электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Теория и практика

 

 

В текущем номере ...

Теория и практика

 


 

«Основы робототехники» в образовательном процессе

№2 (173) февраль 2018г.

А.Б. ОМАРОВА, Д.М. СЕЙПИЕВ, главные специалисты отдела информационных технологий ФАО НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области»


Данный курс построен по принципу практического выполнения проектов, в нем даются базовые знания и навыки в области робототехники и проектирования инженерных систем. На протяжении курса осуществлялась сборка, конструирование, моделирование и программирование роботов для решения различных задач. Теоретический материал курса привязан к практическим занятиям в классе, где учащимся предлагается работать в группах из двух или трех человек над созданием и тестированием все более сложных роботов. Конструкторы LEGO MINDSTORMS EV3, которые являются передовой учебной платформой, предоставляют возможность получить практический опыт, позволяющий реализовать инженерные, инструкторские, творческие идеи и раскрыть свой потенциал.


Бурное развитие новых технологий, форсированная индустриализация промышленности в Республике Казахстан требуют подготовки последующих поколений высококвалифицированных технических кадров.

В условиях обновления содержания среднего образования все более значительное место в образовательном процессе занимает одно из интереснейших направлений – робототехника. Основой робототехники является практическая и продуктивная направленность знаний, позволяющая создавать условия для самовыражения и успеха учащихся, реализации их творческого потенциала.

На сегодняшний день робототехника активно входит в жизнь школьников, интерес детей к данному виду дополнительного образования усиливается. Обществу необходима личность, способная самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.

В целях повышения квалификации сотрудников Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» организовал курсы «Основы робототехники» в г. Алматы на базе Международного университета информационных технологий (МУИТ). Обучались 80 специалистов из 17 филиалов АО «НЦПК «Өрлеу».

В рамках данного курса изучены основы робототехники, инженерного дизайна и технологий, интегрируя знания и навыки, полученные на предметах естественно-научного профиля: математики, физики, информатики и др.

Прежде всего, учителя интересует интеграция содержания в обучении различным предметам, т.е. существуют ли связи между структурными компонентами содержания образования, позволяющие формировать целостное представление о мире, решающие общие задачи развития и саморазвития ребенка.

Процесс интеграции требует выполнения определенных условий:
– объекты изучения совпадают либо достаточно близки;
– в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;
– они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.

Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:
– внутрипредметная – общность понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
– межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
– транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования, то есть возникновение интеграции не только в урочно-предметной, но и внеурочной деятельности. [1]

Может ли робототехника сейчас в школе интегрироваться в учебные предметы и решать образовательные задачи в полной мере, т.е. без дополнительных часов, отдельного предмета? Анализируя содержание физики, информатики и технологии, можно утверждать о близости объектов изучения этих предметов, о преобладании общих эмпирических методов исследования и общности теоретических концепций, лежащих в основе развития этих предметов на ближайшую перспективу. Остается констатировать, что в настоящее время созданы и нормативные условия для такой интеграции.

Робототехника – это область техники, связанная с разработкой и применением роботов, а также компьютерных систем для управления ими, сенсорной обратной связи и обработки информации.

Наличие предпосылок к интеграционной деятельности позволяет перейти к интеграции внутрипредметной, т.е. рассмотреть возможность встраивания робототехники в содержание различных предметов с общей научной и деятельностной составляющей (технологии, информатики, физики и пр.).

Сегодня робототехнические конструкторы используются для проведения демонстрационных учебных экспериментов по физике, химии, биологии, математике и основам безопасности жизнедеятельности. Все это позволяет познакомить ребенка с законами реального мира и особенностями функционирования восприятия этого мира кибернетическими механизмами.

Согласно документам, регламентирующим содержание информатики как школьного предмета, особое внимание в учебном процессе следует уделять изучению раздела «Компьютерное мышление». Это объясняется образовательным потенциалом данного раздела в формировании интеллектуальных способностей, качеств мышления, способов деятельности, которые необходимы учащимся для успешной учебной деятельности не только в программировании, но и в других предметах. К метапредметным результатам освоения программирования относят:
–формирование алгоритмического стиля мышления;
–умение применять методы программирования к решению задач из других областей знания.

Следует отметить, что программирование является одним из самых сложных разделов информатики. И именно внедрение робототехники в образовательный процесс позволяет заинтересовать учащихся, разнообразить их учебную деятельность, использовать групповые активные методы обучения, решать задачи практической направленности. Программирование реального робота помогает увидеть законы математики не на страницах тетради или учебника, а в окружающем мире. Программирование роботов позволяет без усилий организовать межпредметные связи информатики с математикой и физикой, при специальной подготовке учителя и наличии методических материалов – с кибернетикой, физиологией и психологией. Также важно понимать, что робототехника на разных ступенях образования имеет различные цели. Поэтому рекомендуется, в зависимости от возраста учащихся, использовать конструкторы разных типов, проводить различные мероприятия, изучать разные темы. Сегодня это возможно при организации специальных кружков по робототехнике, факультативов, элективных курсов, а также во внеурочной деятельности.

Для того, чтобы сегодня у ученика формировалась учебная успешность, нужно добиться прежде всего, чтобы школьник осознавал, что учебная деятельность, которой он занят в данный момент в школе, повлечет за собой успех в его дальнейшей деятельности. Есть много образовательных технологий, развивающих критическое мышление и умение решать задачи, однако существует очень мало привлекательных образовательных сред, вдохновляющих следующее поколение к новаторству через науку, технологию, математику. Робототехника в школе представляет учащимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Ученики лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий и мероприятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб.пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК и ФПК. – Ростов н/Д, 1999. 560 с.

2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. http://fgosreestr.ru/

3. Калинин И.А., Самылкина Н.Н. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса. – М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013, 256 с.: ил.

4. Калинин И.А., Самылкина Н.Н. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса. – М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013, 216 с.: цв. вкл.


С чего начинается робототехника в школе

Н.ВАСИЛИАДИ, преподаватель робототехники СОШ № 3, г. Караганда


Образовательная робототехника успешно развивается в Карагандинской области. Только за последний год число школьных лабораторий в регионе увеличилось с 47 до 200. Для нашей школы история знакомства с робототехникой началась в 2015 году. Мы были одними из первопроходцев, когда робототехника еще не стала столь популярной, как сейчас.

Когда директор А.И. Хомин озвучил на совещании, что скоро к нам приедут роботы, реакция учителей напомнила сцены из комедии Гоголя «Ревизор»: «Вот те на! Вот не было заботы, так подай!»

Это, конечно, шутка. А если говорить серьезно, то присутствовало волнение и страх перед неизведанным.

Возникло множество вопросов:
– Какой конструктор приедет к нам?
– Как научить железки двигаться и быть умными?
– Как написать программу для робота и насколько это сложно?
– Как дети усвоят программу?

Со всеми этими вопросами два учителя из школы были направлены на обучение.

Ответы на первые два вопроса были получены практически сразу. Педагоги из Санкт- Петербурга компании RoboED впервые познакомили нас с робототехническим конструктором Lego Mindstorms NXT Educatoin. Именно с этими роботами предстояло работать детям. Знакомые с раннего детства детали конструктора Lego развеяли страх перед неизвестным и внушили доверие. Далее произошло знакомство с электронными механизмами – контролером, моторами, датчиками, которые делали робота живым и умным.

Оставалось разобраться, как собрать из деталей робота и организовать его взаимодействие с окружающей средой.

