно работать над собой, расти личностно и профессионально. И роль системы повышения квалификации педагогов в формировании профессиональных компетенций учителя чрезвычайно велика.

Деятельность Института повышения квалификации педагогических работников по г. Алматы как филиала Акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» направлена на исследование природы эффективного и успешного образования, изучение передового отечественного и зарубежного опыта, воплощение лучших идей в профессиональную практику педагогов нашего города.

Мы оказываем образовательные услуги для педагогов всех уровней системы образования по следующим направлениям:
– краткосрочные курсы, в том числе курсы в рамках обновления содержания образования;
– модернизированные уровневые курсы;
– предметно-языковые курсы по изучению английского языка;
– курсы по робототехнике;
– курсы в режиме очно-дистанционного обучения;
– курсы по подготовке педагогов к инклюзивному образованию.

Все курсы ведутся как на основе государственного заказа, так и на платной основе.

Согласно плану курсов повышения квалификации на 2017 год Институт обучил 3642 педагога на 120 курсах. В первом полугодии 2018 года обучено 2475 учителей.

На основе государственного заказа уже третий год проводятся курсы повышения квалификации педагогических кадров в рамках обновления содержания среднего образования. Так, в прошлом, 2017 году, было проведено 80 курсов, обучено 2652 чел., в том числе 7 курсов (210 чел.) – по дополнительному контингенту.

В 2018 году в рамках обновления содержания среднего образования про- веден 81 курс, обучен 2241 чел., из них не сертифицировано 23 слушателя. С 2016-2018 г. не сертифицирован 41 слушатель.

В 2017 году модернизированные уровневые курсы проводились по программе «Эффективное образование», где обучились 72 человека. По программе «Общечеловеческие ценности на уроке» было обучено 25 человек. В 2018 году работа продолжилась. Проведено 2 длительных курса по программе «Общечеловеческие ценности на уроке» с охватом 50 человек.

Подготовка педагогов по вопросам инклюзивного образования является наиболее актуальной проблемой, так как процесс обучения, адаптации и социализации учащихся со специальными образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы требует от педагогов определенной подготовки и специальных знаний. В целях решения данной проблемы в 2017 году институтом были проведены курсы для учителей общеобразовательных школ. И впервые курсы по инклюзивному образованию проводились в расширенном формате – в объеме 160 часов. На данных курсах по государственному заказу обучились 57 учителей общеобразовательных школ.

Еще одним нововведением 2017 года стало проведение для учителей информатики, физики, химии, биологии предметно-языковых курсов по изучению английского языка по двум программам: для начинающих в объеме 640 ч. (обучено 36 чел.) и для продолжающих в объеме 470 часов (18 чел.). По окончанию данных курсов лингвистическая компетенция слушателей достигла уровня В2, позволяющая им преподавать свой предмет на английском языке. В отличие от других подобных курсов, программы АО «НЦПК «Өрлеу» предусматривали изучение методики интеграции языка и предмета (CLIL) с последующей выдачей сертификата ТКТ CLIL.

Необходимо отметить, что в этом направлении институт повышения квалификации работает с 2010 года и имеет определенные успехи. Учителя- предметники, которые изучали на наших краткосрочных курсах английский язык, уже ведут занятия на английском языке по методике CLIL. Педагогам систематически оказывается посткурсовая поддержка. На сайте www. almaty-pkso. kz в помощь учителю размещены: видеоуроки, фрагменты урока (структура урока), методические рекомендации, разработан глоссарий по предметам естественно-математического цикла. Успехи учителей экспериментальных групп вдохновляют. Они уже достигли уровня коучеров, могут обучать методике CLIL. Нас радует их энтузиазм, готовность и желание расти, идти в ногу со временем.

Курсы по государственному заказу проводятся ежегодно. И я хочу поблагодарить те организации образования, руководители которых регулярно направляют учителей на курсы, содействуют проведению курсовых мероприятий, участвуя тем самым в нашем общем деле.

В 2017 году для проведения курсов в формате смешанного обучения blendedlearning АО «НЦПК «Өрлеу» создал Национальный образовательный портал. Образовательный контент создавался авторами-разработчиками программ из всех филиалов. Институт участвовал в апробации курсов blendedlearning и провел 2 курса, обучив 25 методистов дошкольного образования и 35 педагогов дополнительного образования в очно-дистанционном формате, где 70 % времени отведено на самостоятельное изучение материалов, представленных на Национальном портале. Планируется ежегодно увеличивать количество курсов повышения квалификации в формате очно-дистанционного обучения.

