электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2020 г.

 

Эффективность использования обратной связи при онлайн-обучении

№ 5 (196) май 2020г.

Г.А. СТАНИШЕВСКАЯ, учитель-модератор Назарбаев Интеллектуальной школы физико-математического направления, г. Тараз


Сегодня в условиях онлайн-обучения от каждого учителя требуется максимально сосредоточиться на организации процесса обучения. Урок в 20-30 минут, прохождение, а зачастую и изучение учеником самостоятельно нового материала, отработка на практике полученных знаний, качественная проверка домашних заданий – вот маленькая толика того, с чем сталкивается ежедневно учитель. Но в таких же трудных условиях находятся и наши ученики, у которых, как показывает практика, разный уровень саморегуляции и мотивации. Какими инструментами оценивания должен пользоваться сегодня учитель, чтобы не только удержать интерес ребенка, но и помочь ему справиться со всеми трудностями при онлайн-обучении? По моему мнению, учитель должен вооружиться всеми инструментами оценивания. Наиболее эффективным, на мой взгляд, является предоставление обратной связи.

В условиях обычного урока учитель может незамедлительно давать комментарий к работе ученика, учащийся может получить обратную связь от своих одноклассников, проверить свою работу по совместно составленным критериям и дескрипторам. А вот при онлайн-обучении фокус учителя и ученика меняется: от учителя требуется намного больше: любая оценка, в том числе и обратная связь, должны предоставляться своевременно. Но практика показывает, что очень часто мы неправильно понимаем, что такое эффективная обратная связь для обучения.

Прежде всего хочется отметить тот факт, что обратная связь, которую предоставляют учителя на уроке, носит отчасти и «негативный» характер. Указывая на ошибки учеников, на недочеты в выполненной работе, учитель не всегда понимает, что такая обратная связь препятствует образовательному процессу, не дает эффективных результатов в обучении. При онлайн-обучении каждый учитель, безусловно, должен понимать, насколько он ответственен за обеспечение качественного оценивания. За предоставление такой обратной связи, чтобы у ученика не оставалось никакого чувства вины после окончания онлайн-урока, что он сделал что-то не так, что он чего-то не знает, что он хуже некоторых учеников в классе. В своей статье я хочу акцентировать внимание на тех видах обратной связи, которые позволят каждому учителю сделать свой урок эффективным для каждого ученика.

Что такое обратная связь? На чем должен акцентировать внимание учитель, когда предоставляет обратную связь ученику? Прежде всего, обратная связь – это комментарий (объяснение) того, с чем ученик справляется успешно и над чем ему еще следует поработать. В первую очередь акцент в этом процессе должен быть сделан на том, что у ученика действительно получается, что ему удалось усвоить при самостоятельном изучении предложенного учителем материала. Именно такая обратная связь наиболее эффективна и продуктивна для обучения. Условно такую обратную связь можно разделить на три части: первая часть – констатация того, что у ученика получилось более успешно (учитель обращает внимание на определенные детали в работе, которые свидетельствуют о правильном выполнении задания); вторая часть – указание на ошибки, которые при определенных действиях всегда можно исправить (учитель должен предоставлять конструктивную обратную связь, чтобы акцентировать внимание ученика именно на недочетах в работе); третья часть – рекомендации по улучшению работы, конкретные шаги для исправления допущенных ошибок.

Например, учащимся было дано задание составить сложный план к прочитанному тексту, указывая микротемы текста и соблюдая правила оформления сложного плана. Перед выполнением задания учащиеся составили дескрипторы для оценивания задания. Применяя описанную выше технику, учащемуся была предоставлена следующая обратная связь к выполненной работе.

Существует несколько видов обратной связи, которые наиболее эффективны при проведении онлайн-уроков. Во-первых, это личная (передается лично ученику) и опосредованная обратная связь (письменный комментарий, аудиозапись). Отмечу, что в условиях онлайн-обучения опосредованная обратная связь является наиболее распространенным видом обратной связи, так как такую обратную связь можно размещать в общих чатах, в аудиозаметках, отправлять в личный чат ученику или пересылать по почте.

