электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Теория и практика

 

   

Архив статей 2017 г.

 

Применение информационно- коммуникационных технологий на уроках английского языка в начальной школе

№ 3 (164) март 2017г.

Г.М. ЖАНГАЛИЕВА, старший преподаватель кафедры инновационных технологий и методики преподавания естественно-научных (гуманитарных) дисциплин филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ЗКО, г. Уральск


В обучении иностранному языку сегодня активно и успешно используются информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют значительно повысить эффективность этого процесса. В частности, применение ИКТ обеспечивает возможность создания обучаемым условий для формирования и развития лингвистических и коммуникативных навыков, максимально учитывая их личностные потребности и особенности, успешно реализуя идеологию личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и другие).

По мнению Львовой О.В., основной целью использования ИКТ для изучения иностранного языка является формирование у обучаемых иноязычной коммуникативной компетенции и развитие личности обучаемого, способного и желающего овладеть иностранным языком как средством общения и совершенствоваться в этой области.

Сформулированная цель является комплексной и включает в себя 4 компонента: практический, развивающий, воспитывающий, общеобразовательный.

Н.С. Нечаева считает, что в настоящий момент в самом общем виде можно выделить три основных пути использования компьютеров в обучении иностранным языкам (ИЯ):
– использование уже готовых программных продуктов по изучению ИЯ, поставляемых преимущественно на компакт-дисках;
– использование программных продуктов, создаваемых непосредственно преподавателями в различных инструментальных средах или средах визуального проектирования;
– использование средств новых информационных технологий (или ИКТ) для изучения ИЯ, в особенности углубленного или самостоятельно.

Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя – активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Основной целью обучения иностранному языку учащихся средней школы является воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование. Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называется «подать» себя. Как правило, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах и олимпиадах, на ЕГЭ устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что требует особый вид подготовки. Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому.

Преподавание английского языка в младших классах имеет свою специфику. Необходимо, чтобы на каждом уроке дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Для создания такой обстановки необходимо постоянно поддерживать высокую активность каждого ребенка.

Практика показывает, что сделать обучение иностранному языку в начальных классах эффективным при нагрузке 2 часа в неделю, используя традиционные методики, довольно сложно. В решении этой проблемы может помочь использование информационных компьютерных технологий, которые открывают перед учителем иностранных языков поистине необозримые возможности и предлагают простые и удобные решения широкого круга задач, расширяют выбор материалов и форм учебной работы, делают уроки яркими и увлекательными, эмоционально и информационно насыщенными. Использование информационно-компьютерных технологий помогает зачастую решить проблему заинтересованности ребенка, помогает активизировать его деятельность на уроке.

Задав себе вопрос, как сделать урок ИЯ интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным, я поняла, что успех не только зависит от знания учителем предмета и от общей эрудиции педагога, но и в большей степени от способности мыслить по новому, внедрять новые информационные технологии, мультимедийные проекты, интернет, медиаресурсы, обеспечивающие высокое качество подачи и контроля учебного материала.

В своей работе учителя часто используют интерактивную доску, основное преимущество которой – это наглядность и интерактивность. Интерактивная доска оказывает одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия – слух и зрение, что позволяет достичь гораздо большего эффекта. А использование богатых иллюстративных, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создает благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося. Дети не только получают важную и нужную информацию, но и испытывают очень сильные положительные эмоции, такие как удивление, восторг, радость, азарт.

При изучении ИЯ в начальной школе принцип наглядности является одним из ведущих. Он во многом компенсирует отсутствие языковой среды, восполняя потребность детей в чувственном восприятии отдельных единиц языка. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание презентаций. С огромным удовольствием мои ученики воспринимают мультимедийные презентации к урокам.

Использование презентаций на уроках просто незаменимо. Учитель подбирает презентации на разные уроки, по разным темам, находит в интернете, делает сама. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

Образовательное пространство в наши дни заполнено компьютерными обучающими программами, в разработке которых принимают участие опытные педагоги, программисты, психологи и дизайнеры. Они являются неплохим подспорьем в обучении и ориентируют обучающихся на свободный и самостоятельный темп обучения. Контроль знаний производится немедленно с гарантией перехода на новый уровень. Эффективность учебных занятий повышается при использовании таких мультимедийных учебных пособий на электронных носителях. Наилучшими, на мой взгляд, являются OXFORD PLATINUM, ДОКТОР ХИГГИНС, ВИТА- МИННЫЙ КУРС АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

Необходимо отметить некоторые мультимедийные курсы, которые используются на уроках английского языка как в начальной, так и в средней школе.