Необходимо отметить, что АО «НЦПК «Өрлеу», являясь проводником государственной политики в области образования, всегда откликается на актуальные запросы общества. В рамках выполнения Послания Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» в стране уделяется первостепенное значение подготовке специалистов по естествознанию, инженерии и технологиям, а также повышению квалификации и углублению знаний в области автоматизации, роботизации, изучению искусственного интеллекта. В связи с этим широкое развитие получили робототехника и STEM-образование. В учебные программы внедряются элементы STEM, призванные через математическое моделирование повысить функциональную грамотность обучающихся, развивать их научно-исследовательские навыки в проектной деятельности.

Подготовка педагогов по робототехнике осуществляется через краткосрочные курсы повышения квалификации. Так, в 2017 году по основам робототехники были проведены 3 курса с охватом 75 человек. В ходе курсов слушатели выполняли практические работы на учебных конструкторах LEGO® MINDSTORMS® EV3 и контроллерах Arduino. Учителя, применяя теоретические знания, составляли программы, конструировали роботов и различные устройства на базе Arduino. Слушатели защищали проектные работы, где доказывали математические и физические закономерности, решали задачи с помощью роботов. Для них были созданы все условия для формирования навыков конструирования, развития творческого мышления, и это уже дает определенные результаты. Так, учитель ШГ № 152 Ахметов Б.Т. во время прохождения курса сконструировал роботколяску. «Робопомощник», который предназначен для перемещения лиц с ограниченными возможностями по заранее заданным маршрутам. Данный проект стал победителем республиканского чемпионата «KazRoboSport-2018», проведенного на базе КазНУ им аль-Фараби.

В сентябре этого года приглашаем учителей физики и информатики для обучения на курсах по основам робототехники на бесплатной основе.

В 2018 году был получен государственный заказ на новые краткосрочные курсы по следующим направлениям: курсы для педагогов предшкольных классов по методике преподавания Букваря и Әліппе, планируется подготовить 125 педагогов предшкольных групп и классов, предметные курсы по развитию профессиональных компетентностей учителей: математики, физики, химии, биологии – 125 человек, а также курс по предмету «Краеведение».

Стоит отметить, что обновление коснулось не только содержания образования, но и формата проведения курсовых занятий. Так, наряду со ставшими традиционными лекциями, мастер- классами, дискуссиями проводятся тренинги, практико-ориентированные семинары, выездные практические занятия. Широко применяются различные формы получения обратной связи во время курсов, в посткурсовой и межкурсовой периоды.

В институте осуществляется кафедральная работа по изучению методики Марии Монтессори, применению элементов сказкотерапии в развитии метакогнитивных навыков детей предшкольного возраста, внедрению идей программы «Рухани жаңғыру» (краеведение, робототехника, SMARТ- обучение), по решению проблем перехода на латиницу, повышения статуса государственного языка, реализации задач инклюзивного образования, ведения предметов в условиях трехъязычия на изучаемом языке посредством методики CLIL, внедрение идей STEM образования для учителей предметов естественно-математического цикла.

По указанным направлениям создаются образовательные программы курсов повышения квалификации, материал которых апробируется на научных конференциях, в том числе и международных, и на научно-методических семинарах. В 1 полугодии 2018 года научные идеи профессорско-преподавательского состава кафедр были апробированы на 40 конференциях, 7 из которых международного уровня, 2 конференции – республиканского. Помимо этого совместно с организациями образования по приоритетным направлениям реализуются 9 научных проектов, три из которых уже имеют определенный результат: по проекту полиязычного образования подготовлена группа предметников-коучеров, владеющих английским языком (об этом говорилось выше), разработка Робо-арбы, и 27 июля 2018 года на Третьей международной конференции по образовательным инновациям в г. Торонто были опубликованы промежуточные результаты исследований по применению элементов сказкотерапии для развития метакогнитивных навыков детей дошкольного возраста. В 2018 году исследования продолжатся, и мы надеемся получить ожидаемые результаты. Проводится исследовательская работа по применению методики CLIL для ведения предмета «История Казахстана» на казахском языке в школах с русским языком обучения и предмета Всемирная история на русском языке в школах с казахским языком обучения.

Необходимо отметить поддержку наших зарубежных партнеров. В частности, Посольства США, Британского Совета, ОБСЕ и Французского Альянса в реализации проектов по полиязычному образованию.

Сотрудники кафедр совместно с отделом методического сопровождения инновационного развития разрабатывают УМК курсов, методические пособия, рекомендации и осуществляют таким образом методическое сопровождение курсов повышения квалификации.

