электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2020 г.

 

Организация профориентационной работы: до и во время ДОТ

№ 5 (196) май 2020г.

Т.И. ДОЗОРЦЕВА, зам. директора по УПР,
И.С. РЯБОВА, методист КГКП «Рудненский горно- технологический колледж»


Сегодня отечественный рынок труда нуждается в высококвалифицированных кадрах. Поэтому важно наладить эффективную систему подготовки специалистов для развития региона и Казахстана в целом.

Особое место в этом занимает профориентационная работа, именно поэтому мы предлагаем вам познакомиться с системой данного направления работы КГКП «Рудненский горно-технологический колледж» в условиях дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Основная цель любой профориентационной работы – выполнение государственного заказа по набору выпускников школ города в профессиональные колледжи. Ведь всем известно, что от правильно организованной профориентационной работы зависит набор на следующий учебный год. Как же сделать так, чтобы все шли поступать именно к нам в колледж? Именно этот вопрос нас волновал перед началом профориентационной кампании. Конечно, вся работа колледжа строится в соответствии с разработанным и утвержденным планом, а также в соответствии с Программой непрерывной профориентационной ориентации детей и молодежи Костанайской области.

1. Любая деятельность начинается с диагностического этапа:
– изучаем рынок труда;
– работаем с социальными партнерами, определяем их запросы, потребности региона;
– в итоге определяем, по каким специальностям будет вестись набор (приблизительно);
– собираем информацию по выпускникам 9-х классов города, области по возможности.

2. Второй этап – информационный, результатом работы которого является «мозговой штурм» в виде всевозможной информации о колледже и о специальностях, по которым ведется набор. Система информации необходима в любой деятельности, а в работе по профориентации информация, да еще и своевременная, играет порой решающую роль. Ведь это один из современных и быстрых способов обратной связи и получения ответов на любые вопросы.

Именно с этой целью в начале года были образованы кустовые группы школ для проведения профориентационной работы. За каждой группой были закреплены ответственные из числа администрации колледжа, а за каждой школой – мастера производственного обучения и преподаватели.

Следующий шаг – это создание двух профессиональных рекламных роликов о колледже, которые в дальнейшем использовали при посещении школ. В районы Костанайской области эти ролики отправили по эл. почте. Конечно, все отделы образования материал получили, но как узнать, дошла информация до родителей, девятиклассников? Для этого необходимо работать точечно с классными руководителями, что и было сделано. И информационная кампания пошла быстрее и эффективнее. Тем самым налажена отличная обратная связь. Так мы узнали, что наши ролики все посмотрели на классных часах.

Нельзя вести профориентационную работу без размещения информации на сайте колледжа. Об этом знают все. Поэтому в течение всего года стараемся на сайт выкладывать всю необходимую информацию.

Работа со СМИ также имеет огромное значение, поэтому необходимо охватить как можно большее количество изданий для эффективной профориентационной кампании. Мы активно работаем со СМИ по поднятию имиджа колледжа. Ведь чем больше людей узнают информацию – тем больше шансов набрать группы согласно гос заказу. Перед вами таблица публикаций в городских газетах «Рудненский рабочий» и «Магнетит», а также в областной «Учительская +».

Конечно, мы стараемся брать все направления, но основными в этом году считаем: «Профессиональное определение», «Профи-старт». С этой целью с сентября в колледже начали свою работу технические кружки для учащихся 9-х классов школ города по квалификациям: «Токарь», «Слесарь-ремонтник», «Электрослесарь/ электромонтер».

Проведен «День открытых дверей» с выпускниками 9-х классов школ города и области. С октября в колледже организована агитбригада из числа обучающихся. И когда мы посещали школы города, то выступление агитбригады «Парад профессий» всегда проходило на «ура!».

Большое мероприятие колледжа – круглый стол «Роль профессионального образования в Казахстане» с приглашением социальных партнеров – представителей подразделений АО «ССГПО» и учеников 9 классов пяти школ города (сш 14, сш 15, сш 17, сш 18, сш 19).

