электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2020 г.

 

Гаджеты в образовании: особенности использования, преимущества и недостатки

№ 2 (193) февраль 2020г.

Р.А. АЛИХАНОВА, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, РФ


Использование гаджет-технологий в образовании оказалось поистине бесценным и создало много возможностей как для человека, получающего знания, так и для передающего эти знания. Информационно-коммуникационные технологии относятся к одним из основных драйверов развития нашего информационного общества. Результаты их воздействия на образовательную практику можно наблюдать уже сейчас. Следуя этой эволюции, многие современные исследователи в области педагогики и современной дидактики сошлись на этот счет в едином мнении. Оно заключается в необходимости перехода от традиционной обстановки в классе (аудитории), где учащийся (студент) рассматривается как пассивный потребитель образовательных знаний, к классу, в котором учащиеся (студенты) считаются активными участниками, где приоритет отдается сотрудничеству и обмену информацией в богатой ресурсами среде. Для развития этого сдвига и проведения необходимой образовательной реформы разработчики аппаратного и программного обеспечения продвигают новые технологические инструменты, а точнее образовательные гаджеты.

Анализ оснащенности школ вычислительной техникой свидетельствует о том, что компьютеры используются эффективно, когда:
– существует разнообразие стратегий обучения;
– проводится предварительная подготовка в области применения вычислительной техники в качестве преподавания и средства обучения;
– существует несколько возможностей для обучения (ЕГЭ, совещательная практика, увеличение времени на выполнение задания);
– под «контролем» обучения находится ученик, а не учитель;
– оптимизировано обучение сверстников;
– достигнута обратная связь.

Другими словами, процедура внедрения технологии в учебный процесс подразумевает выполнение следующих условий: активная роль преподавателя; наличие профессиональных кадров; адаптированные подходы к обучению и преподаванию.

Хотя можно утверждать, что использование технологии во время занятий может поддержать конструктивистские подходы, внедрение технологии в классы не предполагает радикального изменения дидактики. Согласно Н. Йелланду, обучение с использованием технологий требует больше, чем превращение учебной деятельности в цифровую. Речь также идет о создании «контекстов для аутентичного обучения, которые используют новые технологии в интегрированных и содержательных формах для повышения производства знаний, коммуникации и распространения идей».

Становится вполне очевидным, что при интеграции технологии в учебную обстановку именно учитель несет главную ответственность за продвижение этой образовательной инновации. В этом свете М. Фуллан сформулировал три важных критерия оценки для образовательных инноваций. Они представлены в виде возможности:
1) использования адаптивного материала;
2) новых подходов к обучению;
3) изменения убеждений.

При этом необходимость исследования восприятия, как подчеркивается многими авторами ВОЗ, вызвана тем, что учет представлений конечных пользователей об этой технологической инновации имеет решающее значение для прогнозирования успеха, скорости и степени ее внедрения в образовательную практику. Однако следует изучить точки зрения и отношение самого педагога к инновациям. Кроме того, исследования показывают, что убеждения педагогов имеют решающее значение, поскольку связаны с фактическим использованием реализованной технологии. Личная готовность педагогов к освоению и внедрению инноваций в свою аудиторную практику является залогом успешной инновационной деятельности.

В этом контексте различают два типа учителей (преподавателей). Первые имеют конструктивистский подход, либо бихевиористские взгляды на использование технологии в образовании. В частности, это учителя (преподаватели), придерживающиеся более традиционных представлений о преподавании и обучении, как правило, использующие дидактические методы обучения. В то время как учителя с более конструктивистскими убеждениями обычно применяют ориентированные на учащихся методы исследования. Принятие их убеждений, безусловно, является первым шагом в развитии более глубокого понимания образовательных инноваций в контексте сложных аудиторных практик.

