электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2020 г.

 

Проводник должен знать дорогу
Или для чего учителю бизнес-образование?

№ 7 (198) сентябрь 2020г.

Подборка Л.А. ПОПОВОЙ, редактора журнала «Открытая школа»


Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию новую рубрику «Бизнес-образование». Идея рубрики принадлежит бизнес-тренеру Елене Аркадьевне Безруковой. По первому своему образованию Елена Аркадьевна школьный учитель. С журналом «Открытая школа» сотрудничает с 2002 года. Все это время Елена Аркадьевна постоянно учится, приобретая знания и практический опыт в разных сферах жизни. В июне во время нашей последней встречи она обратила мое внимание на то, что школьные педагоги и бизнес-тренеры могут быть полезными друг другу, обогащая идеями, делясь навыками. Эта мысль мне понравилась, потому что я всегда призываю учителей не замыкаться в своей профессии, расширять набор личных профессиональных инструментов за счет других профессий. Например, у журналистов стоит поучиться писать статьи, задавать вопросы, находить нужную информацию и т.п., у актеров – владеть своим голосом, мимикой и жестами (кстати, в 2012-2013 гг. мы опубликовали 7 уроков актерского мастерства в профессии учителя, которые подготовил для «Открытой школы» Заслуженный деятель искусств РК Юрий Петрович Аравин).

Помимо этого очень полезно овладеть смежными профессиями. Еще и потому, что сегодня ценятся универсальные работники, специалисты широкого профиля. Иметь всего одну профессию непрактично в век экономической нестабильности. В педагогике это тьютор, школьный психолог, профориентолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования и т.п. Я бы дополнила этот список еще и профессией бизнес-тренера, так как смежные профессии и специальности имеют технологическую или терминологическую общность с основной специализацией.

Бизнес-тренер работает в сфере бизнес-образования. Википедия дает его определение – получение необходимых теоретических знаний и практических навыков, необходимых для работы в сфере бизнеса.

Отличия бизнес- от традиционного образования:
- Научение, а не изучение. Ориентация на получение дополнительных возможностей в результате освоение новых умений и навыков.
- Направленность на решение актуальных практических проблем, достижение конкретных результатов.
- Приоритетность активных методов обучения, когда учащийся принимает участие в получении знаний и формировании навыков.
- Поиск правильного ответа в отличие от поиска приемлемого результата.
- Преподаватель играет роль помощника, организующего процесс так, чтобы учащиеся становились соавторами обучения.
- Степень выполнения поставленных задач контролирует сам обучающийся.
- Решение кейсов, разбор примеров из рабочей практики.

Все это сегодня востребовано в условиях обновленного содержания образования.

Синонимом слова «бизнес» является «предпринимательство». Предпринимательство – готовность человека воплощать свои идеи в жизнь, причем в любых сферах (https://snob.ru/entry/193866/). Любая профессиональная деятельность может быть бизнес-проектом. Хорошим примером может быть опыт российской учительницы Ирины Уражановой. Недавно она ушла из школы и начала работать бизнес-тренером. «Ирина считает, что отношение к работе как к бизнесу помогает многократно улучшить результаты. «Представьте, что дети смогут выбирать, на какой предмет и к какому учителю идти учиться. Если вы будете преподавать плохо, неинтересно, к вам просто никто не придет, и вы ничего не заработаете. Если относиться к каждому уроку как к продукту, который нужно продать, становятся очевидными собственные промахи».

Такой подход пока кажется многим учителям, причем не только старшего поколения, но и недавним выпускникам педвузов, странным и неблизким, но, говорит Ирина, уже очевидно, что перестраиваться все равно придется – этого требует время» (https://tass.ru/obschestvo/6031966).

Есть еще один важный момент: «Современный педагог должен стать проводником в процессе перехода к новому технологическому укладу». Об этом говорится в «Стратегии 2025» в приоритете «Образование как основа экономического роста». А проводник должен знать дорогу.

Как организовать взаимодействие педагогов и бизнес-тренеров? В первую очередь мы решили выяснить, что волнует и тех, и других, чему бы они хотели друг у друга поучиться. Педагогов и бизнес- тренеров мы попросили ответить на вопросы:
- Как школа и вуз готовят учащихся к жизни и насколько успешно?
- Как бизнес-образование готовит людей к жизни?
- Как традиционное и бизнес-образование дополняют друг друга?
- Какие у них могут быть формы партнерства, и что от этого партнерства выиграет каждая сторона?

