электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2020 г.

 

Применение опыта преподавания русского языка и литературы в бизнес-образовании

№ 7 (198) сентябрь 2020г.

Н.Н. ЛАНОВЕНКО, учитель русского языка и литературы МШЛ «Достар», г. Алматы


Каждый творческий человек хочет быть успешным, причем сегодня успешнее, чем вчера, а завтра? Где же брать необходимые ресурсы, чтобы беспрестанно совершенствоваться? Запросы у граждан становятся все серьезнее, а силы остаются прежними, и в условиях злосчастного карантина даже ослабевают. Я предлагаю Вам не вопрос о самоизоляции, а другой аспект жизнедеятельности человека – интеграции. «Как методология развития бизнеса может пересекаться с методологией русского языка и литературы?» – спросите Вы меня. И я Вам отвечу: «У нас один и тот же объект воздействия, только в моем случае это еще ребенок, а в вашем – взрослый, умудренный опытом человек». Человек. А значит, мы должны определить, что надо сделать, чтобы быть понятым аудиторией, чтобы контакт привел к положительным результатам.

Господа бизнесмены, разрешите поделиться своим опытом. Давайте обратимся к урокам литературы. Ведь это особый предмет, где мало приобрести определенный круг знаний, очень важно другое: на каждом учебном занятии ребенок прежде всего постигает себя и окружающий мир, он нравственно обогащается, он эмоционально развивается. Изучаемый текст художественного произведения воздействует на ребенка разновекторно. В итоге у школьников формируется свое мнение, выводы могут быть разными, но интерес к предмету всегда высок. Соответственно, создаваемый вами текст для бизнес-предложения тоже должен содержать полезную информацию, с которой у клиента не возникнут конфликты в нравственном плане, если еще этот текст и подан будет эмоционально насыщенно, то полдела сделано. Почему только полдела? Еще надо учесть много других нюансов, но об этом позже.

Начнем с содержания. Длинные тексты, набранные мелким шрифтом, конечно, всех напрягают. Текст надо ограничить по объему, а значит, надо оставить только самое главное и интересное. Не секрет, что, когда мы учим детей писать сочинения, мы рекомендуем следовать определенной схеме: вступление, три аргумента и заключение. Всего пять абзацев. Эффект вступления должен быть интригующим. «Это интересно. Надо выслушать, прочитать». Три аргумента делятся на: сильный, логический аргумент и самый сильный. Первое обоснование темы весомое, яркое, но не исчерпывающее. Далее мы развиваем мысль, находим аргумент логически ожидаемый, с которым бы читатель согласился наверняка. Кажется, что это уже и конец, но нет, вот здесь-то мы и бросаем самую сильную, козырную карту, кладем противника на лопатки и, не давая ему опомниться, делаем изящный вывод, бутон неожиданно расцветает на глазах. Красота такая, что глаз не оторвать.

Общеизвестен тот факт, что большинство людей по психофизиологическому типу восприятия делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков, поэтому в нашей речи должны присутствовать слова всех трех систем восприятия мира: внешне яркие образы, которые легко представить визуалу, гармоничные фразы, похожие на песню, ласкающие слух аудиалов, а также слова, передающие комфортные ощущения кинестетиков. Соответственно, и лексический запас творца текста тоже должен постоянно пополняться. Для этого надо читать, каждый день! Хотя бы по нескольку страниц, в крайнем случае за рулем слушать не радио, а аудиотексты художественной литературы. Непонятные слова надо выписывать, определять их значение и прикреплять на видное место, чтобы запомнить. То же можно делать и с яркими метафорами, эпитетами, фразеологизмами. Надо изучить риторические фигуры. Мне, например, нравится, когда ребята активно включают в текст анафоры, эпифоры, эти приемы придают тексту особую стройность и изящность. Анафора – это одинаковое начало поэтических строк или прозаических фраз. Вот пример из Библии: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать, время насаждать, и время вырывать посаженное». Эпифора – это одинаковые концовки текста. Примеров много можно найти в лирике, в рекламных роликах, а вот цитата из речи Цицерона: «Вы скорбите о том, что три войска римского народа истреблены, – истребил их Антоний. Вы недосчитываетесь прославленных граждан – их отнял у нас Антоний. Авторитет нашего сословия ниспровергнут – ниспроверг его Антоний».

