электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Теория и практика

 

   

Архив статей 2018 г.

 

Формирование и развитие коммуникативной культуры в обновлении системы языкового образования

№ 3 (174) март 2018г.

В.А. ХАСЕИНОВА, старший преподаватель кафедры филиала АО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Акмолинской области


«От малой родины начинается любовь к большой Родине – своей родной стране», – отметил Нурсултан Абишевич Назарбаев в статье «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». Определенно, в одночасье невозможно понять и оценить всю глубину идеи духовного обновления. «Особенности завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов становится фактором успеха нации», – говорит Президент. Как следствие, приходит осознание того, что самое главное богатство составляет именно человеческий капитал. Будущее нашей страны сегодня сидит за школьными партами.

Современное общество волнуют процессы реформирования школ, широко транслируются и обсуждаются вопросы трехъязычия, языкового образования.

Обучение языкам официально рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школы. В течение двух лет проводятся четырехнедельные курсы по программам обновления содержания образования для учителей русского языка и литературы школ с казахским и русским языками обучения Акмолинской области. Необходимо отметить, что это категория «взрослых» педагогов с солидным стажем и опытом работы, устоявшимися взглядами на вопросы обучения и воспитания, подходами, методами, приемами и формами работы, сложившимся стилем преподавания; молодых – единицы, средний возраст в каждой группе составляет 49-50 лет. Каждое первое знакомство с обновленной программой – недоумение. В аудитории звучит много вопросов, основная мысль которых заключена во фразе «А где здесь русский язык?». Дело в том, что грамматические темы, согласно новым учебным программам и планам, не выделяются самостоятельно, а изучаются в контексте речевых, лексических тем.

Учителя со стажем привыкли оценивать языковые знания в первую очередь за грамотность письма. Важность правильного написания суффиксов, приставок, окончаний, верная расстановка знаков препинания и прочее – прочно укоренилась в сознании практиков. А сегодня мы говорим о том, что сначала нужно научить детей общаться, говорить, выражать свои мысли, аргументировать. И не страшно, если ребенок начнет говорить, допуская ошибки. Главное – помочь ему развиваться дальше для успешного применения полученных знаний в жизни, в различных сферах деятельности, реализации полученных знаний, подготовить учащихся к взаимодействию с полилингвальным и поликультурным миром, выработать толерантное отношение. На современных уроках работа направлена на развитие у школьников четырех языковых навыков: слушания, говорения, чтения и письма.

Наличие межпредметной взаимосвязи (по языку обучения, второму языку и иностранным языкам и литературе) позволяет формировать и развивать коммуникативную культуру на уроках по языкам, способствует формированию и развитию у учащихся целостного представления о мире, способности к профессиональному самоопределению, готовности к межкультурному общению, активности в творческой и проектно-исследовательской работе. Расширяются зоны позитивной социализации учащихся для развития у них конкурентной способности действовать впоследствии на отечественном и международном рынке труда.

Страхи и волнения преподавателей постепенно уменьшаются, когда начинается активное обучение, когда они в процессе тренингов, практических занятий получают возможность самостоятельно проработать программный материал, предоставляя на суд коллег свой продукт выполненных заданий. Полностью раскрываются педагоги во время демонстрации микропреподавания уроков, которое является неотъемлемой частью курсов по обновлению содержания среднего образования. Работая индивидуально, в паре и команде, учителя-практики наглядно иллюстрируют понимание новых учебных программ и планов, применение новых знаний в планировании и проведении занятий по развитию четырех языковых навыков: слушания, говорения, чтения и письма, а также представляют применение на практике технологии критериального оценивания: формативное и суммативное оценивание для достижения целей обучения. Учителя умело используют новые стратегии и графические органайзеры: «Гора истории», «Путешествие во времени», «График эмоций», «Аллея сознания», Джигсо, Чтение с пометами и Чтение в кружок, «Сундучок мудрости», «Бриллиантовый ромб» и другие инновационные технологии.

Большим подспорьем для достижения желаемых целей, конечно же, служит многолетний опыт учителей. Нередко возникают дискуссии, во время которых учителя делятся друг с другом знаниями, соображениями, доводами, что, несомненно, очень ценно и важно. В переводе с латинского дискуссия – исследование, обсуждение какого-либо вопроса. При этом соблюдаются обязательные условия. Необходимо уважать различные точки зрения участников, осуществлять совместный поиск конструктивных решений возникших разногласий. По мнению словесников, данный прием особенно эффективен в работе с учащимися при обсуждении и анализе художественного произведения. Вот некоторые примеры, показанные в микропреподавании:

1. Самоубийство Катерины (по пьесе А. Островского «Гроза»). Сила духа или слабость характера?

2. «Существует ли ложь во спасение?» Образ Луки из пьесы М. Горького «На дне».

3. Образ Татьяны (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»). Признаться или подождать?

Согласно новой парадигме в центре процесса обучения находится ученик с потребностями, способностями и возможностями. Он выступает, наряду с учителем, как субъект учебной деятельности, а учитель – организатор, консультант, партнер – обеспечивает педагогическое сопровождение его деятельности. На смену авторитарной, знание- центрической системе с установкой на среднего ученика, с ориентацией на подготовку хорошего исполнителя пришла личностно ориентированная парадигма образования и воспитания.

