электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2020 г.

 

Эвтагогика и цифровизация образования: новые подходы в педагогике

№ 2 (193) февраль 2020г.

А.К. МЫНБАЕВА, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и образовательного менеджмента факультета философии и политологии, Казахского национального университета им. аль-Фараби, г. Алматы


Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.

Уильям Артур Уорд


В июле 2016 года на всемирном психологическом конгрессе в Японии, в котором мы участвовали с группой коллег, ученый Hiroshi Ishiguro [1] продемонстрировал робота-андроида, полную свою копию, который умеет вести диалог с человеком на обыденную тематику (http: //www. icp2016. jp/program/keynote_speaker/Hiroshi_Ishiguro. html) и даже читать отрывки лекций. Запись его доклада на английском языке на другой конференции 2012 года можно увидеть в ютубе (https: //www. youtube. com/ watch?v=C-rp75OO0sM) [1]. Когда смотришь на человека и его, ничем от него не отличающийся, андроид, начинаешь теряться. Где же настоящий человек? В своих видео Хироси Исигуро – японский ученый, профессор в области робототехники и искусственного интеллекта показывает разные типы андроидов, даже размером со смартфон. В данном видео он также рассказывает о созданном андроиде-актере (см. стоп-кадр видео). Если учесть, что смартфоны завоевали мир фактически за два десятилетия, то, может, будет утопично сказано, но не так и далек тот день, когда вокруг нас появятся роботы-андроиды, способные выполнить простые операции и помочь человеку.

Готовы ли мы к такому вызову? Какие изменения грядут в обучении? Как меняются школьники и студенты?

Вот как сравнивает особенности нового поколения с поколением ХХ века профессор Хельсинского университета Кирсти Лонка (Финляндия, 2014) (таблица 1) [2]. Похожую таблицу составил и проф. Б. Бридчка (Чехия, 2012) [3].

Таблица 1 – Отличие современной практики обучения в школе и нового «социально-цифрового поколения» (Лонка, 2014; Бричка, 2012)

Подчеркнем, что виртуальная реальность важна для современного школьника, студента; стала естественной средой нашей жизни. Как и то, что многие новые профессии направлены на работу в виртуальных мирах человека (программист, режиссер, писатель, артист, дизайнер софтов и др.).

К. Лонка пишет, что под «социально-цифровыми технологиями понимаются интегрированные системы техники, социальных медиа и интернет, которые обеспечивают постоянное и интенсивное онлайн-взаимодействие с информацией, людьми и артефактами»; социально-цифровое участие – «новая концепция практики неформального, социально-цифрового опосредованного участия» [2].

Интересно понимание «поверхностного» и «глубокого»/«глубинного» подхода в получении знания. «Заучивание текста и зубрежка, не обращая внимания на смысл, понимание, – известны как поверхностный подход, и целостностная и критическая оценка, исследование материала известно как глубокий подход». «Поверхностное обучение – поверхностный подход – это воспроизводство знаний, регламентированное педагогом обучение, пассивная эпистемология, двойственное видение и потребление знаний. Глубокий подход, трансформация знаний, саморегулируемое обучение, активная эпистемология, релятивистские представления и построение знания – подход, который может привести к более глубоким уровням обучения (LonkaK., 2014) [2]. Наша задача – стимулировать глубинное обучение учащихся. Рассмотрим, как это связано с особенностями организации памяти (таблица 2).

Таблица 2 – Классификация видов памяти (Щербатых Ю.В., 2008) [4]

Из таблицы 2 ясно, что задача педагога – создать условия, проектировать задания для перевода учебных знаний из мгновенной, кратковременной, оперативной памяти в долговременную, то есть использование методов, стимулирующих словесно-логическое мышление, диалог, высказывание учащегося, обмен их смыслами. С другой стороны, учащиеся предпочитают визуальный код информации, поэтому в процессе обучения на каждом занятии все больше и больше используются мультимедиа, видеоотрывки, методы визуализации. Педагог стимулирует обсуждение, презентацию полученных знаний, умений, компетенций учащимися.

Классическая педагогика связана с формальным обучением и основывается на дидактике как теории обучения. В ней работают классические закономерности и принципы обучения. В предыдущей статье были изложены особенности Педагогики 2.0 – условно педагогики активного учения школьником, студентом, активного со-участия в процессе обучения. Для сравнения: идеи классической педагогики отражены в известных фразах: «Tabula rasa» – «Мозг ребенка – чистая доска», «Учащийся – сосуд, который мы можем наполнить разными знаниями». Ведущую идею Педагогики 2.0 можно соотнести с изречением Плутарха: «Ученик – не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно зажечь».

