электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Теория и практика

 

   

Архив статей 2019 г.

 

Перспективы обновленного содержания обучения английскому языку в начальном образовании

№ 3 (184) март 2019г.

А.Ж. МУРЗАЛИНОВА, д.п.н., профессор, директор ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО, г. Петропавловск,
А.А. МУСИНА, магистрант кафедры педагогического факультета СКГУ им М.Козыбаева, г. Петропавловск


Изучение английского языка в начальной школе пробуждает и расширяет познавательный интерес детей к миру. Дети способны «приобретать» язык различными способами: активными играми, песнями, стихами и даже проектными работами. Преподаватели английского языка на начальном уровне образования могут помочь детям в ранние годы разработать механизмы понимания иностранного языка и систему стимулов иноязычного обучения. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому «кодировать» свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке.


Задачи реализации обновленного содержания образования сложны, но вполне реальны и выполнимы. Современные методы и стратегии – при условии их применения, обоснованного с психолого-педагогической точки зрения – мотивируют активное вовлечение в учебный процесс на любом языке.

Вместе с тем эффективность реализации обновленного содержания образования в начальной школе Казахстана требует рассмотрения в отдельном контексте. Как отмечают многие ученые, начало обучения в школе является критическим периодом в жизни ребенка. Успешность его адаптации к школе и адаптации школы к нему будет во многом определять его академические достижения и общее благополучие в школьной жизни (Margetts; Alexander, Entwisle, Dauber; Domitrovichetal.; Цукерман, Поливанова). Чтобы обеспечить соответствующее сопровождение ребенка в этот важный момент, «необходимо понимать, с одной стороны, с какими навыками и сложившимися особенностями когнитивного и некогнитивного развития он приходит в школу, а с другой – какие средства есть у школы для улучшения академических достижений и поддержки общего благополучия ребенка» [1, с. 9].

Обучение английскому языку в начальном образовании – неотъемлемая часть обновленного содержания образования. В психолингвистике есть обоснование: ребенок до девяти лет – это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом.

Изучение английского языка посредством современных коммуникативных методов предоставляет возможности развития у учащихся интерактивных навыков, в числе которых – взаимодействие с другими хорошими коммуникаторами.

Итак, в младшем школьном возрасте закладываются базовые знания языка, навыки его применения, и, конечно, может пробудиться желание его дальнейшего изучения. Для этого методика обучения иностранному языку в начальных классах должна основываться на играх, активной деятельности, визуальных методах, быть наглядной и понятной детям.

Так, актуальная проблема при овладении младшими школьниками английским языком – формирование навыков иноязычного аудирования и говорения. Эти две группы навыков взаимосвязаны: говорению невозможно научиться без аудирования. Следует также учитывать, что в дошкольном и младшем школьном возрасте наиболее успешно происходит овладение безакцентным произношением иностранных звуков, слов, интонации, но при условии, если маленький ребенок постоянно слушает и имитирует аутентичную иноязычную речь. О сензитивности также говорит М.Н. Татаринова: «Поскольку в младшем школьном возрасте происходит активное развитие гибкости речевого аппарата и имитационных способностей учащихся для осуществления устного речевого общения, этот период является наиболее благоприятным для овладения таким видом иноязычной речевой деятельности, как говорение на ИЯ» [2, с. 186].

Начинать обучение аудированию следует с таких упражнений, когда учащиеся не только слышат, но и видят говорящего. На начальном этапе важно нацелить на повторение услышанного, а не на проверку понимания. Этому есть психофизиологическое обоснование: подражательность представляет собой непроизвольное и произвольное следование какому-либо образцу, примеру и проявляется в воспроизведении чьего-либо речевого и неречевого поведения, поступков. В подражательную активность вовлекается весь ребенок. Именно подражательность лежит в основе овладения иностранным языком на имитативной основе. Более того, воспроизведение речи – это уже результат, т.к. говорение является самым сложным аспектом языка. Хороший результат дают упражнения в слушании с целью узнавания, различения, сопоставления.

Принцип наглядности обучения – это один из самых интуитивно воспринимаемых обучающимися и, следовательно, эффективных принципов обучения, который вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения материала учащимися. «Пропускная» способность органов зрения в овладении информацией в пять раз больше, чем органов слуха.

Необходимо, чтобы на начальном этапе обучения иностранному языку предмет или рисунок с его изображением находился непосредственно перед глазами учащихся, чтобы этот рисунок был ярким, цветным или даже необычным, смешным, чтобы быть более запоминающимся для детской памяти. Также это может быть и реальный предмет, например, игрушка.

Наглядность должна предполагать овладение наиболее часто употребляемой лексикой иностранного языка, которая предусмотрена программой для начального этапа обучения неродному языку.

