электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Теория и практика

 

   

Архив статей 2017 г.

 

Повышение интеллектуального и физического развития учащихся через внедрение национальных игр на уроках физической культуры

№ 3 (164) март 2017г.

А.О. НАРЫМБЕТОВА, учитель физкультуры, «Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления» города Тараз


Одной из основных целей системы образования Республики Казахстан является воспитание чувства патриотизма и становление активной гражданской позиции подрастающего поколения.

Концепция этнокультурного образования Республики Казахстан уделяет большое внимание воспитанию человека высокообразованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, уважению к родной земле, народу.

Национальная политика в области этнокультурного образования ориентирована на развитие поликультурной личности, создание этнокультурного образовательного пространства. Концепция этнокультурного образования Республики Казахстан предусматривает воспитание духовно развитой личности, который знает национальную и мировую культуру.

Главной задачей является создание культурной почвы для развития этнических культур системы образования – создание необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей; реализация прав ребенка на воспитание, образование и всестороннее развитие, сохранение родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций, на информированность, укрепление здоровья [1].

Национальные игры возникли в условиях кочевого образа жизни казахского народа. Люди занимались тяжелым трудом и в свободное от работы время забавлялись различными играми, развлечениями. Отсюда и возникли национальные игры, которые стали культурой и достоянием казахского народа.

Игры носили массовый характер: на больших торжествах, праздниках, массовых гуляньях состязались, участвовали в соревнованиях. В играх отражалась трудовая, духовная деятельность и быт народа. Они носили воспитательные функции, военно-спортивные, зрелищные, ритуальные и другие. У молодого поколения развивались не только физические, но и умственные способности.

Самыми популярными видами были конные состязания, различные игры на лошадях, которые сохранились до наших дней. Например, «Бәйге», «Көкпар», «Аламанбәйге». Подобные занятия помогли казахскому народу состояться как этносу в своем государстве.

Этнокультурная и государственная идентичность могут быть достигнуты наиболее эффективно через систему образования [2].

Физическая культура играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Стимулирует учащихся вести здоровый образ жизни на протяжении всей жизни и применять приобретенные навыки в дальнейшем. Она не только развивает двигательные навыки, но и развивает социальные навыки. На уроках физической культуры происходит процесс формирования и воспитания духовно-нравственной личности на базе применения национальных игр. Игры на уроках закладывают основу возрождения национальной культуры и традиций народа.

Популяризация национальных игр на уроках физической культуры позволят сыграть огромную роль в физическом и интеллектуальном развитии учащихся.

В системе «Назарбаев Интеллектуальные школы» на уроках физической культуры внедрены интегрированные образовательные программы. Главной задачей интегрированной программы предмета «Физическая культура» является активация физической деятельности ученика. Эта задача может быть достигнута посредством разработки развернутой и сбалансированной учебной программы, которая позволит учащимся развить физические способности, знания о движении. В ин тегрированной программе предусмотрены разделы, посвященные национальным играм и танцам. В году в одной четверти им отводится от 8-12 часов.

А в традиционной программе обучения учитель по желанию включает в вариативную часть национальные игры, и количество часов колеблется до 6 ч.

В Назарбаев Интеллектуальной школе был проведен опрос на знание национальных игр. Общее количество участников, принявших в анкетировании, было 60 девочек. По итогам проведенного опроса выявилось, что учащиеся на 100 % знают правила национальных игр. На вопрос участия в национальных играх на уроках физической культуры учащиеся также ответили на 100 % – «да». На вопрос участия в национальных играх вне школы ответили 100 % – «да». Наибольшее количество процентов на знание правил и личного участия по популярности игры распределились следующим образом: тоғыз құмалақ – 50 %; жеті тас – 16,7 %; көкпар – 20 %; ақсүек – 13, 3 %.

По проведенному анкетированию можно сделать вывод: учащиеся знают и активно играют в национальные игры. Самыми популярными играми являются тоғыз құмалақ, көкпар, жеті тас, ақсүек. На уроках учащиеся развивают знания о национальных играх, проводят анализы различных соревнований по национальным играм, получают исследовательские навыки в играх «Тоғыз құмалақ», асыки. Например, национальная игра «Тоғыз құмалақ» помогает развивать метакогнитивные навыки. Происходит познавательное, психологическое, интеллектуальное развитие у детей. Интеллектуальное развитие – это развитие таких способностей, как мышление, память, внимание.

В процессе игры выполняются основные мате- матические действия, просчитываются не только свои ходы, но и ходы соперников, разрабатываются тактики. Такая игра дает возможность ученикам развивать математические навыки, логику, ско- рость подсчета. Уровень интеллектуального разви- тия определяется уровнем развития когнитивных способностей у детей.

Когнитивным развитием занимались многие ученые: Ж. Пиаже (1960 г.), Г. Гарднер (2006 г.), Р. Стернберг (1985 г.), Л.С. Выготский, Д. Брунер и другие. Каждый из них выдвигал свои гипоте- зы, теории, модели и исследования об интеллекте человека [2].

