электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2020 г.

 

Роль учителя в цифровом пространстве школы

№ 8 (199) октябрь 2020г.

А.Б. КАЛМАХАНОВА, учитель русского языка и литературы школы-гимназии имени Баймырзы Бесбаева Жамбылского района Жамбылской области


По определению Всемирного экономического форума, один из 16 видов знаний и умений успешного в XXI веке человека – это IT-компетентность, поэтому для нас «цифровизация должна стать не целью, а средством достижения абсолютного преимущества Казахстана». Повышение цифровой грамотности в среднем, техническом и профессиональном, высшем образовании является одной из задач Государственной программы «Цифровой Казахстан». Правительство страны издало приказ № 827 от 12 декабря 2017, где говорится, что 83 % населения Казахстана к 2022 году должны использовать информационно-коммуникационные технологии в повседневной и профессиональной деятельности. На данный момент в сфере образования осуществляются такие услуги, как электронная выдача направлений в детские сады, прием документов и зачисление в организации образования. Все эти услуги являются автоматизированными. Более 20 тыс. организаций образования, где содержатся сведения 4,5 млн пользователей, сведения о материально-технической базе образовательного учреждения, зарегистрированы в НОБД. Еще одним ярким примером цифровизации образования является образовательная информационная система «Күнделік». Данная система помогает не только отслеживать процесс оценивания, но является инструментом социального сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: педагогами, родителями и учениками.

На сегодняшний день внедрение новых информационно-образовательных технологий в учебный процесс – это не дань моде, это веление времени. Информационные технологии позволяют более активизировать практическую сторону обучения, так как дают возможность использовать неограниченное количество различных виртуальных ситуаций, дополняя таким образом традиционную парадигму учитель – ученик. Использование электронного обучения и новых технологий является одним из характеристик эффективного преподавания и обучения. Практика показала, что увлекательные инструменты в процессе активного обучения мотивируют учащихся на исследование, обсуждение, совместную работу. Это создает чувство соучастия в задании, позволяет им искать информацию и находить свои собственные инструменты, предоставляя возможность обучения за пределами класса.

Современный учитель – это не только фасилитатор, но и координатор информационного потока. Он смотрит на учебный процесс намного шире, выходит за границы предметного знания. Для него важно не то, как ученик воспроизводит информацию, а то, как он умеет применять свои знания на практике, какие алгоритмы предлагает для решения проблемных ситуаций. Именно современные цифровые инструменты и ресурсы помогают ученикам формировать навыки и компетенции учения, развивать способности управлять своим познанием.

Быстрый и перенасыщенный информацией век цифровых технологий изменил человека. В нашем воображении уже стирается образ учителя, который стоит у доски и объясняет новую тему или проверяет тетради. Изменились роль и позиция учителя в цифровом пространстве. Конечно, цифровизация школы не приведет к замене учителя. Как говорил Эльберт Хаббард, «одна машина может выполнить работу пяти обыкновенных людей, но ни одной машине не под силу выполнить работу талантливого человека». Но несмотря на это информационные технологии облегчают работу педагога, предоставляя больше времени на учеников. Практика дистанционного обучения показала, что правильно разработанные учебные маршруты с использованием цифровых образовательных ресурсов делают процесс обучения более увлекательным. Гибкость такой деятельности наиболее эффективна в работе с учащимися с низкой мотивацией обучения, когда у них исчезла тревожность, когда они не боятся неправильных ответов и могут самореализоваться. Например, в процессе обучения «Лицом к лицу» обучаемые с низкой мотивацией отвечали в основном на вопросы низкого порядка, а в период асинхронного формата у них была возможность находить ответы на вопросы высокого формата. Ученики с низкой успеваемостью при формативном оценивании задания на уроке выполняли частично, ссылаясь на нехватку времени, а в период дистанционного обучения они обладали большим количеством времени на переработку знаний, обдумывание решений, и отсроченный формат давал возможность для выполнения в полном объеме. Из опыта своей деятельности я поняла, что форма взаимодействия учителя и ученика на уроке, когда субъективная позиция ученика реализуется максимально, всегда даст положительные результаты. Ученикам интересно было не только действовать, активно участвовать в ходе урока, но и ошибаться и искать причины ошибок. Благодаря возможностям образовательной платформы GOOGLE CLASSROOM учащиеся показали степень сформированности познавательной самостоятельности и активности. Работа на GOOCLE-доске Jamboard помогла не только решить учебные задачи, но и дала возможность для развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения. Именно на платформе Оpiq.kz для учащихся были созданы условия для самостоятельного изучения и глубокого понимания содержания произведения. Благодаря образовательной платформе BilimLand, в которой систематизированы все видеоуроки, учащиеся могли периодически повторить изученный материал, совершенствовать навыки. Все эти цифровые образовательные ресурсы в период синхронного и асинхронного формата обучения дают возможность развивать у учащихся коммуникативную, познавательную, учебную деятельность.