Учебно-методический комплекс, по которому проходило обучение, основывался на программе преподавателя города Санкт-Петербурга Сергея Александровича Филиппова. Нужно отметить, что данная программа построена очень логично и последовательно. На первых этапах изучается конструирование, механическая передача, удержание равновесия, распределение центра тяжести, синхронизация движения. Показаны способы вычисления пропорционального соотношения скоростей моторов с траекторией движения робота. Далее разбираются задачи на прохождение лабиринта, построение и работы манипуляторов, прохождение инверсной линии. Большое внимание уделено алгоритмам управления от П- и ПД-регулятора для движения по линии до ПИД-регулятора для балансирования робота-сигвея. Кроме этого, рассматриваются темы по кодированию и декодированию информации.

Обучая детей по данной методике, мы интегрируем знания по физике, математике, информатике и конструированию с последующим их практическим применением. От простейших шагов к изучению тем уровня университета. Игровая форма позволяет сделать процесс обучения увлекательным и интересным. Помимо этого, мы последовательно готовим детей к соревнованиям по всем самым популярным категориям, проводимым в странах СНГ.

Познакомиться с данной методикой можно используя учебники как напечатанные, так и электронные. Есть возможность скачать их бесплатно в интернете. Кроме того, есть видео- передачи на сайте youtube. com.

Единственным минусом учебно-методического комплекса С.А. Филиппова является то, что он ориентирован на Lego Mindstorms NXT, а NXT, как известно, вышел из производства. Для Lego Mindstorms EV3 необходима адаптация как под конструкции, так и под среду программирования.

Итак, давайте разберемся, на каком же языке пишутся программы для робота? Как было сказано ранее, работать нам предстояло с конструктором Lego Mindstorms NXT Educatoin. Многофункциональной графической средой программирования, созданной на основе Lab View 7.0, является Robolab 2.9. Данный язык программирования удобен для работы с детьми, которые только начали изучать программирование, так как картинки являются наглядными и интуитивно понятными.

В дальнейшем программировать роботов можно и на текстовом языке. Опытной программист увидит его гораздо более удобным, чем пакеты графического программирования. В качестве текстового языка, если мы говорим о методике С.А. Филиппова, рекомендуется использовать RobotC. Однако данное программное обеспечение является платным, и не все могут себе его позволить. Бесплатным аналогом, работающим под ОС Windows, может стать Basic.

Но пытливые умы решили пойти дальше. Чтобы программировать робота LEGO Mindstorms EV3 на любимом языке программирования (С++, Lua, Node. js, Python и др.), использовать огромное количество продвинутых библиотек и получить доступ к дополнительному подключаемому оборудованию, такому как клавиатура, джойстики, мышки и камеры, необходимо использовать полноценную операционную систему. Здесь на помощь придет ev3dev – операционная система, базирующаяся на Debian Linux. Скачиваем образ системы, записываем на MicroSD, устанавливаем ее в соответствующий разъем «программируемого блока» и включаем блок. На сайте ev3dev. org дана подробная инструкция по началу работы с системой.

Таким образом, мы ответили на первые три вопроса, которые стояли перед нами в самом начале. Остался последний вопрос: как дети усвоят программу?

Этот вопрос оказался самым простым. Дети не просто усваивают программу, они начинают добывать новые знания. Работающего робота хочется усовершенствовать, сделать лучше, чем он был вчера, лучше, чем у одноклассника. Конкурентная среда и соревнования являются двигателем прогресса.


Білім жолы – ізденіс, даму жолы – өзгеріс!

ҚАСЕН Ғ., Химия-биологиялық бағыттағы Назарбаев Зияткерлік мектебінің «Өнер» пәні мұғалімі ИБРАГИМОВ Д.Қ., Педагогикалық шеберлік орталығы филиалының аға менеджері Алматы қаласы.


Мектептің жүрегі мұғалім десек реформалардың сәтті жүзеге асуы мұғалімнің еңбегі мен біліктілігіне байланысты. Бұл жайлы Назарбаев Зияткерлік мектептері Дербес білім беру ұйымы Басқарма төрайымы К. Н. Шамшидинова «Бір сөзбен айтқанда, бүгінгі білім беру жүйесі бойынша оқушы ұстазға тәуелді. Ал, жаңа білім беру стандартына сәйкес, осы олқылықтың орнын толтыруға тырысамыз. Балалар білімді қай жерден іздеу керек екенін, сыни ойлауға, ұжымда жұмыс істеуге үйренеді. Ұстаздар өз кезегінде олардың оқу процесіне деген қызығушылығын арттыруға машық тандырылады » – деп, Астана қаласында ҚР мемлекеттік жалпыға міндетті бастауыш білім беру мәселелері талқыланған отырыста мәлімдеген болатын . Бұл бүгінде жұмыс жасап жатқан, Назарбаев Зияткерлік мектептерінде айқын көрініс тапқан.


 Жалпы адамзат жаратылғалы бері тіршілік үшін күрес ең басты «шартсыз рефлекс» деп айтуға болады. Кім мықты, кім күшті сол ғана өмірден өз керегін алады. Бұл өмірдің заңдылығы адам баласын түрлі әдістер мен түрлі ізденістерге жетеледі десе артық болмас. Алғашқы тас дәуіріндегі қарулардан, бүгінгі замануи технологияларға дейінгі жетістік ізденіс арқылы, білімнің күшімен келген. Қазіргі Қазақстанның әлем елдері ішіндегі алар орны мен жарқын болашағы туралы сөз қозғасақ, айтпай, тоқтамай өтуге болмайтын саланың бірі де бірегейі – білім. Бұрынғы кеңестік жүйеден шыққан мемлекетке білім саласын реформалау – әлемдік білім стандарттарының озық үлгілерін қолданысқа енгізу, жаҺандық білім жүйесіне ену, Болон декларациясына қосылу арқылы еуропада қазақстандық білімнің мойындалуы – өмір қажеттілігі.

Әлеуметтік-экономикалық бәсекеге қабілетті ел болу үшін «Қазақстан-2030» стратегиясының да басты басымдығы білім саласына арналған. Дамыған мемлекеттердің тәжірибесі көрсеткендей, адами капиталға салынған инвестицияның қайтымы жоғары екендігін дәлдеген. Бұл туралы Қазақстан Республикасында білім беруді дамытудың 2011- 2020 жылдарға арналған мемлекеттік бағдарламасының мақсатында: «Экономиканың орнықты дамуы үшін сапалы білімнің қолжетімділігін қамтамасыз ету арқылы адами капиталды дамыту, білімнің бәсекеге қабілеттілігін арттыру» деп көрсетілген. Сондықтан да білім саласы мемлекеттің тікелей және басты қамқорлығында болып келеді. «Мектеп-кеме, білім-теңіз» деп Қасым Аманжолов айтқандай білім саласының іргетасы мектеп екендігі даусыз. Адамзат үшін пайда әкелген жаңалықтар өз уақытында қарсылықпен қабылданып, өмірдің бұрыннан қалыптасқан сана мен дәстүрлі ойлауға сай келмейтіні заңдылық. Сол секілді біздің елдегі білім жүйесіндегі реформалар да жиі сынға ұшырайды. «Оқу инемен құдық қазғандай» деген халық мақалындай жаңа білім жүйесінің сынға ұшырап, түрлі көзқарастардың болуы заңдылық. Дегенмен, сынның сындарлы болып, оқушының функционалды сауаттылығының артуына ықпал ететіндігіне сеніміміз мол. Ата-аналармен, әріптестеріммен әңгіме барысында байқалатын жағдай, көпшілігі балаларының білімін өмірге бейімділігімен, қабілеттері мен дағдыларына қатысты болуын қалайтындығы, өлшейтіндігі. Мұның өзі қоғамда білімге деген көзқарастың өзгере бастағанын көрсетсе керек…