Например, А.С. Выготский отметил, что ак- тивное интеллектуальное развитие происходит в младшем возрасте. Во время различных игр в детском коллективе возникают разные споры, дети размышляют над игрой, происходит диалог. И язык является средством мышления. Учащийся развивает мышление и речь в результате социаль- ного взаимодействия [2].

Навыки физического развития дети получают в различных национальных играх, например, в игре «Көкпар»(перевод с каз. «козлодрание»).

Мы разработали альтернативные варианты игры «Көкпар», предлагаю один из них: принимают участие две команды. Игра начинается с середины поля. На противоположных сторонах поля расположены қазандықи (перевод с каз. «котел»). Игра начинается с борьбы капитанов за мяч (вариант «Көкпар»). Выигравший капитан начинает игру первым. Он должен передать своим членам команды «көкпар», добежать до қазандыка и положить көкпар в қазандық. Команда получает очко. Команда соперников должна преградить им путь и не дать пройти команде к қазандыку, создать трудности.

Категорически запрещается: бить участника, толкать в спину, показывать агрессивное поведение.

Следующий вариант: «Көкпар» предполагает игру в парах с мячом, где необходимо передвигаться по полю, держась за руки. Цель пары – закинуть көкпар в қазандық.

Игра развивает физические способности: выносливость, силу, скорость, ловкость. Во время игровой деятельности учащиеся предпринимают стратегию и тактику по получению очка, по захвату көкпара. Получают навыки командной работы, развивают физические качества; выносливость, скорость, силу, ловкость.

В ходе игры учащиеся вовлечены во взаимодействие через диалог, что играет важную роль в обучении. Вовлечение через диалог по теории Мерсера и Литлтона (2007) показывает, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении [2]. Общение со сверстниками способствует обучению детей их когнитивному развитию.

Следующая игра «Жеті тас». В игре принимают участие две команды. Игра начинается в середине поля, где находятся семь камушек, расположенных в вертикальном положении. Участник одной команды должен сбить семь камней, расположенных друг на друге. Если участнику не удалось сбить, сбивает участник другой команды и так далее. Если команде удается сбить, то они должны собрать камни и положить их друг на друга. Вторая команда разрабатывает тактику по задержанию соперников и не дать им приблизиться на территорию лунки камней. Команда получает очко, если она соберет камни в вертикальном положении.

В ходе этой игры обе команды совершенствуют технику борьбы. Соревнуясь, учащиеся получают знания об истории национальных игр, развиваются физически, получают исследовательский навык по принятию стратегии и тактики действий.

Навыки захвата учащиеся получают в национальной игре «Ақсүек» (перевод с каз. «белая кость»). Здесь акцентируется внимание на прочтение тактики игры соперников и соответствующей выбранной стратегии.

Цель альтернативной игры состоит в забрасывании ақсүек в көмбе (перевод с каз. «яма»). Капитан команды, который первым поймал кость, бросает ее своему игроку, который стоит ближе к көмбе соперника. Тот в свою очередь пытается прорваться между игроками команды соперников. Если это ему удается, бежит к противоположной линии и старается с ақсүек прибежать к көмбе противника и бросить ее. Соперники стараются поймать ақсүек на лету, отобрать у противника [3].

В этой игре учащиеся не только развивают физические качества, но и получают навыки честной игры, вырабатываются лидерские и командные навыки, что стимулирует учащихся вести здоровый образ жизни. Развиваются коммуникативные навыки, способности описывать, анализировать и обсуждать определенные тактики и стратегии.

Эта деятельность также происходит через диалог. Диалог в группе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении [2].

Таким образом, основной целью внедрения национальных игр на уроках физической культуры является не только повышение интеллектуального и физического потенциала детей, но и приобщение детей к социокультурным ценностям и чувства патриотизма.

Будущее Казахстана зависит во многом от подрастающего поколения, формирования уровня патриотического сознания, духовно-нравственной потребности и уважения традиций и обычаев казахского народа.

Для дальнейшего развития Казахстана как конкурентоспособной страны необходимо подумать не только об интеллектуальном и физическом потенциале нации, но и патриотическом воспитании казахстанской молодежи.

Внедрение национальных игр на уроках физической культуры содействует воспитанию чувства патриотизма и становлению активной гражданской позиции подрастающего поколения, что и является одним из основных целей системы образования Республики Казахстан.

Тем самым, практикуя национальные игры на уроках физической культуры, учитель проводит работу по патриотическому воспитанию казахстанской молодежи на обычаях и традициях предков.

Список литературы

1. Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан от 15 июля 1996 г. № 3058 [Электрон. ресурс] Режим доступа: http: //adilet. zan. kz/rus/docs/N960003058_

2. Концепция воспитания в системе непрерывного образования. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http: //minsozobr. ru/normativ/kz/koncepcija_ vospitanija_v_sisteme_nepreryvnogo_obra. pdf

3. Руководство для учителя, 3 уровень. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г.

4. Физическая культура, методическое пособие для 12-летней образовательной школы (пробный вариант). – Алматы: «Алматыкітап», 2006 г. 91 стр.

 

 
 

Теория и практика


 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10