В опросе приняли участие
Шестель Виктория, преподаватель предметов «Основы бизнеса и предпринимательства», «Основы экономики и финансовой грамотности».
– Безрукова (Мусиенко) Елена, к.пс.н., PhD, владелец учебного центра, председатель Экспертного совета бизнес-тренеров ЕТГ (Лондон).
Грозный Иван, магистр педагогических наук, социальный педагог КГУ «Средняя школа №44», г. Петропавловск.
Шевко Ирина, бизнес-тренер высшей категории, сертифицированный коуч.
Шахер Алеся, СЕO самурай компании aaartist. Художник-самурай в древней японской технике Ошибана. Лектор по построению арт-бизнеса.
Акопян Сюзанна, сертифицированный бизнес- тренер, автор программ, курсов и мастер-классов по маникюру, моделированию и дизайну ногтей. Призер 12 международных чемпионатов, судья nail чемпионатов, спикер профессиональных выставок и фестивалей.
Баймаганбетова Владислава, бизнес-тренер, директор компании «Организация праздников «Алиса в стране чудес»

Предлагаем вашему вниманию их ответы.

Как школа и вуз готовят учащихся к жизни и насколько успешно?

Грозный И.В. Основная цель образовательных учреждений, в том числе школы и вуза – подготовка человека к самореализации в социуме и соответственно в профессиональной сфере. Успешность зависит от многих факторов, таких как стремление обучающегося к получению знаний, готовность конкретного образовательного учреждения к предоставлению качественного образования, содержание образовательных программ, компетентность педагога.

Шестель В.В. С 2019 года в основной учебный план введен предмет «Основы бизнеса и предпринимательства» в 10-11 классах. К сожалению, содержание предмета оставляет желать лучшего, так как нет базы у учащихся и темы довольно сложные и не всегда приемлемые в жизни «за окном».

Когда говоришь о том, что экономическое, финансовое и бизнес-образование сейчас просто необходимы всем, независимо от возраста, в МОН РК отвечают, что учащиеся перегружены, в учебном плане много предметов. И это при том, что обновленное содержание образования должно быть направлено непосредственно на удовлетворение запросов будущих поколений, потребностей на изучение жизненно важных предметов.

Безрукова Е. Когда училась я, нам давали прочные фундаментальные знания. В вузе давалась система знаний и представлений о профессии и знаниях, присущих нашей культуре. В школе развивали основные интеллектуальные, коммуникативные (особенно) навыки.

Сейчас ко мне приходят люди после школы с плохими навыками речи и мышления, с комплекса- ми и неуверенностью в себе. Часто прошу передать приветы школьным учителям и вузовским преподавателям. Особенно когда приходят на специализированный предмет после специального образования. Рестораторов учу азам после факультета управления ресторанным бизнесом. Юристам даю трудовой кодекс с «0».

Хорошее базовое образование встречается очень редко…

Шевко И. Я знаю, что у вузов есть достаточно много программ по адаптации студентов после обучения. Насколько они хороши, судить не могу.

Вспоминаю случай: в Центре у меня была слушательница, студентка, кажется, МАБа, мы изучали ресторанный бизнес. Она сказала: «я у вас за три занятия узнала больше, чем за три года учебы».

Шахер А. Я училась в поселковой школе в математическом классе и с 5 класса заочно в РСФМШИ. После 8 класса решила поступить в эту школ очно. На экзаменах я сдала программу по математике и физике за 10 класс. Мой преподаватель по математике в поселковой школе в 100 раз профессиональнее, чем в РСФМШИ, но я была вообще не подготовлена по информационным технологиям и языкам. Что я хочу сказать:
1. Все очень сильно зависит от преподавателя.
2. Лично я считаю, что школа учит не просто математике или географии, она учит учиться. Жизнь показывает нам, что мы должны постоянно чему-то учиться. А какой школьный предмет пригодится во взрослой жизни, это уже зависит от самого человека. Дети в школе не могут предполагать, что им понадобится, а что нет.

