электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Теория и практика

 

   

Архив статей 2018 г.

 

Развитие функциональной компетентности педагога в рамках курса повышения квалификации

№ 2 (173) февраль 2018г.

А.К. ОРАЗБАЕВА, филиал АО « НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО, г. Усть- Каменогорск


Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. [3]


Главой государства Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года была поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. Целями этого плана являются формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире. [1]

В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование рассматривается как ведущий фактор социального и экономического прогресса. Важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. [2]

При этом результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих молодым людям эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации. Ключевые компетенции – это требование государства к качеству личности выпускника средней школы в виде результатов образования, заявленных в ГОСО и учебных программах.

Ключевые и предметные компетенции как результаты образования должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и определенными по времени. [3]

Главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда. Конструирование урока с использованием новых информационных технологий, использованием SMART доски и ресурсов интернет требует от учителя высокой степени профессиональной компетенции, а именно информационных, аналитических, прогностических и проективных умений на этапе его подготовки, организационных и мобилизированных умений на этапе педагогической реализации. Но для этого самому учителю надо быть очень компетентным во многих вопросах образования. Поэтому повышение и совершенствование ИКТ-компетентности педагогов является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования. [4]

Программой повышения квалификации педагогических кадров по методам развития функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA в помощь учителям при подготовке учащихся проведены краткосрочные курсы повышения квалификации и разработано методическое пособие. В нем раскрывается структура тестовых заданий международного исследования PISA. Целью программы «Развитие функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA» является развитие профессиональных компетенций учителей по стратегиям активного обучения учащихся и подготовки их к выполнению заданий программы PISA. [5]

Как показывает опыт, эффективное использование стратегии активного обучения формирует и развивает у слушателей навыки применения этих стратегий в своей практической деятельности.

Для формирования у обучающихся компетенций необходимо развивать у них способность к анализу информации, постановке цели и выработке путей ее достижения; умение логически верно и аргументированно строить устную и письменную речь; стремление к саморазвитию.

Приведем пример. Задача по развитию естественнонаучной грамотности.

Задание «ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ»

Если собака долгое время бегает, прыгает, то в результате активной работы мышц в ее теле скапливается большое количество тепла, от которого животному необходимо также избавиться. Для того, чтобы избежать перегрева и не получить тепловой удар, собаки обычно начинают учащенно дышать, высунув язык.

Вопрос 1. Терморегуляция

Как в такой ситуации поступает лошадь? Как она избавляется от избытков тепла, скопившегося в ее теле в результате активной работы мышц во время долгих заездов?
А. Лошадь начинает учащенно дышать.
В. Лошадь избавляется от избытков тепла выделением пота.
С. Лошадь не делает ничего, организм сам знает, как избавиться от лишнего тепла.

ОЦЕНКА ОТВЕТА:

Тип вопроса: с выбором ответа.
Компетенция: научное объяснение явлений.
Содержание: система живых организмов.
Область применения: здоровье.
Контекст: личностный.
Код 1: Ответ В – Лошадь избавляется от избытков тепла выделением пота.
Код 0: Другие ответы.
Код 9: Нет ответа.

Вопрос 2. Терморегуляция

Проанализировав рис. 1, ответьте на вопрос о том, как влияет температура воздуха на температуру органов человека?

ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ:

Тип вопроса: комплексный с выбором ответа.
Компетенция: научное объяснение явлений.
Содержание: система живых организмов.
Область применения: здоровье.
Контекст: личностный.
Код 1: Три верных ответа: Нет, Да, Да в указанном порядке.
Код 0: Другой порядок ответов.
Код 9: Нет ответа.

Вопрос 3. Терморегуляция

Животные, как и человек, могут жить при разнообразных температурных условиях в различных уголках нашей планеты.

Какие способы избавления от избытков тепла у различных представителей царства животных вам известны? Назовите известные вам способы регулирования тепла.

ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ:

Тип вопроса: свободно конструируемый ответ.
Компетенция: научное объяснение явлений.
Содержание: система живых организмов.
Область применения: окружающая среда.
Контекст: глобальный.
Код 2 (1): Указаны способы регулирования тепла у представителей царства животных – большие уши, размеры частей тела, редкая шерсть, толщина подкожной жировой клетчатки, окраска, ночная активность, укрытие в тени и норах, потоотделение, питье холодной воды.
Код 2 (2): Указаны способы регулирования тепла у представителей царства животных – размеры частей тела, редкая шерсть, окраска, укрытие в тени и норах, потоотделение, питье холодной воды.
Код 1 (1): Проанализирована приспособленность только организма человека – потоотделение, прикосновение к холодным предметам, питье холодных напитков, толщина подкожной жировой клетчатки.
Код 1 (2): Проанализирована приспособленность только организма человека – только ответ частичный.
Код 0: Другой ответы.
Код 9: Нет ответа.

Таким образом, проблема развития функциональной грамотности учащихся должна быть реализована в аспекте содержания учебной деятельности и компетентности учителя. Функциональная грамотность позволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний.

Необходима учебная программа, которая позволит подготовить всех учащихся к успешному обучению, акцентирует на применение навыков критического мышления, креативности, общения и взаимодействия.

Использование учебных программ такого уровня открывает широкие возможности для привлечения большого количества обучающихся к исследовательской и проектной деятельности, способствует повышению качество знания по предмету, содействует развитию творческого потенциала самого учителя от его желания и профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен начать делать первые уверенные шаги в новых условиях в более сжатые сроки.

В заключении функционально компетентный учитель – это учитель, обладающий особым педагогическим мышлением и способностями, готовый оказать поддержку учащимся в их самостоятельной познавательной деятельности, умеющий направлять их деятельность для самоанализа, обучать особенным стратегиям активного учения, предоставлять конструктивную обратную связь.

Литература

1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы, – Астана, 2016 год.

2. Введенский В. Моделирование профессиональной компетентности педагога// Педагогика, 2003, №10).

3. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Завуч. Управление современной школой. – № 1. – 2008. – С. 4–24.

4. Кагазбаева А.К. Методика конструирования тестовых заданий по математике в контексте с международными исследованиями PISA: методическое пособие //– Актобе: ред.-изд. отдел филиала АО НЦПК «Өрлеу», 2015. – 120 с.

5. Алпыспаева М.К., Пилипенко С.Б., Оразбаева А.К. Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках естественно-математических дисциплин: Методическое пособие. – Усть-Каменогорск: ИПК ПР по ВКО, 2015. -13с. 15с.

 

 

 

 
 

Теория и практика



 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10