Педагогика 3.0 направлена на обучение с использованием глобальной сети интернет, большого разнообразия цифровых образовательных ресурсов и гаджетов. Педагогика 3.0 – это эвтагогика. Понятие Heutology (Эвтагогика – Хьютагогика) было введено в 2000 году Stewart Hase и Chris Kenyon как «форма самоопределяющегося обучения» (Halupa, 2018).

Основана на идее «двойной петли обучения», указывает, что у каждого человека есть ментальные карты и управляющие/мотивационные/ координационные переменные (Halupa, 2018). Суть «двойной петли обучения», в некоторых источниках «двойного кольца/цикла обучения», заключается в запуске процесса рефлексии, самоанализа процесса обучения и возможности самостоятельного расширения процесса обучения. То есть наблюдение за своим процессом обучения и попытка расширения своих взглядов, знаний через допонительное изучение новых теорий, новой порции информации, а для этого самостоятельный поиск или обращение к другим людям, интернету, мудрым книгам, друзьям, учителям… Таким образом, круг обучения расширяется… Автор теории Double Loop Learning – С. Argyris.

McAuliffe, Hargreaves, Winter and Chadwick (2008) предложили следующие принципы эвтагогики [5]:
- Знание, как учиться, является ключевым навыком.
- Педагоги больше сосредоточены на учебном процессе, а не на содержании образования.
- Обучение выходит за рамки конкретной дисциплины.
- Обучение происходит посредством самоизбранного и самонаправленного действия (Halupa, 2018).

Мы бы добавили, что эвтагогика связана с синергетикой, или, иными словами, может быть дополнена, продлена синергетическим подходом. Синергетическая теория связана с самоорганизующимися системами, обменом информацией и энергией со средой и между людьми, поточностью, а также с эффектом распределения (от хаоса к порядку) и усиления элементов (взаимообогащения) в сети. Синергетика – наука о самоорганизующихся системах. В Казахстане вопросами синергетики в образовании занимаются Жанабаев З. (1999), Мукушев Б.А. (2006) [6-7]. Самоорганизация – это процесс спонтанного возникновения порядка и организации из беспорядка (хаоса) в открытых неравновесных системах (Михайлова, 2012) [8].

В обычном понимании эвтагогика связана с самообучением и рефлексией. В цифровую эпоху новый мощный инструмент познания – система интернет. Многие авторы отмечают, что Хьютагогика, или Эвтагогика – это «сетецентрическая теория», основанная на коннективизме (Siemens, 2006) [9], рефлексии, метакогнитивных навыках.

В Педагогике 3.0 и Образовании 3.0 работают новые теории: коннективизм, теория потока, акторно-сетевая теория, ризоматическая педагогика и др. Новые теории изложены в книге Helen Beethamи Rhona Sharpe (2013) «Rethinking pedagogy for a digital age: designing for 21st century learning»: «Переосмысление педагогики для цифровой эпохи: дизайн в обучении 21 века» [10], которые в прошлом году были переведены на казахский и русский языки в Казахстане в рамках государственной программы 100 книг Национальным бюро переводов. Рекомендуем ознакомиться с ней и другими учебниками.

Условно данное течение мы называем «цифровой педагогикой», поскольку, с одной стороны, считаем его продолжением развития педагогической науки, с другой стороны, ориентированной на новое поколение – цифровое поколение, пронизанной и связанной с цифровизацией, некоторой «спонтанностью» или «случайностью» процесса обучения или самообучения в сети. Эти теории несколько изменяют процесс обучения, процесс его построения.

Теории потока: от М. Чиксентмихая к потокам в сети и др.

Американский психолог Михай Чиксзентмихай – автор теории потока – экспериментально исследовал состояние, которое возникает, когда человек погружен в свое дело, творчество. Он вводит термин поток (Flow). Респондентами его исследования были альпинисты, шахматисты, композиторы, хирурги, художники, танцоры и др. Творчеству характерно чувство слияния со своими действиями («слияние действий и осознания»), которое возникает в потоке, когда человек настолько вовлечен, погружен в то, что он делает в каждый момент, что у него исчезает чувство осознания самого себя как чего-то отдельного от совершаемых им действий [11]. Например, музыкант и его рояль, другой инструмент, когда он исполняет музыку. Свойства потока: потеря самосознания, опыт трансцендирования (мысленный выход за пределы себя, своего привычного окружения), аутотеличность опыта (достижение цели в себе самом) [11]. «Поток» не нуждается в преднамеренной рефлексии: ведет человека само действие. Слияние действия и осознания сопровождается потерей чувства времени – время протекает незаметно. В состоянии единения с окружающим человек расширяет свои личностные границы, становится частью чего-то большего, чем индивидуальное Я. Действия поддерживаются не их результатом, а переживанием процесса, самим опытом потока или течения.

