электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Теория и практика

 

   

Архив статей 2017 г.

 

Успех учителя – в непрерывности профессионального образования

№ 10 (171) декабрь 2017г.

Б.К. КАЙСАРОВА, тренер филиала ЧУ «Центр педагогического мастерства» в городе Алматы


В рамках обновления содержания среднего образования в Республике Казахстан потребность в совершенствовании практики преподавания учителей приобретает большую актуальность. В связи с этим Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» реализует Программу профессионального развития «Рефлексия в практике», в рамках которой используется потенциал лучших учителей, прошедших курсы повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан по уровневым программам (далее – школьные тренеры).

Основной целью Программы является развитие у школьных тренеров знаний и навыков, необходимых для содействия профессиональному развитию учителей в школах. Результатом обучения будет являться то, что подготовленные школьные тренеры смогут помочь учителям локально, каждый в своей школе, повысить профессиональный уровень развития в условиях обновления содержания среднего образования в Республике Казахстан.

Эксперты, отвечая на вопрос: «Почему содержание среднего образования должно измениться?», выделяют две основные причины:

Первая причина – экономическая. Как обучить детей, чтобы они могли занять свое место в жизни, несмотря на то, что мы не можем прогнозировать наверняка, какая будет экономическая ситуация в мире к моменту их взросления.

Вторая причина – культурная. Как обучить детей, чтобы у них сохранилось чувство национальной принадлежности и при этом они являлись бы активными участниками глобализационных процессов.

Прекрасное подтверждение этих причин мы находим в труде Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», где сказано, что благодаря технологической революции в ближайшие десятилетия некоторые существующие профессии могут исчезнуть. И в таких условиях относительно легко менять профессию и успешно жить сможет только высокообразованный человек. И в то же время, подчеркивает Президент, никакая модернизация не может иметь место без сохранения национальной культуры.

Примечательно, что выдающийся казахский просветитель Ж. Аймауытов еще в 20-х годах прошлого столетия утверждал великую ценность национальной самобытности, народной педагогики. В своем труде «Пути комплексного обучения» он советовал учителям отбирать материал для урока по следующим параметрам:
а) Пусть в составленном материале урока быт и наука тесно соприкасаются и связываются.
б) Желательно, чтобы материал подавался не в готовом в виде, а в виде бытовой загадки, которую учащиеся могут сами исследовать, решить и превратить в практику.
в) Во время обучения направлять усилия ученика на использование собственного опыта, знаний, всего, что им усвоено в быту и жизни, от родителей и друзей, т.е. всего, что хорошо знакомо ученику.

Именно на подобной теории конструктивизма основано содержание Программы профессионального развития. Современная практика и результаты исследований показывают, что «традиционная» методика преподавания, основанная на трансляции готовых знаний, не может обеспечить эффективное интегрирование новых знаний в имеющиеся, и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механическое запоминание, поверхностное обучение. Получаемая подобным образом информация может быть успешно продемонстрирована на экзаменах, но она не усваивается обучающимися, малополезна после завершения ее изучения, различного рода экзаменов и не используется в жизненных ситуациях. Цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса на основе своего предыдущего опыта. Программа профессионального развития нацелена на изучение исследований в сфере преподавания, умение анализировать собственную деятельность, обсуждать с коллегами инновационные процессы, которые сформировались в ходе курсового обучения.

Я хочу отметить огромную заинтересованность учителей, приглашенных на курсы школьных тренеров. В то же время они ясно осознают и большую ответственность, которая теперь на них возложена. Поэтому предлагаю вниманию читателей несколько отрывков из эссе слушателей курсов. Думаю, они не оставят их коллег равнодушными.

Аркинова Г.А., ОШ № 89.

