электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2020 г.

 

Предпринимательские способности будущих педагогов в расширении профессионального профиля

№ 7 (198) сентябрь 2020г.

Н.Т. УАЛИЕВА, доцент кафедры СКГУ им. М.Козыбаева, доктор философии (PhD),
И.В. ГРОЗНЫЙ, социальный педагог СШ № 44, г. Петропавловск


В современном мире господствует рыночная экономика, а механизмы рыночных отношений являются рычагами движения к развитию всех сфер деятельности государства как внутри страны, так и на международном уровне. В этой связи обучение предпринимательству, развитие предприимчивости у людей приобретает сегодня актуальность.

Таким образом, развитие предпринимательских способностей (далее – ПС) становится одним из ключевых направлений в подготовке педагогических кадров. Ведь только подготовленный к современным реалиям, конкурентоспособный учитель сможет сформировать и развить те же качества в будущем специалисте любой сферы.

Потенциальные возможности по реализации ПС личности можно определить как предпринимательский потенциал. Инициатива и умение человека, обладающего предпринимательскими способностями, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать экономические ресурсы, стимулировать человека повышать свой человеческий капитал. По мнению Стивена Р. Кови, «человечество вступило в новую эру своего развития, с опорой на работников «интеллектуального труда», способных максимально раскрывать свои способности, с энтузиазмом достигать поставленных целей и вносить существенный вклад в развитие своей организации и окружающего мира» [1, с. 67-68].

Востребованность данного направления подготовки усиливается в условиях противоречий между
– современными требованиями развития системы образования в условиях глобальной рыночной экономики и организацией образовательного процесса в вузах, готовящих будущих педагогов;
– социальным заказом общества на педагогов новой формации, способных адаптироваться и выполнять профессиональную деятельность в стремительно развивающихся условиях глобальной экономики, и недостаточной исследованностью психолого-педагогического обеспечения развития ПС у будущих педагогов;
– запросами рынка труда и недостаточным научно-теоретическим и методическим обеспечением образовательного предпринимательства.

Вместе с тем расширение частного сектора в системе образования будет создавать конкурентную среду, тем самым повышая качество образовательных услуг: «Расширение партнерства и привлечение частных инвестиций на всех уровнях образования являются важным инструментом повышения качества образовательных услуг, снижения нагрузки на государственные объекты образования и дефицита мест в организациях образования, развития частных образовательных услуг» [2, с.25].

Теоретический анализ литературы позволяет сформулировать вывод: в целом ПС учителя охватывают широкий спектр характеристик – коммуникативные способности, личная организованность, управленческие способности, предприимчивость.

Характеристика и проявление в профессионально-педагогической деятельности данных способностей представлены в таблице 1.

 

Отдельное внимание уделим понятию «предприимчивость» как составляющей ПС. С этой целью приведем определение, сформулированное В.П. Позняковым: «Предприимчивость в повседневном словоупотреблении означает способность к регулярному и успешному осуществлению такого рода активности, умение быстро принимать решения и действовать в условиях неопределенности» [3, с.215].

Взаимосвязь предпринимательства и предприимчивости рассматривает Е.Ф. Чеберко: «Предпринимательство и предприимчивость, не будучи понятиями тождественными, имеют определенную взаимозависимость и оказывают друг на друга взаимное влияние. В зависимости от характера взаимодействия возникает комбинация с определенным результатом, эффектом. Мировая практика в настоящее время показывает, что чем теснее взаимосвязь предприимчивости и предпринимательства, тем выше конечные результаты функционирования экономической системы» [4, с.156].

Система образования сегодня является неотъемлемой частью экономической системы, таким образом, предприимчивость как составляющая ПС педагога будет оказывать положительное влияние на деятельность педагога в современной системе экономических отношений.

Педагог сегодня оказывается в ситуации, когда ему необходимо адаптироваться не только к профессиональной деятельности, но и к современному ритму жизни, учиться трудовой самостоятельности, при всем этом активно и успешно осуществлять профессионально-педагогическую деятельность для того, чтобы быть конкурентоспособным специалистом.

