электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Теория и практика

 

   

Архив статей 2018 г.

 

Профессиональные стандарты педагога

№ 5 (176) май 2018г.

М.А. ТИМАЕВА, учитель химии высшей категории,
С.А. МАСЛЕННИКОВА, учитель математики высшей категории КГУ СОШ №9, г. Семей


Педагог – одна из ключевых фигур реформирования образования. Константин Дмитриевич Ушинский, великий педагог XIX века, говорил: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Его труды остаются, не теряя актуальности и по сей день. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Мы знаем, что сейчас в Казахстане разрабатываются новые стандарты педагога. Введение нового профессионального стандарта педагога должно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. Рассмотрев и обсудив международный опыт подготовки учителей и профессиональные стандарты педагога, необходимо учитывать методический компонент. Т.е. связь высокого уровня предметных знаний и знание методики преподавания. Зарубежный ученый дидакт Тимперли указывает на 10 ключевых принципов профессионального развития учителя:

Фокус на результатах обучения учащегося
Ценное и полезное содержание обучения
Интеграция теории и практики
Оценивание как основа профессионального развития
Возможность профессионального роста
Критическое мышление
Быть частью профессионального сообщества
Взаимодействие с внешними экспертами
Лидерство
Обеспечение устойчивого профессионального
развития

Учитель не должен останавливаться на когда-то приобретенных им знаниях в педагогике и в житейской философии. Человек, который учит детей, должен постоянно повышать свою квалификацию, он не должен довольствоваться тем, что было написано в книгах по педагогике многие годы назад. Он должен находить новые приемы и методы в обучении. Учиться у своих коллег и экспериментировать на своих уроках. Учитель должен много читать, не только литературу своего предмета, а также для общего развития. Современный человек и тем более учитель должен быть эрудированным и компетентным во всех вопросах.

Учитывая данные принципы, педагог в свете обновленного содержания образования обязан обладать высоким уровнем сформированности ряда компетентностей.

Специальная компетентность – способность заниматься собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне и проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.

Социальная компетентность – способность заниматься совместной (коллективной, групповой) профессиональной деятельностью, сотрудничать и использовать принятые в профессии управленца приемы профессионального общения.

Образовательная компетентность – интерес к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, целеполагание в образовательной деятельности, мотивация развития субъектности и креативности в образовательной деятельности, способность применять основы педагогической и социальной психологии.

Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к работе в рамках компетентностного подхода к образованию, обеспечение педагогов здоровьесберегающими технологиями, формирование готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса. Обновление структуры образования, насколько я поняла в рамках данных курсов, заключается в переходе к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников.

Предлагаемая к рассмотрению программа обновления образования предполагает, что обучение должно быть активным, должна осуществляться дифференциация обучения, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи. Кроме того обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, осуществляться методы исследования и своевременное реагирование на потребности учащихся.

Результаты обучения детей в школе потребуют от нас, педагогов, всестороннего и объективного оценивания успехов в достижении ожидаемых результатов обучения каждого учащегося, его отношения к учебе и динамику развития личности в целом. Но обновление содержания образования, транслируя лучший опыт внедрения новых подходов к обучению и методике преподавания, должно, на мой взгляд, учесть и положительный опыт традиционного. Связь традиционных и инновационных методов обучения позволит разнообразить формы проведения занятий, активизирующие познавательную деятельность учащихся.

Профессиональный стандарт педагога даст новый виток развития в современных условиях. Он должен улучшить качество преподавания и отношения между педагогами, учениками и родителями.

Уровень казахстанского среднего общего образования должен соответствовать задачам развития государства и обеспечивать его конкурентоспособность в современном мире.

 

 

 
 

Теория и практика



 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10