Поток или течение в физике связано с жидкостью, которая течет… Например, вода в реке/ трубе имеет разные скорости течения, в середине скорость быстрее, у берегов/краев – меньше. Эта же система работает с транспортными потоками в городе. Похожая ситуация с потоком информации, энергией. Погружение в интернет, в соцсети похоже на поточность системы, происходит «слияние действия и осознания» у человека, изменяется время, ведет человека само действие. В сети учащиеся объединяются в группы, иногда случайные, действуют спонтанно и др. Задача, которую ставит перед собой учащийся, – попасть в позитивный, продуктивный поток, попасть в само такое состояние…

Познакомим кратко и с другими новыми теориями. Изложим еще две концепции из книги Helen Beethamи Rhona Sharpe (2013) «Переосмысление педагогики для цифровой эпохи: дизайн в обучении 21 века».

Согласно акторно-сетевой теории объекты (артефакты науки, технические комплексы, животные и др.) рассматриваются как действующие единицы социальных отношений. Созданный ресурс/компьютерная обучающая программа завлекает, инициирует действия и взаимодействие человека в среде, среда становится активной, хотя в данный момент в ней условно педагога может и не быть. Учащийся, кликая кнопки, погружается в данную среду, активно работает в ней, получает оперативно и мобильно обратную связь гаджета. Разработчики средств (в том числе педагоги) представлены лишь условно в ней. Чем лучше разработан софт, тем большее количество людей будут погружаться в него. Созданная электронная среда, обучающая программа, электронный образовательный ресурс, как динамическое средство обучения, также становится действующей единицей учебного взаимодействия, и ее статус повышается в процессе обучения. Если ранее мел и доска как средства обучения не были активными, без действий учителя и ученика они не были включены в процесс обучения, то сегодня электронная среда как динамическое дидактическое средство обучения и без явно включенного педагога носит уже активный характер, она притягивает и инициирует диалог цифрового поколения, предлагает варианты обучения, может оценивать учащегося и т.п. Фактически в средстве обучения представлен искусственный интеллект, в него передан интеллект разработчика.

Ризоматическая педагогика.

Rhizome (от франц. – «корневище») – термин философии постмодернизма, нелинейный способ организации целостности благодаря открытости и внутреннему креативному потенциалу. Введен в 1976 г. в книге Ж. Дезела и Ф. Гваттари «Ризома» [13, 12]. У ризомы нет «ни начала, ни конца, есть только середина, из которой она растет и выходит за ее пределы». Ризома не боится разрывов как переходов в состояние с отсутствием жесткой и универсальной стратификации, в отличие от структуры. В ризоме есть движение вдоль определенных линий с определенной скоростью, что напоминает потоки, одни из них ускоряются, другие запаздывают.

Как пишут Дж. Уин и Д. Локвуд, понятие «ризомы» указывает на попытку оторваться от западных иерархических – или «древовидных» – моделей, которые побуждают нас думать с точки зрения логики представления и воспроизведения уже существующих структур. «Для Делеза и Гваттари понятие «ризома» – плоская горизонтальная система по типу корневой системы разветвления – предполагает постоянную, преобразующую связность мира и представляет собой изменение древовидного типа логики отдельно стоящих «деревьев». Ризома отдает предпочтение связывающей линии понятий, чем изолированной точке зрения. Это бесконечно разрастающаяся совокупность линий, которые соединяются посередине. Связность составляющих компонентов, без центра, границ, начала или конца, является первым принципом ризомы. Принципы, связанные с ризомой, это – принципы гетерогенности и множественности. Ризома непрерывно самодифференцируется. Кроме того, она выражает картографическую логику производства новых связей, а не «копирующую» логику воспроизведения. Построенная на основе развития новых связей, «то, что отличает карту от копии-кальки, так это то, что она полностью ориентирована на экспериментальную работу с реальной ситуацией» (Deleuzeand Guattari 2004: 13). В ризоматическом картографическом столкновении, когда наставник и учащийся, педагог/учащийся и реальная ситуация соприкасаются, вступают в контакт, мир возникает заново в процессе взаимного «становления». Ничего еще не представлено. Ничего не связано, а только создается заново» [12].