Мектептің жүрегі мұғалім десек реформалардың сәтті жүзеге асуы мұғалімнің еңбегі мен біліктілігіне байланысты. Бұл жайлы Назарбаев Зияткерлік мектептері Дербес білім беру ұйымы Басқарма төрайымы К. Н. Шамшидинова «Бір сөзбен айтқанда, бүгінгі білім беру жүйесі бойынша оқушы ұстазға тәуелді. Ал, жаңа білім беру стандартына сәйкес, осы олқылықтың орнын толтыруға тырысамыз. Балалар білімді қай жерден іздеу керек екенін, сыни ойлауға, ұжымда жұмыс істеуге үйренеді. Ұстаздар өз кезегінде олардың оқу процесіне деген қызығушылығын арттыруға машықтандырылады» – деп, Астана қаласында ҚР мемлекеттік жалпыға міндетті бастауыш білім беру мәселелері талқыланған отырыста мәлімдеген болатын. Бұл бүгінде жұмыс жасап жатқан, Назарбаев Зияткерлік мектептерінде айқын көрініс тапқан.

Қазіргі таңда мұғалімдер, біздер, оқушыларға еркіндік және таңдау бердік, сарамандық жұмысқа баса ден қойдық. Бұл оқушылар үшін «Өнер» пәнін ерекше қызығушылықпен қабылдауына әсер етті. Алдыңа келген оқушы үшін жауапкершілікті сезінуін жетілдіру керек екендігін, оған білім беру мен қандай да дағды қалыптастыру үшін теориялық біліммен қатар әдіс-тәсілдер керектігін, сабақтың эмоционалдық-аффектілік, танымдық, әлеуметтік салаларына баса назар аудару қажеттігін түсіндім. Бұл ойымды Педагогикалық шеберлік орталығында мұғалімдерге арналған «Тиімді оқу мен оқыту» бағдарламасына келгенде жүйелі дамыта түстім. Аталған бағдарламада күтілетін нәтижелер оқушылардың қалай оқу керектігін үйреніп, соның нәтижесінде еркін ойлы, өзіндік пікірі бар, кез-келген нәрсеге сыни көзқараспен қарайтын құзіретті оқушы ретінде қалыптасуын қамтиды. Яғни, бұл жердегі оқушы мен мектеп жетістігін өрістетуші негізгі тұлға – мұғалім (Мұғалімге арналған нұсқаулық, бұдан әрі МАН).

Дәстүрлі білім берудегі оқушы білімі теориялық тұрғыда мықты болғанымен көбіне жаттанды, үстірт түрде болғандықтан, өмірде қолданысқа аз түседі. Барлық материалдар тек емтихан өткенше, не мектепті аяқтағанша ғана қызмет атқаратындықтан, қазіргі білім беру саласына оқушыны тұлға ретінде дамытып, болашақта өміріне қажет болатын дағдыларды бойына сіңіру басты мақсат болып саналды. Орта білім беру жүйесінде әлемде танымал оқыту әдістемелері арасында Хэттидің сындарлы оқыту теориясына негізделген тәсілі кең тараған (МАН). Сындарлылық теориясына негізделген оқытудың мақсаты – оқушының пәнді терең түсініп, алған білімдерін сыныптан тыс жерде, тиімді пайдалана білуін қамтамасыз ету. Бұл үшін Шульман айтқандай «үш көмекші» (МАН) деп атаған қасиеттер мұғалім бойынан табылған жағдайда, оқыту табысқа жетпек. Осы бағдарламадан алған білімдерім бойынша жеті модульді өзімнің сабағымда тиімді қолданатындығыма сенімдімін. Сын тұрғысынан ойлау – Қазақстандағы білім беруді дамыту үшін маңызды болып табылатын қазіргі ең басты педагогикалық түсінік (МАН) болып табылады. Сонымен қатар басты басымдықты Оқу үшін бағалау және оқуды бағалауға беріп отырмын, өйткені сабақтарда оқушыларға тиімді кері байланыс беру өте маңызды. Яғни тиімді кері байланыс беруге дағдыландыру оқушылар үшін ғана емес, мұғалім үшін де жетістіктер мен даму, түсіну, дағды және білім туралы хабар беру болып табылады. Бұл сонымен қатар балаларда диалог арқылы СТО-ды дамытады. Диалогтік оқуды қолдану – балалар мен балалар, балалар мен мұғалімдердің жаңалық ашу мен оқуда өзара қарымқатынас орнатуы (МАН).

Бұл, әрине, Қазақстан Республикасында білім беруді дамытудың 2011-2020 жылдарға арналған мемлекеттік бағдарламасының мақсатында көрсетілгендей «сапалы білімнің қолжетімділігін қамтамасыз ету» жолдары деп қарастырсақ болады.


Развитие функциональной компетентности педагога в рамках курса повышения квалификации

А.К. ОРАЗБАЕВА, филиал АО « НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО, г. Усть- Каменогорск


Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. [3]


Главой государства Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года была поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. Целями этого плана являются формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире. [1]

В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование рассматривается как ведущий фактор социального и экономического прогресса. Важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. [2]

При этом результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих молодым людям эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации. Ключевые компетенции – это требование государства к качеству личности выпускника средней школы в виде результатов образования, заявленных в ГОСО и учебных программах.

Ключевые и предметные компетенции как результаты образования должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и определенными по времени. [3]

Главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда. Конструирование урока с использованием новых информационных технологий, использованием SMART доски и ресурсов интернет требует от учителя высокой степени профессиональной компетенции, а именно информационных, аналитических, прогностических и проективных умений на этапе его подготовки, организационных и мобилизированных умений на этапе педагогической реализации. Но для этого самому учителю надо быть очень компетентным во многих вопросах образования. Поэтому повышение и совершенствование ИКТ-компетентности педагогов является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования. [4]

Программой повышения квалификации педагогических кадров по методам развития функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA в помощь учителям при подготовке учащихся проведены краткосрочные курсы повышения квалификации и разработано методическое пособие. В нем раскрывается структура тестовых заданий международного исследования PISA. Целью программы «Развитие функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA» является развитие профессиональных компетенций учителей по стратегиям активного обучения учащихся и подготовки их к выполнению заданий программы PISA. [5]

Как показывает опыт, эффективное использование стратегии активного обучения формирует и развивает у слушателей навыки применения этих стратегий в своей практической деятельности.

Для формирования у обучающихся компетенций необходимо развивать у них способность к анализу информации, постановке цели и выработке путей ее достижения; умение логически верно и аргументированно строить устную и письменную речь; стремление к саморазвитию.

Приведем пример. Задача по развитию естественнонаучной грамотности.

Задание «ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ»

Если собака долгое время бегает, прыгает, то в результате активной работы мышц в ее теле скапливается большое количество тепла, от которого животному необходимо также избавиться. Для того, чтобы избежать перегрева и не получить тепловой удар, собаки обычно начинают учащенно дышать, высунув язык.

Вопрос 1. Терморегуляция

Как в такой ситуации поступает лошадь? Как она избавляется от избытков тепла, скопившегося в ее теле в результате активной работы мышц во время долгих заездов?
А. Лошадь начинает учащенно дышать.
В. Лошадь избавляется от избытков тепла выделением пота.
С. Лошадь не делает ничего, организм сам знает, как избавиться от лишнего тепла.