В межкурсовой период проводятся мероприятия для посткурсовой поддержки педагогов: это совместное проведение конференций, семинаров, ведение проектов, написание методических пособий и научных статей на интересные для педагогов темы.

В институте как филиале АО «НЦПК «Өрлеу» действует уникальная система мониторинга и анализа качества организации курсов, образовательных услуг, ресурсного обеспечения, позволяющая осуществлять обратную связь с руководителями организаций образования, педагогами, родителями, детьми; своевременно вносить коррективы и улучшать качество образовательной деятельности.

Деятельность института, все знаменательные события регулярно освещаются на страницах городских и республиканских СМИ и на телевидении.

Одним из самых значительных событий 2017 года стало получение в собственность института нового здания – «Дома Учителя». То, что у института впервые за всю историю существования появилось собственное здание – это заслуга правления АО «НЦПК «Өрлеу» во главе с Ахметовой Гульнас Кенжетаевной, которая щепетильно относится к условиям, в которых работает каждый сотрудник акционерного общества, и старается во всех филиалах создать комфортные, современные условия, в которых учитель будет обучаться.

Институт располагает собственной учебно-материальной базой. Современно оборудованы кабинеты М. Монтессори, робототехники, трехъязычного образования и самопознания. Все кабинеты и аудитории оснащены компьютерной и оргтехникой последней модификации с подключением к интернет, обеспечена WI-FI зона. Оборудована мультимедийная звуко(видео)записывающая лаборатория, в которой идет подготовка контента для курсов в формате (blendedlearning). В библиотеке установлены компьютеры с выходом в интернет, создан сайт библиотеки, где любой учитель, находясь дома, может зайти на сайт и воспользоваться виртуальной библиотекой, имеется необходимый фонд научно-педагогической и учебно-методической литературы, который постоянно пополняется и обновляется. Каждый, кто хочет поработать в библиотеке, может зайти на сайт и получить доступ к любой интересующей информации.

29.11.2018 года состоялось открытие Музея истории становления и развития системы повышения квалификации педагогических работников Казахстана. Это SMARТ-пространство, в котором мы создали возможность для посетителей самостоятельно изучать материал экспозиций: вся информация оцифрована и помещена в международную систему электронного гида izi. TRAVEL. Таким образом, гости через QR-коды с помощью планшета или смартфона могут при желании самостоятельно получить текстовую и голосовую информацию на казахском, русском и английском языках. В музее по архивным документам восстановлена история системы повышения квалификации педагогических работников Казахстана с 1917 по 2012 год – года создания АО «НЦПК «Өрлеу».

У института имеется сайт, на котором находится вся необходимая для педагогов информация. Учителя города через сайт могут обратиться к тренерам института за методической помощью в любое время. На сайте в свободном доступе можно скачивать необходимую учебно-методическую литературу, выпускаемую институтом в разделе издательская деятельность, просмотреть новости СМИ о нас в виде новостных обзоров и передач о деятельности «Өрлеу», а также постоянно быть в курсе последних новостей. На нашем сайте любой желающий может войти в блог директора и на- писать свои вопросы. Важным разделом на сайте является сетевое сообщество, где тренеры и учителя находятся в постоянном контакте и решают насущные проблемы. В разделе «Мероприятие» мы публикуем медиа-план на фэйсбук. В данном плане можно увидеть расписание и тематику публикаций на текущий месяц.

Страница филиала на фэйсбуке называется «Өрлеу Алматы». На данной странице публикуются мастер-классы от тренеров института, публикации на самые актуальные темы в образовании, интервью с учителями «Лучшие в профессии», которые занимали призовые места на различных республиканских и городских профессиональных конкурсах, а также с учителями, подготовившими победителей олимпиад и научных проектов различного уровня. Одним из интересных разделов является вебинар с тренерами филиала, где учитель, не отходя от рабочего места, может получить в режиме онлайн профессиональные и качественные ответы на все интересующие вопросы, а также обсудить проблемные моменты. И конечно же, освещаем мероприятия, будни слушателя курса. Главная цель страницы «Өрлеу Алматы» на фейсбуке – это помощь учителю, онлайн консультации, поддержка прошедшего обучения на курсах и прямая связь с педагогами города.

Большая совместная работа проводится сотрудниками филиала «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» и Управлением образования по г. Алматы. Многое сделано, но впереди непочатый край… Главное, что нас объединяет, – это любовь к профессии, желание постоянно повышать свое профессиональное мастерство, потому что профессиональная компетенция учителя – главное условие качественного обучения ученика.

 
 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola7@mail.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10