С марта все перешли на дистанционное обучение, и привычные формы профориентационной работы (участие в классных часах, родительских собраниях, индивидуальные беседы, профессиональные пробы, Дни открытых дверей, раздаточный материал) – стало невозможно осуществлять.

Мы не привыкли работать заочно, дистанционно, не видеть детей, родителей. Нужно было быстро перестраиваться, менять всю систему: корректировать план, формы работы, а главное – не потерять связь со школами, учениками и их родителями. То есть продолжать работать на результат.

Как донести информацию? Работа только в устной форме дает всего лишь 10% результата. Посылка информации через любые соцсети дает 90% результата. Эффективность любой деятельности возможна через ее осознание. Такой метод дает 100% результат. Все мы знаем этот метод Гойко Митича (через сознание), который подразумевает единство мысли, слов и дела.

Именно информация через соцсети для нас стала актуальной.

Чтобы не терять связь со школами, объявили конкурс видеороликов «Поступай учиться в РГТК!» с целью создания тематических видеороликов, пропаганды профессионального образования. А главное – выпускники школ смотрели сайт для получения дополнительной информации, знакомились с историей колледжа и с теми специальностями, по которым работает колледж. Эксперимент оказался очень удачным, рекордное количество просмотров – 30273 – было в период проведения данного конкурса. Ведь результат определялся по количеству набранных голосов. Надо отметить, что голосовали не только из Костанайской области, но и из Акмолинской. И этот факт заставил нас обратить внимание на школы других областей. И уже в феврале и марте по материалам колледжа прошли классные часы в школах Акмолинской области: «Средняя школа№2» г. Есиль, «Средняя школа им. Н. Островского» г. Державинск, «Аксайская средняя школа», Есильский район.

Да, возможно, только несколько человек захотят прийти к нам учиться, но ведь и это уже результат. 2-5 человек в этом году, на следующий – больше, и так информация о колледже дойдет до самых отдаленных уголков.

В апреле объявили футбольную викторину «Угадай матч – получи приз!». Основная цель – уметь по предложенному видеоотрывку и дополнительным вопросам определять футбольные команды, принимавшие участие в игре, счет матча.

И конкурс видеороликов, и футбольная викторина направлены на совместную деятельность коллектива колледжа и школ области по распространению информации о КГКП «Рудненский горно-технологический колледж» в регионе, а также пропаганда «рабочих профессий» для дальнейшего определения учащихся 9 классов школ. А в апреле развернули масштабную акцию в соцсетях «РГТК – В МОЕМ СЕРДЦЕ!» с целью привлечь всех, кто когда-то учился или работал в ГПТУ -149, ПТШ-11, РГТК, и кто сегодня учится и работает в колледже. СОБЕРЕМ ВМЕСТЕ ЛЕНТУ ИСТОРИИ КОЛЛЕДЖА!!!

Нельзя сказать, что вся работа держится на ком-то одном – это работа команды: от директора до каждого члена педагогического коллектива. Мастера п/о и преподаватели распределили все районы, все школы, знают номера телефонов заместителей директора по профориентации: обзванивают, объясняют, отвечают на все интересующие вопросы. Нельзя говорить о том, что все получается. Конечно, есть проблемы:

– Трудно перестроить работу в период ДОТ. И нам, педагогам, нужно перестроить свое мышление и представление о новых, непривычных формах работы.

– Не все умеют работать в команде. Необходимо правильно распределять обязанности всех участников команды. И все работают на результат.

– трудно ломать старые устои и начинать по новому, особенно в условиях ДОТ.

Работа по профориентации не имеет определенных сроков, поэтому и должна быть постоянно в «текущем ремонте», постоянно обновляться и перестраиваться, не теряя при этом эффективности. Если мы хотим провести эффективную профориентационную работу, нам нужно искать новые пути решения поставленных задач. Но для всего этого требуется только одно – желание пробовать! Сегодня мы поделились своим видением профориентационной работы в любых условиях. У каждого колледжа, я уверена, есть много «своих изюминок» в данном направлении работы. Поэтому каждый экспериментирует сегодня, исходя из своих возможностей и поставленных целей. Как писал В.И. Лизинский: «Формулу успеха знают многие, дело за малым – познать сам успех».

 
 

Тема номера







 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no