В наше время работать в школе непросто, но довольно интересно, так как всегда приходится не только других учить, но и постоянно учиться самому. Демократизация общества выдвинула новые требования к подрастающему поколению. Выпускникам школ для полноценной реализации себя в будущем необходимо быть уверенными, функционально грамотными, конкурентоспособными. А для этого необходимо создать им соответствующие условия, а это возможно, когда пересмотрены подходы в преподавании и обучении.

И такой альтернативой стали курсы по подготовке школьных тренеров, через которые появилась возможность у педагогов, не отрываясь от учебной деятельности, ознакомиться, осознать и внедрить новые подходы в преподавании и обучении. Когда была зачислена на курсы, первая мысль, которая возникла в голове: «У меня появилась возможность поработать над собой и усовершенствовать свое педагогическое мастерство».

Что я могу сказать о данных курсах? Прежде всего, они актуальны, своевременны и содержательны.

Что дал данный курс лично мне?

Во-первых, была создана образовательная сфера, были созданы все условия, атмосфера в группе сложилась благоприятная, дружелюбная, сплоченная, творческая. В группе мы понимали друг друга, взаимообучали, помогали, взаимодействовали. Еще раз убедилась, что основополагающим принципом коллаборативного обучения является консенсус, который формируется через сотрудничество членов группы, где на первом плане умения и вклад отдельных членов группы.

Во-вторых, была возможность закрепить теоретические знания Программы уровневых курсов и дать возможность перерасти этим знаниям в умения и навыки. В основе лежат идеи семи модулей. Работая в группах, применяли стратегии, которые станут помощниками нам на уроках и при проведении тренингов с коллегами.

В-третьих, для меня лично стало значимым – это микропреподавание, через них я поняла, как я буду обучать коллег. Подспорьем в работе станет готовый план, на основе которого были разработаны планы занятий слушателями курса, на них я буду опираться. Четко поняла для себя, что необходимо учитывать: позитивный настрой, критерии успеха, реакцию на потребности слушателей, своевременная обратная связь, рефлексия, индивидуальная, парная, групповая формы работы, постановка вопросов, а также ресурсы и практическая работа.

В-четвертых, мы учились рефлексировать и стали концентрироваться на когнитивных, аффективных и социальных сферах. Каждодневные рефлексивные отчеты позволяли нам пропустить через себя всю полученную информацию для улучшения своего обучения.

По итогам курса могу сказать уверенно, что они были для меня продуктивными и эффективными. Я впитала много нового, а именно составлять планы тренинга большую помощь оказала работа Б. Блума «Таксономия образовательных задач». Эта классификация мыслительного поведения представляет готовый конструктор и список глаголов – это облегчает написание результатов обучения. Также научилась задавать себе вопросы, рефлексировать в трех сферах, давать обратную связь. Очень важно помнить последовательные методы тренинга: активизация внимания, информация, практика, обратная связь. На нас, школьных тренеров, возлагается большая ответственность: мы должны вовлечь всех учителей в работу, улучшить процесс преподавания и обучения, распространить полученный опыт на своих коллег, которые будут способствовать полноценному развитию личности.

Таким образом, проанализировав свою деятельность на курсах «Рефлексия в практике», я могу с уверенностью сделать вывод для себя, что приобрела положительный опыт.

Краубаева Г.Ч., ОШ № 184.

На курсах школьных тренеров в филиале ЦПМ мне довелось еще раз вспомнить знания, которые ранее получила на уровневых курсах, и не раз мысленно поблагодарить нашего родного тренера.

За последнее время быстро меняются образовательные программы, многие противники обновленной программы, придерживаясь традиционного метода преподавания, не понимают или не хотят осознать, какие перемены происходят в мире.

Теперь, после курсов школьных тренеров, я знаю, что мне нужно помочь понять учителю:
- Новые требования образовательной системы в современном мире.
- Преимущества новых подходов и методов преподавания.
- Поменять видение учителя о процессе обучения.
- Научить рефлексировать учителя в процессе преподавания и обучения.

