электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Теория и практика

 

   

Архив статей 2019 г.

 

Эффективность предметно-языкового интегрирования CLIL в условиях полиязычного образования на уроках ЕМЦ

№ 9 (190) ноябрь 2019г.

Н.А. ЖАНУЗАКОВА, ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО, г. Усть-Каменогорск



Освоение новых профессиональных компетентностей, обновление теоретических и практических знаний и необходимость освоения современных методов для успешного решения профессиональных целей – это важнейшие задачи для педагога в сфере повышения квалификации. Время, развившее столь стремительные скорости в наш электронный век, открывает все новые педагогические явления и ставит новые вызовы перед учителями, подвигая их на покорение вершин полиязычия, обновленного содержания образования, критериального обучения, СLIL и т.д.

Популярность и актуальность метода СLIL во всем мире тесно связана с продвижением политики полиязычия. Его называют «одной из мантр Европейского Союза для достижения большего успеха в обучении иностранному языку» (Phillipson & Skutnabb-Kangas, (2011-ebook), кроме того это массовый запрос родителей и работодателей, который поддержан, развивается и осуществляется педагогами (Dalton-Puffer, 2011; Gierlinger in press).

Эффективность предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) в том, что часть учебных предметов преподается на втором/иностранном языке. Язык здесь является средством обучения. Однако это не означает, что на обучение языку на CLIL уроке внимание не обращается вообще. Обучение языку необходимо, когда он важен для понимания определенного специфичеcкого аспекта по предмету. Таким образом, обучение учеников на родном и втором/иностранном языках составляет одно целое. Преподавание происходит на двух языках так, что в учебных ситуациях используется язык, подходящий к ситуации и цели обучения. По методу CLIL второй/иностранный язык может использоваться на всех уроках по всем учебным предметам, кроме родного языка, то есть язык становится не объектом обучения, а его средством.

В интегрированном уроке задача учителя – обучить языку через обучение основному предмету. Развитию всех четырех умений: аудированию, устной речи, чтению и письму должно быть уделено соответствующее внимание и достигнут планируемый прогресс их освоения учащимися.

В интегрированных курсах и программах более активно, чем в рамках традиционных предметных программ, развиваются способности к критическому мышлению и использованию методики научного исследования при решении проблем современной жизни, повышается мотивация обучения.

Когда CLIL-уроки и мероприятия включаются в программу, язык становится центром всего образовательного процесса. Каждый учитель независимо от специализации становится ответственным за развитие второго языка на уроке. Это вызвано тем, что успешное освоение языка зависит от количества, качества и богатства содержания основного материала. И все же не все содержание может быть усвоено. И чем меньше содержания усваивается, соответственно уменьшаются возможности ожидаемых результатов осознанного использования языка. В успешных примерах CLIL каждый учитель отвечает за развитие языка, даже если доля его использования на уроке очень мала.

В условиях деятельностного и коммуникативных подходов, свойственных занятиям по иностранному языку, использование технологий кооперативного обучения, критического мышления, проектной деятельности и целого ряда активных стратегий обеспечивает стойкую мотивацию учащихся и эффективность освоения социокультурных навыков, необходимых в решении профессиональных и жизненных проблем.

Следующие шесть задач, основанных на таксономии педагогических задач Б. Блума (Benjamin Bloom) и более поздней, ненамного отличной, версии Андерсона и Красволла (Anderson & Krathwohl), стоят перед учителем иностранного языка, использующего CLIL.

При планировании развития мыслительных навыков следует учитывать движение от формирования навыков мышления низкого уровня к высокому. Учителю нужно планировать и практиковать типы вопросов, которые развивают оба уровня мышления.

Учителю надо продумать, какие задачи учащиеся будут выполнять во время урока, какие вне урока. Важно планировать ряд задач, которые требуют разных подходов. Менее сложные, включающие перенос числовых данных, например, о времени, которое требуется различным металлам, чтобы реагировать на кислоты, и сравнение результатов тестов, показанных на двух разных графиках. Более сложные задания включают оценку доказательств, например, изменения в горных породах в результате химического выветривания, а также применение предметных знаний для решения проблем в реальной или гипотетической ситуации, например: Почему вода в некоторых районах страны повреждает стиральные машины, и как может быть ущерб уменьшен?

Существует целый ряд разных типов заданий, которые учителя могут использовать в CLIL. Они стимулируют как предметное, так и языковое обучение. Учителю было бы полезно иметь перечень видов заданий и отмечать те, которые он применил в течение четверти или года. Вот некоторые примеры таких заданий для уроков, интегрируемых с предметами ЕНЦ:

Учителю/учителям следует спросить себя и о характере заданий:
- Какие задачи мотивируют учащихся?
- Какие задания требуют взаимодействия?
- Какие задания развивают мыслительные навыки по моему предмету?
-Какие задачи требуют языковой поддержки?

Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития различных интеллектуальных умений учащихся, выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях.

Процесс обучения строится на основе разграничения дисциплин, усиления специализации и одновременно интеграции в процессе изучения общих понятий для создания целостного представления об изучаемых объектах.

Интеграция дисциплин может идти и по линии использования в учебном процессе проектной деятельности, что позволяет рассмотреть изучаемую проблему с различных точек зрения, развить умение применять знания в решении конкретной профессиональной задачи. Практическое использование знаний предполагает интеграцию теоретических знаний в конкретной профессиональной ситуации.

Список литературы:

1. Davies, S. (2003). Content Based Instruction in EFL Contents. The Internet TESOL Journal, vol 9, no 2

2. Hauschild, S., Poltavtchenko, E., Stoller, F.L. Going Green…

3. 2012 No 2|English Teaching Forum Herrell, Adrienne L.. 50 Strategies for the Teaching Language Learners [Text]: DVD inside. / A.L. Herrell, M. Jordan. – 4th ed. – Boston: Pearson, 2012.– 315 p

4. Kat Kinsella.Teaching Other Subjects through English, 2009 P.A.R.K./OUP 6th International Conference

5. Limbach, B., Waugh, W., Developing Higher Level Thinking, Chadron State College, OC09057 / OC09060 – Instructional Pedagogies

6. Mehisto, Peeter. Uncovering CLIL [Text]: content and Language Integrated Learning in Bilingual and Multilingual Education / P. Mehisto, D. Marsh, M.J. Frigols. – Oxford: Macmillan education, 2008. – 238 p.

7. Jacobs, G.M. 1993. Integrating environmental education in second language instruction. Singapore: Southeast Asian Ministers of Education Organization, Regional Language Centre.

8. Peregoy, S.F. Reading, Writing, and Learning in ESL [Text]: A Resource Book for K-12 Teachers / Peregoy S.F., Boyle O.F. – 4-th edition. – Boston: Pearson Education, 2005. – 445 p.

9. Teaching Science through English – a CLIL approach. University of Cambridge ESOL Examinations, 2009

 

 
 

Теория и практика





 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.coma> yr.no