Интеграция инновационных технологий в ходе аудиторных практик неизбежно требует от педагогов овладения новыми технологическими и педагогическими навыками. К примеру, дидактическое использование планшетных устройств имеет решающее значение для процесса обучения. Преподавателям необходимы умения, позволяющие трансформиро- вать содержание обучения, так называемое технологическое педагогическое содержание знаний (ТПСЗ). Тем не менее, известно, что большинство учителей интегрируют технологии для предоставления контента в цифровом виде вместо того, чтобы использовать их для улучшения ориентированных на учащихся подходов. В этом свете можно представить учебную модель преобразования Welliver. В ней описаны этапы, отражающие уровень интеграции технологий у педагогов. Это пять ступеней – ознакомление, использование, интеграция, переориентация и эволюция. В то время как ознакомление предполагает этап, на котором учитель узнает о технологии и ее потенциальном использовании, эволюция относится к этапу, на котором технология является инструментом обучения, легко вписывающимся в процесс обучения. Другими словами, технология может быть интегрирована на разных уровнях – от улучшения обучения до его трансформирования.

Использование технологий позволило устранить существовавшие ранее барьеры и границы, поскольку студенты и преподаватели могут сотрудничать с другими, находящимися в различных географических районах участниками. Также это способствовало развитию дистанционного обучения и позволило преподавателям охватить учащихся из различных стран мира. Многие высшие учебные заведения освоили технологию и создали виртуальные онлайн-классы.

Обучение онлайн является доступным и гибким как для студента, так и для преподавателя, каждый может в одно и то же время учиться или преподавать.

Эти достижения в области обучения с помощью технологии имеют много преимуществ и недостатков. Платформы поддерживают как преподавание, так и обучение. Учебные классы были оцифрованы с помощью технологий, а такие средства обучения, как iPad и компьютеры, действительно облегчили это.

Однако, как и любое новшество, используемое человеком, даже инновации имеют свои преимущества и недостатки, а именно к преимуществам относятся [1]:

1) Отсутствие границ. Технология облегчает онлайн-обучение и, в отличие от традиционной настройки класса, делает его гибким. Студенты из разных частей земного шара могут получить доступ к одному и тому же контенту из любого места, не передвигаясь на большие расстояния. Прогресс в области виртуальных технологий помогает студентам и преподавателям общаться с далекими географическими районами в режиме реального времени. Таким образом, студенты могут задавать вопросы и легко получать ответы от своих преподавателей с помощью таких инструментов, как Skype и другие онлайн-инструменты видеовызова.

Онлайн-образование – это то, что пришло и сделало вещи намного проще, поскольку во всем мире университеты публикуют свой контент онлайн для студентов всех стран, тем самым облегчая к нему доступ.

2) Доступ к ресурсам. Технология помогает студентам получить доступ к открытым образовательным ресурсам из самых рейтинговых университетов мира. Эти ресурсы публикуются на общедоступной платформе, ими бесплатно могут пользоваться все, кто имеет доступ к интернету. Ресурсы включают электронные книги, подкасты, видео и учебные пособия. Большинство учителей приняли такие платформы, как YouTube. Они облегчают студентам доступ к контенту, размещение которого предельно легкое. Использование смартфонов также помогло в этом стремлении сделать образование более доступным с помощью такого приложения, как Edtech. Преподаватели учатся у коллег, как, используя соответствующие видео, применять различные навыки преподавания. Эти учебные пособия загружаются для того, чтобы они были доступны всем, что облегчает самостоятельную подготовку. Платформы, где этот контент можно найти: TeacherTube, YouTube и learn2learn. Что особенно важно – доступ к ним бесплатный.

3) Мотивационный критерий. Использование технологии заставляет студентов чувствовать, что они контролируют получаемую информацию. Ввиду того, что современная молодежь сама по себе уже «оцифрована», современные студенты более комфортно учатся с помощью компьютеров, поскольку они могут заниматься в своем собственном темпе, пространстве, которое расширяет возможности человека. Многие вузы вводят в практику процесс публикации аудиторных занятий в оффлам режиме на веб-платформе данного вуза, что дает студенту возможность получить доступ к контенту в свое свободное время и учиться в своем темпе, а заметки отправить по электронной почте.

