электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Теория и практика

 

   

Архив статей 2018 г.

 

Совершенствование у учащихся навыков осмысленного подхода к условию задач.
Из опыта проведения LS

№ 2 (173) февраль 2018г.

В.В. КАН, учитель – эксперт физики НИШ ФМН г. Тараз
С.О. КОТОВ, учитель химии НИШ ФМН г. Тараз


Результаты формативного и суммативного оценивания, а также беседы с учениками НИШ ФМН г. Тараз показали, что 62 % учащихся испытывают проблемы в решении физических задач. Похожим образом ситуация складывалась и на уроках химии – 47 %. Обсуждая данный вопрос с коллегами, а также проведя интервью с учащимися, мы пришли к выводу, что основной проблемой является неумение учащихся осмысливать содержание условия задачи. Исходя из этого был сформулирован вопрос исследования: «Как можно усовершенствовать у учащихся навыки осмысленного подхода к условию задачи?». Была  сформирована группа по проведению LS. В нее вошли учитель-эксперт физики Кан В.В., учитель физики Захарова Э.А. и учитель химии Котов С.О. В качестве консультанта по проведению LS был приглашен старший менеджер ЦПМ г. Тараз Бердибекова Д.К.

За основу проведения Lesson Study была взята методика P. Dudley и L.B. Camden из Кембриджского университета с добавлением элементов методики Makoto Yoshida. Данный выбор объясняется тем, что методика проведения LS по Makoto Yoshida позволяет отследить процесс обучения в целом, но при этом данная методика сложна по реализации. Методика P. Dudley и L.B. Camden, наоборот, довольно проста в использовании, но концентрируется только на отдельных моментах урока, что не совсем удобно при исследовании процесса решения задач в целом. Именно поэтому мы постарались внедрить некоторые подходы проведения LS Makoto Yoshida в предложенную методику P. Dudley и L.B. Camden. Так, например, при проведении исследования мы основывались на подходе учителей Японии (Makoto Yoshida), чтобы результаты LS можно было использовать на других предметах и в других классах, поэтому во время наблюдения и обсуждения мы использовали обобщенную информацию (примерные алгоритмы решения задач, междисциплинарные подходы в решении задач и т.п.). Но при этом была использована схема проведения LS по P. Dudley.

19.04.2016 года был проведен вводный урок по теме: «Решение задач. Линзы», результаты которого подтвердили наши предположения. Так, 6 учащихся из 8 не смогли решить представленную им задачу вследствие неправильного осмысления условия задачи. При этом было замечено, что большинство учащихся владеют теоретическим материалом по теме, но не могут правильно подобрать нужный алгоритм ее решения.

По итогам наблюдения за классом и последующих обсуждений нами был разработан план Lesson Study, включающий в себя планирование, проведение и обсуждение уроков. В качестве исследуемой группы были выбраны учащиеся 9 класса. Наблюдение проводилось за 3 учащимися с различным уровнем навыков в решении задач, выбранных на основе рекомендаций психологической службы школы.

Исследуя работы учащихся, выполненные на вводном уроке, и проведя обсуждение, мы определили, что наиболее эффективным методом в этом случае станет реализация осмысленного подхода в ходе группового обсуждения условия и решения задач. Основным акцентом в этом случае должна была стать ситуация, в которой учащиеся могли обмениваться мнениями и подталкивать друг друга к нахождению правильных путей решения задачи на основе имеющегося условия, но при этом каждый смог бы самостоятельно определять пути собственного развития.

На основе методики P. Dudley и L.B. Camden были разработаны листы наблюдения, включающие в себя материалы к оцениванию прогресса учащихся. В них каждому учащемуся присваивались ожидаемые результаты, которые потом проверялись в ходе наблюдения за уроком.

Совместное обсуждение проводилось в виде очных встреч и скайп конференций.

Всего было спланировано и проведено 4 урока. В конце каждого урока у учащихся было взято интервью.

Обработка результатов велась по имеющимся листам наблюдений, анализу анкет и интервью учащихся, а также путем сравнения прогресса уровня навыков решения задач учащихся до и после проекта.

По результатам работы было выявлено, что учащийся А не имел положительного сдвига в уровне навыков. Так, на уроках этот учащийся постоянно совершал ошибки, торопился и не прислушивался к идеям других учащихся. Связать это можно с тем, что обстановка, в которой проводилось исследование, для этого учащего стала некомфортной, что подтвердилось в итоговом анкетировании. При этом при проверке итоговой контрольной работы выявилось, что уровень навыков учащегося незначительно улучшился по сравнению с аналогичной работой в третьей четверти.

Учащийся B, наоборот, добился успеха. Было выявлено, что по окончании исследования учащийся смог решать те задачи, который не мог до этого. Это подтверждается по результатам итоговой контрольной работы.

При анализе работ учащегося С было выявлено, что его результаты повысились. Так, например, на последнем уроке 30.04.16 из имеющихся 9 пунктов решения задач ожидалось, что он справится с 4, но на практике он показал 5 пунктов. По результатам итоговой контрольной работы выявилось, что уровень навыков учащегося значительно повысился по сравнению с аналогичной работой в третьей четверти.

Вывод.

Групповая работа способствует совершенствованию у учащихся навыков осмысленного подхода к условию задачи на начальных этапах, но при этом на более поздних этапах требуется составление четких алгоритмов работы в группах. Организация подобного рода исследований способствует совершенствованию навыков учащихся, так, например, ученик С в итоговом анкетировании отметил, что «…учеников исследуют и опрашивают их мнение. В дальнейшем эти исследования покажут, что нужно улучшить…».

Но при этом условия его проведения не позволяют учащимся раскрыться в полной мере, так как обстановка, в которой «тебя исследует большое количество людей», сохраняет некоторую нервозность. Это подтверждено результатами итогового анкетирования, где все учащиеся отметили «…нервозность обстановки, когда тебя исследуют…». Поэтому при проведении последующих lesson study следует разрабатывать и внедрять листы само- и взаиморефлексии для того, чтобы учащиеся смогли самостоятельно отслеживать ход собственного прогресса, а вмешательство наблюдателей было минимальным.

Использованная литература:

1. Lesson Study: теория и практика применения, Пит Дадли. – Астана, 2013.

2. Lesson Study Work Book, Pete Dudley 2014 & L.B. Camden.

3. Overview of Lesson Study in Japan, Makoto Yoshida, Global Education Resources.

 

 
 

Теория и практика



 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10