Акопян С. Традиционная система образования очень хорошо работает в начальных классах, готовит людей к жизни. Знакомит с природой, с буквами, с цифрами, развивает моторику, влияет на работу и развитие головного мозга, но в старших классах, на мой взгляд, создает абстракцию в голове. Также мно- гие специалисты, окончившие вузы, теоретически подготовленные, не могут приступить к работе из-за хаоса в голове. И многому учатся «методом тыка», либо в дальнейшем повышая свою квалификацию через мастер-классы и тренинги. Традиционное образование говорит о характеристиках какой-то профессии, говорит о том, что представляет какое-либо направление, но не дает инструментов для дальнейшего развития и вступления в жизнь.

Баймаганбетова В. Я дочь военных, и школ я сменила достаточно. Переезжала в разные регионы и видела разные традиции и менталитет. Отдельно стоит отметить отношение педагогов в традиционной системе образования. Большинство из них абсолютно не уважает учеников, их мнение и «природу». На уроках мы могли услышать заезженные фразы в стиле «А голову ты дома не оставил?», «Звонок для учителя», «Вы худший класс за 20 лет преподавания», не говорю уже про тех, кто линейкой мог ударить или подзатыльник «влепить».

В школьные годы мы, конечно, возмущались, но считали это нормой. И лишь со временем, когда я начала знакомиться с литературой сильнейших педагогов и психологов (Я. Корчак, Л. Петрановская и т.д.), мне стало горько за детей, их психику и отношение к этому миру.

Как бизнес-образование готовит людей к жизни?

Шестель В.В. В школе – никак! Раньше был предмет «Основы экономики и финансовой грамотности», интегрированный в предмет «Технология», преподавался с 5 по 11 классы. Все были довольны: и учащиеся, и учителя. Было интересно, доступно и приближенно к жизни.

Безрукова Е. Курсы, тренинги, семинары дают точечные ответы на точечные вопросы.

Нам всегда мало времени. Поэтому вопросы не раскрываются, не прорабатываются, а только обозначаются. Далее требуется самостоятельная работа слушателей. И тут «выплывает» «хвост» базовой системы образования – слабое умение самостоятельно учиться, отсутствие дисциплины и воли.

Но бизнес-образование дает ответы на существующие и актуальные вопросы для жизни. Поэтому к реальности оно гораздо ближе, чем школа и вуз.

Грозный И.В. Бизнес-образование сегодня является ключевым инструментом, благодаря которому человек может получить знания, сформировать и развить навыки, умения и способности, необходимые для успешной адаптации и осуществления активной профессиональной деятельности в современных экономических условиях. Данная форма образования позволяет человеку развить такой уровень компетенций, благодаря которому он сможет увеличивать свой человеческий капитал и ориентироваться в условиях рыночных отношений.

Шевко И. Бизнес-образование, на мой взгляд, не должно готовить к жизни. Его задача – целевое развитие необходимых навыков и качеств и информированности.

Шахер А. Насколько важно изучать бизнес? Думаю, это выбор каждого, его нельзя навязывать в школьные годы. В мире не может быть 100% бизнесменов и не только по экономическим соображениям, но и по причине склада характера и ума каждого человека в отдельности. Чтобы быть лидером, нужно не просто владеть информацией и уметь пользоваться ею, но и любить то, что ты делаешь и для кого делаешь. Коррупционные схемы, черная бухгалтерия, нарушение трудовых договоров – это не любовь, а власть наживы, денег. Но времена меняются, все больше и больше людей выбирают взаимовыгодное сотрудничество. Это бизнес будущего.

Акопян С. Бизнес-образование – это образование, в котором тренер делится не только стандартными знаниями, полученными из книг, но и своим жизненным опытом и дает инструменты для дальнейшего развития.

Бизнес-тренер – это человек, который уже достиг той цели, которую учащиеся вузов и школ еще только ставят перед собой. Уже поднялся на ту гору, на которую они только собираются подняться, и живет той жизнью, которой они только хотели бы жить.

Как традиционное и бизнес-образование дополняют друг друга?

Шестель В.В. В данный момент – никак!

Грозный И.В. Сегодня в условиях глобальной рыночной экономики, человеку уже недостаточно обладать только теми знаниями, навыками, умениями, способностями и компетенциями, полученными и сформированными посредством традиционного образования, необходимо расширять профессиональный профиль в соответствии с современными требованиями. В данном случае бизнес-образование будет незаменимо дополнять традиционное.

Безрукова Е. Это две стороны одной медали. Традиционное – основа, фундамент. Бизнес – стены и крыша. Отделка – самостоятельное творчество и применение.

