электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2018 г.

 

Современный руководитель организации образования: точка отсчета

№ 7 (178) сентябрь 2018г.

Б.Т. КАРИМОВА, доцент кафедры психолого- педагогического сопровождения профессионального развития учителя ФАО АО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Павлодарской области, г. Павлодар


Современная казахстанская школа работает в условиях масштабных социокультурных реформ и коренной модернизации концепции развития общества. В связи с этим выдвигаются новые требования к личности управленца. Руководитель нового типа играет громадную роль в поддержании работоспособности педагогического коллектива, его способности отвечать на «внешние вызовы».

Российский исследователь Кортунова Е.П. считает, что «современный руководитель образовательного учреждения должен быть: дальновидным – уметь выявлять потенциал развития образовательного учреждения, принимать меры по самообразованию; объективным – уметь выделять в потоке информации достоверные факты, отличать действительное от кажущегося, истинное от надуманного. Последовательным – уметь решать поставленные задачи, не отвлекаясь от цели и учитывая правовые, управленческие и психолого-педагогические условия. Предприимчивым – использовать креативный подход к профессиональной деятельности, подкрепленный накопленным опытом и знаниями, учитывая современные требования рынка образовательных услуг. Мобильным – уметь переносить накопленный опыт на инновационные сферы деятельности с учетом их особенностей» [4].

В Павлодарском филиале АО НЦПК «Өрлеу» на одном из заседаний клуба директоров школ была проведена анкета с целью актуализации новых подходов к оценке качества образования, вопросов совершенствования управленческой культуры руководителя школ. В исследовании приняли участие 44 руководителя школ г. Павлодара. Цель данной статьи: на основе результатов анкетирования выявить позитивные тенденции в применении полученных знаний и трудности учителей, определить пути решения возникающих проблем по обеспечению качества образования. Всего было предложено ответить на пять вопросов, два из которых требовали разъяснения.

Первый вопрос: Как часто Вы посещаете уроки учителей, прошедших курсы по обновлению содержания образования? Ответы распределились следующим образом:
– 10 % ответили, что не посещают в связи с загруженностью;
– 8 % ответили, что посещают редко, по необходимости;
– 50 % респондентов ответили, что посещают только открытые уроки;
– 32 % отметили, что посещают регулярно.

В инструктивно-методическом письме на 2017- 2018 гг. в разделе «Должностные инструкции» отмечено, что директор и заместитель директора должны посещать 4-5 уроков в неделю, что способствует совершенствованию управленческой деятельности. Посещение уроков учителей, прошедших курсовую подготовку, позволяет увидеть, как учитель применяет новые педагогические подходы, обеспечивает связь с предыдущим обучением, использует активные методы и приемы, правильно применяет терминологию обновленной программы и использует дифференцированный подход для обеспечения образовательных потребностей каждого ученика.

Второй вопрос: Наблюдаете ли Вы изменения в индивидуальном стиле и методике преподавания учителей, прошедших курсы по обновлению содержания образования? Мы получили следующие ответы:
– 45 % опрошенных отметили, что наблюдаются изменения как в методике проведения уроков, так и в оценивании учебных достижений учащихся;
– 55 % отметили, что изменения в индивидуальном стиле и методике преподавания учителей, прошедших курсы по обновлению содержания образования, отличаются устойчивостью и системностью.

Респонденты отметили следующие изменения: четкое понимание особенностей и функций всех видов планирования, умение адаптировать цели обучения в цели урока, развитие и усложнение цели по спиральности, стремление обеспечить эту спиральность от простого к сложному, умение учащихся определять цели урока, обсуждать ожидаемый и полученный результат с помощью предоставленных критериев и дескрипторов для оценивания, умение учителя осуществлять дифференцированный подход, давать своевременную конкретную обратную связь, способствующую дальнейшему развитию учащегося.

Третий вопрос: Насколько, по Вашему мнению, эффективна деятельность учителей, прошедших курсы по обновлению содержания образования, в профессиональном обучении коллег в Вашей школе? Ответы респондентов распределились следующим образом:
– 12 % участников исследования считают, что деятельность не эффективна;
– 3 % респондентов считают, что наблюдаются единичные случаи, когда учитель выступает, делится опытом;
– 55 % опрошенных признались, что обучение проходит только в рамках методического объединения;
– 20 % респондентов ответили, что обучение проводится системно, периодически, эффективно.