4) Совершенствование навыков и умений. Использование технологии знакомит студентов с множеством учебных материалов, которые помогают освоить написание правильных предложений и техники пунктуации. Это можно сделать с помощью средств обработки текстов в таких доступных программах, как MicrosoftWord и OpenOffice. Эти приложения имеют встроенные и необходимые словари, которые выделяют любые ошибки, предлагают правильный способ написания слова или фразы. Также существуют приложения конкретной направленности для студентов, желающих получить знания по своему профилю, к примеру, студенты лингвистических факультетов на данном этапе активно используют приложение BUSUU, помогающие в изучении многих различных языков, а также грамматики. Благодаря технологии, многие повышают грамотность, публикуя блоги, кроме того там студенты получают возможность проявить творчество, стать писателями, совершенствовать свои коммуникативные навыки со сверстниками.

5) Совершенствовать процесс подачи и восприятия учебного материала. Различные цифровые платформы помогают сделать обучение для студентов более легким, узнать различные особенности. Проводить интеграцию различных предметных областей, посредством которой преподаватель получает возможность привлечь внимание студентов к определенной области, теме изучения.

Недостатки:

1) Технология может отвлекать внимание. Когда гаджет используется в обстановке аудитории, то это может стать причиной, способствующей отвлечению внимания. Студенты вместо того, чтобы изучать предмет, могут заниматься играми на компьютере или iPad. В этом случае лучший способ решения проблемы – ввести правила, регулирующие использование гаджетов в классе с наказанием для тех, кто их не соблюдает.

2) Низкое качество интернет-ресурсов. Большая часть доступного учащимся в интернете онлайн контента не была одобрена или подтверждена фактами. Любой человек может просто опубликовать все, что считает необходимым сказать по этому вопросу, не заботясь о том, является это фактически правильным или нет. Студенты должны быть уверены, что контент, который находят в интернете, проверен и соответствует действительности.

3) Трудоемкий процесс планирования образовательного времени. К этому должны быть готовы те, кому не хватает навыков работы на компьютере, особенно педагоги «старой закалки», имеющие трудности в использовании современных образовательных гаджетов.

Итак, как мы можем отметить, при всех преимуществах, которые современные гаджеты приносят в образование, они не лишены недостатков. Если учитель не знаком с использованием современных технологий, ему будет трудно управлять образовательным временем или делиться контентом со студентами, другими преподавателями. Чтобы добиться положительного результата, каждый должен быть обучен тому, как использовать гаджеты, будь то компьютеры, планшеты или мобильные приложения. Невозможно осуществить реализацию системы, в которой пользователи не умеют работать.

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать следующий вывод. По мере развития технологий педагогическая практика должна постоянно эволюционировать. Это позволит применять в работе происходящие изменения и при этом отслеживать их влияние. Современные гаджеты в образовании подобны обоюдоострым мечам – могут как улучшить учебную деятельность, так и свести ее к нулю [2]. Гаджеты могут быть использованы во время проведения вступительного экзамена в колледж, а также для обмана на экзамене. Однако при наличии надлежащих, призванных регулировать их использование структур, плюсов намного больше, нежели минусов. Еще одним преимуществом цифровых технологий является простота разработки образовательных ресурсов. Самые большие проблемы этой области – качество материала и его постоянное обновление. Архивирование и сохранение образовательных ресурсов имеют решающее значение для понимания трансформации образовательной сферы.

Внедрение технологий в преподавание имеет свои проблемы, поскольку оно может быть сложным и длительным. Все зависит от преподавателя, которому предстоит найти баланс между затраченным на внедрение технологии временем и ее потенциальным влиянием на обучение.

В настоящее время все цифровые технологии появляются для поддержки образования, задача преподавателей – их освоение и применение в образовательной среде.

Список использованной литературы:

1. Гаджеты имеют свое место в образовании, но они не заменяют знаний [Электронный ресурс]: https: //www. theguardian. com/global/commentisfree/2015/jan/05/gadgetseducation- knowledge-technology-learning (дата обращения 22.01.2020)

2. Pros and Cons: Modern Gadgets in Education [Электронныйресурс]: https: //www. studyandscholarships. com/2017/01/pros-and-cons-modern-gadgetsin- education. html (дата обращения 21.01.2020)

 

 
 

Тема номера







 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola7@mail.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10