электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Теория и практика

 

   

Архив статей 2019 г.

 

Оценивание сегодня: информация для учителя или для успеха ученика?
(приглашаем к размышлению)

№ 4 (185) апрель 2019г.

Т.И. ДОЗОРЦЕВА, методист ГУ «Рудненский городской отдел образования»,
О.В. МАЙЕР, учитель русского языка и литературы КГУ «Гимназия №21», г. Рудный


Развитие ребенка в школе осуществляется учителем не только через предмет и методы обучения, но и посредством оценки, которая представляет собой факт самого не- посредственного руководства учеником.

А.К. Колеченко


У любого учителя всегда остро стоит вопрос по оцениванию деятельности учеников, и не важно, в каком направлении. Все мы знаем фразы, что «каждый ребенок индивидуален» или «нет плохих учеников», «нельзя сравнивать с другими»… Сегодня оценивание деятельности обучающихся является важным элементом педагогического процесса, а оценка – мощным педагогическим средством, выполняющим ту или иную задачу педагога. Любая оценочная деятельность исходит из потребности ребенка или педагога получить информацию о том, насколько эффективно проходит их взаимодействие в ходе образовательного процесса.

Современное казахстанское общество характеризуется общественной модернизацией и включением в мировые интеграционные процессы, где ведущую позицию занимает образование. Президент страны Н.А. Назарбаев поставил достаточно высокую планку перед национальным образованием. Образование должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжить обучение в зарубежных вузах.

Немалое значение в современном казахстанском обучении отводится вопросу компетентностного уровня оценивания достижений учащихся. Оценивание – это обучение. И преподаватели, и ученики выигрывают, получая значимую информацию о достижении поставленных учебных целей. В настоящее время в практику современной школы вошел один из наиболее популярных инструментов оценивания, основанного на заранее заданных и понятных ученикам критериях – оценочные рубрики. Именно рубрики позволяют преподавателям установить для учеников четко определенные стандарты, обеспечить их руководством, направляющим к достижению этих стандартов, облегчают оценивание достижений учащихся. Рубрики как вид обратной связи предоставляют учителю информацию, интерпретируя которую он обоснованно принимает решения, касающиеся учебной деятельности учеников или своего преподавания.

Рубрики – это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. Рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются различные достижения разных учеников.

Значение формирующего оценивания, которое обеспечивают рубрики, весьма велико. На основе рубрик выделяются такие компоненты вопросов и заданий, которые делают возможным инсайт, открывающий сильные и слабые стороны учеников. Суть инсайта состоит в неожиданном, отчасти интуитивном прорыве к пониманию поставленной проблемы и «внезапном» нахождении ее решения.

Инструкция к применению рубрик. Есть много путей к созданию полезных оценочных рубрик, но в любом случае важны следующие пять шагов:

1) ознакомиться с целями и задачами преподаваемого предмета в целом и ежедневных уроков;
2) выбрать проверочные задачи, которые могут обеспечить данные, соответствующие учебным целям;
3) сформировать стандарт достижений для каждой учебной цели;
4) дифференцировать уровни достижений (категории), основываясь на хорошо прописанных критериях;
5) определить вес или ценность каждой категории.

В 2018-2019 учебном году учитель при проведении оценивания должен обязательно использовать комплекс методических материалов, которые разработаны не только в помощь учителям, но и родителям и обучающимся:

– О внесении изменений и дополнений в приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и Итоговой аттестации обучающихся» (приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 9 февраля 2018 года № 47).
– Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2018-2019 учебном году».
– Инструкция по процедурам критериального оценивания и документированию для средней школы в рамках обновления содержания образования.
– Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ: Учебно-методическое пособие.
– Сборники заданий для формативного оценивания в разрезе классов, предметов и языков.
– Сборники заданий по сумммативному оцениванию в разрезе классов, предметов и языков.
– Методические рекомендации по суммативному оцениванию в разрезе классов, предметов и языков.

Содержание системы критериального оценивания регламентируется следующими инструктивнометодическими документами:
– государственный общеобязательный стандарт образования;
– учебная программа;
– учебный план;
– порядок проведения критериального оценивания учебных достижений обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы;
– руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной школы;
– руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ;
– руководство по критериальному оцениванию для региональных и школьных координаторов;
– сборники заданий по формативному оцениванию;
– методические рекомендации по суммативному оцениванию.

Цели оценивания
– Повысить достоверность количественного оценивания уровня обученности учащихся.
– Представить цели и ожидаемые достижения в четком однозначном виде.
– Представить стандарты оценивания или балльные оценки и соотнести их с достижением учебных целей.
– Вовлечь учеников в критическое оценивание собственных учебных достижений.

