электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Теория и практика

 

   

Архив статей 2018 г.

 

Критериальное оценивание в рамках обновления содержания образования

№ 4 (175) апрель 2018г.

В.М. УДАРЦЕВА, зам. директора УО «Кайнар», г. Алматы


Новая система оценивания позволяет формировать у обучающихся способность контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.

Процесс обучения в данной системе ориентирован на формирование у обучающихся функциональной грамотности и навыков широкого спектра. При этом важно помнить, что обучение предполагает отход от традиционной организации учебного процесса и ожидаемый результат определяется по 6 навыкам: «знают», «понимают», «применяют», «анализируют», «синтезируют», «оценивают».

Оценивание учебных достижений обучающихся осуществляется в соответствии с заранее известными критериями установления степени соответствия реально достигнутых обучающимися результатов планируемым целям обучения.

При этом оценивается только работа обучающегося, а не его лич- ность; работа обучающегося сравнивается не с работами других учеников, а с эталоном (образцом отлично выпол- ненной работы), который известен им заранее. Оценивать можно только то, чему учат.

Учителю необходимо использовать критериальное оценивание таким образом, чтобы более эффективно организовывать учебный процесс, оказывать своевременную поддержку обучающимся и обеспечивать их прогресс в обучении. Такая система оценивания направлена в первую очередь на мотивирование детей к успешному обучению, на выявление пробелов в знаниях и наглядную демонстрацию их роста. Это требует пересмотра структуры урока согласно системе критериального оценивания учебных достижений обучающихся, которая:
– основывается на единстве обучения и оценивания;
– направлена на формирование целостного подхода к обеспечению прогресса и успеваемости обучающегося;
– обеспечивает реализацию целей обучения и сбор доказательств получения знаний и развития навыков в соответствии с учебными программами;
– включает разнообразие способов и форм оценивания на основе содержания учебной программы по предмету для каждого класса.

При планировании урока учитель четко прописывает критерии достижения цели и вывод, которые делает обучающийся в результате собственной деятельности. Выбирая задания для урока, необходимо задавать вопрос: «Для чего данное задание выполняет обучающийся?» «Позволит ли задание достичь цели урока?». Цель урока через проблемный метод обучения озвучивается на каждом уроке. Обучающийся должен понять, осмыслить поставленную цель обучения и пути ее достижения.

В качестве примера приведу план урока по курсу Физика 7 класса.

Учреждение «Школа «Кайнар»

Технологическая карта урока № 11/43

Предмет ______физика _______ класс __7___ Учитель ___Ударцева В.М. ________

Тема урока: «Изучение закона Архимеда»
Цели урока: Определять выталкивающую силу и исследовать ее зависимость от объема тела, погруженного в жидкость.
Критерии оценивания: Обучающийся:
Объясняет причину возникновения выталкивающей силы.
Определяет зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости и от объема тела, погруженного в жидкость.
Мультимедийные средства обучения: CD Школьный физический эксперимент по теме: Закон Архимеда, видеофильм «Закон Архимеда», 7 класс.
Задание на дом: Рабочая тетрадь стр. 22-23


Форма проведения данного урока отличается от уроков в традиционном обучении. Обучающиеся не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Роль учителя – в основном координирующая, направленная на формирование у обучающихся способности контролировать и оценивать свою деятельность. Контроль и оценку обучающийся осуществляет, используя поставленные критерии.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (обучающимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся [10].

Выделяют два вида критериального оценивания: формативное и суммативное.

Формативное оценивание – набор методов, используемых в повседневной практике на каждом уроке для осуществления обратной связи учитель–ученик. Самой эффективной методикой осуществления обратной связи является стратегия критического мышления «Знаю/Хочу знать/ Узнал», и приемы презентации, защита проектов, диспут, семинары, рефлексия.

Формативное оценивание не новое явление в образовании. Оно заменяет этап проверки усвоенных знаний интеграцией методов преподавания, нацеленных на устранение пробелов в знаниях у обучающихся.

С целью осуществления формативного оценивания многие учителя физики используют задания, предусмотренные в рабочей тетради «Физика и Астраномия», 7 класс, авторы В.М. Ударцева, С.В. Ударцев.

Например, при изучении темы «Механическая работа и мощность» целью урока является объяснение обучающимся физического смысла механической работы и мощности. При формативом оценивании обучающимся предлагается задание на стр.29 Механическая работа.

Данная работа по вариантам рассчитана на 10 мин.

При проведении формативного оценивания рекомендуется использовать стратегию критического мышления. На полях данной тетради обучающиеся записывают «Знаю/Хочу знать/Узнал».

При изучении темы «Давление» удачно использовать метод презентации. Класс делится на группы. Каждая группа обучающихся выполняет одно из 4-х заданий, заполняя стр 15. В работе на уроке обучающиеся используют интернет-ресурсы.