Фундамент бы попрочнее. И в подвалах вместо скелетов из комплексов и страхов «банки с зимними заготовками» – хорошие учебные навыки, открытый ум и желание учиться дальше. И стены желательно ставить полностью и мобильно, ровно и высоко, чтобы всегда было видно, что и куда достраивать. И не как кучу-малу, а красиво и управляемо.

Возможно, не хватает грамотных тьюторов и менеджеров образования, которые владеют инструментами формирования и воплощения индивидуальных образовательных образов и порядка.

Шевко И. В идеале традиционное образование должно давать хорошую базу, интеллектуальную, информационную и социальную. А бизнес-образование – более узкую специализацию, когда это необходимо. Часто без минимального набора навыков и понятий, которые дают школа и вуз, бизнес-образование бывает невозможно.

Живой пример: изучаем калькуляцию и рассчитываем доли продуктов в блюде.

Я говорю: полный вес блюда – это 100 %.

Слушатель спрашивает: а откуда вы знаете?

Занавес…

Шахер А. Интересно, а можно ли получить бизнес-образование, не получив традиционного? Думаю, что нет. Более 10 лет я изучаю бизнес-образование, так как оно настолько быстро развивается, что вчерашних знаний не хватает. В моем бизнесе важны знания информационных технологий, искусства, психологии, экономики, математики, географии, культурологии, истории, так как общаешься с разными людьми из разных стран и изучаешь их культуру, искусство и быт. А где брать эти знания в бизнесе? Это все основы традиционного образования.

Баймаганбетова В. Пока не могу сказать как. Для меня традиционное образование – это про шпаргалки, систему и дисциплину через авторитарность школы.

В бизнес-образовании на сегодняшний день все иначе. Оно дает уверенность, уважение и выход за рамки.

Акопян С. Бизнес-образование не может существовать без фундаментального традиционного образования. Человеку, вступившему в профессиональную жизнь, который имеет знания в области бизнес-образования, легче вступать в коммуникации и отстаивать свое мнении благодаря опыту и психологическому подходу как к группе людей, так и индивидуально к каждому члену группы.

Мое мнение: традиционное школьное образование в старших классах обязательно должно включать в себя элементы бизнес-образования.

Какие у них могут быть формы партнерства, и что от этого партнерства выиграет каждая сторона?

Шестель В.В. Партнерство и взаимосотрудничество – всегда выгодно! У меня на уроках постоянно проходят бизнес-консультации. Приглашаю успешных бизнесменов, чтобы они поделились опытом. Учащимся ОЧЕНЬ интересно, независимо от возраста!

Грозный И.В. Партнерство традиционного и бизнес-образования может быть представлено следующими формами:

1. Включение в традиционный образовательный процесс определенной дисциплины из цикла бизнеса и предпринимательства.

2. Интеграция определенных тематических занятий (бизнес, предпринимательство) в основные предметы школьной программы или дисциплины базового цикла в вузе.

Каждая из сторон имеет свои преимущества от такого партнерства: традиционное образование получает возможность приобщать обучающихся к основам современных экономических условий, бизнес-образование получает возможность расширения сферы и доступ к подготовке специалиста любой профессии.

Шевко И. Бизнес-образование намного мобильнее фундаментального. Быстрее разрабатываются программы, есть возможность немедленного реагирования на рынок и ситуацию. А у фундаментального есть массы – студенты, в которых, естественно, заинтересовано бизнес-образование. Здесь может быть пересечение взаимных интересов.

Бизнес проводит какие-то актуальные программы, адаптируя студентов к реальности, спросу на рынке и пр. И делает это по коммерческому договору с фундаментальным.

Шахер А. Живя в Казахстане, я не встречала партнерства в этих двух системах. Мне нравится европейская система предложения. Именно предложения, а не навязывания. Дети после прохождения традиционного образования (школьного) могут закончить 10 классов и продолжить 2 года в той же самой традиционной системе познавать азы того или иного бизнеса. Это делается для того, чтобы при выборе профессии человек с любовью подошел к своей будущей работе. Ведь дети не совсем понимают, кем они хотят быть.

