электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Теория и практика

 

   

Архив статей 2018 г.

 

Lesson Study как форма профессионального развития учителей

№ 4 (175) апрель 2018г.

Д.К. ИБРАГИМОВ, старший менеджер филиала ЦПМ в г.Алматы, Д.М. НАЙМАНОВА, м.п.н., учитель английского языка Республиканской физико-математической школы, г. Алматы


«Somet imes we can’t see the forest for the trees» (из видео «Lesson study в Японии»)

Известно, что учителя играют огромную роль в становлении функционально грамотной личности, несут громадную ответственность за будущее всей страны (Стронг, Вард и Грант, 2011) [РдУ, 148]. Современные программы повышения квалификации Республики Казахстан помогают постичь «сдвиг парадигмы» в мировом образовательном пространстве, доносят в сердце каждого педагогического работника о наступившей большой «перемене».


В современном обществе в динамично развивающейся стране созрела необходимость пересмотра рутинной типовой деятельности педагога. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в котором меняются и приоритеты образования. С развитием новых технологий быстро устаревают знания или их просто бывает недостаточно, чтобы считать себя компетентным человеком. Следовательно, возникает потребность не только уметь приобретать и использовать эффективно знания, но и овладеть арсеналом средств для их пополнения и обновления. От степени развития навыков самообучения, самоконтроля, самооценивания, коммуникативных навыков может напрямую зависеть будущее самоопределение ученика. Для развития компетенций, необходимых ученикам в процессе обучения, необходимо развивать метопознание (Флейвел, 1976) [РдУ, 193].

Школа как основная ячейка образовательной системы первой претерпевает трудные, но столь необходимые преобразования. В школе, где учатся одаренные и талантливые дети, администрация всегда поддерживает любые инициативы, направленные на достижение эффективности преподавания. Ключевым показателем успешности преподавания учителя является реализация им процессов исследования и оценивания самостоятельного постижения учеником смысла изучаемого, поскольку конструктивистский подход в обучении предполагает обязательное участие самого ученика в этом процессе, его ответственность за собственное обучение [РдУ, стр. 145]. Руководству школы очень важно, чтобы каждый учитель стал успешным и обладал соответствующими условиями для обучения, такими как профессиональное понимание, практические навыки преподавания и профессионально-нравственная целостность (Шульман, 2007).

На сегодняшний день учителя нашей школы обладают достаточно широким диапазоном педагогических стратегий и методик, способностью к интегрированию различных подходов и методов, но, как сказал японский писатель А. Рюноскэ, «все, что в нас имеется, надо развивать. Это единственный данный нам путь к тому, чтобы достигнуть совершенства». Так, с целью совершенствования методов преподавания в НАО «Республиканская физико-математическая школа»в январе 2017 года группа учителей прошла курсы обучения школьных тренеров по образовательной программе профессионального развития педагогических кадров в общеобразовательных школах «Рефлексия в практике», разработанной Центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (ЦПМ, г. Астана). В посткурсовой период задача тренеров обуславливалась внедрением инновационных методов преподавания в учебно-познавательный процесс и развитием профессиональной компетентности педагогов школы.

Одним из приоритетных направлений стала организация групп по проведению «Lesson Study». Lesson Study (далее – LS) – это структурированный процесс, адаптированный из Японии, который позволяет небольшим группам учителей планировать, наблюдать, анализировать и совершенствовать уроки в классе. Поскольку основное внимание уделяется эффективности самого урока и на то, как учащиеся обучаются, а не на работе отдельного учителя, данный метод не вызывает беспокойства и сопротивления тому, что некоторые учителя могут чувствовать.

LS имеет три фазы: планирование урока, наблюдение за поведением учеников на уроке и затем анализ поведения. При кажущейся простоте данных фаз они достаточно сложны при их реализации. По Брунну: «Даже если учителя привыкли к сотрудничеству в своих профессиональных сообществах, LS отличается, потому что здесь имеется риск непринятия высказываний личной точки зрения, которые могут быть источниками разногласия, например, по педагогике и развитию ребенка. Эти темы обсуждаются на уроке и требуют значительных знаний о группе и учебного сообщества».

На первом этапе LS планируется встреча, где команда учителей выбирает тему и планирует урок для наблюдения. Поскольку планирование урока может быть сложным процессом, при попытке достижения консенсуса внутри команды рекомендуется использовать уже подготовленный урок, внося необходимые поправки, согласованные группой. Этап планирования не нужно делать длительным, лучше, если команда может больше времени уделить наблюдению и анализу.

Второй этап LS: проведение урока, где предусмотрены возникновение потенциальных трудностей и действия учителя по их устранению, все запланировано очень подробно, команда переходит к проведению LS.

Третий этап LS: Анализ данных и обсуждение урока. Наблюдая за учениками фокус группы, учителя анализируют реакцию учащихся на каждом этапе урока. Наблюдение здесь больше чем просто «прийти и посмотреть», следует выявить, какой этап урока не резонировал с учениками, а также проанализировать, какие этапы урока являются достаточно продуктивными.