Оценивание основывается на следующих принципах:
– Взаимосвязь обучения и оценивания. Оценивание является неотъемлемой частью обучения и непосредственно связано с целями учебной программы и ожидаемыми результатами. Следовательно, поиск ответов на вопросы «чему и как обучать, каковы потребности учеников и как помочь им в достижении результатов обучения» необходимо осуществлять в практике оценивания.
– Объективность, достоверность и валидность. Оценивание предоставляет точную и надежную информацию. Существует уверенность в том, что используемые критерии и инструменты оценивают достижение целей обучения и ожидаемых результатов. Объективность, достоверность и валидность в комплексе определяют качество оценивания. Наиболее содержательную характеристику представляет валидность оценивания, которая указывает, что именно мы измеряем и насколько верно мы проводим оценивание. Реализация данного принципа предполагает:
четкое понимание и определение того, что предполагается оценить;
составление и обоснование критериев оценивания; разработку заданий и планирование процедур.
– Ясность и доступность. Оценивание предоставляет понятную и прозрачную информацию, повышает вовлеченность и ответственность всех участников образовательного процесса. Данный принцип предполагает, что цели и процедуры в оценивании должны быть понятными, инструкции четкими и ясными, результаты полезными и доступными. В процессе оценивания не должно возникать никаких сомнений в его целесообразности и правильности. В свою очередь, достижение доверия и взаимодействия между участниками образовательного процесса будет повышать их вовлеченность и позитивно влиять на результаты обучения.
– Непрерывность. Оценивание является непрерывным процессом, позволяющим своевременно и систематически отслеживать прогресс учебных достижений обучающихся. Постоянство процесса оценивания обеспечивается через фокус на формативное оценивание, установление графика суммативного оценивания и использование механизмов выставления баллов, что обуславливает взаимосвязь между процедурами и создает единую систему оценивания.
– Направленность на развитие. Оценивание инициирует и определяет направление развития системы образования, школы, учителей и обучающихся. Оценивание, основанное на сборе и анализе информации о том, какими знаниями и навыками обладают обучающиеся, позволяет принимать обоснованные решения о дальнейших шагах в образовательном процессе.

Для самостоятельной разработки заданий формативного оценивания, а следовательно и созданию рубрик учителю рекомендуется:
–изучить учебную программу, учебный план и
–провести анализ целей обучения;
–составить критерии оценивания на основе целей обучения согласно учебной программе;
–распределить критерии оценивания по уровням мыслительных навыков для обеспечения дифференцированного подхода в составлении заданий;
–разработать задание в соответствии с критериями оценивания;
–составить к заданию дескрипторы, которые описывают основные этапы его выполнения.

Учитель разрабатывает или подбирает задания с учетом потребностей обучающихся и контекста обучения.

Роль учителей:
– Принципиальный момент для учителей – помнить о том, что оценивание должно быть связано с учебными целями. Например, если цель состоит в том, чтобы ученики продемонстрировали способность формировать проверяемые гипотезы в определенной предметной области, надо предложить им действительно написать такие гипотезы. Вопрос, который при этом стоит перед преподавателем: «Убеждает ли нас информация, которую мы получили таким образом, в том, что ученики понимают, как написать проверяемую гипотезу?».
– Учителя должны многократно инструктировать учеников и упражняться в использовании рубрик и в том, как достичь каждого критерия.
– Надо рассмотреть с учениками определения «образцовый ответ», «адекватный», «нуждается в исправлении». Надо попросить их, работая в группах сотрудничества, проанализировать достоинства и недостатки их выполненных работ, используя рубрики в качестве руководства. Практикуясь, ученики учатся квалифицировать и максимально совершенствовать свои ответы.
– Если преподаватель или ученики не удовлетворены критериями или показателями, рубрики должны быть пересмотрены.

Весьма важно помнить. Достижение высоких результатов на суммативном оценивании очень значимо как для обучающихся, так и для учителей. Вместе с тем существует риск «натаскивания» и сосредоточения процесса обучения исключительно на требованиях суммативного оценивания, что может препятствовать освоению полного объема учебной программы, так как любое суммативное оценивание включает только часть содержания учебной программы. Учитель должен ясно понимать различия в целях и использовании результатов оценивания. Оценивание, проводимое в классе, должно обеспечивать успешное ежедневное обучение.

Дифференцированное отношение к целям оценивания позволяет контролировать и анализировать результаты применения оценочных процедур. Нельзя допускать никаких нежелательных последствий, т.е. оценка не должна приводить к привитию неадекватных привычек в обучении, таких как запоминание, заучивание материала без понимания и применения.

Роль учеников

Полезно включить учеников в диалог по поводу критериев, используемых в рубрике.
– Ученики должны понимать, чего от них ждет учитель, узнавая критерии и внося в них свой вклад, модифицируя критерии так, чтобы они были еще более ясными.
– Ученикам можно предложить выработать критерии для определенного оценивания. Когда они описывают критерии, определяющие их собственные достижения, то часто увереннее достигают установленных стандартов.
– Ученики, используя рубрики, выполняя различные проверочные задания, развивают мыслительные навыки и уровень критического мышления.