ОЦЕНКА ОТВЕТА:

Тип вопроса: с выбором ответа.
Компетенция: научное объяснение явлений.
Содержание: система живых организмов.
Область применения: здоровье.
Контекст: личностный.
Код 1: Ответ В – Лошадь избавляется от избытков тепла выделением пота.
Код 0: Другие ответы.
Код 9: Нет ответа.

Вопрос 2. Терморегуляция

Проанализировав рис. 1, ответьте на вопрос о том, как влияет температура воздуха на температуру органов человека?

ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ:

Тип вопроса: комплексный с выбором ответа.
Компетенция: научное объяснение явлений.
Содержание: система живых организмов.
Область применения: здоровье.
Контекст: личностный.
Код 1: Три верных ответа: Нет, Да, Да в указанном порядке.
Код 0: Другой порядок ответов.
Код 9: Нет ответа.

Вопрос 3. Терморегуляция

Животные, как и человек, могут жить при разнообразных температурных условиях в различных уголках нашей планеты.

Какие способы избавления от избытков тепла у различных представителей царства животных вам известны? Назовите известные вам способы регулирования тепла.

ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ:

Тип вопроса: свободно конструируемый ответ.
Компетенция: научное объяснение явлений.
Содержание: система живых организмов.
Область применения: окружающая среда.
Контекст: глобальный.
Код 2 (1): Указаны способы регулирования тепла у представителей царства животных – большие уши, размеры частей тела, редкая шерсть, толщина подкожной жировой клетчатки, окраска, ночная активность, укрытие в тени и норах, потоотделение, питье холодной воды.
Код 2 (2): Указаны способы регулирования тепла у представителей царства животных – размеры частей тела, редкая шерсть, окраска, укрытие в тени и норах, потоотделение, питье холодной воды.
Код 1 (1): Проанализирована приспособленность только организма человека – потоотделение, прикосновение к холодным предметам, питье холодных напитков, толщина подкожной жировой клетчатки.
Код 1 (2): Проанализирована приспособленность только организма человека – только ответ частичный.
Код 0: Другой ответы.
Код 9: Нет ответа.

Таким образом, проблема развития функциональной грамотности учащихся должна быть реализована в аспекте содержания учебной деятельности и компетентности учителя. Функциональная грамотность позволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний.

Необходима учебная программа, которая позволит подготовить всех учащихся к успешному обучению, акцентирует на применение навыков критического мышления, креативности, общения и взаимодействия.

Использование учебных программ такого уровня открывает широкие возможности для привлечения большого количества обучающихся к исследовательской и проектной деятельности, способствует повышению качество знания по предмету, содействует развитию творческого потенциала самого учителя от его желания и профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен начать делать первые уверенные шаги в новых условиях в более сжатые сроки.

В заключении функционально компетентный учитель – это учитель, обладающий особым педагогическим мышлением и способностями, готовый оказать поддержку учащимся в их самостоятельной познавательной деятельности, умеющий направлять их деятельность для самоанализа, обучать особенным стратегиям активного учения, предоставлять конструктивную обратную связь.

Литература

1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы, – Астана, 2016 год.

2. Введенский В. Моделирование профессиональной компетентности педагога// Педагогика, 2003, №10).

3. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Завуч. Управление современной школой. – № 1. – 2008. – С. 4–24.

4. Кагазбаева А.К. Методика конструирования тестовых заданий по математике в контексте с международными исследованиями PISA: методическое пособие //– Актобе: ред.-изд. отдел филиала АО НЦПК «Өрлеу», 2015. – 120 с.

5. Алпыспаева М.К., Пилипенко С.Б., Оразбаева А.К. Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках естественно-математических дисциплин: Методическое пособие. – Усть-Каменогорск: ИПК ПР по ВКО, 2015. -13с. 15с.


Жаңа бағдарламамен – жаңа көзқарас

БАЙКАДАМОВА А.С., Қазақ тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Қостанай қаласындағы Ғ.Қайырбеков атындағы №9 орта мектебі директорының ғылыми-әдістемелік ісі жөніндегі орынбасары Қостанай қ.


Тілші-әдебиетші болғандықтан 45 минут өзім сөйлеп сабақ бергенге әбден төселіп, мені ғана тыңдау керек деген ой қалыптасқан менде алғашында 7 модуль туралы тыңдағанда сұрақтар пайда болды. Бұларды бұрыннан білемін, пайдаланып жүрмін деген сияқты ойлар да келді. Бірақ әрбір модульді жеке-жеке, саралап қарастырған кезде ойым мүлде өзгерді. Ең бастысы жаңа бағдарлама негізі – сындарлы оқытуды көздейтінін түсіндім.

Мұғалім оқушыларда Чиксентмихай «өзіндік мақсат» деп атайтын және Райан «ішкі уәж» деп атайтын қасиеттердің болуына жағдай жасауы тиіс (1.61) екенін ескеріп тізбектелген сабақтар топтамасының материалын қарап, ол оқушының санасында ұзақ уақыт есте қалатындай етіп жасау керек деген тоқтамға келдім. Білімнің 90% пайызын өзгелерді оқыту арқылы алатынын ескерсек, топпен оқыту тиімді екенін ескеру керек. Себебі, топпен оқыту барысында модульдердің түгелін қамтуға болады. Топтық жұмыс кезінде оқушы өз ойларын ашық айтуды, бір-бірін тыңдауды, бір-бірінің пікірімен санасуды үйренетіндіктен сын тұрғысынан ойлауға балаларды баулу өте қажет. Ең бірінші жоспарлаған сабақтарда енгізетін модуль осы болу керек. Әсіресе, Блум таксономиясы төменнен жоғарыға, яғни менің оқу тәжірибемдегі өзгерістердің бастауы болды. Блум таксономиясының талдау, жинақтау, бағалау кезеңдерінде талантты және дарынды балалармен кеңінен жұмыс істеу жүзеге асады деп ойлаймын. Себебі, пәндік олимпиада мен ғылыми жобаларға оқушы дайындауда көп уақыт кететін. Ал осы модульді үнемі ескеріп талантты, дарынды оқушыларымның жоғары мүмкіндіктерін бағалап, оларға арнайы тапсырма құруды әдетке айналдырсам оларға қосымша кететін уақытты үнемдеп, жұмыс сапасын сақтап қалатыныма көзім жетті. Сонымен қатар АКТ-ны сабақтарымда қолданудың да тиімді жақтары өте көп, әсіресе уақытты үнемдеу, қызығушылықтары артатыны анық.

Ал енді оқу үшін бағалау мен оқуды бағалау модулін сабаққа енгізу өз пәніңді қызықты етіп өткізудің бір тәсілі. Себебі, жоғары сыныпқа келгенде оқушыларға берілетін жүктемелер күрт көбейіп, уақыт жетпей қалатын сияқты, сол уақытта оқушылардың қызығушылықтарын арттырып, оқушылардың қандай бағытта даму керектігін көрсетіп, қажетті деңгейге қалай жету керектігін анықтау үшін, ауық-ауық ынталандыру мақсатында оқу үшін бағалау өте тиімді. Ол үшін кері байланыс кезінде оқушы алынған ақпартқа сай жұмыс жасауы керек. Яғни, бағалауды оқушылардың оқуына ықпал ету мақсатында жұмсау міндетті.