На заключительном этапе урока используется рефлексия. Обучающимся предлагается высказать свое мнение – «Что Вы ожидали от участия на уроке и что получилось?», «Совпали ли ваши желания с результатом урока?»

Успехи, которые достигаются за счет методов формативного оценивания, не будут реализованы, если не соблюдены определенные условия:
1) инструмент оценивания или ситуации должны быть разработаны так, чтобы это было согласовано непосредственно с содержанием стандарта, который усваивается;
2) весь инструмент, ситуации или задачи соответствуют содержанию преподавания;
3) инструмент или ситуация предоставляют достаточно деталей информации, которые точно определяют определенные проблемы, такие как недоразумения, чтобы учителя могли принять адекватные решения относительно того, какие действия предпринять и с кем;
4) результаты доступны вовремя, чтобы принять соответствующие меры с учениками, получившими их;
5) учителя и обучающиеся действительно принимают меры, основанные на результатах.

При формативном оценивании учителя используют различные формы организации познавательной деятельности. Хороший результат дает групповая форма, работа в парах сменного состава, коллективно мыслительная деятельность и т.д.

Суммативное оценивание – оценивание, которое представляет доказательства о достижениях ученика и позволяет делать выводы о его компетентности или эффективности учебной программы.

Цель суммативного оценивания – констатирование уровня усвоенности знаний и сформированности умений и компетентностей у обучающихся к определенному периоду времени и определение соответствия полученных результатов требованиям стандарта.

Существующая практика суммативного оценивания предполагает проведение различного вида контрольно-проверочных работ. При разработке контрольно-проверочных заданий вопросы составляются на основе содержания Государственного общеобязательного стандарта образования и образовательных учебных программ.При этом следует различать внутреннее и внешнее суммативное оценивание.

Суммативное внутреннее оценивание – определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации. Суммативное внутреннее оценивание осуществляется педагогами или администрацией школы.

 Суммативное внутреннее оценивание делится – на оценивание за раздел и четверть.

Суммативное внешнее оценивание – определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении уровня обучения начальной школы (5 кл.), основной школы (10 кл.), старшей школы (11-12 кл). Отметки, выставленные за суммативные работы, являются основой для определения итоговых отметок за отчетные периоды обучения.

Суммативное оценивание способствует достижению качественных результатов только в том случае, если задания опираются на практическую работу учащихся, решение задач, теорию, взаимосвязь с предыдущими темами, интеграцию с другими предметами. Качественные знания обучающийся может показать, если к максимальным баллам суммативного оценивания за раздел учитель добавляет дополнительно баллы за проектную деятельность, олимпиады, творческую работу, активность на уроке.

При проведении суммативного оценивания за раздел рекомендуется давать разноуровневые задания и учитывать индивидуализацию и дифференциацию обучения. Суммативное оценивание за четверть (СОЧ) выполняется строго по стандарту.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что изменившиеся цели обучения, направленные на развитие личности школьника, в содержании образования влекут за собой изменения форм и методов обучения и создание качественно новой системы обучения, в которой ведущим явилось бы личностно ориентированное обучение, т.е. такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, самоценность.Личностно ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика, т.е. дифференцированный подход в обучении к каждому ученику с учетом его конкретных знаний, умений и навыков, а также такие критерии оценки, которые не только устанавливают уровень успешности обучения, но и оказывают воспитательное воздействие на обучающихся, стимулируя их учебную деятельность. Хорошие результаты достижения цели обучения дают технологии разноуровневого обучения, модульного обучения, укрупненной дидактической единицы (УДЕ).

Разноуровневое обучение необходимо для того, чтобы предоставить шанс каждому ученику развить свои потенциальные способности.

Модульное обучение как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению, основываясь на программу курса. Распределяет количество часов так, чтобы было целесообразно. Это такая организация процесса обучения, при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе. Она позволяет осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном.

Для достижения целостности знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта учащихся используется УДЕ. УДЕ – это клеточка учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью. УДЕ обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти.

Данная технология нашла отражение в рабочих тетрадях по физике, автор Ударцева В.М.

Согласно политике трехъязычия, школы должны поддерживать внедрение трехъязычия, помогая обучающимся развивать языковые навыки. Способствуя изучению содержания предмета, учителя также поддерживают изучение предметного академического языка. Это включает в себя обозначение языковых целей для каждого урока, например, «Обучающиеся могут выступить с устным сообщением о положительных и отрицательных эффектах трения, используя плакат или презентацию PowerPoint и структурировать презентацию при помощи фраз». Учителям-предметникам рекомендуется обращать внимание учащихся и поощрять их в использовании академического языка, а также помочь обучающимся оценить свой прогресс в изучении языка. Кроме того, учителям следует осуществлять организованную и систематическую языковую поддержку, включающую использование полезных фраз для диалога/письма, с целью формирования у обучающегося богатого академического языка.

