электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Теория и практика

 

   

Архив статей 2018 г.

 

Применение стратегий критического мышления в формировании функциональной грамотности учащихся на уроках биологии

№ 2 (173) февраль 2018г.

М.Д. ДИКОНТИЙ, учитель биологии СШ №17, специалист высшего уровня квалификации высшей категории, сертифицированный учитель, тренер «Рефлексия в практике», г. Костанай


На сегодняшний день в школах процесс обучения сводится к формированию у учащихся конкретных знаний, умений, навыков. Однако современный социум требует от образования не знающего человека, а личность, которая будет креативно мыслить и ориентироваться в современном мире, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Критическое мышление дает возможность развивать функциональную грамотность учащихся в процессе учебной деятельности.

Учитель должен в первую очередь заботиться о формировании у ребенка определенного набора компетенций, способности к саморазвитию, которые обеспечат интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

При систематическом использовании приемов и методов КМ в педагогической практике можно получить компетентного ученика, который умеет:
– формировать собственное мнение;
– совершать обдуманный выбор между различными мнениями;
– решать проблемы;
– аргументированно спорить;
– ценить совместную работу, в которой возникает общее решение;
– уметь оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

Предмет «Биология» имеет прекрасные перспективы развития функциональной грамотности, более того, этот предмет представляет огромное поле деятельности: расчеты по формулам в генетике популяций, вывод формулы разнообразия белков, а также помогает учащимся быть адаптированными и самостоятельными гражданами в современном мире – владеть навыками здоровьесбережения и экологической грамотности.

В своей методической системе обучения и формирования у учащихся функциональной грамотности я ориентируюсь на следующие приемы развития критического мышления.

Школьник на стадии «Вызов» работу с информацией определяет для себя через смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем это мне нужно?» Данную работу организую через применение следующих приемов:
Прием «Ассоциация».
Прием «Допиши фразу».
Прием «Покопаемся в памяти».
Прием Мозговой штурм.
Прием кластеры.

На стадии осмысления содержания работа осуществляется через непосредственный контакт с новой информацией (текст, материал параграфа). Этому способствуют следующие приемы:
Прием «Проверка утверждений».
Прием «Чтение с пометками INSERT (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления)».
Прием «Таск» (Тезис — Анализ — Синтез — Ключ).

На стадии «Рефлексия» решаю задачи корректировки и систематизации знаний. На этой стадии учащиеся выдвигают новые идеи и сообщают информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они выразили собственными словами. Это возможно путем таких приемов, как:
Прием «Написание эссе».
Прием «Письмо в будущее».
Прием «Сэндвич».
Прием «Древо познаний».

Задания по развитию функциональной грамотности, применяемые на уроках биологии, я разделяю на 3 уровня:

I уровень – репродуктивный уровень обучаемости (по таксономии обучения Б. Блума это ступени знания, понимания, применения) – позволяет ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму;

II уровень – высокий, прикладной уровень (по таксономии обучения Б. Блума – анализ и синтез) – позволяет активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации;

III уровень – наиболее высокий, творческий уровень (по таксономии – оценка) – позволяет самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение давать оценку явлениям и событиям, проектировать новые способы решений.

Как правило, в срез по определенной теме я включаю пять заданий. Если учащийся справляется с выполнением всех заданий, то можно говорить о его творческом уровне обучаемости и сформированости функциональной грамотности. Если ученик выполнил четыре задания – прикладной уровень обучаемости, если выполняются только первые три задания – ученик демонстрирует репродуктивный уровень обучаемости.

Задания первого репродуктивного уровня:

1. Напишите определения ткани растений так, как вы его запомнили.

2. Найдите один верный ответ: У насекомых с полным превращением:
1) личинка похожа на взрослое насекомое
2) за стадией личинки следует стадия куколки
3) во взрослое насекомое превращается личинка
4) личинка и куколка питаются одинаковой пищей

3. Раскройте смысл усвоенных перечисленных понятий: фотосинтез, митохондрия, прокариотические клетки.

4. Составьте слово из букв описанных ниже терминов:

Первая буква полисахарида, являющегося основным запасным веществом в растениях.
Первая буква предшественницы микроскопа.
Гласная буква в названии белка-катализатора.
Первая буква названия РНК, переносящей аминокислоты.
Буква, занимающая в алфавите такое же место, какое в списке аминокислот занимает глицин. (ответ – клетка).

5. Запишите данные выражения в виде арифметических примеров, решите их:

К числу нуклеотидов, кодирующих одну аминокислоту, прибавьте количество функций ДНК (3+3=6).
Количество разных аминокислот разделите на число разных нуклеотидов (20/5=4).
Запишите полученные результаты в строчку друг за другом и объясните биологический смысл получившегося числа. (64 – количество возможных триплетов ДНК)

6. Приведите примеры, доказывающие, что дегенерация относится к прогрессивным направлениям эволюции.

7. Найдите смысловую ошибку в тематическом тексте (среди четырех характеристик каждого фактора одна неверна, укажите ошибку):
Содержание микробов, клещей и т.д. в воздухе – абиогенный, атмосферный, непериодический, эволюционный.
Морские приливы – абиогенный, гидросферный, непериодический, эволюционный.
Содержание солей тяжелых металлов в почве – антропогенный, литосферный, непериодический, эволюционный.