В Европе ты не можешь работать бухгалтером, если у тебя диплом педиатра (это как пример). А у нас легко. Я могу даже по себе сказать. Мое первое высшее – информационные технологии, второе – юридическое, а я 20 лет работаю маркетологом. Это случилось потому, что в моей Академии, спустя 2 года традиционного образования, сказали, что у нас нет преподавателей по вашей выбранной профессии. А я ведь поступала на дизайнера компьютерной графики. И таким образом я с высшим образованием стала «никем». И только в 30 лет, поглощенная искусством, окончила Московскую академию бизнеса по дисциплине «Арт менеджмент» и сейчас изучаю в Цюрихе «Арт бизнес».

Прекрасная игра есть «Монополия». На первом плане деньги, корпорации и купля-продажа. Но за всем этим стоят люди, где-то боссы, а где-то обычные рядовые сотрудники. И, играя в нее, можно легко ощутить, кто ты, бизнесмен или рядовой. А если за этим процессом следят преподаватели и специалисты, то смогут дать напутствие и тем, и другим. Ведь посмотрите статистику, из 1000 открывающихся компаний до конца года выживает не более 5%, а на 3-м году менее 1%. В итоге люди разоряются, испытывая депрессию и разочарование. Можно предположить, что они могли бы быть счастливее и зарабатывать больше, работая наемным сотрудником.

Безрукова Е. Учителя владеют основами педагогики. Они знают, что учить – это профессия! Многочисленные новоявленные тренеры понятия об этом не имеют. Все учат/лечат без пед (по аналогии) – медобразования.

Учителя могли бы делиться с тренерами профессиональными знаниями и новейшими наработками в области обучения людей, детей и взрослых. Правда, основами педагогики обладают практически все представители традиционной системы. А вот владеющие основами андрагогики встречаются редко. В основном интуитивно подстраиваются под данную сферу.

Бизнес-тренеры могут поделиться практически полезной стороной:
– Как измерить результат своей работы?
– Как адаптировать ее под рынок труда?
– Какие вообще требования выдвигает сегодня рынок труда?

Такие проекты помогли бы поднять уровень дохода педагогов. И повысить качество образовательных услуг бизнес-тренеров.

Кто организует такое взаимопроникновение? Может быть, мы, создав некую новую систему коммуникации между двумя системами.

В какой форме оно пойдет?
а) Диалог. Слышать друг друга. Делиться опытом. На площадке СМИ, встреч, общих тусовок.
б) Совместные тренинги для педагогов и тренеров.
в) Обмен опытом. Поход друг к другу в гости.
Тренеры – в школы и вузы. Пусть взглянут на подводную часть айсберга, то, что они не видели, будучи детьми и студентами.

Педагоги – на тренинги и в учебные центры. Чтобы почувствовать живую энергию и высокую мотивацию в преподавании.

Кто будет за это платить?
а) Сами. Можно бартером! Взаимообменом! Участники проекта друг другу оказывают подобные услуги. Единица измерения и оценивания – время.
Что получат учителя в первую очередь?
– Уважение в глазах своих учеников и родителей (пиар направить на эту социальную группу непосредственных потребителей образовательных услуг).
– Станет легче работать в школе. Когда уважения больше, работать легче и интереснее.
– Появится новая мотивация. Опять меньше затрачиваемых ресурсов. Проявляется эффективность. Эффективность – экономическое понятие. Получение ожидаемого результата с меньшими затратами ресурсов. Приравнивается к прибыли. Но единица измерения шире, чем деньги.
– Появится больше возможности частной практики. Это повлечет увеличение дохода.
– Повысится самооценка. Должен размягчиться комплекс жертвы обстоятельств, и уйдет ощущение бессилия. Это укрепляет физическое здоровье.

Можно педагогов этого проекта ввести в систему бизнес-образования. Их услуги нужны! Например:
– Краткий курс математики для управленцев, бухгалтеров, официантов.
– Русский язык и литература для работы с клиентами!
– География перед путешествием!
– Химия для работников общепита!
– Физика и математика для логистов!

И опять – развитие речи, мышления, коммуникаций.

Сами учителя смогут почерпнуть для себя:
– Тайм-менеджмент, чтобы совмещать новые жизненные задачи.
– Основы экономики.
– Основы продаж.
– Психологию общения в бизнес-среде.
– Построение карьеры.
– Пиар...

И так далее. Я считаю, что процесс самообразования нельзя останавливать. И взаимодействие традиционного и бизнес-образования несомненно полезно и необходимо.

 

 
 

Тема номера







 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola7@mail.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10