электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2019 г.

 

Кадры решают все.
Обзор материалов, опубликованных в СМИ

№ 3 (184) март 2019г.

Подборка Л.А. ПОПОВОЙ, редактора журнала «Открытая школа»


«Круглый стол» директоров школ г. Алматы и Алматинской области

8 февраля 2019 года по инициативе КазНПУ им. Абая состоялся круглый стол «Обновление образования в педагогических вузах» с целью обсуждения проблем подготовки кадров в педагогических вузах для организаций образования (http:// www.kaznpu.kz/ru/6498/news/).

В мероприятии приняли участие ректор КазНПУ Такир Балыкбаев, депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан Ирина Смирнова, советник по вопросам общественной политики Фонда Сорос-Казахстан Сауле Каликова, директор Республиканской ассоциации частных организаций образования Роза Садыкова, ректор Казахского национального женского педагогического университета Гаухар Алдамбергенова, Генеральный директор Международного центра образования «EDTECH-KZ» Гани Бейсембаев, руководители управлений и районных отделов образования, директора школ и педагогических колледжей г. Алматы и Алматинской области, заведующие районными отделами образования.

Круглый стол стал информационной площадкой для обсуждения проблем, влияющих на качество образования детей и молодежи, которые встают перед ныне работающими учителями и которые предстоит решать будущим педагогам.

Для решения актуальных проблем университет уже провел ряд мероприятий. Так, на базе КазНПУ недавно создан Центр повышения квалификации и дистанционного образования. Работа в данном направлении ведется активно, и уже осуществлен ряд мероприятий: повышение квалификации педагогов университета; прием обладателей «Алтын белгi» на обучение бесплатно и предоставление специальных скидок отличникам школ и колледжей. Для обмена опытом в школы будут направлены профессора нашего университета.

В ходе работы круглого стола выступила депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан Ирина Смирнова. Она поблагодарила ректора университета за поддержку в организации этой информационно-дискуссионной площадки и акцентировала внимание ее участников на том, насколько это важно для решения проблем сферы педагогического образования.

Во время обсуждения в формате «свободного микрофона» было задано много вопросов и внесен ряд предложений.

В «Образовательном Альянсе» обсудили вопросы подготовки педагогических кадров

22 февраля 2019 г. на сайте КазНПУ им. Абая (http://www.kaznpu.kz/ru/6873/ press/) опубликована информация о собрании учредителей консорциума «Образовательный Альянс», который был создан по инициативе КазНПУ в августе 2018 г. В его состав вошли управления образования областей и городов Астаны, Алматы, Шымкента. Цель консорциума – координация процессов подготовки кадров в педагогических вузах РК, отвечающих современным требованиям школ. Управления образования выступают в качестве заказчиков, университет – исполнителя, оператором этого проекта является МЦО «EDTECH-KZ». В настоящее время стоит задача подключить к Альянсу остальные педагогические вузы.

На заседании с докладом «Проблемы подготовки педагогических кадров для организаций образования Казахстана» выступил ректор КазНПУ Такир Оспанович Балыкбаев. Предлагаем вашему вниманию выдержки из доклада.

«По цифровым показателям все выглядит благополучно. Количество учителей, выпускаемых педагогическими вузами, превышает статистические потребности школ. Однако реальная оценка ситуации вызывает озабоченность. Прежде всего, это уровень подготовки учителей в педагогических вузах. Он проявился в низком качестве знаний школьников. По итогам аттестации школ видно, что только половина школ с первого раза проходит аттестацию по причине низкого качества знаний учащихся. Другая причина, вызывающая озабоченность, – старение кадров в школах. Несмотря на достаточное количество выпускников педагогических вузов, закрепляются в школах после двух-трех лет работы менее 30 %. Этому есть несколько причин. Педагогические вузы относительно школ на 2-3 года позднее включились в процесс изменения содержания школьного образования… Значит, в школы в течение 2 лет приходили молодые учителя, не владеющие методикой внедрения нового содержания школьных предметов. Большинство не имели возможности освоить новые формы и методы педагогической деятельности, так как их не было в учебных программах вузов. Повлияло на готовность молодых учителей активно включиться в профессиональную деятельность изменение критериев оценки результатов учебной деятельности учащихся.

Очевидно, что педагогическое образование в вузе требует изменений в содержании методической подготовки будущих учителей. В этом направлении в педагогических вузах происходят большие изменения. Примером является наш университет. Преподаватели университета проходят повышение квалификации по новому содержанию школьных предметов в АОО «Назарбаев Интеллектуальная школа». В 2018 году повысили квалификацию 32 преподавателя. В качестве спецкурсов для студентов ведется обучение критериальному оцениванию. В декабре 2018 года методике внедрения нового содержания образования обучено 455 студентов выпускных курсов, которые в феврале 2019 года пойдут на педагогическую практику в школы. Для профессорско-преподавательского состава университета в апреле 2019 года будет организована стажировка в школах по обновленному содержанию учебных предметов. В 2019 году в Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальная школа» планируется направить на повышение квалификации 37 преподавателей университета. В первом потоке 13 человек (4-15 марта).