Задания второго прикладного уровня:

1. Расставьте в правильном порядке события: изменение в последовательности нуклеотидов ДНК, деление мутантной клетки, радиоактивное воздействие на организм, образование клона мутантной клетки, заболевание организма.

2. Обобщите одним понятием следующие слова:
– углекислый газ, хлорофилл, вода, глюкоза (фотосинтез);
– белки, липиды, транспорт, избирательная проницаемость (мембрана);
– двойная спираль, водородные связи, полинуклеотид (ДНК).

3. Классифицируйте по уровням организации живой материи следующие живые системы:
1) стадо северных оленей
2) львиный прайд
3) яблоня
4) возбудитель гриппа
5) подосиновик
6) медуза
7) все обитатели острова в Тихом океане
8) все щуки озера Тихое
9) все живые организмы озера Балхаш
10) возбудитель герпеса
11) огород
12) аквариум
13) все живое на космической станции
14) возбудитель чумы
15) дрожжи.

4. Составьте пять утверждений (верных и неверных) по тексту параграфа и предложите оценить их однокласснику.

Задания третьего творческого уровня:

1. Ответьте на вопрос и докажите свою точку зрения: Какой метод поможет фармацевтическим заводам спрогнозировать план выпуска инсулина на годы вперед?

2. Какой метод позволит предупредить рождение ребенка с наследственным дефектом в конкретной семье.

3. Выдвиньте гипотезу и докажите ее: Если поменять две из 4-х клеток четырехклеточного эмбриона лягушки местами, то эмбрион разовьется в нормальную особь. Если проделать это, когда в эмбрионе уже 64 клетки, то в организме взрослой лягушки будут уродства. О чем говорит этот факт?

Мною разработаны задания, способствующие развитию функциональной грамотности.

Пример.
7 класс
Предмет «Биология».
Тема: Значение насекомых в жизни человека.

Новый обычай стирать одежду и мыть голову, широко распространившийся в 18 веке, резко снизил заболеваемость сыпным тифом. В последующие времена тифом болели главным образом люди, оказавшиеся в условиях, в которых невозможно было поддерживать чистоту (например, солдаты в действующей армии).

Всего во время Гражданской войны в России от ран погибло 92 тыс. человек, а от сыпного тифа 190 тыс. человек.

Задание 1. С каким представителем класса Насекомые связаны описываемые события?
А. постельный клоп;
В. комары;
С. вши.
Ответ: С

Задание 2. Если вошь питалась кровью боль- ного тифом или гепатитом человека, а потом попала на здорового, то она заражает его не в результате кровососания, а выделяя на его тело и белье испражнения, в которых имеются возбудители болезни. Согласны ли вы с этим утверждением?

Ответ: Да. Через поврежденную кожу или при попадании на слизистые оболочки носа, рта, глаз возбудители проникают в организм человека, и болезнь быстро развивается.

Задание 3. Известно, что инфицирование может произойти и при втирании тканей раздавленных зараженных вшей. Назовите пути распространения инфекции.

Ответ: Распространению инфекции способствуют теснота, скученность и миграция больших групп населения, неблагоприятные бытовые и социально-экономические условия.

Задание 4. Соотнесите тексты с рисунками.

1. Из ее яйца вылупляется личинка, внешне похожая на взрослую особь, но значительно более мелкая и не способная к размножению. Личинка питается тем же, чем кормятся взрослые насекомые, – кровью человека – три раза линяет и превращается во взрослое насекомое.

2. Гнида – это образование из яйца и кокона из липкого вещества, обеспечивающего удержание конструкции на волосе.

Ответ: 1 – В, 2 – А

Задание 5. Известно, что сыпной тиф является инфекционным заболевание. Почему? Ответ обоснуйте. Каковы особенности ухода за больным сыпным тифом?

Ответ: сыпной тиф – острая инфекционная болезнь, характеризуется циклическим течением, лихорадкой, поражением нервной и сердечно- сосудистой систем, возможностью сохранения в течение многих лет.

У больных сыпным тифом нередко наблюдаются признаки поражения центральной нервной системы: галлюцинации, возбуждение, помрачение сознания, бред. В таких случаях необходимы особое внимание и контроль за поведением больного, так как он может встать с постели, выбежать из отделения, причинить себе или окружающим увечья. При развитии у больного психоза устанавливается индивидуальный пост.

При сыпном тифе в наибольшей степени поражается сосудистая система, в особенности мелкие сосуды, это создает предрасположенность к развитию пролежней. Поэтому за кожей больного необходимо обеспечить надлежащий уход и особенно тщательно проводить профилактику пролежней.

Необходимо внимательно следить за состоянием мочеиспускания у больных, так как при тяжелом течении заболевания могут быть парез мочевого пузыря и задержка мочи. В таких случаях на область мочевого пузыря кладут грелку с теплой водой, при необходимости производят катетеризацию мочевого пузыря с соблюдением необходимых правил асептики. При задержке стула, что у тяжелобольных отмечается нередко, ставится очистительная клизма.