Роль родителей. Рубрики дают возможность родителям:
–Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка.
–Отслеживать прогресс в обучении ребенка.
–Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
–Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы.
–Быть уверенными и спокойными за комфортность пребывания ребенка в классе и школе.

Нужно стремиться к тому, чтобы рубрики, разработанные для родителей, были доступны для восприятия и понимания. А это определенная трудность. Думаю, в приведенной для примера рубрике не всем родителям будет понятно определение «эмоционально окрашенные слова». Но выход всегда есть, особенно сегодня. Благодаря ресурсам сети интернет, заинтересованные в успешном обучении своих детей родители найдут нужную информацию или найдут время для беседы с учителем, чтобы помочь своему ребенку ликвидировать пробелы в знаниях и, возможно, обновить свои знания и даже получить новые. В обновленном содержании образования, я уверена, тандем «учитель – ученик – родитель» должен расширить свои границы в плане индивидуальной работы и взаимодействии.

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Культура: язык и общение»

Проблема в работе над рубриками
- Вызовом (или потенциальным ограничением) в развитии и использовании рубрик является описание ожидаемых достижений и критериев, которые дифференцируют различные уровни достижений. При дифференциации уровней достижений могут быть полезны количественные характеристики. Тщательное описание ожидаемых достижений и определение критериев делает оценивание более легким, информативным и полезным и для учителя, и для учеников.
- Проблема практики и регулярного использования. Никакие оценочные инструменты не будут эффективны, если они не используются на регулярной основе. Рубрики наиболее эффективны, когда учитель и ученики практикуются в работе с ними вновь и вновь. Развитие эффективных рубрик требует постоянного пересмотра, основанного на обратной связи преподавателя и учеников. Наилучшие рубрики создаются в результате длительной совместной работы и большого числа повторений.

В помощь учителю для самостоятельной разработки инструментов оценивания предлагается следующий алгоритм:
1) изучить учебную программу и цели обучения за раздел/сквозную тему;
2) определить те критерии оценивания в соответствии с целями обучения, которые будут проверяться в суммативном оценивании, и соотнести их с уровнями мыслительных навыков;
3) составить одно или несколько заданий, охватывающих содержание целей обучения, проверяемые критерии и соответствующий уровень мыслительных навыков;
4) составить дескрипторы к каждому заданию;
5) составить рубрики (описание уровней в соответствии с критериями оценивания) к суммативному оцениванию за раздел/сквозную тему для предоставления результатов суммативного оценивания обучающимся и их родителям.

Конечно же, всегда нужно помнить и учитывать, что в настоящее время дифференциация обучения прочно вошла в практику работы общеобразовательной школы. Практически нет такого общеобразовательного учреждения, в котором не присутствовали бы те или иные формы дифференциации. В любом классе присутствуют дети с самыми разнообразными особенностями и возможностями. Так, например, среди учащихся всегда найдутся любящие уроки русского языка, безразличные к ним и явно неприязненно относящиеся к этим урокам, учащиеся с хорошими и слабыми способностями по данному предмету. Есть категория учащихся, которые равнодушно относятся к изучению языка, но любят литературу. Дифференцированное обучение помогает сделать образовательный процесс более эффективным, потому что исключается неоправданная и нецелесообразная уравниловка способностей детей. Именно дифференцированный подход при подготовке к планированию уроков и, конечно же, по созданию рубрик и позволяет добиться высоких результатов в обучении и помогает научить ребенка самостоятельно работать.

Второй год (5, 7 классы) и первый год (6, 8 классы) в рамках перехода на обновленное содержание образования испытывают определенные трудности, связанные не только с адаптацией перехода на новую школьную ступень, но и с обновлением оценивания их уровня обученности. Здесь может помочь дифференциация по типу ведущего источника восприятия информации учениками данных классов. Определить этот тип, конечно же, помогут психолог и беседы с первым их учителем. Уверены, исходя из собственного педагогического опыта, что соединение двух видов дифференциаций – учебной и психологической – даст только положительный результат в деле обучения современных школьников. Главное, нужно помнить, по определению М. Барбера, что «в педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников».

Конечно, оценивание – трудный процесс, но без него педагогам трудно перейти к следующему этапу, а детям выйти на новый уровень владения компетенциями. Ведь, по словам Никколо Макиавелли, «Всякая перемена прокладывает путь другим переменам».

Литература

1. Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2018-2019 учебном году: Инструктивно-методическое письмо. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2018.

2. Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ: Учебно-метод. пособие. / Под ред. О.И. Можаевой, А.С. Шилибековой, Д.Б. Зиеденовой. – Астана: АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», 2016.

3. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе. Учебное пособие. – М., 2010.

 

 
 

Теория и практика





 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10