Нельзя не сказать и об искусстве публичного выступления, которому надо учиться в течение всей жизни. Чтобы победить страх публичного выступления, чтобы получать наслаждение от него, надо быть одновременно и эмоциональным, и говорить осознанные вещи, и быть убедительным, уверенным. Конечно, выступающий должен поставить перед собой четкую, ясную цель, определить мотивацию слушателей. Нужно подобрать такой материал, который будет понятен обычным людям, не только узким специалистам, обязательно подчеркнуть в нем признаки новизны. Сейчас многие готовят для своего выступления презентации. А у презентаций тоже есть свои секреты. Это прежде всего работа по структурированию материала. Мне, например, нравится прием кластера, это современный прием критического мышления, где материал творчески перерабатывается, как говорится, раскладывается по полочкам для полного и яркого восприятия. Обратимся к примерам. В этом году по новой программе в курсе 8 класса на уроках литературы изучается сказка Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц». Вы скажете, что эта сказка для детей. Наверное, она прежде всего для взрослых, взрослых, которые выросли и не хотят понимать детей, которые мыслят шаблонно, для которых уже нет чуда, а есть только понятие материальной выгоды. Ребята эмоционально отозвались на содержание сказки, посмотрите, как они передали свое восприятие общеизвестного произведения. Работы были сделаны во время онлайн-обучения весной 2020 года, когда весь Казахстан ушел на карантин. Ребята самостоятельно дома выполняли работы и отсылали мне по вотсапу, орфография работ не исправлена.

Перед вами кластеры Рахметовой Рании, Пак Аниты, Казанцева Сергея (учеников 8 А и 8 Б классов Международной школы-лицея «Достар» города Алматы). Задание для ребят было одинаковым, но посмотрите, как по-разному они передали свои впечатления. У Рании в центре кластера Маленький принц, еще живущий на своей планете, еще выполняющий свои обязанности по прополке баобабов и ухаживания за розой. Под ним мы видим Лиса, который научил Маленького принца дружбе. Рания перенесла на кластер и авторские рисунки из сказки. Рисунки – тест для взрослых, насколько они гибки в своем восприятии мира. А что увидели Вы: шляпу или удава, который проглотил слона? Найдите на кластере барашка. Где же он? Да он в коробке, какое творческое решение!

 

Анита поместила Маленького принца в окружение множества планет, и от этого он кажется таким уязвимым, незащищенным, но искренне любящим и мечтающим. Даже смерть занимает свое видное место на этом кластере. Невольно задумываешься о себе, что тебе дорого: властолюбие, тщеславие, ответственное отношение к порученному делу.

 

 Сережа, во-первых, обратился к другой технике исполнения, он работу выполнял на компьютере, у него материал кажется более упорядоченным. Обратите внимание, какие полные и законченные по смыслу у него фразы, как структурирована информация. Сергей тоже использовал авторские рисунки, но само их расположение очень логично: кажется, что Маленький принц шагнет с кручи на лестницу – линию эмоций, и эти эмоции мы будем переживать вместе с ним. Работа Сергея обращена к зрителю, она направляет наше внимание к выделенным тезисам, заставляет сделать свой выбор о жизненно важных вещах. Работа Сергея выходит за привычные рамки кластера, она глубокая и очень личностная.

 

И еще вашему вниманию я хочу предложить три кластера учеников МШЛ «Достар»: Кабдула Алиби (5 Б класс), Пак Алисы (5 Б класс), Рахметовой Рании (8 А класс). Все они о Герое Казахстана Бауыржане Момыш-улы. Казанцев Сергей готовил проект о герое, а ребята по прослушанному материалу сделали кластеры. Очевидно, что работа Кабдула Алиби эмоциональная, чувство гордости за нашего земляка распирает его, он гордится нашей страной, подарившей миру такого уникального человека.

 

Работа Пак Алисы более сдержанная, она ближе к минимализму, но какое интересное творческое решение! Мы чувствуем железный характер казахского Батыра, мы ощущаем его неукротимое стремление к победе, мы понимаем, какие струны души девочки затронула прослушанная презентация: для нее важна роль двухъязычия. Мы представляем себе яркие всполохи огней Великой Победы и счастье мирной жизни, жизни без войны.

 

В работе Рании видна, прежде всего, полнота восприятия информации, но бросается в глаза, говоря современными понятиями, скрытая реклама: «Мы победим!» Мне кажется, эта фраза перекликается с мироощущением девочки: во всем доходить до самой сути, добиваться успеха.

 

Подводя итоги, надо отметить, что все работы разные, но обязательно зритель на какие-то отзовется своим умозаключением, движением души, эмоциональным откликом. Так и в презентации слайды должны быть разными по стилю оформления, тогда такая презентация не наскучит. Такой прием в современной педагогике называется «мозговым штурмом», а это уже активные методы познания. Человек вроде как пассивно слушает, а внутри него идет работа, работа творческого вдохновения.

Друзья мои, конечно, надо еще работать над навыками риторики, логики, аргументации или контраргументации, навыками представления текста. Работать поругому для успешности – никак.

 
 

Тема номера







 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola7@mail.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10