электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2020 г.

 

Я застрельщик преподавания жизни в рамках учебно-производственных предприятий…

№ 7 (198) сентябрь 2020г.

В.В. Королев, генеральный директор ТОО «Фрахтовая компания «ТрансАл», г. Алматы


От редакции: Выше приведены мнения, так сказать, в «чистом виде», педагогов и бизнес-тренеров. И хотя по жизни они не пересекаются, но взгляды у них, как видите, совпадают. А теперь предлагаю вам познакомиться с точкой зрения человека, который соединил в себе вузовского преподавателя и предпринимателя. Это Королев Василий Валентинович, генеральный директор ТОО «Фрахтовая компания «ТрансАл». У него уже есть опыт подобного взаимодействия, и он охотно готов им поделиться.


На поставленные вопросы я буду отвечать с точки зрения логистики, потому что в этой сфере работаю уже давно. Как практик говорю сразу о проблемах. В школе о логистике ни слова, а в странах Европы три модуля из 8 учебных в сфере логистического образования отнесены к обязанностям школы и только два на постуниверситетскую часть. К сожалению, вуз готовит только, и это в лучшем случае, высоко парящих ученых, не готовых принимать логистические решения и зарабатывать на них, а предприятия из вуза не получают нужного специалиста, обучая несчастных выпускников внутри компании иногда с нуля. Потому я как практик работаю и в вузах, экономя ресурсы компаний. Я готов помочь им выбрать со студенческой скамьи лучших для дальнейшего сотрудничества, чтобы не соперничать с компаниями, занимающимися хедхантингом, так как, «охотясь за головами», более крупные конкуренты хотят – и часто успешно – взять у меня в компании эти «головы» уже готовенькими.

Говорю сразу, я не всегда могу сделать это в вузе, поскольку студенты понимают многие практические вещи только при столкновении с практикой, а в школе об этом – смотри выше, поэтому я застрельщик преподавания жизни в рамках учебно-производственных предприятий (по примеру медицинских университетов: «Поглядите, как надо рвать зубы. Ибрагимов, покажи!»), чтобы студенты могли сразу сталкиваться с жизнью, сразу применять знания и зарабатывать на (и при) этом. Это не всегда совпадает с нормами рейтингов университетов, требующих в ППС (профессорско-преподавательский состав) определенный процент ученых, в первую очередь, и не всегда сориентированных на подготовку практиков. Поэтому я хотел бы помочь себе и таким же, как я, предпринимателям, внедряя логистику в системе ТИПО и в школе на принципах дуального обучения, для этого я разработал образовательные программы по логистике в ТИПО. Не знаю, что из этого выйдет. Но сказать, что это здорово и вдохновляет, недостаточно, поскольку за время моей работы в UIB (Университет международного бизнеса), к примеру, мы увеличили набор логистов в этом вузе в 4 раза за 3 года.

Стало быть, коротко отвечаю на поставленный вопрос: «Как школа и вуз готовят учащихся к жизни и насколько успешно?»: пока плохо, но это стимул для работы там, где можно приложить силы. Для бизнес-практиков это замечательная возможность отработать так называемые кейсы и их прокачать для будущих заказчиков реальной продукции. Так что благотворительностью здесь не пахнет.

Второй, частично третий и четвертый вопросы. Бизнес-образование – это чаще postgraduate (последипломное) обучение, подготовка практиков к дополнительным формам существования в жизни. Тут многое сулит непосредственный и весомый результат, повышение эффективности и производительности труда. Вот почему практики-преподаватели, которые работают с другими практиками-учащимися, отмечают увеличение интереса последних, их более серьезное участие в процессе и вполне сложившееся умение самооценки и оценивания других в общем процессе обучения. Но ведь все это можно ввести уже в школе и вузе, что совпадает с такими методиками, как
– blended lessons (Blended learning – это образовательная концепция, комбинирующая традиционное обучение с дистанционными и онлайн-методами),
– flipped class (Перевернутый класс – принцип обучения, по которому основное усвоение нового материала учащимися происходит дома, а время аудиторной работы выделяется на выполнение заданий, упражнений, проведение лабораторных и практических исследований, индивидуальные консультации учителя и другие).

Моя собственная практика подтвердила, что при симуляционных методиках в научении и в процессе взаимодействия членов рабочих групп с супервайзерами во главе имитация работы отделов или даже целых компаний приводит к обратной реакции усиления такого интереса у учащихся, тем более, что оценка труда учащихся дается самим учащимся. Результат отличался более справедливыми оценками, чем преподавательские, и взыскательностью участников, объединенных в группы по принципам DISC (вместо «драйверов» и «дров», в группах просто разные, а не хорошие и плохие). Именно это, а также практика применения фасилитационных методов организации занятий становится хорошим подспорьем сотрудничества ученых и практиков.