С личностно ориентированной парадигмой соотносятся все особенно значимые для обучения языкам современные подходы к обучению:
– деятельностный (человек существует и развивается в деятельности);
– социокультурный/ культуроведческий (вхождение человека в культуру);
– коммуникативно-когнитивный (общение и познание, основные способы получения образования и иноязычного в частности);
– компетентностный (практико ориентированный).

При этом педагогическая техника является неотъемлемой частью мастерства педагога. Она выражается в умении учителя найти адекватные способы, с помощью которых он может максимально выразить себя в учебной и воспитательной работе, а также заинтересовать учеников новой формой и содержанием урока.

Учителя, планируя уроки по-новому, способствуют созданию коллаборативной среды, поощряют учащихся задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Лексический диктант, составление тестов по истории достопримечательностей родного края, загадок природы на уроке, комментированное письмо и предупредительные диктанты на основе краеведческих текстов, задания по типу «Найди лишнее», которые прививают умения синтеза и осмысления информации. Это преподавание совместного и руководимого письма, составление текстов разных жанров, устное повторение, письмо и перечитывание. Определение того, как система письма работает на уровне слова, предложения и текста в диапазоне различных письменных форм, литературных (истории и поэзия) и нелитературных (информационные тексты). Во время демонстрации совместного письма демонстрируются умения, как согласовать аудиторию и цель, задачи письма, определить структуру, грамматические особенности и содержание. Как репетировать предложения перед их записью, таким образом предоставляя понимание того, как составлять предложения. Поощрять автоматическую привычку к основным элементам, например, заглавные буквы и точки. Сохранять хороший темп на занятии, чтобы гарантировать, что детское внимание не потеряно. Иногда делать преднамеренные ошибки, чтобы сосредоточиться на распространенных ошибках, связанных с определенной обучающей целью.

Стоит отметить, что обучение при помощи современных педагогических технологий оказывается действенным только в том случае, если все педагогические средства, применяемые учителями, взаимосвязаны и педагогический процесс характеризуется целостностью и системностью.

Говоря о конкретном опыте внедрения и использования инноваций в работе учителя русского языка и литературы, необходимо обратить внимание на то, что первоочередной задачей, стоящей перед филологами, является ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, то есть формирование ВЫСОКОГО УРОВНЯ УМЕНИЙ УСТНОГО И ПИСЬМЕННОГО ОБЩЕНИЯ.

Рациональное использование различных техник, методов, средств в организации учебной деятельности позволяет активизировать процесс обучения, придает ему исследовательский, творческий характер, будет способствовать полному усвоению материала.

Безусловно, достижение целей и задач реформирования казахстанского образования возможно при наличии не только условий для обучения, более того – оно будет зависеть от компетентности и профессиональных ценностей учителей. Если учитель желает помочь ученикам стать личностями, легко адаптирующимися в современном мире, с развитым критическим мышлением, то ему самому прежде всего необходимо быть открытым для новых идей.

В рамках реализации Программы модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру», обеспечения дальнейшего поступательного культурно-гуманитарного развития страны приходит осознание, что нам удается формировать у учителей глубокие убеждения и устойчивую уверенность в том, что им необходимо пересмотреть стиль преподавания, направить обучение на определение перспектив ученика как личности и социального объекта.

Без сомнения, эффективность всей Программы в целом зависит от слаженной работы всех направлений модернизации на своих местах. Наша главная задача на сегодняшний день – подготовить педагогов области к работе по программам обновления содержания образования.

Убеждены, что внедрение новых программ будет способствовать конкурентоспособности выпускника и, несомненно, станет очередным уверенным шагом, ведущим к успеху нации.

Как отметил Н. Назарбаев, нам нужно «вместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой нацией сильных и ответственных людей».

Сегодня совершенно изменилась подача материала слушателям, изменилась методика. Это способствует созданию атмосферы сотрудничества и сотворчества на занятиях. Учителя делятся опытом, практическими навыками, изучая современные подходы, достижения в мировой педагогической практике. В настоящее время они уверены в одном: «Чтобы выжить, необходимо измениться». И, как следствие, готовы к обучению в течение всей жизни. Тем самым решаются задачи самообразования и самосовершенствования, желание идти в ногу со временем, расширяя свое сознание, приобретая компетенции. Стремление к знаниям самих учителей – залог успешности их учащихся. Посему можно сказать, что это будет способствовать высокому уровню образования. А это, в свою очередь, будет гарантом успеха нации.

Список литературы:

1. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации знаний. – М., 2007.

2. Гин А. Приемы педагогической техники. – М., 2002.

3. Уранова Ф. Н. Активные вопросы языкового образования в условиях модернизации образовательных учреждений. – Майкоп: Издательство АГУ, 2012.

4. Инновационное обучение на уроках русского языка / Рукопись депонирована в ОЦНИ АПН РСФСР «Школа и педагогика» 11 февраля 1991 года. Регистрационный № 32 – 91. – с. 205).

5. Чередникова О.И. Информационные технологии в работе учителя русского языка и литературы // Русский язык. – 1 сентября – 2009 – № 5. – с. 3.

6. Александрова Г. Занимательный русский язык. – СПб: «Тригон», 1997. с. 16.

 

 
 

Теория и практика



 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10