Понимая кадровую ситуацию в образовании, государство принимает меры по улучшению условий профессиональной деятельности учителя. Это повышение заработной платы, разработка и принятие Закона Республики Казахстан «О статусе педагога», в котором помимо прав и обязанностей педагога вынесены в отдельные статьи: Уважение чести и достоинства педагога, Соблюдение профессиональной этики, Преемственность в педагогической деятельности, Толерантность, Гуманность. Государство признает особый статус педагога в обществе и стремится создать условия для осуществления качественной профессиональной деятельности.

Процесс изменений не быстрый. Ускорить его возможно путем улучшения качества подготовки будущих учителей, направляя на обучение педагогическим специальностям выпускников школ, склонных к педагогической деятельности. 8 февраля 2019 года состоялся круглый стол руководителей управлений образования г. Алматы и Алматинской области, директоров школ и педагогических колледжей с участием депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан Смирновой И.В. При обсуждении проблем школьного образования директорами школ высказан ряд пожеланий и рекомендаций. Но главное, что удивило, – желание принять на педагогическую практику студентов 3-4 курсов и увеличить ее продолжительность. Это пожелание директоров городских школ. Значит, проблема нехватки учителей стоит весьма остро как для сельских, так и для городских школ. Очевидно, что отдельные действия педагогических вузов и управлений образования не решили проблему учительских кадров. Поэтому в рамках деятельности педагогических вузов и управлений образования по реализации «Образовательного Альянса» можно начать подготовку выпускников школ к получению педагогической специальности».

За престиж и статус педагога ответственны все

Как сообщает сайт Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки (http:// edu-tradeunion.kz/ru/news/show/20/3109), 25 февраля 2019 года в Астане состоялось заседание круглого стола по обсуждению Законопроекта «О статусе педагога» с участием депутатов Парламента Республики Казахстан. Заседание транслировалось в прямом эфире в социальной сети Facebook.

Вместе с депутатами Сената Парламента РК в заседании приняли участие педагоги, ученые, ректоры вузов, члены рабочей группы по разработке Концепции и проекта Закона «О статусе педагога», представители Министерства образования и науки РК, руководители членских организаций профсоюза отрасли, профсоюзные активисты, а также представители ФПРК и СМИ.

Работа круглого стола началась с презентации Ирсалиева С.А. – исполнительного директора международного научного центра «Астана» «Учителя Казахстана: круг «регресса» разорван. Сможем ли мы создать благодетельный круг превосходства?»

Полностью с докладом Серика Азтаевича можно ознакомиться на сайте http://isca.kz/ru/analytics-ru/3004. Предлагаем вашему вниманию выдержки из него.

«Качество жизни не может быть выше качества человеческого капитала, основы которого закладываются в системе образования. А «качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей» [М. Барбер, М. Муршед. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Стр. 17.]. Таким образом, судьба будущих поколений во многом в руках наших педагогов.

Эта аксиома лежит в основе особого внимания, уделяемого большинством стран ОЭСР качеству подготовки, социальному пакету и престижу профессии учителя. Сопоставление этих параметров пока не в нашу пользу (таблица 1).

Как показывают данные таблицы 1, социальный пакет педагога у нас пока еще не привлекателен. Соответственно учительская профессия не престижна. Это приводит систему школьного образования в замкнутый круг снижения качества. В педагоги идут выпускники, набравшие на ЕНТ значительно меньше баллов, чем на специальности, дающие в будущем высокий доход. Качество подготовки в вузах по педагогическим специальностям невысокое: 86% студентов педагогических специальностей в 2015 году сдали ВОУД на «3» и «2» [4]. Многие выпускники- педагоги сразу же по окончании вуза уходят в другие сферы. «Средние» выпускники педагогических специальностей приходят в школу и «средне» учат наших детей. Из этих средне обученных детей опять только средние идут в педагоги. «Круг регресса» замкнулся. И его можно разорвать только повышением престижа профессии учителя.

… В январе 2018 года зарплата была повышена для учителей 1, 2, 5 и 7 классов, которые к тому времени перешли на новые программы. В сентябре этого же года был запланирован переход на обновленное содержание 3, 6 и 8 классов с соответствующим повышением зарплаты. То же самое с сентября 2019 года для 4 и 9 классов. А с сентября 2020 года для 10 классов [ИА REGNUM. 11.07.2018 г.]. На повышение зарплаты учителям в Казахстане выделили более $ 150 млн.

