электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2018 г.

 

Практика становления и развития профессионального мастерства педагога в условиях обновления содержания образования

№ 7 (178) сентябрь 2018г.

Т.А. ЕВСЮКОВА, ст. преподаватель кафедры психолого- педагогического сопровождения учителя, Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Павлодарской области, г. Павлодар


Все мы понимаем, что никакие изменения в образовании невозможны без преобразования профессиональной деятельности учителя. В свою очередь, преобразование профессиональной деятельности учительского сообщества должно быть неразрывно связано с кардинальными изменениями в системе подготовки нового поколения педагогических кадров и повышении квалификации учителей-практиков. Поэтому в содержании системы повышения квалификации задача формирования и повышения профессиональной компетентности является одной из самых значимых; существует необходимость поиска новых методов, структур и форм непрерывного профессионального образования педагогических работников.

Проблемы обозначены, и сегодня мы с вами должны определить ориентиры для того, чтобы реализовать комплекс задач по формированию педагогической компетентности педагога.

Позвольте остановиться на практике филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Павлодарской области по становлению и развитию профессионального мастерства педагогов в условиях обновления содержания образования. На сегодняшний день возникает противоречие между ожиданиями общества в области образования, перспективой развития системы школьного обучения и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. При этом существует проблема недостаточной эффективности действий по повышению профессиональной компетентности педагогов и преобразованию их деятельности. Возникает необходимость в поиске новых методов, структур и форм непрерывного профессионального образования педагогических работников.

Можно определить следующие стратегические направления:

1. Основная особенность обучения взрослых заключается в том, что обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения, он стремится к самореализации, к самостоятельности и имеет для этого основания, поскольку им накоплен значительный жизненный и профессиональный опыт, который может и должен быть использован в качестве источника обучения как самого обучающегося, так и других людей.

Деятельностный подход при проведении курсов повышения квалификации позволяет слушателям курсов по-новому взглянуть на процесс обучения, а значит «сломать» собственные стереотипы, изменить свои мысли и подходы к преподаванию.

2. Необходимо отметить, что процесс принятия новых знаний и подходов, как показывает наблюдение, способны воспринимать автоматически только 20 % взрослых, 30 % процентам требуется время для осмысления и изменения собственных устоев, 10 % ни в каком случае не могут поменять сложившийся стереотип и 40 процентам взрослых требуется длительное обучение. Именно этой категории взрослых необходимо помочь сократить время принятия новшеств и показать пути безотлагательного применения приобретенных в ходе обучения знаний, навыков и умений.

3. Обновление содержания образования ориентирует педагогов на изменение собственной позиции в обучении от «координатора» к «катализатору» процесса познания. Учитель уже не является единственным источником информации, а становится партнером, помогающим разработать траекторию развития ребенка и оказать поддержку.

4. Принципиальным отличием современного процесса преподавания и обучения педагогов является приоритетность в формировании готовности к практическому использованию полученных в аудитории знаний, помимо формального обладания ими, что соответствует сущности навыков, востребованных в 21-м веке. Требуется проявлять компетентность в своем личностном становлении и профессиональном росте. Педагоги нуждаются в апробации обширного арсенала стратегий обучения, в предоставлении широких возможностей для комбинирования различных педагогических подходов, а также в оценке перспективности используемых подходов: каким образом и при каких ситуациях возможно достижение эффективности использования каждого конкретного метода и стратегии.

Одним из актуальных аспектов организации процесса непрерывной подготовки учителей является создание такого образовательного пространства, которое позволит связать теоретическую подготовку с практикой его реализации. Не подкрепленные практикой знания приводят к тому, что учитель вначале вынужден идти путем проб и ошибок, а это уже «экспериментирование» с реальными учениками с возможными отрицательными последствиями. Именно включение в постоянную практику преподавания становится своеобразной лабораторией, связующим звеном между теоретическими знаниями и практической работой учителя.

5. Как представители многих профессий имеют возможность оттачивать свое мастерство на тренажерах, так и педагогу необходимо создать условия для тренировки, пусть не в реальном классе, но в максимально приближенных условиях. Такую возможность учителям предоставляет создание образовательных ситуаций для проведения миниуроков. По сути, такая форма преподавания, когда тщательно отрабатывается определенная часть урока в воображаемом классе, является деловым тренингом, который, помимо всего прочего, становится и методом психологической подготовки педагога к переосмыслению и изменениям, вносимым в собственную практику.

