электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Теория и практика

 

   

Архив статей 2017 г.

 

Развитие функциональной грамотности и функционального чтения как средства совершенствования качества обучения русскому языку и литературе

№ 3 (164) март 2017г.

О.В. МАЙЕР, учитель русского языка и литературы КГУ «Гимназия № 21», г. Рудный


«Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев… Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации».

Н.А. Назарбаев


Сегодня перед нашей системой образования стоит проблема повышения конкурентоспособности образования, его адаптации к складывающимся жизненным реалиям, так как в современном обществе человек живет и действует в условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий для принятия правильных решений в различных жизненных ситуациях. Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Особый интерес представляют исследования международных тенденций в оценке качества образования, изучение систем мониторинга результатов обучения, в первую очередь школьников. Одним из ведущих международных организаций системы мониторинга качества образования в мире является Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в числе приоритетных образовательных проектов которого находится PISA (Programme for International Student Assessment). Иccледования шаг за шагом расширяли понятие грамотности чтения, вводя в него такие важные признаки, как способность понимать «требуемые обществом языковые формы выражения», «использование письменной информации» для успешного осуществления поставленных человеком перед собой целей и др. Эти признаки выводили за рамки буквального понимания процесса чтения и ставили перед исследователями новые задачи.

Грамотность чтения – что это? Под грамотностью чтения предлагается понимать способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Представляется, что в этом определении важен каждый из названных признаков понятия. Слово грамотность подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества. Сущность понятия составляют признаки: понимание, рефлексия и использование. Они взаимосвязаны и обогащают друг друга. Рефлексия предполагает размышление о содержании (или структуре) текста, перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения. Слова письменный текст подразумевают печатные, написанные от руки или изображенные на дисплее тексты, в которых использован естественный язык. Такой текст может включать визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков, хотя исключает использование фильмов, телеизображения, мультипликации, картинок без слов, которые требуют иной стратегии восприятия. В связи с включением визуальных изображений тексты можно разделить на сплошные (без таких изображений) и несплошные (с такими изображениями). В 2015 году учащихся Казахстана очередной раз проверяли на функциональную грамотность на экзаменах PISA с акцентом на естественно-научную грамотность, в которую вошли блоки заданий по грамотности чтения. Участие Казахстана в международном исследовании PISA становится традиционным мониторингом казахстанского образования, с которым будут сталкиваться наши ученики. Поэтому Казахстан взял курс на развитие функциональной грамотности чтения, математической грамотности, естественно-научной. Это Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников и др.

