электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Теория и практика

 

   

Архив статей 2017 г.

 

Воспитание и школьная политика: исследования в Казахстане

№ 10 (171) декабрь 2017г.

А.К. МЫНБАЕВА, З.У. ЕЛЬБАЕВА, КазНУ им.аль-Фараби, г. Алматы


Казахстан предпринимает шаги по демократизации школьного образования. Произошли важные изменения:
- диверсификация типов школ в республике, присутствие и развитие частного сектора школьного образования. Отметим, что частные школы появились в республике относительно недавно – после приобретения независимости, с 1993/94 учебного года;
- усиление влияния общества и общественных организаций на управление школой (например, родительских комитетов, попечительских советов и др.);
- региональное финансирование и администрирование управления школьным образованием;
- разделение компетенций Министерства образования и науки РК, акиматов, самих школ;
- введение вариативного компонента содержания среднего образования. Ранее, в советское время и начала независимости, система школьного образования работала по единым учебным планам, учебникам;
- попытки внедрения подушевого финансирования школьного образования.

«Демократия» – с др.-греч. яз. переводят как «власть народа». В то же время в современном обществе она понимается как «власть закона». Это способствует разработке регламентов и правил в образовательном учреждении, где прописываются важные принципы.

Работа школы согласно Закону РК «Об образовании» (2007) [1] подчиняется процедурам, регламентированным МОН РК, местными исполнительными органами и самой организацией. На наш взгляд, чем больше и активнее будут проводиться реформы по демократизации, децентрализации и диверсификации среднего образования, тем более активно и явно будет необходима прозрачная политика школы: в области учебного процесса, в области финансирования, в области кадрового управления, в области оценивания и др.

Существует два подхода к определению школьной политики. Школьная политика определяется как «совокупность законодательных, идеологических, административных, педагогических и общественных акций в области образования, которые проводятся государством, различными профессиональными и общественными союзами, движениями, социальными институтами для достижения определенных социально-экономических, политических, культурных и педагогических целей» [2] (Н.А. Константинов, Г.С. Чернышев, Э. Днепров).

Другое видение – школьная политика понимается «как отдельная политика каждой индивидуальной школы, которая основывается на образовательной политике страны» (Leash Shiota, Jim Ysseldyke, Bob Algozzine) [3].

Таким образом, школьная политика включает государственную школьную образовательную политику и политику организации.

Проследим отражение воспитания в школьной политике. Если ранее, в советское время, явно воспитательный процесс в школе больше был реализован в школьном самоуправлении, деятельности пионерской, комсомольской организации, то со Дня независимости Казахстана появляются новые механизмы, новые основы развития и воспитания в школе.

Одним из таких механизмов может быть регламентация процессов в виде политик школ. В частности, в дисциплинарной политике Международной школы «Мирас» обозначен образ школьника. Продемонстрируем позитивный опыт двух школ.

Сравним документы школьной политики двух школ – Международной школы «Мирас» и «Назарбаев Интеллектуальных школ» [4-5].

Таблица 1 – Документы школьной политики Международной школы «Мирас» и Назарбаев Интеллектуальной школы

Международная школа «Мирас» «готовит учащихся, способных к обучению на протяжении всей жизни, принимающих и уважающих разнообразие культур и активно способствующих позитивным изменениям в мире» [4]. Таким образом, задается социетарная цель – образ, к которому должен стремиться ребенок, на который ориентируются педагоги, который объединяет школьную среду. Позитивный образ школьника соответствует задачам системы образования, регламентированных в Законе РК «Об образовании». Документы политик школ опираются на государственные законы и государственные программные документы.

В дисциплинарной политике школы «Мирас» подчеркивается обязательное знакомство всех членов школьного сообщества с данным документом, что демократизирует школьную среду:

«Положение, регламентирующее вопросы дисциплины в школе, разработано с целью создания безопасных и оптимальных условий обучения, развития позитивных взаимоотношений между всеми членами школьного сообщества, основанных на принципах взаимоуважения.

Положение разработано в соответствии с Миссией и Философией Международной школы «Мирас» и способствует развитию качеств характера студента, отраженных в Модели Студента школ Международного Бакалавриата (IB Learner Profile).

Документ предназначен для всех представителей школьного сообщества– учащихся, родителей, коллектива школы. Соблюдение всеми членами школьного сообщества общих правил поведения – необходимое условие для успешного обучения и создания благоприятной гармоничной атмосферы в школе.

Положение пересматривается с целью совершенствования 1 раз в 2 года и утверждается администрацией школы. Все случаи, не предусмотренные данным положением, рассматриваются администрацией школы.

Все члены школьного сообщества (учащиеся, родители, сотрудники школы) должны быть ознакомлены с Положением» [4].

Для сравнения приведем другой пример дисциплинарной политики АО НИШ (таблица 2) [5].

Таблица 2 – Сравнение дисциплинарной политики Международной школы «Мирас» и политики Хорошего поведения Назарбаев Интеллектуальной школы

Документы действуют в виде аналога местных законов в конкретной школе, помогают понять, регламентировать механизмы взаимодействия в школе, определяют правила и принципы работы. Такой прозрачный порядок соответствует принципу демократизации школы. Более того в школе культивируется формирование гражданственности, законопослушности. На наш взгляд, во многом мы наблюдаем проектирование английской традиции утилитарного, практико-ориентированного, гражданского воспитания. В принципе такой процесс закономерен для современного образования в условиях глобализационных процессов.