Ол үшін берілген 4 сабаққа тізбектелген орта мерзімді жоспар жасау бірінші кезекте. Бұрын сабақ бергенде өзіме ыңғайлы етіп, мен қалайда мақсатқа жетемін деп жасайтынмын. Ал енді мына жоспарды жазу барысында ең алдымен оқушылардың даму деңгейін, жас ерекшелігін, «Қалай оқу керектігін үйренуін», сыни тұрғыда ойлауын, ескере отырып жаза бастадым. Күндегідей мақсат белгілеп қана қоймай, ол мақсатқа оқушының жеткендігін немен өлшеймін деген сұрақ толғандырды. Содан кейін ғана төмендегі аспектілерге назар аудардым: мен үшін сабақтан күтілетін оқу нәтижесі, оқушыдан күтілетін оқу нәтижесі, сабақтың маңыздылығы, бұрынғы білімді қалай пайдалана алады, өмірмен байланыстыра ала ма, болашақта оған пайдасы бар ма, қызығушылығын арттыру үшін қандай іс-әрекетті қалай қолдануым керек, өздерін бағалай ала ма деп ойландым. Бірақ Сын тұрғысынан ойлау модулін қарап шығып, басқа модульдерді ықпалдастыра отырып, сабақты жоспарласа тиімді шығады деп ойладым. Сондықтан тізбектелген сабақтар топтамасы сын тұрғысынан ойлау модуліне басқа модульдерді кіріктіріп қостым.

7 модуль ықпалдастырылған тізбектелген сабақтар топтамасының орта мерзімді жоспарын жасап алғаным маған өте ыңғайлы болды, себебі алдын-ала мақсатымды, менің және оқушыларымның не істейтінін білдім, сонымен қатар оларды қалай бағалаймын, кері байланыс қалай орнатамын, маған керекті рессурстарды да саралап алғанмын. Тіпті, талантты, дарынды, үлгерімі төмен оқушыларды қалай жұмысқа тартуға болатынын біліп, ескердім.

1-тақырыбым «Аңыз әңгімелерге жалпы шолу» деп аталады. Жалпы мақсат айқын болғанымен, қосымша орташа, және үлгерімі үздік оқушыларға арналған мақсатты да қойдым. Геометриялық фигуралар арқылы сыныпты топқа бөлемін. Сыныпта атмосфералық ахуал орнату мақсатында «Жүректен жүрекке» тренингін өткіземін. Топ ережесін оқушылардың өздеріне құрғызып, флипчартқа жазғызып, іліп қоямын. Өздері құрған ережені өздері сақтайды деп ескертемін. Ұйымдастыру жұмыс біткеннен кейін Блум таксономиясына сүйене отырып сабақты өткіземін. Сын тұрғысынан ойлау модулі негізгі болып табылады. Білу бөлімінде «Егер мен» ойынын өткіземін. Бұнда АКТ көрсетілім сипатын пайдаланам. Фильм көрсетемін, оқушылар басты кейіпкердің орнына өздерін қойып, кейіпкер атынан нені білетіндері туралы айтады. Оқушылар жоғарғы сынып болғандықтан, берілетін сұрақ өмірмен байланысты болады. Түсіну бөлімінде «Суреттер сөйлейді» әдісін пайдаланам. Тақырыпқа қатысты суреттерді оқушылар сөйлетеді. 5-сыныпта өткен білімдері еске түседі. Сабақ бойы оқу үшін бағалау мақсатында пошта ойыны жүріп тұрады. Қолдану бөлімінде «Академиялық дау-дамай» әдісі қолданылады. Оқушылар аңыз тура- лы айтылған ойды түрлі нұсқада қарастырып көреді. Оқушылар берілген тапсырманы өздері талқылап, өз ой-пікірлерімен санаса біледі, топпен жұмыс жасайды. Талдау бөлімінде «Салыстырмалы карта» арқылы өтеді. Топтарға берілген мәтінді талдайды. Бұл жерде дарынды оқушылардың пікірі басым болады, себебі көлемі ұзақ мәтінді үлгерімі төмен оқушылар соңына дейін оқып отырмайды. Негізігі элементтерін талдай алады. Жинақтау бөлімінде АКТ-ны қолданам. «Кім жылдам» эстафетасы арқылы оқушылар сабақ бойы берілген ақпаратты жүйелейді. Бағалау бөлімінде «Жетістік ағашы» ойыны арқылы өткіземін. Әр оқушы «Жетістік ағашындағы» сұраққа жауап беріп, өзін сол сұрақ жазылған бұтаққа белгілейді. (сұрақтар төменнен жоғарыға қарай оңайдан қиынға қарай беріледі.)

Жалпы, сын тұрғысынан ойлау модуліне басқа модульдерді ықпалдастыра қолдануым сабақ үдерісін өзгертуге, менімен оқушылардың тығыз байланысына, сабақты ұйымдастыруда оқушылардың түгел тартылуына тиімді деп ойлаймын.

Жаңа бағдарламамен – жаңа көзқарас, яғни бүгінгі нарық пен технология заманында уақытты үнемдей отырып, сол үнемделген уақытта оқушыға қажеттіні ғана беруіміз керек екеніне көзім жетті.


Совершенствование у учащихся навыков осмысленного подхода к условию задач.
Из опыта проведения LS

В.В. КАН, учитель – эксперт физики НИШ ФМН г. Тараз
С.О. КОТОВ, учитель химии НИШ ФМН г. Тараз


Результаты формативного и суммативного оценивания, а также беседы с учениками НИШ ФМН г. Тараз показали, что 62 % учащихся испытывают проблемы в решении физических задач. Похожим образом ситуация складывалась и на уроках химии – 47 %. Обсуждая данный вопрос с коллегами, а также проведя интервью с учащимися, мы пришли к выводу, что основной проблемой является неумение учащихся осмысливать содержание условия задачи. Исходя из этого был сформулирован вопрос исследования: «Как можно усовершенствовать у учащихся навыки осмысленного подхода к условию задачи?». Была  сформирована группа по проведению LS. В нее вошли учитель-эксперт физики Кан В.В., учитель физики Захарова Э.А. и учитель химии Котов С.О. В качестве консультанта по проведению LS был приглашен старший менеджер ЦПМ г. Тараз Бердибекова Д.К.

За основу проведения Lesson Study была взята методика P. Dudley и L.B. Camden из Кембриджского университета с добавлением элементов методики Makoto Yoshida. Данный выбор объясняется тем, что методика проведения LS по Makoto Yoshida позволяет отследить процесс обучения в целом, но при этом данная методика сложна по реализации. Методика P. Dudley и L.B. Camden, наоборот, довольно проста в использовании, но концентрируется только на отдельных моментах урока, что не совсем удобно при исследовании процесса решения задач в целом. Именно поэтому мы постарались внедрить некоторые подходы проведения LS Makoto Yoshida в предложенную методику P. Dudley и L.B. Camden. Так, например, при проведении исследования мы основывались на подходе учителей Японии (Makoto Yoshida), чтобы результаты LS можно было использовать на других предметах и в других классах, поэтому во время наблюдения и обсуждения мы использовали обобщенную информацию (примерные алгоритмы решения задач, междисциплинарные подходы в решении задач и т.п.). Но при этом была использована схема проведения LS по P. Dudley.

19.04.2016 года был проведен вводный урок по теме: «Решение задач. Линзы», результаты которого подтвердили наши предположения. Так, 6 учащихся из 8 не смогли решить представленную им задачу вследствие неправильного осмысления условия задачи. При этом было замечено, что большинство учащихся владеют теоретическим материалом по теме, но не могут правильно подобрать нужный алгоритм ее решения.

По итогам наблюдения за классом и последующих обсуждений нами был разработан план Lesson Study, включающий в себя планирование, проведение и обсуждение уроков. В качестве исследуемой группы были выбраны учащиеся 9 класса. Наблюдение проводилось за 3 учащимися с различным уровнем навыков в решении задач, выбранных на основе рекомендаций психологической службы школы.

