электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2019 г.

 

О некоторых аспектах организации тьюторского сопровождения в системе повышения квалификации педагогов

№ 4 (185) апрель 2019г.

К.У. САБИЕВА, заведующая кафедрой филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО», г. Петропавловск


Одним из приоритетных направлений перехода казахстанской экономики к инновационному социально-ориентированному типу является развитие человеческого потенциала через создание благоприятных условий для раскрытия способностей каждого человека, что определяет переход к непрерывному образованию. В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы акцентировано внимание на индивидуально-личностных процессах и результатах обучающихся, и предполагается вариативность образовательных траекторий на всех уровнях образования [2]. В этой связи необходимым становится переосмысление как теоретических, так и практических подходов к организации процесса повышения квалификации педагогов. Особый интерес вызывает тьюторство.

На основе анализа литературы по теме исследования мы определились с понятиями «тьютор», «тьюторское сопровождение».

По мнению Ю.Л. Деражне, «тьютор в системе открытого образования является важнейшим системообразующим компонентом, выполняя функции преподавателя, консультанта, методиста и наставника» [3, С. 5].

В словаре «Терминология в системе дополнительного профессионального образования» значение термина «тьютор» определяется следующим образом: «тьютор (в переводе с англ. – преподаватель-консультант) – лицо, облегчающее процесс обучения, чья роль – быть знающим партнером своих слушателей».

С.И. Змеев считает, что «тьютор это – наставник, осуществляющий постоянную помощь одному или нескольким взрослым, обучающимся в решении вопросов организации обучения» [4, С. 74].

В монографии С.А. Щенникова понятие «тьютор» определяется как преподаватель-консультант – специалист в области организации образования и самообразования [8, С. 444-450].

Понятие «сопровождение» приобрело особую актуальность в последние годы. Определим сущность данного понятия. В словаре русского языка значится: сопровождать – значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого [7, С. 135, 138]. То есть сопровождение обучающегося – это движение в образовательном процессе вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если возникает необходимость объяснения возможных путей развития ситуации. Преподаватель учитывает желания, потребности обучающегося, фиксирует достижения и возникающие затруднения, советует, помогает понимать и принимать себя. Но при этом не контролирует, не навязывает свою позицию, формы и способы деятельности. И лишь когда у обучающегося возникнут затруднения, помогает ему определить траекторию движения в собственном развитии.

Сопровождение в педагогике понимают как деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора, полагает Е.И. Казакова [5, С. 213-216].

В психологии сопровождение, по мнению М.Р. Битяновой, рассматривается как система профессиональной деятельности, которая обеспечивает создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности [1, С. 211-213].

Идеи А.П. Тряпицыной о том, что успешно организованное сопровождение помогает человеку войти в недоступную ему пока «зону развития», представляют определенный интерес [6, С. 91-95].

Понятие «сопровождение» приобрело сегодня особую актуальность. В словаре русского языка значится: «сопровождать» – значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого [7, С. 387]. То есть «сопровождение» обучающегося – это движение в образовательном процессе вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если возникает необходимость объяснения возможных путей развития ситуации. Преподаватель учитывает желания, потребности обучающегося, фиксирует достижения и возникающие затруднения, советует, помогает понимать и принимать себя. Но при этом не контролирует, не навязывает свою позицию и формы и способы деятельности. И лишь когда у обучающегося возникнут затруднения, помогает ему определить траекторию движения в собственном развитии.

Анализ литературы и педагогической практики по исследуемой проблеме показал, что тьюторское сопровождение можно рассматривать как:
– профессиональную деятельность преподавателя института повышения квалификации, способного оказать поддержку и помощь в индивидуальном образовании и развитии педагогу;
– процесс, который содержит комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих сделать самостоятельный выбор при решении образовательных задач в педагогической деятельности;
– взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого;
– технологию, включающую ряд последовательных и взаимосвязанных этапов деятельности преподавателя и других специалистов по обеспечению повышения квалификации педагогами; как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность целевого, содержательного, технологического и аналитического компонентов.

Тьюторское сопровождение в системе повышения квалификации всегда персонифицировано, организовано на основе индивидуального и личностно ориентированного подходов, направлено на конкретного педагога, даже если преподаватель института повышения квалификации работает с группой.

Субъектом тьюторского сопровождения является и сам педагог, который имеет свой опыт самообразования, взаимодействия с преподавателями института повышения квалификации, другими курсантами, свой особый характер индивидуального и личностного развития. Особенности личности педагога влияют на то, какие формы и содержание тьюторского сопровождения в соответствии с его индивидуальной образовательной деятельностью будут выбраны.

В Казахстане практика тьюторства находится на стадии становления. В нашем Институте повышения квалификации педагогических работников – филиале АО «НЦПК «Өрлеу» – функции тьютора выполняют кураторы групп (преподаватели кафедр института). Деятельность тьюторов по сопровождению педагогов во время курсовой подготовки включает несколько этапов.