Определив структуру ПС, важно показать их сущность. Более полное осмысление сущности ПС как профессиональной составляющей будущих педагогов предлагаем рассмотреть посредством денотатного графа на рисунке 1.

Говоря о нашем исследовании по развитию ПС, стоит отметить, что ведущей идеей является не целенаправленное вовлечение будущих педагогов в бизнес и предпринимательство, а выделение способностей, необходимых, по нашему мнению, для современных педагогов, чтобы обучающиеся впоследствии понимали сущность рыночных механизмов в образовании и принимали в их реализации осознанное участие. Данные способности должны помочь будущим педагогам успешно адаптироваться в современных условиях рыночных отношений в системе образования, не исключая перспективы организации собственного предпринимательского дела в сфере образования.

По нашему мнению, деятельность по развитию ПС может быть организована в рамках аудиторной деятельности с интеграцией нескольких тематических занятий в дисциплину базового цикла «Менеджмент в образовании»: трех лекционных и трех практических занятий в рамках первого модуля «Мотивационно-целевая и информационно-аналитическая функции управления».

Экспериментальная работа организована на базе СКГУ им. М.Козыбаева в феврале-мае 2020 года для студентов специальностей «Социальная педагогика и самопознание», «Дефектология», «Педагогика и психология», «Дошкольное обучение и воспитание».

Так, нами проведены занятия в рамках дисциплины «Менеджмент в образовании» (Базовая дисциплина, 3 кредита).

Данная дисциплина выбрана не случайно, т.к. для реализации мотивационно-ознакомительного этапа модели, т.е. ознакомления студентов и формирования общих представлений с актуальной тематикой, необходима дисциплина базового цикла обучения. Соответственно, дисциплина «Менеджмент в образовании» в учебных планах специальностей направления «Педагогические науки» является наиболее подходящей, ведь связь менеджмента, предпринимательства и бизнеса является наиболее логической и актуальной в настоящее время.

В процессе освоения дисциплины «Менеджмент в образовании» у студентов формируются представления о менеджменте в целом, об основах управленческой культуры, о связи менеджмента и образования. Предложенные нами темы являются дополнением к основному материалу дисциплины. Основная цель предложенных тем для дисциплины заключалась в формировании представлений обучающихся о глобализации рыночной экономики и ее влиянии на сферу образования, представлений о роли педагога и его возможностях в данных условиях.

Таким образом, мы определили следующие темы:

1. Общая характеристика рыночной экономики глобального мира. Ключевые слова: экономика, бизнес, предпринимательство, глобализация.

2. Образование в системе рыночных отношений. Формы государственно-частного партнерства в системе образования. Ключевые слова: система образования, рыночные отношения, государственно-частное партнерство.

3. Соотношение понятий педагогическая и предпринимательская деятельность. Сущность образовательного предпринимательства. Ключевые слова: педагог, учитель, предприниматель, личность, конкурентоспособность.

В рамках занятий по данным темам студенты осваивали лекционный материал с последующим закреплением на практических занятиях. На первом лекционном занятии были изучены базовые понятия «экономика», «бизнес», «предпринимательство», установлено влияние глобализации на экономику и политику государства и соответственно на сферы государственной деятельности. Для закрепления материала на практическом занятии студентам было предложено задание написать эссе «Мое представление о рыночной экономике». Благодаря данному заданию мы смогли проследить, в какой степени студентами усвоены материалы темы, узнать их мнение по данному вопросу.

В рамках второго лекционного занятия студентам представлена тема «Образование в системе рыночных отношений. Формы государственно-частного партнерства в системе образования». Изучение данной темы способствовало расширению представлений обучающихся о влиянии рыночной экономики на сферу образования. С целью закрепления материалов лекции студентам на практическом занятии было предложено задание обобщающе-рефлексивного характера – составление SWOT-анализа по теме лекции. Суть данного задания заключалась в выделении слабых и сильных сторон, возможностей и угроз влияния рыночной экономики на качество образования.