Важным компонентом воспитания и жизнедеятельности в школе является школьное самоуправление учеников. Насколько сильно ученическое самоуправление, настолько сильна школа. Школьное самоуправление некоторое время назад было представлено выборами президентов школьного самоуправления, министров и др. Сейчас в некоторых школах их называют проще – Совет старшеклассников. Справедлив вопрос: насколько сильно в современной школе ученическое самоуправление? Как усилить его работу? Насколько формальна или неформальна его работа? Участвуют ли в самоуправлении детские общественные организации?

Одна из задач администрации школы, школьного самоуправления, коллектива учителей и учеников – создание благоприятной школьной среды. Согласно средовому подходу в педагогике, воспитательная среда должна быть единонаправленна (иметь общую цель развития, которая объединяет людей), иметь образы и образцы хорошего/добродетельного поведения, насыщена позитивной энергией. Позитивная школьная среда – это учебная, стимулирующая, деловая, творческая, интеллектуальная, академическая, эстетически насыщенная среда. Отдельно подчеркнем, что позитивная среда обычно имеет духовную целеустремленность, диалогичность, эстетическую насыщенность (рис. 1).

Такая среда является жизненной, где работа сменяется моментами релаксации, включает радость жизни, наполненность ценностями, знаниями, диалогом, эмоциями, красотой.

Помимо средового подхода в воспитательной деятельности мы опираемся на деятельностный подход и теорию целостного педагогического процесса. Известная технология организации коллективных творческих дел (КТД) связана с традициями воспитания коллективизма, теорией А.С. Макаренко. Теория целостного педагогического процесса реализуется учителями ежедневно, когда каждый учитель при планировании урока прописывает дидактическую, воспитательную и развивающую задачу и реализует ее на уроке. Отметим важность сохранения отечественных традиций образования. Позитивный опыт воспитательной работы в школе отмечен, например, в докладе о положении детей в Казахстане [6].

С момента независимости Республики Казахстан активно развивается этнопедагогический подход в образовании. Развитие национальной идентичности прививается в семье и школе. К.Ж. Кожахметова разработала систему реализации этнопедагогических основ в среднем и высшем педагогическом образовании (рисунок).

Еще одно важное направление воспитательной работы связано с внедрением предметов в школьное образование, имеющих междисциплинарный и воспитательный характер. Например, разработана программа нравственно-духовного образования, согласно которой в школах введен предмет «Самопознание» [7]. Предмет «Самопознание» имеет большой воспитательный, нравственный, психологический, когнитивный потенциал. Он способствует формированию у детей идеалов и ценностей Добра, Справедливости, Честности, Любви… Кроме того, методики, применяемые в преподавании предмета, помогают школьникам научиться саморегулированию, эмоциональному управлению, концентрации, самоорганизации, самомотивации, саморелаксации, самоуправлению и др.

Фактически на наполнение позитивной энергией школьной среды влияет методическая политика, реализуемая учителями при помощи использования тех или иных методов обучения и воспитания. Особая школьная среда царит и на уроках, и на переменах, и в спортивном зале, и на классных часах, и на воспитательных мероприятиях. Вклад в ее развитие вносит каждый член школьного сообщества.

В настоящее время в связи с диверсификацией типов школ происходит процесс самоопределения школьных политик внутри организаций. Школьная политика организации образования начинается с осознания традиций самой школы, ее истории, привнесении и трасляции лучшего опыта в современность. Но, конечно, она нацелена на улучшение настоящего положения дел в школе и на прогнозирование развития в будущем. Ребенок проводит в школе 11 лет. Поэтому прогностическая функция школьной политики важна, она помогает стратегически заглянуть в будущее.

Литература

1. Закон РК «Об образовании». – Астана, 2007.

2. Чернышев Г.С. Государственная политика в сфере школьного образования России: история, опыт, проблемы. – Воронеж, 2001. – 6,7 п.л

3. Leash Shiota.NSBA: School Board Policies. State Universtiy: National School Boards Association. About the Author Leah Shiota has been a writer for over five years. She has written articles for LIVESTRONG.COM and «Theme Magazine» covering cars, electronic gadgets and personal health. Leah holds a Bachelor of Arts in theater from Butler University.

4. Дисциплинарная политика//Международная школа Мирас-Алматы, Разработано в 2005, Пересмотрено в 2007, 2009, 2011, 2014, следующая редакция в 2016. – Алматы, 2016.

5. Политика хорошего поведения// Назарбаев Интеллектуальная школа- Астана, 2014. http:// nisa.edu.kz/index.php/ru/11-2014-02-19-10-03- 10/41-2014-03-22-19-53-48

6. Доклад о положении детей в Республике Казахстан. – Астана, Министерство образования и науки Республики Казахстан, Комитет по охране прав детей, 2013. – 87 с.

7. Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. Программа нравственно-духовного образования «Самопо- знание», третий (базовый) уровень. – Алматы, ННПООЦ «Бөбек», 2014.

 

 

 
 

Теория и практика



 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10