***

Обобщим подходы Педагогики – Педагогики 2.0 – Педагогики 3.0. Если для классической педагогики конструкт знаний в голове школьника представляется четкой структурированной матрицей (таблицей: в каждой ячейке находится строго зафиксированное знание), в Педагогике 2.0 – это, образно говоря, разные конструкции кубиков (ученик сам выстраивает свою систему знаний, и уже нет единой такой системы; построенные конструкции из кубиков будут разными у разных людей), то в Педагогике 3.0 – это «ризома» (у сети знаний нет ни начала, ни конца, она прерывается и снова начинается…) /рисунок/.

Переход от теорий к теориям последователен, как и в практике обучения. Базовые знания, на наш взгляд, должны иметь фундаментальное построение, здесь мы используем традиционное обучение. Далее начинается выбор и разнообразие…

Обобщение изложенных подходов представлено в таблице 3 [14-15] в виде преемственности моделей развития образования.

Таблица 3 – Модели развития образования в мире (Саргсян, 2014; Шеманаева, 2016 и др.)

Говоря о цифровизации образования и эвтагогике, фактически выстраивается несколько другая педагогика, и именно ее основы мы закладываем у школьников, когда применяем активные методы обучения, проектируем в классе взаимообучение и взаимооценку детей, стимулируем самообучение. Однако, снова нужна грань, чувство Меры и Умеренность в такой работе. Мастерство педагога проявляется в сочетании традиций и инноваций исходя из особенностей детей, а также ожидаемых результатов обучения. Зададимся вопросом: сколько же времени на занятиях и в процессе обучения использовать традиционные, сколько активные методы обучения, а сколько цифровое обучение? Ответ на этот вопрос, конечно, каждый учитель озвучит самостоятельно.

В заключение отметим, что ранее Педагогика делала основной акцент на «знания, умения, навыки» (ЗУН), Педагогика 2.0 делает акцент на «компетенции», а Педагогика 3.0 на «способности» учащихся. Выявление и развитие способностей школьников и студентов, умение выстраивать процесс обучения для каждой личности ученика – главная и достаточно сложная задача современного образования. Цифровизация образования перетекает в диагностику способностей учащихся, создания креативной среды и предоставление разнообразия возможностей и ресурсов для обучения и саморазвития.

Литература

1. Hiroshi Ishiguro // https: //www. youtube. com/ watch?v=C-rp75OO0sM 2012 год https: //www. youtube. com/watch?v=Ou-x798lNSo https: //www. youtube. com/watch?v=G8tAAkYL5aY https: //www. youtube. com/watch?v=C-rp75OO0sM

2. Hietajärvi L. et al. Is student motivation related to socio-digital participation? A person-oriented approach //Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Т. 171. – С. 1156-1167.

3. Ing. Bořivoj Brdička (2012). Новые информационные технологии обучения // http://www. slideshare. net/bobr/ Режим доступа 30. 06. 2012.

4. Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса. – СПб.: Питер, 2008.

5. Halupa C.M. Pedagogy, Andragogy, and Heutagogy //Transformative Curriculum Design in Health Sciences Education. – IGI Global, 2015. – P. 143-158

6. Жанабаев З.Ж. Синергетика знания: научные основы оценки учебной деятельности. – Алматы: Казак университетi, 1999. – 37 с.

7. Мукушев Б.А. Теоретические основы формирования синергетической культуры учащейся молодежи: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01-8. – Караганда, 2006. – 42 с.

8. Михайлова Л.А. Концепции современного естествознания. – Спб.: Питер, 2012. – 336 с.

9. Siemens G. (2006). Connectivism: Learning Theory or Pastime for the Self-Amused? // http: //www. elearnspace. org/Articles/connectivism_self-amused. htm. Режим доступа 30.06.2012.

10. Rethinking pedagogy for a digital age: designing for 21st century learning / edited by Helen Beetham and Rhona Sharpe. 2013.

11. Психология. Введение в профессию / под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2008. – С. 34-35.

12. Битем Э., Шарп Р. Переосмысление педагогики для цифровой эпохи: дизайн в обучении 21 века. – Астана, 2019.

13. Deleuze G., Guattari P.F., Pérez J.V. Mil mesetas. – Pre-textos, 2004.

14. Саргсян А.С. Принципы и особенности развития эвтагогики как области педагогической науки // Человек и образование. – 2014. – № 3 (40).

15. Шеманаева М.А. PAH-continuum: от обучения к учению и автономии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S19. – 0,2 п.л. – URL: http: //e-koncept. ru/2016/76222. htm

16. Мынбаева А.К. Педагогика 2.0 и конструктивизм // Открытая школа. – 2020. – № 1. – С. 3-6.

 

 
 

Тема номера







 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola7@mail.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10