В практике «Проектно-логистического центра», который я возглавляю уже около 10 лет, мы смогли обнаружить также важные особенности учебного продукта для научения жизни, который дает студенту возможность прямо во время занятия сделать выбор между ученым, парящим в небе, и практиком, который может сказать свое слово о практичности доводов воспарившего под облака теоретика. Этот процесс часто приводит к хорошим результатам в обучении независимо от того, какие формы мы используем. Главное, что уровень интерактивности повышается многократно, поскольку учащиеся чувствуют себя реальными и полноценными участниками процесса их обучения, в котором заложены элементы конкуренции, самоуправления и повышена доза оценочного фактора, а не аналитического.

Последнее лежит в основе предложений, которые мы уже сделали для КНУ, АlmaU, UIB, КазАТК. Они не приняты пока в полном объеме, но имеют опытные кейсы и образцы обучающего поведения для понимания необходимости фундаментальных анализа, обобщений и комплекса «жизнезакладывающего» содержания. В основе лежат:
– объединение теоретиков и практиков при разработке траекторий развития, образовательных программ и дисциплин на всех курсах обучения;
– включение теорий интеграции – вертикальной и горизонтальной – в фундаментальные дисциплины, которые скрепляют любые активы с их производителями, получателями, захватчиками и потребителями, и это ствол бизнес-существования, необходимый как в традиционном, так и собственно бизнес-обучении;
– подключение бизнес-тренеров к формированию учебных планов, силлабусов, УМКД, лекционной и практической частям обеспечения;
– привлечение студентов группы Д (DISC) к супервайзерской работе и разработке критериев оценки работы всех коллег, включая преподавателя (по симуляции ролей это либо «мерзкий и искушенный во всем заказчик», либо руководитель компании с отделами, в которых работают студенты, теоретики и практики);
– опора на рабочие группы (6 Сигма, Кайдзен, DMAIC, проектные методы), создающие облака для накопления знаний как конкурентных преимуществ перед другими группами, вступающими в конкурс, battle, аукцион привлечения внимания капризных заказчиков (многомудрый преподаватель, рождающий вводные вызовы из жизни) и конкурентов, следящих за активностью конкурентов и борющихся за бизнес;
– организация проектных форм освоения знаний (стандарты PMI, IPMA, а также 7WH-систему, которую мы сами разработали для проблемного освоения и наглядности в материалах по названию основных проблемных вопросов жизненного цикла: why, what, who, when, where (откуда и что), whereto, withandwithout, how (куда, с чем и как), фасилитационных форм обсуждения видеоматериалов (водкасты), раздаточных материалов (подкасты), практических находок самих студентов, вступающих во взаимодействие и борьбу за продукт, деньги заказчика, креативные решения по его обслуживанию, рейтинг у слушающих коллег и координатора.

Зачастую ведущийся самими супервайзерами статус-репорт – зеркало того, что происходит в каждой рабочей группе, вместе с папками с накопленными сведениями, кейсами, «данными разведки» и организации схватки должны передаваться «ревизорам» из отрасли для сторонней оценки работы учащихся, выбора там решений «для себя» и будущих сотрудников своих компаний. Очень часто мы требуем записать работу фасилитационных групп, чтобы оценить, как себя ведут все представители знаков DISC в добыче, отстаивании своих доводов, борьбе с другими. В компаниях часто такие записи позволяют указать, кто действительно драйвер, кто «дрова», кто маркерная группа, а кто «жучок», под себя складывающий знания или просто продающий их на сторону. Игровые методы позволяют всем ролям показать уровень овладения soft и hard skills, умение или нет быть управленцами, интеграторами, координаторами, агрегаторами, оптимизаторами, форкастерами и т.д. Новые атласы профессий отдыхают, поскольку студенты уже знают, на что они способны и в чем их собственные активы для продажи в этой самой жизни:
– управляемые путешествия в гаджеты и интернет за знаниями и навыками, организация взаимодействия и управления процессами любой дистантности;
– введение трехблочного формата обучения (вышлю или обосную при интересе аудитории любого формата, подробное описание могу скинуть дополнительно);
– самоуправление и организация плебисцита по оценкам знаний по выбранным самими группами критериям. Для недопущения сговора организация конкуренции по работе:
– введение самих студентов в формирование вопросов и форм организации и проведения практических занятий по системам Ландау (задай проблемные вопросы преподавателю, поучаствуй в их расширении и обсуждении и будешь промежуточно оценен);
– для недопущения театрализации процесса, как венец процесса соединения обучения с жизнью, организация учебно-производственного предприятия на базе вуза, которое должно зарабатывать, обучая и давая работу студентам на уровне маркетинга, разработки продуктовой линейки, ценообразования, финансового и управленческого учетов, кадровой политики, организации продаж и функциональной части исполнения сделок. Все легко проверится в ходе осуществления хозяйственной деятельности такового. Участие практикующих компаний обязательно, тогда болтуны не смогут паразитировать. К примеру, UIB предложено самостоятельное предприятие по организации поддержки казахстанских экспортеров и импортеров с осуществлением обслуживания таковых, КазАТК – виртуальная экспедиторская компания, КНУ – база организации для Казахстана «дуального обучения», АlmaU – стартаперской лаборатории.

По всему циклу вопросов имеются презентации и рабочие материалы, кейсы и формы бизнес-планов. Можно организовать обсуждение таковых и ответить на любые вопросы.

 
 

Тема номера







 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola7@mail.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10