Значит, руководители организаций образования не всегда дают возможность учителям поделиться опытом, знаниями с коллективом. В процессе курсовой переподготовки все тренеры реализуют образовательную программу курса, но при этом для реализации целей обучения каждый использует свои активные методы и приемы. По этой причине важно, чтобы руководители организаций образования давали учителю возможность для выступления перед своим педагогическим коллективом по возвращению с курсов. Это дает возможность актуализировать имеющиеся знания по применению тех или иных методов обучения и выровнять фоновые знания учителей об обновленной программе, обогатить путями и способами ее реализации. При подготовке тренеров и учителей для наращивания их потенциала в реализации обновленной учебной программы используется каскадная модель обучения, которая предполагает, что по возвращению с курсов учителя закрепляют полученные на курсах знания через обучение своих коллег [1]. Это является обязательным условием каскадного обучения. Хейс (2000) раскрывает проблемы эффективного каскадного обучения и выделяет пять основных критериев:
1) метод обучения должен быть эмпирическим и рефлексивным, а не транслирующим;
2) обучение должно быть открыто для переосмысления, не следует ждать жесткого соблюдения предписанных методов работы;
3) опыт должен распространяться системно, как можно шире и не должен концентрироваться наверху;
4) заинтересованные лица должны быть вовлечены в подготовку учебных материалов;
5) децентрализация обязанностей в рамках каскадной структуры является желательной [2].

Представленные положения Хейса подтверждают необходимость обмена опытом и выступления учителей по возвращению из курсов. Выступление учителя после курсов – хорошая возможность для рефлексии и переосмысления, для широкого системного распространения опыта, полученного на курсах. Правильное осуществление каскадной модели обучения предполагает обязательное продолжение обучения через взаимодействие с коллегами, взаимообучение, взаимооценивание, рефлексию. Это поможет учителям организовать работу по подготовке учебных материалов: ССП, СОР, СОЧ и других материалов.

Четвертый вопрос: Нуждаются ли учителя Вашей школы в профессиональной поддержке тренеров? Ответы распределились следующим образом:
– 70 % – большинство нуждаются;
– 30 % – учителя находятся в постоянном контакте с тренерами и регулярно участвуют в работе по посткурсовой поддержке.

Значит, находящихся в постоянном контакте на треть меньше, чем нуждающихся в поддержке, что является ярким доказательством того, что учителя, прошедшие курсовое обучение, не до конца охвачены посткурсовой поддержкой профессорско-преподавательским составом. К вопросам посткурсовой поддержки мы относим практикоориентированные районные, городские семинары, коучинги с учителями, участие в областных, районных конкурсах, работу творческих групп, разработку дифференцированных заданий. Мы считаем, что эта задача требует своего решения [3].

Пятый вопрос: Есть ли в Вашем коллективе взаимодействие и профессиональная поддержка между учителями, прошедшими курсы? Каково Ваше участие в данном процессе?

Анкетирование показало, что необходима работа по повышению управленческой культуры директоров и замдиректоров организаций образования. Мы пришли к выводу, что управленцы организаций образования не в полном объеме используют инструменты развития профессиональной компетентности своих учителей. Инструменты развития профессиональной компетентности широко описаны в педагогической литературе. Администрация школы должна способствовать взаимодействию и профессиональной поддержке учителей, вдохновлять к дальнейшему развитию.

Таким образом, результаты анкетирования руководителей организаций образования Павлодарской области позволили увидеть вовлеченность учителей в посткурсовое сотрудничество с тренерским корпусом филиала АО НЦПК «Өрлеу». В организациях образования осуществляется контроль за качеством работы учителей, реализующих обновленную образовательную программу, ведется мониторинг изменений в методике преподавания и педагогических подходах к образовательному процессу. Руководителям организаций образования Павлодарской области в условиях обновления содержания среднего образования необходимо использовать каскадное обучение для активизации деятельности учителей, прошедших курсы по обновлению содержания образования, для профессионального обучения коллег. Совершенствование управленческой культуры руководителя организации образования через рефлексию своей деятельности совершенно необходимо в условиях обновления содержания среднего образования для достижения стратегических задач государства.

Использованная литература

1. Хейс Д. Каскадное обучение и профессиональное развитие учителей. ЕЛТ Джоурнал 54/2 Оксфорд Юниверсити Пресс, Оксфорд 2000.

2. Программа обучения тренеров. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», 2015. Первое издание.

3. Каримова Б.Т. Инструменты посткурсовой поддержки учителей Республики Казахстан, pаботающих по обновленным учебным программам. Сборник материалов II международной научно-практической конференции «Интеграция научного сообщества перед глобальными проблемами современности», которая состоится в Осаке (Япония) 7-9 марта 2017 г.

4. Кортунова Е.П. Управленческая культура руководителя образовательного учреждения в современных условиях // Молодой ученый. – 2011. – № 6. Т.2. – С. 94-96. – URL https: // moluch. ru/archive/29/3301

 

 
 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola7@mail.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10