Предлагаю более подробно остановиться на методе создания образовательных ситуаций, который способствует развитию самостоятельного мышления, умению выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода слушатели курсов имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

В результате организации обучающих ситуаций по тренировочному преподаванию отрабатываются полученные теоретические знания, определяются слабые стороны и возможности внедряемых стратегий. Такое преподавание используется с целью отработки умений, овладения определенным материалом, демонстрации различных методов преподавания на практике, создает возможность усиления контроля за педагогической деятельностью. На микроуроках рекомендуется ведение видеозаписи, которая впоследствии позволяет многократно просматривать тот или иной фрагмент урока, анализировать ошибки. Учитель воспринимает собственные ошибки как стимул к дальнейшему совершенствованию и заметно улучшает формирование навыка, делает выводы и определяет свои дальнейшие шаги по преподаванию в классе.

Каждый микроурок направлен на освоение одного отдельного навыка преподавания. Такими навыками могут быть отработка нового обучающего приема, варьирование способов стимулирования форм актуализации знаний в начале урока, подведение итогов в завершении урока, изучение потребностей и реакций учеников, формулирование вопросов, стимулирующих развитие мышления высокого порядка и т.д.

В ходе подготовки к преподаванию «учитель» планирует соответствующие задания относительно своего выбранного предмета. Задания должны достигать цели обучения или цели урока в рамках требований программ. Задания могут быть взяты из учебного плана или быть разработаны для удовлетворения потребностей учащихся и достижения цели обучения выбранного урока. Основные принципы планирования должны быть ясными, четкими. Планируя мини-ситуацию, учитель совершенствует деятельность своего преподавания, планирует взаимодействие с учащимися и удовлетворяет их потребности, создает необходимые ресурсы для осуществления преподавания.

Педагог, выполняющий роль наблюдателя, после «урока» предоставляет обратную связь учителю о его практике. Наблюдатель следит за действиями учителя в ходе педагогической практики, делает заметки о наблюдении по согласованным критериям. В последующем обсуждении он обеспечивает обратную связь учителю на профессиональном уровне, войдя в роль «критического» друга. Для этого он фокусируется на положительных сторонах и областях, которые можно улучшить, организует профессиональный разговор, предоставляет рекомендации на будущее, задает соответствующие вопросы.

При выполнении роли учащегося учителю необходимо постараться представить себя учеником, участвовать в выполнение поставленных задач, отвечать на задания так, как ответил бы учащийся, задавать вопросы, просить разъяснения, если необходимо, и в полной мере быть вовлеченным в образовательный процесс. В ходе осуществления микропреподавания ведется отдельный учет какой-либо из форм обратной связи, которой необходимо поделиться с учителем. Однако эта деятельность не должна препятствовать дальнейшему выполнению роли ученика.

Особое место при проведении рефлексии принадлежит самому учителю. Он должен быть сосредоточен на собственных чувствах, на глубоком осмыслении происходящего процесса. Очень важно самостоятельно определить сильные и слабые стороны преподавания, а также причины возникших трудностей и неудач. Постоянный контроль за стилем своего поведения и реакцией на возникающие в ходе урока потребности учащихся позволяют своевременно корректировать обучение и достигать поставленных целей. Приоритеты в микроуроке направлены не столько на то, что преподается, сколько на то, как это преподается.

После обсуждения, которое в среднем длится около 15 минут, учитель может повторить микроурок с учетом рекомендаций и выводов «обратной связи», но уже с другими учениками. Затем сравниваются выводы «наблюдателей» первого и второго микроуроков, оценки «учеников» и делаются выводы о достигнутом прогрессе. По мере усвоения отдельных навыков задания микроуроков могут усложняться, а обучение от отдельных навыков преподавания переходить к освоению стратегий преподавания.

Безусловно, такая работа является результативной: слушатели ориентируются на творческий подход к профессии, совершенствуется подготовка к уроку, развивается умение организовывать и корректировать учебно-воспитательный процесс, формируется готовность к инновационной педагогической деятельности. Все это способствует развитию профессиональной направленности личности, стремлению применить свои знания и реализовать свои способности.

И еще один принцип, который лежит в основе любого подхода, – это комфортность. Ничто так не способствует обучению, как позитивные эмоции. Поэтому на занятиях создана благоприятная, творческая атмосфера. Этот принцип предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов, создание такой атмосферы, которая создает ощущение уверенности, успешности, продвижения вперед.

Подводя итог вышесказанному, хочу подчеркнуть, что сегодня содержание курсовой подготовки в институте повышения квалификации в основе своей уже ориентировано на новые цели. Однако, как показывает практика, только на основе тесной взаимосвязанной работы института с районными методическими службами, системного взаимодействия с педагогическими коллективами организаций образования можно обеспечить непрерывность процесса формирования профессиональной компетентности педагогов.

 

 
 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola7@mail.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10