Современные интернет-платформы позволяют учителю создавать сетевую коллаборацию, внедрять игровые и интерактивные технологии в учебный процесс. В таком случае учитель становится тьютером, проводником по цифровому миру. Продуктивное применение образовательных технологии не только формирует у обучающихся компетенции XXI века, но и приучает к самостоятельности, организованности и ответственности. Ребенок со школьной скамьи поймет, что он сам должен стремиться к знаниям. Такое воспитание в дальнейшем сделает характер человека более твердым.

Исходя из своего опыта, хочу сказать, что существует целый ряд информационно-образовательных инструментов, необходимых для решения образовательных задач. Каждый учитель, учитывая предпочтения и возможности своих учащихся, выбирает наиболее оптимальный цифровой ресурс для достижения целей обучения и понимает, что он является ответственным за результат своей деятельности. В зависимости от поставленных учебных задач учителя выступают в следующих «ролях»:
- Учитель – навигатор в мире информации, способный помочь в выборе наиболее достоверного источника, вычленить из бушующего потока информации самые ценные сведения и превратить их в личностные знания ученика.
- Учитель – модератор учебной деятельности. Он выбирает форму работы, помогает найти партнеров по проекту, поддерживает связь между учениками, родителями, а может быть и экспертами, если того потребует учебный процесс.
- Учитель – организатор обучения, специалист по конструированию занятий, эффективный менеджер образовательного процесса.
- Учитель – лидер, который рационально использует время, реально оценивает задачи, решает их и несет ответственность. Такой учитель заражает своей харизмой и обучает на личном примере, не заставляя при этом ученика подражать себе, а помогая ему раскрыть его собственный внутренний потенциал и характер.

Работая с цифровыми ресурсами, учителя могут столкнуться с некоторыми из них:
- Новые технологии по большей части сфокусированы на проблеме «как учить» и совсем не затрагивают насущный вопрос – «чему учить». К сожалению, большинство учителей используют слишком много инструментов, превращаясь в своеобразных жонглёров, а обучаемые страдают от «технической перегруженности». Учитель не должен забывать о том, что цифровые инструменты должны лишь помогать педагогам в достижении образовательных целей.
- В погоне за модной тенденцией использования цифровизаций иногда мы упускаем из виду самое важное – т.е. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА. Какие бы новшества не были бы введены в систему образования, учитель должен соблюдать базовое научное содержание своего предмета. Мои личные наблюдения показали, что иногда учителя-предметники теряют предметное содержание своего урока, превращая урок, например, русского языка в урок самопознания, истории или биологии. Межпредметная связь должна быть на уроках, но в определенных рамках, не теряя ценности и научности основного предмета.

Исходя из своего опыта могу с уверенностью сказать, что ученикам было сложно работать на разных платформах по разным предметам. Да и учителя не владели в полной мере навыками работы на удаленном расстоянии. На мой взгляд, учитывая основные принципы цифровизации образования, такие, как системность, логичность, последовательность, прозрачность, необходимо создать единую цифровую образовательную платформу для дистанционного обучения, чтобы оно проходило так, как должно быть в идеале.

Какие бы пожелания я сказала от имени учителей? Мы не должны пугаться информационных технологий, а вместо этого рассмотреть возможности продвижения вперед. Посещать семинары, мастерклассы, тренинги, вебинары, заниматься самообразованием в области цифровых технологии. Чтобы развиваться как учитель, чтобы добиться успеха в XXI веке, чтобы воспитать конкурентоспособных учеников на рынке труда, нам нужно идти в ногу с образовательными технологиями, соединяя креативность и цифровизацию.

 
 

Тема номера







 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola7@mail.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10