электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Теория и практика

 

   

Архив статей 2017 г.

 

Роль целеполагания в оценивании и СМАРТ цель

№ 5 (166) май 2017г.

Н.В. КОТОВА, специалист/тренер ЦПМ «АОО Назарбаев Интеллектуальные школы» в г. Кокшетау


Целеполагание является неотъемлемой частью оценивания. Оно помогает определять приоритеты, принимать решения и реализовывать то, что планировалось. Чем четче сформулированы цели, тем эффективнее и точнее будет оценивание. В большинстве случаев целеполагание предполагает выполнение следующих требований:
а) четкой формулировки целей;
б) разбивки целей на реализуемые задачи.

Четко сформулированные цели должны быть СМАРТ (SMART):

Specific – конкретными, специфичными, чтобы ясно представлять, чего следует добиться.

Measurable – измеряемыми, чтобы можно было точно сказать, что цели достигнуты.

Achievable – достижимыми, ориентированными на действие, чтобы понять, какое именно.

Realistic – действие принесет желаемый результат; реалистичными, чтобы их можно было достичь.

Time-bound – иметь четкие сроки и разумные средства для выполнения.

Например: «К концу урока учащиеся смогут описать картинку «Времена года», используя не менее пяти прилагательных».

Разбивка целей на задачи (этапы работы)

Когда учитель сформулировал цель, ему необходимо выработать ориентиры, которые помогут ее достичь. Постановка задач дает перечень важных мер, которые следует предпринять, чтобы добиться цели.

Например:

Учащиеся
1) будут понимать значение имени прилагательного как части речи;
2) будут практиковать употребление прилагательных с существительными;
3) смогут употреблять прилагательные в своей устной и письменной речи.

Целеполагание допускает постановку цели как с позиции учителя, так и с позиции ученика. Первый подход характерен для традиционного обучения, второй – активно входит в практику школы на современном этапе в связи с освоением обучения компетентностям.

Ниже приведены примеры двух подходов к постановке целей.

Формулируя цель с помощью метода SMART, педагог задумывается об индикаторах, объективно доказывающих достижение цели. Эти индикаторы нужны и педагогу, и обучающемуся, причем, и тот и другой с помощью этих индикаторов должны приходить к аналогичным выводам.

Неточные формулировки цели, задач, результатов затрудняют понимание того, что надо сделать. Туманные, размытые, запутанные формулировки целей, недостаточно ясное понимание целей обучающимися, возможное двойное, тройное толкование смысла предлагаемых изменений, действий вызывают прострацию обучающихся, демотивируют их, лишают ориентиров и желания заниматься учебной деятельностью, которая очень быстро замещается более понятными и интересными для детей занятиями.

СМАРТ цели и критерии успеха

Критерии успеха представляют собой своего рода «меню» инструментов, при помощи которых учителя могут добиться выполнения СМАРТ целей урока.

Например:

Цель обучения Ученики научатся рассказывать о том, что они делают каждый день (контекст – учебный день, предмет – казахский язык)

Критерии успеха (КУ) ученика

Я умею:
Использовать словарный запас, связанный с ежедневными утренними действиями.
Составлять простые предложения, описывающие мои ежедневные действия.
Использовать слова и фразы, служащие для связи отдельных предложений.

Примеры СМАРТ целей и КУ к урокам по предметам средней школы

Типичные ошибки учителей в целеполагании и постановке КУ

Что такое цель урока? Это прогнозируемый учителем результат работы ученика на уроке.

Учитель, определяя цель урока, должен всегда задавать себе вопрос: «Чему научится ученик? Какой результат работы ученика можно будет увидеть?»

Цель урока должна уточнять, «ЧТО ученик в действительности будет делать, что можно будет увидеть» (Роберт Кизилик, PhD, Университет штата Вирджиния)

Ошибка 1. Учителя ставят цель не на ученика, а на себя, что затрудняет понимание, чего же ожидает учитель от ученика – какой «продукт» деятельности.

Например: «Ознакомить учащихся с условными обозначениями на карте», «Систематизировать знания об имени прилагательном», «Ввести и закрепить новую лексику по теме Британия».

Ошибка 2. Цели, которые ставит учитель, «размытые», их выполнение трудно измерить. Например: «Ученики получат представление о площади прямоугольника », «Ученики изучат закон Ома», «Повторить пройденный материал».

Такие формальные цели – это уход учителей от ответственности за их достижение.

Ошибка 3. Для формулировки целей учителя используют глаголы, действия которых нельзя измерить.

Например: Ученики поймут причины восстания Кенесары.

Нужно избегать таких слов, как практиковать, узнать, знать, понять. Они слишком расплывчаты для оценки эффективности обучения. Более того, эти слова не помогут в определении знаний, усвоенных учащимися в ходе обучения.

Как можно убедиться, что ученики поняли? Нужно использовать глаголы, действия которых мы можем увидеть, прочитать или услышать.

Например: Ученики смогут написать …, Ученики смогут классифицировать …, Ученики смогут сравнить …

Ошибка 4. Цели, как таковые, не доводятся до учеников. Они подменяются темой, что затрудняет понимание учениками, что они должны достичь и, со- ответственно, как их будут оценивать.

Ошибка 5. Учителя путают цели с задачами. По- этому цели бывают «многоэтажными», которые можно разложить на несколько задач. Цель – это то, ЧТО мы хотим достичь. Задача – это процесс: КАК мы этого достигнем?

Например, такая «многоэтажная» цель:

Ученики смогут найти в тексте 5 глаголов, определить их время, связать их с именами существительными и составить с ними 5 предложений.

Ниже дан пример, как можно «раздробить» такую цель на цель и задачи.

Цель: Ученики смогут составить 5 предложений в прошедшем времени с использованием изученных глаголов.

Задачи:
Ученики смогут найти в тексте 5 глаголов.
Ученики смогут определить их время.
Ученики смогут связать глаголы с именами существительными в предложениях.

Выводы: Использование целей обучения помогает учащимся понять, чего они должны достичь в результате обучения.

«Многие учащиеся не понимают этого и привыкают к преподаванию, представляющему собой произвольную последовательность упражнений, не имеющих между собой никакой обоснованной связи». «Когда же учащиеся приобретают понимание целей обучения, они начинают учиться более осмысленно, а их обучение становится более эффективным: они обсуждают процесс оценивания с учителями и друг с другом …» (Блэк и Уиллиам (1998), с. 10)

Цели объясняют ученику, что он изучает, зачем работает. Они улучшают обратную связь между учителем и учеником и обеспечивают возможность осмысленного контроля и самоконтроля за результатом деятельности.

Во избежание типичных ошибок формулирования и реализации целеполагания необходимо помнить:
– План урока обязательно включает СМАРТ цели и задачи урока.
– НА УРОКЕ происходит:
а) знакомство учеников с целями или вовлечение учащихся в постановку целей;
в) уточнение понимания учащимися цели (целей) урока и определение шагов по ее достижению (критерии успеха ученика);
с) подведение итогов выполнения целей.

 

 
 

Теория и практика


 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10