Я работаю учителем русского языка и литературы. За годы работы сделала выводы, что развитие коммуникативных навыков детей через грамотность чтения является приоритетным для меня как учителя русского языка, а также и то, что мы живем в полилингвистическом социуме, и умение грамотно излагать свои мысли считается очень важным. Я много думала над тем, почему создается такая парадоксальная ситуация: экзамен по русскому языку сдается на «отлично» (тестирование), а у выпускника слабо развиты коммуникативные навыки, грамотность чтения. На своих уроках я развиваю грамотность чтения через применение приемов критического мышления «Шесть шляп», Инсерт, синквейны, РАФТ, диаграммы Венна, рефлексии-эссе, самооценивания и др. Целями стандартных программ по русскому языку и литературе является формирование и развитие способности практического применения коммуникативной компетенции в основных сферах речевого общения соответствующими языковыми средствами, а также развитие аналитических и творческих способностей при интерпретации художественного текста; выражение активной личностной позиции по отношению к духовным ценностям искусства слова. Это в свою очередь способствует осуществлению «…способности личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде». Как организовать обучение функциональной грамотности чтения на уроках? Для начала нужно изменить подход к построению уроков, а именно позиции учителя. Его позиция второстепенная: направлять, помогать, корректировать. Обучение вести в интерактивном режиме по принципу «ученик – ученик», что подразумевает диалогическое обучение. Это работа в парах, группах, микрогруппах. О положительном влиянии диалогического обучения на обучаемость учащихся сказано многими видными исследователями. Так, профессор из Кембриджа Робин Александер пришел к выводу, что посредством диалога учителя могут выявлять «здравый смысл» учащихся ежедневно, взаимодействовать с их идеями и помогать им в преодолении непонимания. … В диалоге ученики (равно, как и учителя) являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие процесс совместного приобретения знаний». Задания для выполнения в основном поискового, исследовательского, творческого характера, проблемное объяснение новой темы, создание мини-проектов. Необходимую информацию черпать из учебников, дополнительной литературы, словарей, Интернет ресурсов, т.е. разных источников. Работу выполнять в рабочих тетрадях, флипчартах, создавая постеры, на интерактивной доске. Мы, учителя-словесники, в основном работаем со сплошными текстами. На это направлены и задания в учебниках русского языка и литературы. На своих уроках я добиваюсь полного понимания текста, что предусматривается в грамотности чтения. Это знакомство с текстом, его осмысление: предлагаю указать тему, идею, озаглавить текст, найти ключевые слова и словосочетания. Озаглавить текст так, чтобы заголовок отражал его основную мысль. При этом учащиеся учатся исключать лишнее и выбирать основное, необходимое. Это задание непростое, первичные навыки по его выполнению ученики отрабатывают через игру «Четвертый лишний», когда дается набор из 4-х слов, три из которых сходны между собой по значению, общим морфологическим признакам и др. Затем я предлагаю сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста, или найти в тексте предложение, в котором заключена главная мысль автора; определить тип текста и стиль речи, при этом обосновать свой ответ, доказать точку зрения на основе примеров-признаков принадлежности к тому или иному типу, стилю, найденных в тексте. Все это способствует развитию грамотности чтения. При изучении стилей речи, типов текста предлагаю несколько текстов, объединенных одной тематикой, жанром, типом: повествование, описание, рассуждение. Ученикам необходимо определить, что объединяет данные тексты, чем различаются. Аналогичные, но более легкие задания – это выборочные диктанты, выборочное списывание, задания на выписывание предложений определенного типа. Например, при изучении темы «БСП с отношениями пояснения, дополнения, причины» предлагаю ученикам такое задание: списать предложения, распределяя по группам: 1) простое предложение с однородными членами, 2) БСП. Объяснить постановку двоеточия. Они отличаются от заданий в тестах PISA тем, что задания грамматического характера, которые требуют конкретных знаний правил русского языка. Без знаний правил выполнить их невозможно, т.е. общеучебным умениям ученики обучаются в границах учебных предметов. Задания-вопросы в тестах PISA вводят учащихся в ситуации общественной и частной жизни, которые ждут их за порогом школы, и чтение им необходимо для решения общественных и частных задач, на грамматику внимания мало обращено, нежели в тех заданиях, которые даны в наших учебниках. Ведь мы предусматриваем развитие грамотной устной и письменной речи. Тексты, по которым мы работаем, в основном из художественной литературы, обращенной к совести и морали каждого. Задания по грамотности чтения, что у нас, что в исследовании, похожи: определить, о каких проблемах…, какое событие…, какие перемены…, что заставило героя…, кого автор называет, считает… (такие задания предусматривают определение последовательности, рассчитаны на аналогию, на вопросы с ограничением ответа или с открытым кратким ответом, то есть на знание содержания). Однако нельзя сказать, что в исследовании не было текстов художественных и публицистических произведений (рассказ, басня, рекламный листок, научно-популярная статья, фрагменты из романа и др.), конечно, они были. При чтении текстов художественной литературы для развития грамотности чтения у учащихся я практикую прием критического мышления «Инсерт», цель которого научить выделять главное, способствовать обмену мнениями о новой информации в группе. Например, при изучении темы «Сложносочиненные предложения» я предложила ученикам изучить ее самостоятельно. Изучение новой темы проходило по методу «535». Ученики в группе (состав группы 5 человек) в течение 5 минут самостоятельно читали новый материал из учебника, ресурсов интернета, обсуждали прочитанные правила, находили и выписывали три ключевые идеи на флипчарт. Затем устно презентовали свой мини-проект на установленное время, то есть выступление не более 2-3 минут, где слушающие оценивали их устные ответы, по ходу исправляли допущенные речевые ошибки. Это задание направлено на оценку умения находить информацию в тексте. Задание такого типа для учеников не ново, навыки выполнения такого рода упражнений встречаются в грамматике, например, определить количество числительных в тексте, «сколько от общего числа количественных, порядковых, собирательных?», «найти синонимы, антонимы, омонимы». К таким заданиям можно отнести и вопросы: «Разделяешь ли ты мнение автора? Аргументируй свой ответ» или Согласен ли ты с тем, что… Аргументируй свой ответ».

