электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Теория и практика

 

   

Архив статей 2019 г.

 

Причины неуспеваемости и организация работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию

№ 7 (188) сентябрь 2019г.

М.Б. КАЛИЖАНОВА, PR, SMM специалист лаборатории посткурсовой поддержки и внедрения инноваций кафедры ППС ПРУ ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Акмолинской области»,
Р.С. ОМАРОВА, учитель русского языка и литературы, Экологической школы-гимназии №13 «Экос», г. Кокшетау



Необходимо понимать, что для формирования и развития мотивации учащихся нужно поставить в такие условия, при которых мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом их прошлого опыта, индивидуальности, внутренних стремлений.


Основная задача мотивации учения – это такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности обучающегося. Формирование учебной мотивации у обучающихся является одной из главных проблем общеобразовательной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции.

Организация учебной деятельности учащихся с низкой мотивацией к учению остается одной из основных методических проблем. Сложная задача стоит перед учителем при наличии в классах учащихся с разным уровнем способностей. Тем не менее, ученики с низкой мотивацией к учебно-познавательной деятельности присутствуют в каждом школьном классе.

Прежде чем приступить к работе с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебной деятельности, необходимо определить те причины, которые привели к снижению интереса к учебе, отсутствию мотивации, нежеланию учиться.

Учитель, получив информацию об истинных причинах неуспеваемости, может дифференцированно оказывать помощь. В большинстве случаев при работе со слабоуспевающими учащимися педагоги используют индивидуальную форму обучения. Однако, эффективной представляется организация групповой работы на разных этапах урока, где слабоуспевающие учащиеся вместе с сильными учениками решают учебные задачи. В этом случае сильные учащиеся являются образцом для подражания. Необходимым условием предупреждения и преодоления неуспеваемости является высокое качество урока. Целесообразно на протяжении всего урока поддерживать у учащихся интерес, прибегая к использованию эффективных педагогических приемов и средств. Следует активно привлекать учащихся к работе на уроке как при проверке выполнения домашнего задания, так и при объяснении и закреплении новой темы.

Для организации успешного обучения необходимо использовать дифференцированный подход к обучающимся в процессе учения. Перед учащимися нужно ставить посильные задачи. Процесс учения не должен быть слишком легким, так как легкость учения не способствует выработке у учащихся привычки работать интенсивно и справляться с трудностями. С другой стороны, если требования, которые предъявляются к обучающимся, являются для них непосильными, то они пытаются искать обходные пути, что приводит к списыванию, использованию шпаргалок на уроках. В ряде случаев учащиеся заучивают непонятный, сложный для них материал, который впоследствии не могут применить на практике. При таких условиях у учащегося пропадает заинтересованность в предмете. Следовательно, слабоуспевающим учащимся необходимо предоставлять посильные для них задания в пределах обязательных результатов обучения. Немаловажным этапом в ходе урока является оценивание учащихся. На уроке необходимо дать комментарий к оценке работы каждого ученика, сравнить его вчерашние достижения с сегодняшними.

В работе с проблемными детьми исходной должна стать следующая позиция: «Ребенок способен познать окружающий предметный мир; ребенок не способен познать окружающий мир теми способами, к которым так умело прибегают его нормально развивающиеся сверстники. Следовательно, если цели воспитания и обучения детей, имеющих разные способности и возможности, являются общими, то пути к достижению этих целей различны».

Таким образом, для достижения успеха в обучении необходимо:
- выявить возможные причины неуспеваемости учащихся;
- организовать контроль над работой слабоуспевающих учащихся;
- обучить детей навыкам самостоятельной работы; создавать ситуацию успеха для учащихся;
- привлекать детей к внеурочной деятельности по предмету;
- осуществлять дифференцированный подход к обучающимся;
- индивидуализировать домашние задания, учитывая возможности и способности учащегося;
- регулярно проводить консультации и дополнительные занятия, чтобы не допустить отставания учащихся.

Необходимо отметить, что применение на уроках игровых методов является эффективным в работе с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, так как в игре наилучшим образом проявляются способности любого человека и в частности ребенка. Игра – организованное занятие, которое требует напряжения как эмоциональных, так и умственных сил. Ведь в игре нужно принять решение – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить подобные вопросы способствует существенному обострению мыслительной деятельности. Игровая деятельность составляет психолого-педагогическую основу игровых методов обучения. Игровые методы обучения раскрывают различные способы мотивации. Мотивы общения побуждают к совместному нахождению решения игровых задач, способствуют межличностному общению, а также укрепляют взаимоотношения между учениками. Моральные мотивы проявляются в том, что в игре учащиеся способны постоять за себя, продемонстрировать свои знания, свое отношение к деятельности. Игра стимулирует ученика к достижению поставленной цели и способствует осознанию пути достижения конечной цели. В ходе игры возникает благоприятный эмоциональный фон, который так необходим для развития познавательного интереса. Применение игровых методов имеет большое значение для психического развития детей разных возрастов. Игра способствует созданию умственного напряжения, без которого активный процесс обучения не представляется возможным. Способность решать игровые задачи приводит к усилению мотивации при изучении того или иного предмета.

В организации работы с неуспевающими важно использовать различные формы проведения урока. К нестандартным формам проведения урока относятся урок-практикум, урок-путешествие, урок- ролевая игра, урок-аукцион, урок-сказка, интегрированный урок и другие. Как показывает практика, на нетрадиционных уроках учащиеся работают с большим удовольствием, демонстрируя активность и любопытство, с радостью приступают к выполнению заданий и выполняют их лучше, чем на обычных уроках. Нестандартные уроки весьма продуктивны, они способствуют повышению качества знаний, развитию познавательного интереса, памяти.

Необходимо также чередовать и формы организации учебной деятельности во время урока. Это фронтальная, групповая и индивидуальная.

Одним из важных условий развития правильного отношения к учебному предмету и к процессу обучения в целом является использование межпредметных связей, так как оно помогает учащимся понять возможность применения полученных знаний в различных областях, а также усиливает практическую направленность обучения. Привлечь внимание учащегося, удивить его – это только начало зарождения интереса, добиться которого не так сложно. Значительно сложнее удержать этот интерес, сделать его долговременным. Интерес к предмету необходимо формировать постепенно, постоянно подкрепляя его разнообразными приемами. Используемые методические приемы следует сопровождать применением эффективных наглядных материалов и современных технических средств. Помимо этого, обязательным является наличие полноценной обратной связи между учащимися и педагогом во время учебного занятия. Каждый педагог выбирает те методические приемы, которые, на его взгляд, будут способствовать мотивации учащихся на усвоение нового материала.

Делая вывод, можно сказать, что важным направлением в работе с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, является выбор таких форм и методов обучения, которые оказывают влияние на эмоциональную сферу обучающихся, учитывают их частные интересы, стремления и потребности, а также содействуют сознательному отношению к учебно-познавательной деятельности.

Список литературы

1. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. – М.: Просвещение. 2004. – 160с.

2. Бударный А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества.– М.: Просвещение, 2005. – 143с.

 

 
 

Теория и практика





 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.coma> yr.no