Каким образом я планирую осуществить данную деятельность?
1. Ознакомить с материалом программы.
2. Обсудить с коллегами проблемы преподавания в данной школе и найти пути решения этих проблем.
3. На практике реализовать пути решения проблем.
4. Рефлексировать и ответить на вопрос: «Куда и как дальше нужно идти».

Главная задача тренера в том, чтобы постоянно давать понять своим коллегам, что я всегда готова помочь им сделать шаг в продвижении их к цели. Я не предлагаю готовый план действий, а призываю создать свой собственный. Все, чему я научилась на курсах, мне нужно передать своим коллегам и «переубедить» их в необходимости перемен.

Вострых С.Г., ОШ № 57.

Вернувшись в школу после уровневых курсов, заметила, что все чаще ко мне стали обращаться за советом, подсказкой по вопросам преподавания и обучения. Администрация школы просила провести тренинги и семинары для учителей. И каждый раз вставал вопрос: «Как сделать так, чтобы все усвоили информацию, которую я хотела донести?» Анализируя свои семинары, видела ошибки и сомневалась в своих познаниях и методике.

И вот спустя 4 года я на курсах школьных тренеров.

Первой мыслью было: «Что я тут делаю? У меня не получится».

Постепенно стало приходить понимание, что моя задача помочь моим коллегам в решении их проблем. Значит, мне необходимо научиться правильно выстраивать свои занятия.

Я, как тренер, должна оказать помощь учителям в получении теоретических и практических навыков, направлять работу коллег по внедрению семи модулей в свою практику, обучить применению приемов критического мышления на своих уроках.

И если мой опыт, знания кому-то помогут, значит, надо учиться и помогать учиться и изменяться другим.

Знаю, что будет непросто, но я уверена, что те, кто хочет расти и развиваться, будут стремиться получать знания, смогут применять новые приемы и методы, проанализируют свою практику и наметят пути дальнейшей работы над ее улучшением. А я им помогу.

Благодаря курсам лично для себя выделила массу интересных моментов, которые, я в этом уверена, помогут в моей практике работы с коллегами.

Если человек к чему-то стремится, если он постоянно работает над собой, у него обязательно все получится.

Пьянкова О.Ф., лицей № 134.

Курсы, опять курсы. Напряжение возрастает. В голове проплывает картинка отчетов, бессонных ночей во время учебы на уровневых курсах.

Но первый день курсов школьных тренеров – и резко меняется отношение. «Рефлексия в практике» – это просто, занимайся самоконтролем и все. Ан нет.

Ранее изученные модули стали звучать по-другому. Проводя тренинги в своей школе, не сомневалась, что я делаю что-то не так.

Второй день занятий в корне изменил мое мнение. Практика – это хорошо, но размышляя и оценивания свою работу, можно поднять свой уровень на более высокий.

Наши учителя живут не в замкнутом пространстве. Они используют, применяют в своей практике новые технологии и методы. Моя задача как тренера – быть на ступеньку выше их. Цель – донести информацию о внедрении новых методов и форм обучения (использование 7 модулей Программы) так, чтобы каждый учитель не только смог применять их на практике, но и сам находил решения, выход из различных ситуаций, совершенствовал свою методику преподавания.

Работа в коллективе с такими учителями даст стимул не останавливаться на достигнутом.

На занятиях тренер показала, что нет безвыходных ситуаций, есть только состояние, которое можно изменить. Каждый человек видит проблему по-разному, но, работая в команде, можно посмотреть на нее со всех сторон.

Учитель приходит к тебе на тренинг, чтобы получить, узнать что-то лучшее (чем есть у него), и ты как лидер можешь помочь ему в этом, но ты еще можешь услышать и увидеть что-то новое для себя.

Анализируя это, рефлексируя, можно идти вперед (учимся на своих ошибках).

Курс «Рефлексия в практике» помог мне переосмыслить, пересмотреть, увидеть свою дальнейшую работу.

 

 

 
 

Теория и практика



 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10