Для оценки умения интерпретировать текст, развивать его концептуальный смысл учащимся предлагается сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию с информацией из других источников или личным опытом, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок по содержанию текста, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста, находить аргументы, подтверждающие мнения, высказывания, объяснить заглавие текста. Пример задания на сравнение, сопоставление приведу из своего урока при изучении темы «ССП с соединительными союзами» с использованием приема критического мышления «Шесть шляп». Ученикам я предложила проанализировать информацию из учебников, информационных ресурсов на тему «ССП с соединительными союзами» и из просмотра видеопритчи на тему «Индивидуальный подход» и построить между лексической и грамматической темами логическую связь.

Наблюдение показало: ученики путем обмена мнениями, дискуссий, уточняющих вопросов, внимательно слушая друг друга, провели сложный ситуационный, сравнительный, сопоставительный анализы в командной деятельности (микрогруппы из 3 учащихся). А на уроках литературы более всего учащиеся показывают умения сравнительного анализа поэзии и прозы, литературных персонажей, героев романтизма и реализма. Для оценки рефлексии на содержание текста, то есть подразумевается достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического развития учащихся. Реализуется проверка таких умений, как различать объективную и субъективную информацию, связывать информацию текста с фактами / событиями реальной действительности, аргументировать свою точку зрения. Таким заданием на моих уроках бывает написание отзыва, аннотации. Первичные навыки для успешного написания отзыва, аннотации я отрабатываю на каждом уроке на этапах вызова и рефлексии, когда задаю им задание самостоятельно сформулировать цель урока по вопросам с использованием ключевых слов, например, при изучении темы «ССП с противительными союзами» я предложила ученикам ответить на вопросы: «Что узнаем? Чему научимся? Как будем работать? Что получим в результате?» и ключевые слова «ССП…, речь…, группа…, выступление…, уважение…, справедливость…», к концу урока на этапе рефлексии на эти же вопросы, но с глаголами в прошедшем времени предлагаю ученикам написать рефлексию-эссе. Ключевые слова оставляю в помощь и в неизменном виде, ученикам так легче выполнять задание, также при этом отрабатываются навыки вести беседу, не теряя нити темы разговора.

При задании для отработки навыков рефлексии на содержание текста на уроках литературы я применяю вопросы, требующие формулировки и аргументации собственного мнения: привести доводы в защиту своей точки зрения, доказать свой ответ, обосновать свою точку зрения; ответить на вопросы: «Какие ассоциации вызывает у вас фамилия главного героя?», «Выскажите свое отношение к позиции автора / героя», «Как автор относится к своему герою? Какова авторская позиция по отношению к главному герою? Обоснуйте свое мнение», «Что в данном отрывке удивило вас больше всего? Почему?», «Как вы думаете, актуальна ли тема «маленького человека» в наши дни»? «Какие недостатки общественной жизни высмеивает автор в произведении»? то есть прием критического мышления – «Вопросы высокого порядка», «Ромашка Блума».

На уроках русского языка используются тексты с ошибками, предлагая учащимся игру «Корректор»; задания на реконструкцию предложений или текста; объяснить значение фразеологизмов, пословиц, афоризмов, придумать ситуацию, в которой бы они использовались.

Для оценки рефлексии на форму подачи текста важно, чтобы читатель, выполняя задания, оценивал не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения. Здесь предполагается развитие умения обнаруживать иронию, юмор, различные оттенки смысла, выраженные словом. Этот аспект понимания текста подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений. Для выполнения подобных заданий учащийся должен владеть знаниями о структуре текста, особенностях жанра, умениями обнаруживать в тексте иронию, юмор, оттенки мысли, выражаемые словом, обнаруживать способности слышать авторский голос и различать авторские оценки изображенного. На уроках литературы применяю следующие задания: «Обладает ли автор / герой чувством юмора? Приведите примеры из текста», «Как вы думаете, почему автор отказался от оптимистического финала? Придумайте свой вариант финала произведения», «Какие романтические и реалистические черты сочетаются в произведениях автора?» или найти в стихотворении эпитеты, метафору, олицетворение, сравнение, гиперболу, аллитерацию, то есть тропы, стилистические фигуры. Подводя итоги приведенным примерам заданий из своего опыта работы, я, как каждый учитель-словесник, выполняю только часть того, что заложено в экзаменах PISA. Применяя задания по грамотности чтения, я заметила, что учащиеся с большим интересом учатся, легче преодолевают коммуникативные барьеры в общении. Одаренные учащиеся активней идут на контакт, помогая учащимся с низкой мотивацией к учению. Анализируя активность учеников на моих уроках, их ответы, способы решения ими заданий, я пришла к выводу, что функциональная грамотность чтения действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.

 

 
 

Теория и практика


 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10