Исследуя работы учащихся, выполненные на вводном уроке, и проведя обсуждение, мы определили, что наиболее эффективным методом в этом случае станет реализация осмысленного подхода в ходе группового обсуждения условия и решения задач. Основным акцентом в этом случае должна была стать ситуация, в которой учащиеся могли обмениваться мнениями и подталкивать друг друга к нахождению правильных путей решения задачи на основе имеющегося условия, но при этом каждый смог бы самостоятельно определять пути собственного развития.

На основе методики P. Dudley и L.B. Camden были разработаны листы наблюдения, включающие в себя материалы к оцениванию прогресса учащихся. В них каждому учащемуся присваивались ожидаемые результаты, которые потом проверялись в ходе наблюдения за уроком.

Совместное обсуждение проводилось в виде очных встреч и скайп конференций.

Всего было спланировано и проведено 4 урока. В конце каждого урока у учащихся было взято интервью.

Обработка результатов велась по имеющимся листам наблюдений, анализу анкет и интервью учащихся, а также путем сравнения прогресса уровня навыков решения задач учащихся до и после проекта.

По результатам работы было выявлено, что учащийся А не имел положительного сдвига в уровне навыков. Так, на уроках этот учащийся постоянно совершал ошибки, торопился и не прислушивался к идеям других учащихся. Связать это можно с тем, что обстановка, в которой проводилось исследование, для этого учащего стала некомфортной, что подтвердилось в итоговом анкетировании. При этом при проверке итоговой контрольной работы выявилось, что уровень навыков учащегося незначительно улучшился по сравнению с аналогичной работой в третьей четверти.

Учащийся B, наоборот, добился успеха. Было выявлено, что по окончании исследования учащийся смог решать те задачи, который не мог до этого. Это подтверждается по результатам итоговой контрольной работы.

При анализе работ учащегося С было выявлено, что его результаты повысились. Так, например, на последнем уроке 30.04.16 из имеющихся 9 пунктов решения задач ожидалось, что он справится с 4, но на практике он показал 5 пунктов. По результатам итоговой контрольной работы выявилось, что уровень навыков учащегося значительно повысился по сравнению с аналогичной работой в третьей четверти.

Вывод.

Групповая работа способствует совершенствованию у учащихся навыков осмысленного подхода к условию задачи на начальных этапах, но при этом на более поздних этапах требуется составление четких алгоритмов работы в группах. Организация подобного рода исследований способствует совершенствованию навыков учащихся, так, например, ученик С в итоговом анкетировании отметил, что «…учеников исследуют и опрашивают их мнение. В дальнейшем эти исследования покажут, что нужно улучшить…».

Но при этом условия его проведения не позволяют учащимся раскрыться в полной мере, так как обстановка, в которой «тебя исследует большое количество людей», сохраняет некоторую нервозность. Это подтверждено результатами итогового анкетирования, где все учащиеся отметили «…нервозность обстановки, когда тебя исследуют…». Поэтому при проведении последующих lesson study следует разрабатывать и внедрять листы само- и взаиморефлексии для того, чтобы учащиеся смогли самостоятельно отслеживать ход собственного прогресса, а вмешательство наблюдателей было минимальным.

Использованная литература:

1. Lesson Study: теория и практика применения, Пит Дадли. – Астана, 2013.

2. Lesson Study Work Book, Pete Dudley 2014 & L.B. Camden.

3. Overview of Lesson Study in Japan, Makoto Yoshida, Global Education Resources.


Применение стратегий критического мышления в формировании функциональной грамотности учащихся на уроках биологии

М.Д. ДИКОНТИЙ, учитель биологии СШ №17, специалист высшего уровня квалификации высшей категории, сертифицированный учитель, тренер «Рефлексия в практике», г. Костанай


На сегодняшний день в школах процесс обучения сводится к формированию у учащихся конкретных знаний, умений, навыков. Однако современный социум требует от образования не знающего человека, а личность, которая будет креативно мыслить и ориентироваться в современном мире, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Критическое мышление дает возможность развивать функциональную грамотность учащихся в процессе учебной деятельности.

Учитель должен в первую очередь заботиться о формировании у ребенка определенного набора компетенций, способности к саморазвитию, которые обеспечат интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

При систематическом использовании приемов и методов КМ в педагогической практике можно получить компетентного ученика, который умеет:
– формировать собственное мнение;
– совершать обдуманный выбор между различными мнениями;
– решать проблемы;
– аргументированно спорить;
– ценить совместную работу, в которой возникает общее решение;
– уметь оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

Предмет «Биология» имеет прекрасные перспективы развития функциональной грамотности, более того, этот предмет представляет огромное поле деятельности: расчеты по формулам в генетике популяций, вывод формулы разнообразия белков, а также помогает учащимся быть адаптированными и самостоятельными гражданами в современном мире – владеть навыками здоровьесбережения и экологической грамотности.

В своей методической системе обучения и формирования у учащихся функциональной грамотности я ориентируюсь на следующие приемы развития критического мышления.

Школьник на стадии «Вызов» работу с информацией определяет для себя через смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем это мне нужно?» Данную работу организую через применение следующих приемов:
Прием «Ассоциация».
Прием «Допиши фразу».
Прием «Покопаемся в памяти».
Прием Мозговой штурм.
Прием кластеры.

На стадии осмысления содержания работа осуществляется через непосредственный контакт с новой информацией (текст, материал параграфа). Этому способствуют следующие приемы:
Прием «Проверка утверждений».
Прием «Чтение с пометками INSERT (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления)».
Прием «Таск» (Тезис — Анализ — Синтез — Ключ).

На стадии «Рефлексия» решаю задачи корректировки и систематизации знаний. На этой стадии учащиеся выдвигают новые идеи и сообщают информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они выразили собственными словами. Это возможно путем таких приемов, как:
Прием «Написание эссе».
Прием «Письмо в будущее».
Прием «Сэндвич».
Прием «Древо познаний».

Задания по развитию функциональной грамотности, применяемые на уроках биологии, я разделяю на 3 уровня:

I уровень – репродуктивный уровень обучаемости (по таксономии обучения Б. Блума это ступени знания, понимания, применения) – позволяет ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму;

II уровень – высокий, прикладной уровень (по таксономии обучения Б. Блума – анализ и синтез) – позволяет активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации;

III уровень – наиболее высокий, творческий уровень (по таксономии – оценка) – позволяет самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение давать оценку явлениям и событиям, проектировать новые способы решений.

Как правило, в срез по определенной теме я включаю пять заданий. Если учащийся справляется с выполнением всех заданий, то можно говорить о его творческом уровне обучаемости и сформированости функциональной грамотности. Если ученик выполнил четыре задания – прикладной уровень обучаемости, если выполняются только первые три задания – ученик демонстрирует репродуктивный уровень обучаемости.

Задания первого репродуктивного уровня:

1. Напишите определения ткани растений так, как вы его запомнили.

2. Найдите один верный ответ: У насекомых с полным превращением:
1) личинка похожа на взрослое насекомое
2) за стадией личинки следует стадия куколки
3) во взрослое насекомое превращается личинка
4) личинка и куколка питаются одинаковой пищей

3. Раскройте смысл усвоенных перечисленных понятий: фотосинтез, митохондрия, прокариотические клетки.

4. Составьте слово из букв описанных ниже терминов:

Первая буква полисахарида, являющегося основным запасным веществом в растениях.
Первая буква предшественницы микроскопа.
Гласная буква в названии белка-катализатора.
Первая буква названия РНК, переносящей аминокислоты.
Буква, занимающая в алфавите такое же место, какое в списке аминокислот занимает глицин. (ответ – клетка).