Завершающее лекционное занятие на тему «Соотношение понятий педагогическая и предпринимательская деятельность». Сущность образовательного предпринимательства способствовала формированию представлений студентов о конкурентоспособной личности, о предпринимательских качествах и способностях, об актуальности их развития у будущих педагогов. Для закрепления материала третьей лекции и обобщения материала пройденных тем студенты на практическом занятии выполняли задания «Современный педагог» и «Startup».

Задание «Современный педагог: соотношение традиционного и инновационного» требовало от студентов проявления навыков сравнения, нового педагогического мышления, креативности. Студентам необходимо выполнить сравнительный анализ по категориям «Классический педагог» и «Современный педагог» и аргументировать свое представление. Данное задание способствовало развитию у студентов предпринимательского мышления.

Выполнение задания «Startup» способствовало развитию у студентов коммуникативных способностей (презентация работы, способность убеждать, доказывать свою точку зрения), способности к образовательному предпринимательству (проявление деловой хватки), развитию творческих навыков.

Организации выполнения задания отвечала нижеприведенная форма.

Практическое задание для студентов «Startup»

Если бы вам предложили организовать бизнес-стартап в сфере образования, какое направление вы бы выбрали?
– частный детский сад;
– частная школа;
– частный кабинет специалиста (к примеру: психолог, дефектолог, логопед и т.д.);
– волонтерская организация;
– организации дополнительного образования (секции, кружки, репетиторство и т.д.).

Студенты публично презентовали свои работы в группе, каждый имел право высказать комментарий относительно позиции выступающего студента. В результате выполнения данных заданий у студента формируется представление о современном педагоге, о возможностях образовательной системы в условиях рыночных отношений, о расширении полномочий педагога в связи с образовательным предпринимательством. Также у обучающихся формируются такие навыки, как умение сопоставлять и сравнивать (педагог классический – педагог современный), навыки постановки целей и задач, аргументирования своих идей и позиции.

Все лекционные и практические занятия имели продолжительность – 50 минут. Отметим, что проведение данных занятий способствовало развитию интереса у студентов к данному направлению, а также мотивации на продолжение работы в условиях внеаудиторной деятельности. В результате аудиторной деятельности у студентов формируются навыки составления речи, взаимодействия с аудиторией и публичного выступления, моделирования собственного стиля презентации.

Также нами осуществлялась целенаправленная работа по актуализации ПС у будущих учителей в условиях внеаудиторной работы, комбинированной с аудиторной, что иллюстрирует таблица 2.

По результатам экспериментальной работы сформулированы следующие выводы.

ПС определяются как интегративная целостность взаимодействующих специальных способностей, необходимых для успешной профессиональной деятельности педагога.

Специальные психолого-педагогические условия способствуют формированию позитивной мотивации на успех и развитию ПС, обогащают образовательную среду вуза, создают предпосылки для самореализации в профессионально-педагогической и образовательно-предпринимательской деятельности будущего педагога.

Развитие ПС будущих педагогов становится управляемым при методическом обосновании актуализируемой деятельности для условий аудиторной и внеаудиторной работы со студентами.

Перспективу исследования мы связываем с проявлениями ПС в профессиональной деятельности педагога в условиях образовательного предпринимательства.

Список литературы

1. Кови Ст. Р. Восьмой навык: От эффективности к величию/С.Р. Кови; Пер. с англ. – М.: Альпина, Бизнес Букс, 2007. – 540 с.

2. Государственная программа «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года: утв. 15 февраля 2018 года, № 636.[Электрон.ресурс] Режим доступа: https://www.akorda.kz/ru/official_ documents/strategies_and_programs. 15.01.2020.

3. Позняков В. П. Предприимчивость // Знание. Понимание. Умение. 2005. – №3. – С. 215-216

4. Чеберко Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт. – 2017. – 420 с.

 
 

Тема номера







 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola7@mail.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10