Использование картинной наглядности на уроках иностранного языка помогает учителю организовать работу по расширению словарного запаса младших школьников, создать атмосферу иноязычного общения на уроке и вне его, использовать лексику для развития устной речи. Наглядность на уроке иностранного языка способствует активизации познавательной деятельности детей, расширению их кругозора и воображения, что влияет на мыслительную деятельность в целом. Работа с «Картинным словарем» побуждает учащихся бережно относиться к слову, воспитывает у них стремление употреблять лексические единицы осмысленно, в точном соответствии с их значением.

Средства визуализации помогают созданию образов, представлений, тогда как мышление превращает эти представления в понятия. Иллюстрации способствуют развитию внимания, наблюдательности, эстетического вкуса, культуры мышления, памяти и удерживают устойчивый интерес к изучению иностранного языка.

Рисунки, фотографии, схемы, таблицы, картинки являются внешним видом наглядности. Существует и внутренняя наглядность, которая вытекает из конкретного контекста, непосредственного языкового окружения.

Наглядность есть проявление психических образов предметов, изображенных на фотографиях, рисунках и т.д. Когда говорят о наглядности, то имеют в виду образы этих предметов. Яркая наглядность создает представление о живых образах, вызывает соответствующие ассоциации, так как восприятие наглядности оказывает эмоциональное воздействие на младшего школьника. Эмоциональный фон в этом случае становится стимулом, т. к. дети отличаются повышенной эмоциональностью, подвижностью и активным творчеством. Вовлекая детей в те виды и формы деятельности, которые отвечают их эмоциональному состоянию, учитель создает психологический комфорт радостного восприятия нового, а именно помогает усвоить лексику, овладеть основами грамматики и фонетики, а главное – развить коммуникативные способности на иностранном языке. Таким образом, использование предметной наглядности создает предпосылки развития мышления на иностранном языке.

Очень важное преимущество младшего школьного возраста заключается в глобально действующей у детей игровой мотивации, что позволяет естественно и эффективно организовать обучение английскому языку как средству общения и строить его как процесс, максимально приближенный к естественному процессу использования родного языка. Так, исследуя мотивы, побуждающие шестилетних детей учиться, психологи выяснили, что наиболее распространенными из них являются следующие: широкие социальные, познавательные учебные мотивы (интерес к знаниям, стремление научиться чемуто новому) и игровые мотивы. Полноценное развитие учебной деятельности происходит за счет действия первых двух мотивов, но формируются мотивы у шестилеток тогда, когда удовлетворяется игровой мотив.

Уникальность младшего школьного возраста состоит в следующем: именно в это время оптимально включение процесса изучения иностранного языка в контекст игровой деятельности с целью создания внутренней мотивации и интереса к овладению новым языком в условиях, когда естественной потребности у детей в общении на изучаемом языке нет.

Еще одно концептуальное положение методики обучения английскому языку в начальном образовании: учителям необходимо всегда учитывать при планировании урока уровень языкового развития школьника в первом и втором языках, тогда обучение иностранному языку будет идти более успешно. Считается, что пока ребенок не созрел, чтобы сделать шаг вперед в языковом развитии, бесполезно пытаться учить его делать этот шаг.

Для шага вперед учитель создает атмосферу эмоционально- ценностного восприятия учебного материала и «позиционирует себя как старший товарищ и помощник детей, поддерживающий их в процессе прохождения коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании ИЯ как средства общения» [2, с. 191]. Для этого педагог «должен проявлять свое личное искреннее эмоционально-ценностное отношение ко всему, о чем идет речь на уроках, демонстрировать собственную волю и желание изучать свою и иноязычную культуру» [2, с. 191].

Обобщая сказанное, сформулируем вывод для условий обучения английскому языку в начальном образовании в аспекте его обновленного содержания. То, что в изучаемом английском языке совпадает с родным и вторым, может быть усвоено детьми преимущественно на имитативной основе, с опорой на механизмы подражания; то, что в английском языке явно отличается от родного и второго, ученик должен так или иначе осознать, понять это отличие и овладеть иноязычным явлением в результате выполнения необходимого количества упражнений.

Литература

1. Карданова Е.Ю., Иванова А.Е., Сергоманов П.А., Канонир Т.Н., Антипкина И.В., Кайкы Д.Н. Обобщенные типы развития первоклассников на входе в школу // Вопросы образования / Educational Studies Moscow, 2018. – № 1. – С. 8-32.

2. Татаринова М.Н. Модель эмоционально-ценностного компонента содержания иноязычного образования на младшей ступени обучения //Образование и наука. Научный журнал. – 2018. – № 4. – С. 180-198.

 

 
 

Теория и практика




 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10