5. Запишите данные выражения в виде арифметических примеров, решите их:

К числу нуклеотидов, кодирующих одну аминокислоту, прибавьте количество функций ДНК (3+3=6).
Количество разных аминокислот разделите на число разных нуклеотидов (20/5=4).
Запишите полученные результаты в строчку друг за другом и объясните биологический смысл получившегося числа. (64 – количество возможных триплетов ДНК)

6. Приведите примеры, доказывающие, что дегенерация относится к прогрессивным направлениям эволюции.

7. Найдите смысловую ошибку в тематическом тексте (среди четырех характеристик каждого фактора одна неверна, укажите ошибку):
Содержание микробов, клещей и т.д. в воздухе – абиогенный, атмосферный, непериодический, эволюционный.
Морские приливы – абиогенный, гидросферный, непериодический, эволюционный.
Содержание солей тяжелых металлов в почве – антропогенный, литосферный, непериодический, эволюционный.

Задания второго прикладного уровня:

1. Расставьте в правильном порядке события: изменение в последовательности нуклеотидов ДНК, деление мутантной клетки, радиоактивное воздействие на организм, образование клона мутантной клетки, заболевание организма.

2. Обобщите одним понятием следующие слова:
– углекислый газ, хлорофилл, вода, глюкоза (фотосинтез);
– белки, липиды, транспорт, избирательная проницаемость (мембрана);
– двойная спираль, водородные связи, полинуклеотид (ДНК).

3. Классифицируйте по уровням организации живой материи следующие живые системы:
1) стадо северных оленей
2) львиный прайд
3) яблоня
4) возбудитель гриппа
5) подосиновик
6) медуза
7) все обитатели острова в Тихом океане
8) все щуки озера Тихое
9) все живые организмы озера Балхаш
10) возбудитель герпеса
11) огород
12) аквариум
13) все живое на космической станции
14) возбудитель чумы
15) дрожжи.

4. Составьте пять утверждений (верных и неверных) по тексту параграфа и предложите оценить их однокласснику.

Задания третьего творческого уровня:

1. Ответьте на вопрос и докажите свою точку зрения: Какой метод поможет фармацевтическим заводам спрогнозировать план выпуска инсулина на годы вперед?

2. Какой метод позволит предупредить рождение ребенка с наследственным дефектом в конкретной семье.

3. Выдвиньте гипотезу и докажите ее: Если поменять две из 4-х клеток четырехклеточного эмбриона лягушки местами, то эмбрион разовьется в нормальную особь. Если проделать это, когда в эмбрионе уже 64 клетки, то в организме взрослой лягушки будут уродства. О чем говорит этот факт?

Мною разработаны задания, способствующие развитию функциональной грамотности.

Пример.
7 класс
Предмет «Биология».
Тема: Значение насекомых в жизни человека.

Новый обычай стирать одежду и мыть голову, широко распространившийся в 18 веке, резко снизил заболеваемость сыпным тифом. В последующие времена тифом болели главным образом люди, оказавшиеся в условиях, в которых невозможно было поддерживать чистоту (например, солдаты в действующей армии).

Всего во время Гражданской войны в России от ран погибло 92 тыс. человек, а от сыпного тифа 190 тыс. человек.

Задание 1. С каким представителем класса Насекомые связаны описываемые события?
А. постельный клоп;
В. комары;
С. вши.
Ответ: С

Задание 2. Если вошь питалась кровью боль- ного тифом или гепатитом человека, а потом попала на здорового, то она заражает его не в результате кровососания, а выделяя на его тело и белье испражнения, в которых имеются возбудители болезни. Согласны ли вы с этим утверждением?

Ответ: Да. Через поврежденную кожу или при попадании на слизистые оболочки носа, рта, глаз возбудители проникают в организм человека, и болезнь быстро развивается.

Задание 3. Известно, что инфицирование может произойти и при втирании тканей раздавленных зараженных вшей. Назовите пути распространения инфекции.

Ответ: Распространению инфекции способствуют теснота, скученность и миграция больших групп населения, неблагоприятные бытовые и социально-экономические условия.

Задание 4. Соотнесите тексты с рисунками.

1. Из ее яйца вылупляется личинка, внешне похожая на взрослую особь, но значительно более мелкая и не способная к размножению. Личинка питается тем же, чем кормятся взрослые насекомые, – кровью человека – три раза линяет и превращается во взрослое насекомое.

2. Гнида – это образование из яйца и кокона из липкого вещества, обеспечивающего удержание конструкции на волосе.

Ответ: 1 – В, 2 – А

Задание 5. Известно, что сыпной тиф является инфекционным заболевание. Почему? Ответ обоснуйте. Каковы особенности ухода за больным сыпным тифом?

Ответ: сыпной тиф – острая инфекционная болезнь, характеризуется циклическим течением, лихорадкой, поражением нервной и сердечно- сосудистой систем, возможностью сохранения в течение многих лет.

У больных сыпным тифом нередко наблюдаются признаки поражения центральной нервной системы: галлюцинации, возбуждение, помрачение сознания, бред. В таких случаях необходимы особое внимание и контроль за поведением больного, так как он может встать с постели, выбежать из отделения, причинить себе или окружающим увечья. При развитии у больного психоза устанавливается индивидуальный пост.

При сыпном тифе в наибольшей степени поражается сосудистая система, в особенности мелкие сосуды, это создает предрасположенность к развитию пролежней. Поэтому за кожей больного необходимо обеспечить надлежащий уход и особенно тщательно проводить профилактику пролежней.

Необходимо внимательно следить за состоянием мочеиспускания у больных, так как при тяжелом течении заболевания могут быть парез мочевого пузыря и задержка мочи. В таких случаях на область мочевого пузыря кладут грелку с теплой водой, при необходимости производят катетеризацию мочевого пузыря с соблюдением необходимых правил асептики. При задержке стула, что у тяжелобольных отмечается нередко, ставится очистительная клизма.

8 класс
Предмет «Биология»
Тема: «Нервная система»

Существует расхожая поговорка – «Нервные клетки не восстанавливаются». В этой статье утверждается обратное. «Нервные клетки восстанавливаются в любом возрасте. И старость может быть в радость. Нервная ткань восстанавливается в любом возрасте, – заверил известный немецкий нейробиолог, профессор Геттингенского университета Гарольд Хютер на прошедшем недавно в Санкт-Петербурге Всемирном конгрессе психиатров. – В 20 лет процесс идет интенсивно, а в 70 – медленно». Ученый привел в пример наблюдения канадских коллег за монахинями преклонного возраста – 100 и более лет. Магнитно-резонансная томография показала: их мозги в порядке – никаких проявлений старческого слабоумия.

А все дело, по мнению профессора, в образе жизни и мышления этих женщин, которые в буквальном смысле восстанавливают свои мозговые структуры и их проводимость. А происходит подобное чудо благодаря тому, что монахини скромны, имеют устойчивые представления об устройстве мира, активную жизненную позицию и молятся, рассчитывая изменить людей к лучшему. Хютер пояснил, что главный разрушитель нервных клеток – стресс, который еще и подавляет способность мозга к регенерации. А способствует ей гармония с самим собой. И вот что профессор в связи с этим советует: соизмерять мечты с реальностью, уметь организовать свою жизнь, а не плыть, что называется, по течению, понимать смысл жизни – хотя бы собственной, иметь прочные социальные связи – добрые отношения как можно с большим количеством людей – особенно близких. По словам Хютера, ничто так не способствует восстановлению нервных клеток, как проблема, для которой человек нашел решение. А чтобы проблемы не сильно обременяли, профессор рекомендует чему-нибудь учиться. Даже в преклонном возрасте. Чтобы сохранялся вкус к жизни.