Уважение к разнообразию культур и мнений требует личностных, межличностных и межкультурных компетенций. Привитие соответствующих норм поведения даст возможность обучающимся эффективно и конструктивно участвовать в социальной и трудовой жизни, а также в растущих поликультурных сообществах. В программе по физике это будет включать:
- способность анализировать и давать оценку проблеме с различных точек зрения;
- развитие навыков и исполнение различных ролей при работе в команде; умение критиковать работу других в уважительной форме и принимать конструктивную критику в свой адрес;
- знать и ценить историю развития физики и становление физических идей. Например, история становления теории света: свет – это волна или поток частиц; сбор и интерпретация доказательств в пользу каждой из теорий;
- понимать важность и роль физики в развитии общества. Например, использование ультразвука и магнитно-резонансной томографии в области медицинской диагностики и анализе; понимать, как законы динамики повлияли на появление гражданской авиации;
- формировать уважение к множеству культур и мнений посредством выполнения проектной работы, презентаций и исследований;
- знать и ссылаться на информацию о вкладах ученых из различных культур, таких как Тесла (электромагнетизм), Чандрасекхар (космология), Юкава (физика частиц) и Абдус Салам (фундаментальные взаимодействия).

Компетентность в использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) включает в себя умелое и творческое применение технологий для работы, досуга и коммуникации. Оно строится на базовых навыках ИКТ.

Обучающиеся развивают навыки по ИКТ в процессе обучения по всем предметам образовательной программы, находя, создавая и работая с информацией, сотрудничая и обмениваясь информацией и идеями, оценивая и затем совершенствуя свою работу и используя широкий спектр оборудования и приложений.

В учебной программе по предмету «Физика» это включает в себя:
- работа с интернет-ресурсами. Например, чтение информации на веб-сайте, выбор, копирование и сохранение соответствующего материала в отдельном документе или файле, сопровождая ссылками на источники информации;
- использовние программного обеспечения MS Office (Word, Excel, PowerPoint) для работы с текстом, таблицами, диаграммами и слайдами. Например, создание таблицы и/или диаграммы в Excel для демонстрации зависимости пульса человека от количества приседаний;
- использование оборудования, такого как принтер, сканер или цифровая камера, для обработки и хранения информации в печатном и электронном виде. Например, сделать фотографии процесса роста растения и распечатать их на принтере или вставить их в слайды для презентаций;
- использование ИКТ (ноутбуки, веб-сайты, коммерческие моделирующие программы, программируемые калькуляторы) для сбора, обработки и презентации данных.

Одной из целей учебной программы является социализация личности, т.е. воспитание граждан, способных эффективно общаться с различной публикой. Для достижения данной цели необходимо развивать навыки общения, создав стимулирующую и поддерживающую обучающегося среду, где поощряется и ценится коммуникация в различной форме и где обучающийся уверенно выражает свое мнение.

В процессе обучения по всем предметам образовательной программы обучающиеся должны поощряться к общению в устной и письменной формах с одноклассниками, учителями и более широкой аудиторией, используя СМИ, а также грамотно применять язык предмета «Физика».

Примеры беседы и прослушивания в предмете «Физика»:
- интервью со специалистом, например, физик-энергетик, на определенную тему по заранее приготовленным вопросам;
- устное представление результатов интервью, лабораторной работы и т.д.;
- обсуждение результатов работы в команде, например, обмен идеями между учащимися по наблюдаемым явлениям во время совместной лабораторной работы;
- распределение заданий в группе, взаимообучение; обсуждение вопросов, требующих умения слушать, и выражение идей на определенную тему;
- обсуждение на определенную тему, в процессе которого обучающиеся выявляют проблему, связанную с темой, и обсуждают ее.

Примеры чтения в предмете «Физика»:
- работа с литературой (научная литература и энциклопедии), например, для подготовки вопросов для интервью или поиска ответов на научные вопросы;
- работа с интернет ресурсами или периодикой (научные журналы, газеты), например, для подготовки и проведения презентации на определенную тему или для расширения научного кругозора.

Пример письма в предмете «Физика»:
- написание доклада по итогам интервью или беседы с физиком-энергетиком;
- предоставление информации в виде чертежей, схем, таблиц, графиков;
- написание отчета по проектной или исследовательской работе;
- ведение записей в дневнике исследования по физике.

Обновление содержания образования по предмету Физика вызвано внедрением содержания, отражающего новейшие научные достижения и открытия, социально-экономическую модернизацию казахстанского общества, ориентировано на развитие функциональной грамотности обучающихся, которое в свою очередь требует введения в программы практико ориентированного компонента с увеличением доли практических, проектных, экспериментальных и исследовательских заданий, выполнения учебных проектов, усиления инновационного характера учебного процесса, его направленности на саморазвитие и самореализацию.

При изучении каждого раздела учебной программы рекомендуется особое внимание уделять рассмотрению методов исследований, использованию практических, проектных, экспериментальных и исследовательских работ.

 

 
 

Теория и практика



 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10