Это была очень своевременная и важная мера для разрыва «круга регресса».

Наметившийся вектор движения в этом направлении был закреплен новой инициативой Президента Казахстана, который в Послании 5 октября 2018 года поручил разработать и принять Закон «О статусе педагога», предусматривающий все стимулы для учителей и работников дошкольных организаций.

Дополнительным «катализатором» этих процессов могло бы стать восстановление стимулирующих надбавок к уровневым курсам (на новых условиях), которые были отменены с января 2016 года.

Еще одним шагом в повышении престижа учительской профессии мог бы стать запуск программы «Teach For Kazakhstan», а также целевое обучение по педагогическим специальностям в магистратуре специалистов других отраслей экономики.

Актуальность повышения уровня школьных педагогических кадров в современных условиях будет только расти, так как новые глобальные угрозы с троекратной силой проецируются на профессию учителя.

Какие новые вызовы могут сказаться на профессии учителя? Автоматизация, роботизация и искусственный интеллект угрожают каждой второй специальности в мире, в том числе педагогической [Российская газета RGRU. 27.10.2016. Что мы отдадим машинам? Текст: Журнал «Кот Шредингера» (Энтони Голдблум, специалист по машинному обучению, директор компании Kaggle) https://rg.ru/2016/10/27/ kakie-rabochie-mes-ta-chelovek-ustupit-iskusstvennomuintellektu. html].

Например, учитель может за всю свою трудовую карьеру проверить, исправить ошибки и выставить оценки 10 тысячам сочинений. А компьютер, имея большое количество данных, может «прочитать» и правильно оценить миллион сочинений за 5-10 минут [Workingpaper.The Future of Employment. Carl Benedikt Frey & Michael Osborne.Published by the Oxford Martin Programme on Technology and Employmen. THE FUTURE OF EMPLOYMENT: HOW SUSCEPTIBLE ARE JOBS TO COMPUTERISATION? Carl Benedikt Frey and Michael A.Osborne.September 17, 2013?78 P.https://www.oxfordmartin.ox.ac.uk/downloads/ academic/future-of-employment.pdf].

Кроме этого, искусственный интеллект может взять на себя всю рутинную работу педагога: проверка посещаемости, сканирование всех образовательных ресурсов и автоматический отбор учебных программ для каждого класса, составление индивидуального плана для каждого ученика и расписания занятий.

Более того, ИИ может взять на себя функцию репетитора, который будет обучать более эффективно, чем учитель.

Например, китайский стартап «Yixue Education» разработал программу «компьютерные репетиторы». В октябре 2016 г. в г. Чжэнчжоу было проведено соревнование между ИИ «Yixue Education» и учителями с 17-летним опытом. 78 учеников за 4 дня занятий с ИИ от «Yixue Education» улучшили результаты своих тестов по математике на 36 баллов. А занятия с учителями повысили показатели всего на 26 баллов [South China Morning Post. 20 December, 2017.Robot tutors set to help students take on China’s daunting Gaokao college entrance exams https://www. scmp.com/tech/china-tech/article/2124929/robot-tutorsset- help-students-take-chinas-daunting-gaokao-college].

Возникает вопрос: если ученики уже сейчас понимают ИИ лучше, чем учителей, то через сколько лет ИИ перестанет быть полезным ассистентом учителя и полностью заменит его?

Если статус и уровень подготовки педагогов не станут доминантами в образовательной политике, такое фантастическое предположение может стать катастрофической реальностью уже в недалеком будущем».

Увеличение зарплат коснется порядка 500 тысяч человек

Павел Уткин проинформировал читателей газеты «Комсомольская правда» (http:// www.kp.kz/15048-kazakhstanskim-rabotnikamobrazovaniya- s-nizkoy-zarplatoy-povysyat-okladna- 30): Как сообщила министр образования и науки РК Куляш Шамшидинова в ходе заседания Правительства, увеличение заработных плат низкооплачиваемых работников сферы образования будет осуществляться дифференцированно до 30%. Увеличится заработная плата порядка 500 тысяч человек системы образования. В том числе воспитателей и помощников воспитателей дошкольных организаций и интернатных учреждений, методистов, социальных педагогов, психологов детских садов и колледжей. Заработную плату также повысят работникам организаций дополнительного образования, библиотекарям, вожатым, бухгалтерам, делопроизводителям, уборщикам, дворникам, сторожам, кочегарам, сантехникам и электрикам. Также в ходе своего доклада Куляш Шамшидинова затронула вопрос доведения реформ в среднем образовании до логического завершения. В 2019-2021 годах пройдут курсы переподготовки по обновленному содержанию образования 244 тысяч педагогов школ, колледжей и вузов.

 

 
 

Тема номера






 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola7@mail.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10