Следующий момент, на который обязательно должен обращать внимание учитель, – это своевременность предоставления обратной связи. Когда учитель предоставляет обратную связь непосредственно после выполнения задания, ученик реагирует на нее положительно, так как он помнит задание, сразу сможет сориентироваться, в какой части задания допущены ошибки, и без труда сможет их исправить. Если же обратная связь к работе представляется с опозданием, у ученика пропадает желание что-либо исправлять, то есть он не мотивирован на продолжение данной работы. По времени обратная связь может быть отсроченная или немедленная. В условиях реального класса я применяю немедленную обратную связь, так как такой вид обратной связи требует ситуации общения (учитель/ученик, ученик/ученик). Исследователи отмечают, что при онлайн-обучении отсроченная обратная связь наиболее полезна именно для ученика. Такой вид обратной связи позволяет учащемуся удерживать интерес на протяжении всего процесса выполнения задания. Например, при отработке навыка «Говорение» на уроках языкового цикла очень важна немедленная обратная связь, которая позволяет учителю своевременно исправлять ошибки при произношении тех или иных слов и фраз. А вот при проверке письменных работа ученику требуется дать более развернутый комментарий к работе, поэтому учителю требуется больше времени на проверку таких работ и предоставление обратной связи.

Очень эффективными, на мой взгляд, при онлайн-обучении являются корректирующая и описательная обратная связь. Корректирующая обратная связь может, в свою очередь, быть фокусированной (учитель при проверке работы акцентирует внимание только одному аспекту выполнения задания, например, правописанию гласных после шипящих или постановке знаков препинания при обособленных членах предложения) и несфокусированной (учитель, предоставляя обратную связь, оценивает все знания, навыки и умения при выполнении задания). Например, при изучении темы «Числительное» учащимся было дано следующее задание: выпишите из прочитанного текста числительные, укажите разряд. Просклоняйте числительное 973 по падежам.

Так как в данном задании проверяется знание конкретного материала, учитель предоставил корректирующую фокусированную обратную связь, предполагающую сконцентрировать внимание ученика на конкретной теме урока, на ошибках, которые в процессе выполнения работы над ошибками можно скорректировать и отработать.

При предоставлении обратной связи необходимо учитывать способности и индивидуальные особенности каждого учащегося. Некоторые ученики нуждаются в поддержке учителя, чтобы достичь поставленные перед ним цели обучения. Таким ученикам необходимо предоставление прямой корректирующей обратной связи (когда ошибки исправляются самим учителем и даются правильные ответы), а некоторым ученикам достаточно только предоставить косвенную корректирующую обратную связь (учитель указывает место ошибки, задает наводящие вопросы, требующие максимального самостоятельного участия ученика в процессе работы над ошибками).

Ученые Дж. Хэтти и Х. Тимперли, выделяя четыре уровня обратной связи (задание, процесс выполнения, саморегуляцию и личность), считают, что она должна отвечать на три вопроса: «К чему я стремлюсь?»; «Как мне это достигнуть?» и «Что делать дальше?» [Hatti, Timperley, 2007]. Опираясь на эту характеристику, учитель при предоставлении обратной связи ученику должен помнить о том, что она обладает определенными характеристиками.

Наиболее важной, на мой взгляд, является конкретность, так как обратная связь фактически превращается в средство обучения и позволяет ученику выявить несоответствие между предъявляемыми требованиями задания, предполагаемым результатом и своими действиями, поэтому очень важно, чтобы учащийся понимал суть задания и критерии оценивания. Еще одной составляющей качественной обратной связи является конструктивность, так как без конкретных предложений, как улучшить работу учащемуся, обратная связь теряет свою актуальность. Учащемуся важно, чтобы он получал обратную связь, позволяющую ему не только исправить конкретные ошибки, но и понять, над какими навыками ему предстоит работать самостоятельно. Обратная связь должна быть направлена на конкретного ученика, то есть должна быть персонализированной. Шаблонные варианты обратной связи могут привести к тому, что учащиеся не просто перестанут должным образом реагировать на комментарий к работе, но и доверять самому учителю. Кроме того, необходимо рассматривать обратную связь не только как конкретную информацию к конкретному заданию, но и как постоянный диалог между учителем и учеником. Ученику важно понимать, что он является полноправным участником процесса оценивания. Не нужно бояться того, что обратная связь может корректироваться, уточняться. Учитель может по необходимости опять возвращаться к предоставленной обратной связи и давать расширенные комментарии, которые позволят ученику добиваться больших успехов при развитии определенных навыков и способностей. Предоставление обратной связи – это непрерывный процесс оценивания в классе, от которого зависит не только качество выполняемого задания, но и мотивация учащегося.

Список литературы

1. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство / Сост. Р.Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О. И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2012.

2. Hattie, Timperley, 2007 – Hattie, J., Timperley H. The Power of Feedback. Reviewof Educational Research. 2007.

3. Калашников, 2011 – Калашников А.А. Функциональная роль обратной связи в структуре речевой деятельности // Иностранные языки в школе. 2011.

 
 

Тема номера







 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola7@mail.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10