Задание 1. «Нервная ткань восстанавливается в любом возрасте», сказал …

A. И.П. Павлов
B. Г. Хютер
C. И.В. Мичурин
D. И.И. Иванов

Ответ: Г. Хютер

Задание 2. Нервная ткань восстанавливается в любом возрасте, – заверил известный немецкий нейробиолог профессор Гарольд Хютер. Согласны ли вы с этим утверждением?

Ответ: Да

Задание 3. Может ли заболеть нервными заболеваниями человек? (Да или нет)

А. Нервная клетка восстановаливается в любом возрасте.
В. Нервные клетки не восстанавливаются.
С. Разрушитель нервных клеток – стресс.

Задание 4. Что профессор советует во избежание стресса, гармоничного развития организма?

Ответ: Соизмерять мечты с реальностью, уметь организовать свою жизнь, а не плыть, что называется, по течению, понимать смысл жизни – иметь прочные социальные связи – добрые отношения как можно с большим количеством людей – особенно близких.

Задание 5. Организм человека – это целостная согласованная система, органы которой выполняют необходимые для всего организма функции. А что же регулирует работу различных органов? Что позволяет нам реагировать на изменение условий окружающей среды, откуда мы знаем, холодно нам или жарко? Обоснуйте ответ.

Задание 6. Дайте практические советы для избавления от стресса.

Однако, используя приемы критического мышления на уроках биологии, я столкнулась с несколькими барьерами, которые приходилось преодолевать.

Барьер взаимодействия. На уроках трудно было организовать совместную работу на равных в классе, потому что лидеры не всегда готовы были к взаимодействию и распределению ролей в группе. Поэтому использовала постепенный метод погружения в совместную работу, например, работа в парах, кратковременная групповая работа. Создание коллаборативной среды способствовало лучшему усвоению информации, активному участию в процессе обучения всех детей.

Психологический барьер, – учащиеся, не привыкшие высказывать свое мнение. Частая смена состава группы, варианты заданий, в которых навыки каждого ученика оказались востребованы, позволили ребятам на последних уроках преодолеть и этот барьер.

Организационный барьер. В 45 минут трудно уложиться. К этому добавился и содержательный барьер. Не все задания учащиеся успевали выполнять на уроке качественно и быстро. Приходилось сокращать количество заданий, на выполнение их группой уходит больше времени, чем индивидуально, т.к. групповая работа предполагает еще и обсуждение всех точек зрения. Кроме того, необходимо, как видно на практике, четко формулировать задание для детей. То, что понятно с первого раза одним, для других требует времени на осмысление самой сути задания.

Таким образом, работая по стратегиям КМ, учащийся реализует свои потребности и возможности, учится решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам своей собственной деятельности, то есть предполагает формирование функциональной грамотности учащегося, являющееся требованием времени.

Список используемых источников

1. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / – СПб: Альянс «Дельта», 2003.

2. Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М.: 2004.

3. Мурюкина Е.В., Челышева И.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование». Учебное пособие для вузов/ Отв. ред. А.В. Федоров. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2007.

4. Интернет-ресурс: http://samzan.ru/16458 http://rus.1september.ru/article. php?ID=200302802


Рефлексия как этап урока в начальной школе, мотивирующий учащихся к деятельности в условиях обновления содержания образования

А.Н. МИГОВА, О.Г. СЕМИЗБАЕВА, учителя начальных классов,
Н.Н. ЛЕОНТЬЕВА, педагог – психолог КГУ СОШ № 9, г. Семей


 Начальное образование нацелено на привитие обучающимся национальных и общечеловеческих ценностей, являющихся общими для всех уровней образования и призванных стать устойчивыми жизненными ориентирами личности обучающегося, мотивирующими его поведение и деятельность.

Одним из важнейших этапов урока, мотивирующих учащихся к деятельности, является рефлексия.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению такого понятия, как «рефлексия». Активно внедряются различные приемы проведения, формы организации данного этапа урока становятся более и более разнообразными.

Наряду с этим всегда актуальным остается вопрос повышения мотивации учащихся. У любого педагога нередко возникает проблема формирования у школьников положительной мотивации учения вообще и к своему предмету в частности. Основные усилия педагога, как правило, направлены на поиск внешних стимулов, непосредственно не связанных с учебным предметом (игра, похвала, занимательность). Между тем известно, что более продуктивной является внутренняя мотивация. Она порождается конкретной предметной деятельностью и непосредственно связана именно с данной учебной дисциплиной и ее содержанием. Но именно она предметна, конкретна, хотя и более сложная для формирования, требует больших усилий и подготовки, а потому часто остается в тени учебной деятельности или вовсе не используется.

Современному педагогу необходимо понимать, что рефлексия является мощнейшим механизмом развития внутренней мотивации. Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Некоторые учителя формально относятся к данному этапу урока, не уделяя должного внимания, но с опытом приходит понимание, что рефлексия хорошо помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось доработать.

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

1. По содержанию: символическая, устная и письменная.
Символическая – когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.).
Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.
Письменная – самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

2. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала – всем классом, потом – в отдельных группах, затем – выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

3. По цели:
Эмоциональная.

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Ниже приведены примеры рефлексии, которые могут быть использованы на уроках в начальной школе.

Упражнение для рефлексии «Дерево цели»

Цель: осознание участниками собственных возможностей, а также динамики процесса изменений.

Упражнение проводится в начале и в конце занятия.

Оснащение и реквизит: Контурное изображение дерева на плакате, маркеры (фломастеры).

Инструкция: «Это Дерево цели. Нарисованное дерево выступает символической шкалой ваших достижений. Корни – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Сейчас напишите свое имя маркером (фломастером) в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале». Процедура повторяется после проведения занятия, при этом ведущий просит участников стрелкой прочертить направление перемещения уровня своих возможностей.

Данное упражнение является своеобразной шкалой роста. Обсуждение символического значения достигнутого носит поддерживающий характер и может выступать предметом обсуждения в тренинге не один раз. Повторное проведение задания способствует тому, чтобы сделать притязания участников более приближенными к реальной жизни.

Упражнение для рефлексии «Сердце»

С помощью цветной бумаги, ножниц, фломастеров и т.д. участники делают сердечки (или иные фигуры) с благодарностями или замечаниями. Уходя, каждый вывешивает свое сердечко на доску. Хорошо, если у ведущего получится сохранить эти сердечки до следующей встречи: их можно оставить на доске или собрать, а потом заново вывесить.

Упражнение для рефлексии «Спасибо за приятное занятие»

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, попрежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Упражнение для рефлексии «Аплодисменты по кругу»

Ведущий начинает:

– Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат совсем тихонечко, а потом становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя на одного из участников и постепенно подходя к нему. Далее уже этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем с ведущим. Третий выбирает четвертого и т.д.

Последнему участнику аплодирует уже вся группа. Причем те, кто не доволен занятием, могут отказаться от аплодисментов.

Список использованной литературы и источников:

1. Государственный общеобязательный стандарт начального образования.

2. Суворова, Н.Г. Интерактивное обучение: новые подходы / Н.Г. Суворова // Учитель (Россия). – 2000. – № 1. – С. 25-27.

3. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения педагогике / С.С. Кашлев. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 176 с.

4. Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры. [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos.

5. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. – Псков, 2004. – 216 с.

 

 

Наши друзья



Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

05050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10