8 класс
Предмет «Биология»
Тема: «Нервная система»

Существует расхожая поговорка – «Нервные клетки не восстанавливаются». В этой статье утверждается обратное. «Нервные клетки восстанавливаются в любом возрасте. И старость может быть в радость. Нервная ткань восстанавливается в любом возрасте, – заверил известный немецкий нейробиолог, профессор Геттингенского университета Гарольд Хютер на прошедшем недавно в Санкт-Петербурге Всемирном конгрессе психиатров. – В 20 лет процесс идет интенсивно, а в 70 – медленно». Ученый привел в пример наблюдения канадских коллег за монахинями преклонного возраста – 100 и более лет. Магнитно-резонансная томография показала: их мозги в порядке – никаких проявлений старческого слабоумия.

А все дело, по мнению профессора, в образе жизни и мышления этих женщин, которые в буквальном смысле восстанавливают свои мозговые структуры и их проводимость. А происходит подобное чудо благодаря тому, что монахини скромны, имеют устойчивые представления об устройстве мира, активную жизненную позицию и молятся, рассчитывая изменить людей к лучшему. Хютер пояснил, что главный разрушитель нервных клеток – стресс, который еще и подавляет способность мозга к регенерации. А способствует ей гармония с самим собой. И вот что профессор в связи с этим советует: соизмерять мечты с реальностью, уметь организовать свою жизнь, а не плыть, что называется, по течению, понимать смысл жизни – хотя бы собственной, иметь прочные социальные связи – добрые отношения как можно с большим количеством людей – особенно близких. По словам Хютера, ничто так не способствует восстановлению нервных клеток, как проблема, для которой человек нашел решение. А чтобы проблемы не сильно обременяли, профессор рекомендует чему-нибудь учиться. Даже в преклонном возрасте. Чтобы сохранялся вкус к жизни.

Задание 1. «Нервная ткань восстанавливается в любом возрасте», сказал …

A. И.П. Павлов
B. Г. Хютер
C. И.В. Мичурин
D. И.И. Иванов

Ответ: Г. Хютер

Задание 2. Нервная ткань восстанавливается в любом возрасте, – заверил известный немецкий нейробиолог профессор Гарольд Хютер. Согласны ли вы с этим утверждением?

Ответ: Да

Задание 3. Может ли заболеть нервными заболеваниями человек? (Да или нет)

А. Нервная клетка восстановаливается в любом возрасте.
В. Нервные клетки не восстанавливаются.
С. Разрушитель нервных клеток – стресс.

Задание 4. Что профессор советует во избежание стресса, гармоничного развития организма?

Ответ: Соизмерять мечты с реальностью, уметь организовать свою жизнь, а не плыть, что называется, по течению, понимать смысл жизни – иметь прочные социальные связи – добрые отношения как можно с большим количеством людей – особенно близких.

Задание 5. Организм человека – это целостная согласованная система, органы которой выполняют необходимые для всего организма функции. А что же регулирует работу различных органов? Что позволяет нам реагировать на изменение условий окружающей среды, откуда мы знаем, холодно нам или жарко? Обоснуйте ответ.

Задание 6. Дайте практические советы для избавления от стресса.

Однако, используя приемы критического мышления на уроках биологии, я столкнулась с несколькими барьерами, которые приходилось преодолевать.

Барьер взаимодействия. На уроках трудно было организовать совместную работу на равных в классе, потому что лидеры не всегда готовы были к взаимодействию и распределению ролей в группе. Поэтому использовала постепенный метод погружения в совместную работу, например, работа в парах, кратковременная групповая работа. Создание коллаборативной среды способствовало лучшему усвоению информации, активному участию в процессе обучения всех детей.

Психологический барьер, – учащиеся, не привыкшие высказывать свое мнение. Частая смена состава группы, варианты заданий, в которых навыки каждого ученика оказались востребованы, позволили ребятам на последних уроках преодолеть и этот барьер.

Организационный барьер. В 45 минут трудно уложиться. К этому добавился и содержательный барьер. Не все задания учащиеся успевали выполнять на уроке качественно и быстро. Приходилось сокращать количество заданий, на выполнение их группой уходит больше времени, чем индивидуально, т.к. групповая работа предполагает еще и обсуждение всех точек зрения. Кроме того, необходимо, как видно на практике, четко формулировать задание для детей. То, что понятно с первого раза одним, для других требует времени на осмысление самой сути задания.

Таким образом, работая по стратегиям КМ, учащийся реализует свои потребности и возможности, учится решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам своей собственной деятельности, то есть предполагает формирование функциональной грамотности учащегося, являющееся требованием времени.

Список используемых источников

1. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / – СПб: Альянс «Дельта», 2003.

2. Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М.: 2004.

3. Мурюкина Е.В., Челышева И.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование». Учебное пособие для вузов/ Отв. ред. А.В. Федоров. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2007.

4. Интернет-ресурс: http://samzan.ru/16458 http://rus.1september.ru/article. php?ID=200302802

 

 

 
 

Теория и практика



 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10