Большую помощь в изучении и закреплении грамматики предоставляет интерактивный курс «Round-up» (издательство Pearson Education Limited. Longman), состоящий из нескольких дисков разных уровней. Упражнения расположены по грамматическим темам. Достоинствами курса являются возможность проверки своих ответов и компьютерное подведение результатов выполнения заданий. Данный курс эффективен для проведения контроля в компьютерной форме, что сегодня является актуальной проблемой при проведении мониторингов. В данный курс введены интересные игры по разделам грамматики. Также необходимо отметить простоту в пользовании программой.

Интерактивный курс «Way Ahead» (издательство Macmillan). Шесть уровней данного курса включают в себя игры, кроссворды, увлекательные упражнения на закрепление грамматического и лексического материала в игровой форме. Интересно и увлекательно звуковое и графическое оформление программы. Данный курс я применяю уже во втором классе. Дети с интересом выполняют все задания.

Интерактивная программа «Правильный английский без скучных правил. Возраст 7-9 лет / TellmeMoreKids V2» (Разработчик: Auralog) В сопровождении двух забавных друзей Альберта и Калико ребенок исследует загадочный мир «Правильного английского».

Курс предлагает 400 заданий:
- 370 игр;
- 38 мультфильмов перенесут ребенка в мир, где все говорят по-английски. Озвучив любимого героя, он улучшит свое произношение и интонацию;
- разучив песенки-караоке, ребенок почувствует себя звездой.

Коммуникативная методика с системой распознавания речи:
- вовлечение в диалог;
- поэтапное использование новых слов;
- увлекательные сюжеты;
- игры, мультфильмы, караоке.

Это программа не только по изучению английского языка, но и по развитию наблюдательности, памяти, логического мышления, способности классифицировать.

Интерактивный курс «Английский. Путь к совершенству» (издательство «Медиахаус») состоит из 6 дисков 3-х уровней. В содержание курса включены видеофрагменты, аудиоинформация, диалоги, учебник по грамматике с тестами, «озвученный» словарь, игры.

«Витаминный курс. Английский язык» (разработчик Руссобит). Отличительной особенностью данного курса является его соответствие школьной программе по английскому языку. Разработаны программы для 5, 6, 7, 8-х классов средней школы. Каждый диск содержит более 2 500 заданий по грамматике, лексике, чтению, письму, произношению. Уникальная возможность использования микрофона при отработке фонетики. Также есть возможность тестирования и оценивания знаний. Форма работы может быть индивидуальная и групповая.

М.А. Гацкевич. Английский язык для школьников. English Grammarforpupils. Серия «Океан знаний» (разработчик: Magna Media Developer, издатель: Magna Media Publisher). Курс состоит из нескольких уровней. Основные задачи: изучение и закрепление основ грамматики, развитие навыков устной речи по данным темам. Широко представлены грамматические и лексические темы. Достоинствами курса являются словарь, озвученный носителем языка, большое количество упражнений по грамматике, аудированию. Необходимо отметить возможность отработки произношения. При пользовании программой обязательна регистрация пользователя для дальнейшего ведения журнала оценок. При выполнении упражнений осуществляется автоматическая проверка всех заданий, а также есть возможность распечатывания упражнений. Благодаря большому количеству упражнений происходит детальная отработка каждой темы. Для пользования данной программой необходимо иметь определенные навыки работы на компьютере.

Таким образом, мы видим, что в настоящее время существует достаточно большой выбор мультимедийных компьютерных программ для изучения английского языка. У учителя есть возможность выбора данных программ.

Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:
1. Продвигает ребенка в общем развитии.
2. Помогает преодолеть трудности.
3. Вносит радость в жизнь ребенка.
4. Позволяет вести обучение в зоне ближайшего раз- вития.
5. Создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка); обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; повышает объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне.

Литература

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: ИКАР, 2009. 448 с.

2. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. //ИЯШ, № 3, 2002. с 33-41.

3. Грейдина H.Л, Миракян З.Х. Как «Профессор Хиггинс» помогает изучать английский язык // Иностранные языки в школе. 2001. № 6. – С. 96-99.

4. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007.

5. Калашникова М.Б., Регуш Л.А. Психологические аспекты компьютерного обучения // Дидактические основы компьютерного обучения: Межвуз, сб. научн. тр. Л. 1989.

6. Нелунова Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе. – Якутск, 2006.

7. Цветкова Л.А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе. //ИЯШ, № 2, 2002. с. 43-47.

 

 
 

Теория и практика





 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no