1. Диагностический этап

На диагностическом этапе осуществляется экспертиза уровня соответствия результатов педагогической деятельности педагогов квалификационным требованиям. Тьюторами готовится пакет диагностических материалов для экспертизы и оценки профессиональных компетенций на основе входного комплексного тестирования по модулям, выявления результатов направлений профессиональной деятельности, вызывающих затруднения; предпочитаемых форм занятий в ходе курсовой подготовки, источников профессиональной информации, направлений развития.

С целью конкретизации проблемного поля профессиональной деятельности педагогов по результатам диагностических исследований проводится фокус-группа – свободное интервью с педагогами, направленное на определение уровня теоретической и методической подготовки педагога на начало обучения на курсах повышения квалификации. По результатам анализа диагностических исследований анкет педагогов фокус-группы тьютором заполняется информационная карта, которая позволяет составить общую картину о качественном составе группы педагогов, с которыми ему предстоит работать. Кроме того, диагностика позволяет выделить типичные проблемы, возникающие у педагога в профессиональной деятельности, проанализировать их интересы и запросы, на основании этого определить уровень готовности педагога к профессиональному образованию.

В рамках данного этапа тьютором проводится тренинг личностного роста, направленный на развитие представлений о положительном отношении к образовательной деятельности, оказание помощи педагогам в осознании необходимости повышения своей квалификации, возможностей ее осуществления. Участие в тренинге позволяет педагогу снять напряжение перед предстоящим обучением, увидеть свою педагогическую деятельность «со стороны», осознать пробелы в знаниях и ошибки в практической деятельности, что станет залогом положительной мотивации. По результатам реализации данного этапа конкретизируется цель обучения для каждого учителя или группы учителей. Методы, используемые на данном этапе, отвечают следующим требованиям: во-первых, являются личностно ориентированными; во-вторых, имеют рефлексивный характер; в-третьих, имеют диалогичное основание; в-четвертых, создают имитационное пространство; в-пятых, служат задачам диагностики.

2. Проектировочный этап включает деятельность тьютора по оказанию помощи обучающимся в составлении индивидуального образовательного маршрута. В зависимости от поставленных целей обучения тьютором совместно с обучающимися проводится анализ учебной программы курсовой подготовки, рассматриваются инвариантная, обязательная для изучения и вариативная часть программы повышения квалификации, а также программы выездных практических занятий, стажировки на кафедрах, отделах филиала, творческих мастерских.

3. Организационно-управленческий этап. На данном этапе тьютором обеспечивается:
– организация работы по созданию условий для реализации индивидуальной образовательной программы каждым педагогом, стажерских практик, осуществляется контроль за выполнением предусмотренного программой объема контрольных заданий, степенью самостоятельности слушателя курсов при освоении учебного материала;
– индивидуальное консультирование педагогов (оперативное решение возникающих в процессе освоения курса вопросов, связанных как с учебным материалом, так и со способами применения полученных знаний в практической деятельности);
– внесение коррективов в индивидуальные образовательные маршруты (по мере необходимости); наблюдение за тем, как педагоги применяют полученные знания в практической деятельности (выполнение СРС, проектных работ, разработка мини-презентации урока, мероприятия и др).
– анализ ошибок педагогов, проведение работы над ошибками.

4. На оценочно-результативном этапе проводится комплексная оценка результатов обучения. Комплексная оценка включает результаты текущего контроля, участие в методических мероприятиях, выполнение индивидуальных заданий (СРС, проектов, мини-презентации урока и др.), а также итогового (выходного контроля).

5. Заключительный этап.

На заключительном этапе реализации учебной программы курсовой подготовки проводится рефлексивный анализ деятельности педагога и тьютора. Подобный вид деятельности позволяет зафиксировать наиболее удачные и неудачные моменты осуществляемой ими деятельности, эмоциональное состояние участников образовательного процесса, а также определить дальнейшие действия по повышению уровня педагогического мастерства.

Таким образом, деятельность тьютора направлена на создание условий для вхождения каждого педагога в процесс управления собственной траекторией профессионального развития.

Тьютор помогает педагогу осознать свои профессиональные «дефициты», возможности и перспективы, сделать осознанным выбор тем, предложенных в вариативном модуле учебной программы курсовой подготовки, осуществить работу по формированию индивидуальной образовательной программы профессионального развития.

Литература

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.

2. Государственная программа развития образования и науки РК на 2016-2019 годы. – Астана, 2016.

3. Деражне Ю.Л. Тьютор в открытом обучении: Учебно- методическое пособие. – М.: Изд. Департамента федеральной государственной службы занятости населения Московской области, 2008. – с. 5.

4. Змеев С.И. Основы андрагогики. Уч. пособие для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2009. – с. 74.

5. Казакова Е.И. Методическое пособие для преподавателей. – М.: НФПК, ООО «Миралл», 2005. – 248 с.

6. Тряпицина А.П. и др. Педагогика. Учебное пособие для вузов. СПб: Изд-во «Питер», 2014. – с. 91-95.

7. Толковый словарь русского языка. – М.: ТТЕРРА, 2008. – 752 с.

8. Щенников С.А, Теслинов А.Г. Основы деятельности тьютора: Специализированный учебный курс. – М.: Дрофа, 2006. – 591 с.

 

 
 

Тема номера







 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no