Итак, в рамках реализации плана методической работы школы и с целью выявления и стимулирования учителей, обладающих глубоким пониманием сущности процесса обучения, мотивации отдельных учеников, их эмоционального состояния и жизни вне класса, разработана и реализована деятельность LS, где коллеги, вдохновленные одной идеей, работали в сотрудничестве с учителями кафедр и методических объединений. Учителя-предметники, обладая достаточно устойчивыми навыками использования педагогических технологий, с огромным интересом согласились на создание инициативной группы по распространению опыта.

В состав группы учителей LS вошли: Абельпеисова Алия Мейркановна, учитель казахского языка; Есмагамбетова Ляззат Амиргалиевна, учитель математики; Концова Евгения Александровна, учитель географии; Тастембекова Гаухар Кайржановна, учитель истории; Найманова Динара Мухамедияновна, учитель английского языка. Спланировав и проведя ряд уроков, LS учителя в течение месяца смогли мобилизовать свои усилия для повышения профессиональной компетентности через применение идей LS и понять приоритеты учителя новой формации. На первом заседании группы была выявлена проблема исследования: «Как улучшить видо-речевые навыки, как научить учащихся слушать, слышать друг друга, размышлять и обсуждать, концентрируясь на решении определенной проблемы?» Команда учителей определила задачи исследования: создать условия, способствующие улучшению видо-речевых навыков, повышению интереса к учению через организацию работы в группах и дать возможность развитию мыслительной деятельности каждого ученика в процессе обучения через оценивание для обучения. А также была определена исследуемая гомогенная когорта: трое учащихся 9 класса, где имеются один отличник учебы, один ученик со средними способностями и ученик с низкой мотивацией по всем предметам.

В рамках цикла LS был проведен урок английского языка по теме «Tomorrow’s world». Согласно краткосрочному планированию преследовалась следующая цель урока: научиться выражать свое мнение и высказывать умозаключение на уровне дискурса по широкому кругу общих и учебных тем.

Урок был запланирован по таксономии Блума, где стратегии имели логическую последовательность, а задания предоставлялись от простого к сложному и ориентированы на формирование умения определять проблему; умения находить разные пути решения проблемы; умения осуществлять поиск ресурсов для решения проблемы. Связи с ценностями заключались в выявлении положительных аспектов обучения и пропаганде профориентации; раскрывались вопросы о несуществующих профессиях (производители частей тела, нано-медики, ГМО-фермер, специалист по изменению климата, космические экскурсоводы и т.д.). Учащиеся проявили большую активность в высказывании своих мыслей. Учителя-исследователи отметили отдельных учеников с высоким потенциалом и с раскрывающимися способностями ораторского искусства. Следующий урок цикла LS – урок математики по теме «Решение комбинаторных задач». Этот урок был нацелен на отработку навыка применения правил и формул числа перестановок, размещений и сочетаний различных элементов для решения комбинаторных задач.

Через применение стратегии «Математическая драка» учитель обобщил и систематизировал знания, умения и навыки по решению комбинаторных задач. Учащиеся в группе обсуждали решение предложенных учителем задач, затем сдавали свое решение и получали результат от учителя – правильное решение и ответ оценивались в 1 балл.

Здесь мы увидели, что учащиеся фокус группы под влиянием атмосферы соперничества смогли мобилизовать весь свой потенциал знаний и проявили чувство ответственности за свою команду. Учителя отметили важность применения аналогичных стратегий, носящих соревновательный характер, на своих уроках.

Результаты данного исследования показали, что внедрение LS дает учителю новый импульс для планирования своего урока с учетом особенностей учащихся, которые проявляют себя на разных уроках по-разному.

Согласно теории «Множественного интеллекта» Говарда Гарднера, интеллект представляет собой не «вещь», не некое устройство, находящееся в голове, а «потенциал, наличие которого позволяет индивидууму использовать формы мышления, адекватные конкретным типам контекста» (Kornhaber&Gardner, 1991, р. 155). Он считает, что существует как минимум 6 различных видов интеллекта, не зависящих один от другого и действующих в мозгу как самостоятельные системы (или модули), каждый по своим правилам. К ним относятся: а) лингвистический; б) логико-математический; в) пространственный; г) музыкальный; д) телесно-кинестетический и е) личностный модули. Так как наша школа имеет физико-математическое направление, наши учащиеся в большинстве своем обладают логико-математическим интеллектом.

Учителя узнали, как работают различные стратегии, которые можно применять для улучшения качества обучения немотивированных детей, как заинтересовать их к учебной деятельности. Каждый учитель должен понимать, что в его руках возможность формировать личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Учитывая результаты исследования в учебно-воспитательном процессе, учитель приближает день, когда наши учащиеся научатся применять свои знания в жизни, решать проблемы, и будущее страны будет в надежных руках.

Список литературы:

1. Руководство для учителя. – Астана қ., «Назарбаев Зияткерлікмектептері» ДББҰ Педагогикалық шеберлік орталығы, 2016.

2. Исследование урока: от А до Я. – Астана қ., «Назарбаев Зияткерлік мектептері» ДББҰ Педагогикалық шеберлік орталығы, 2016. – 46 б.

3. The Lesson Planning Handbook: Essential Strategies That Inspire Student Thinking and Learning. Peter Brunn

4. http: //www. lessonstudy. kz/index. php?lang=ru

5. Lesson Study UK www. lessonstudy. co. uk

 

 

 
 

Теория и практика



 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10