№5 (186) май 2019  
электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан
Журнал выходит с ноября 2001 года   сегодня


 






 






Наши партнеры - библиотека им.С. Бегалина.

 
 
 
 
 
 
 
 
дизайн, разработка и поддержка сайта:
				webmaster@open-school.kz

«Ашық мектеп» республикалық ақпараттық-әдістемелік журналы
«Өрлеу ҰБАО» АҚ «Солтүстік Қазақстан облысы бойынша ПЖ БАИ» филиалы
«Совет немцев Wiedergeburt немістер кеңесі» республика қоғамдық бірлестігі
Солтүстік Қазақстан облысы ҚХА ғылыми-сарапшылық тобы
«Видергебурт» Солтүстік Қазақстан облыстық неміс мәдени орталығы» ҚБ

– барлық мектеп түрлерінің 9-11 сыныптарының оқушыларын,
– мамандығына және кәсіптік дайындық бағытына қатыссыз ҚР колледждері мен жоғары оқу орындарының студенттерін,
– ҚР жоғары оқу орындарының магистранттары мен докторанттарын,
– педагогикалық жұмыскерлерді, ғылыми-зерттеушілік институттардың, мұрағаттардың, мұражайлардың қызметкерлерін, ҚР қоғамдық ұйымдарының өкілдерін.

Г. Бельгердің 85 жылдығына арналған «Үш мәдениет, үш тілдің тоғысындағы жасампаз…»

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ЖОБАЛАР КОНКУРСЫНА ҚАТЫСУҒА

ШАҚЫРАДЫ

АҚПАРАТТЫҚ ХАТ + Ереже


Республиканский информационно-методический журнал «Открытая школа»
Филиал АО «НЦПК Өрлеу» «ИПК ПР по Северо-Казахстанской области»
Республиканское общественное объединение «Совет немцев Wiedergeburt»
Научно-экспертная группа Северо-Казахстанской областной АНК
ОО «Северо-Казахстанский областной немецкий культурный центр «Видергебурт»

ПРИГЛАШАЮТ

– учащихся 9-11 классов всех типов школ,
– студентов колледжей и вузов РК, независимо от специальности и направления профессиональной подготовки,
– магистрантов и докторантов вузов РК,
– педагогических работников, сотрудников научно-исследовательских институтов, архивов, музеев, представителей общественных организаций РК.

К УЧАСТИЮ В РЕСПУБЛИКАНСКОМ КОНКУРСЕ ПРОЕКТОВ

«Творец на перекрестке трех культур, трех языков…», посвященном 85-летию Г. Бельгера

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО + Положение


«Моя шахматная история»


Материал подготовили редактор журнала «Открытая школа» Л.А. Попова,
старший преподаватель факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби, Л.П. Нода,


13 июня состоялась церемония награждения победителей Международного конкурса эссе «Моя шахматная история», приуроченного к 10-летию шахматного клуба «Шах-мат» под руководством Алексея Вершинина. Несмотря на диагноз – внутримышечная миатрофия, из-за которого Алексей полностью обездвижен, он успешно тренирует юных шахматистов, среди которых – победители турниров разного уровня и КМС среди детей.

После личного знакомства с Алексеем мы захотели внести свой вклад в празднование юбилея его шахматной школы. Решили, что мы можем организовать конкурс эссе на шахматную тему. Этим мы привлекаем внимание к школе Алексея, и в Год молодежи «подогреваем» интерес молодежи к шахматам.

Организаторы

Организаторами конкурса выступили Общественный образовательный фонд «Открытая школа», факультет журналистики КазНУ им. аль-Фараби. Нашу идею поддержала исполнительный директор Казахстанской шахматной федерации (КШФ) Ирина Федоровна Грищенко. КШФ вошла в состав организаторов и предоставила призы победителям.

Свой вклад в конкурс внесло Консульство РФ. По нашей просьбе Представительство Россотрудничества в Алматы предоставило книги для награждения победителей. А также стараниями Россотрудничества мы получили необычный приз для одного из победителей. Это футболка с автографом Анатолия Карпова. Этот приз жюри присудило Жансае Беляловой из села Исы Байзакова Иртышского района Павлодарской области.

Итоги конкурса

На конкурс поступило 57 работ из Алматы, Нур-Султана, Семея, Костаная, Павлодара и Павлодарской области, три эссе студентов филологического факультета ГСГУ и один рисунок и из города Коломна Российской Федерации. Рисунок Ирины Капыриной стал подложкой наших дипломов и благодарственных писем.

В шорт лист вошло 37 эссе, и уже из них жюри в составе известного в Казахстане детского библиотекаря Софии Кумаровны Раевой, пресс-секретаря КШФ Игоря Бушмелёва, писательницы Лили Калаус, старшего преподавателя факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби Ларисы Павловны Нода и редактора журнала «Открытая школа» Ларисы Алексеевны Поповой определило победителей по трем возрастным группам и 4-м номинациям.

«Шахматисты» и «писатели»

Жюри вело жаркие споры, было сложно отдать кому-либо предпочтение, а потому жюри выделило две категории – «шахматисты» и «писатели». «Шахматисты» – это те, кто занимаются в шахматных кружках и пишут об этом, а «писатели» в шахматы не играют, но, оттачивая свои способности к литературному творчеству, написали о моментах своей жизни, связанных с этой игрой. И чаще всего авторы с благодарностью вспоминали то, как отец или дед учили их игре в шахматы, о замечательных семейных вечерах, проведенных за шахматной доской.

Награждение

На церемонии награждения присутствовали не только победители, но и их руководители и родители. Поздравить победителей конкурса приехал Алексей Вершинин. Он рассказал свою реальную «шахматную историю».

– Шахматы – это моя жизнь, – отметил Алексей. – Если бы не шахматы, меня бы, наверное, уже не было. Я много сил и времени отдал изучению этой игры, методики ее преподавания детям. Многие не понимали, зачем мне это нужно. Сейчас, благодаря шахматам, я неплохо зарабатываю и строю планы на будущее.

Пресс-секретарь Казахстанской шахматной федерации Игорь Бушмелёв вручил Алексею Вершинину сертификат о присвоении ему звания «Национальный арбитр».

Церемония награждения состоялась в стенах Международного шахматного клуба «Дебют». В этом клубе в турнирах принимали участие практически все ведущие шахматисты Казахстана, том числе Жансая Абдумалик и Бибисара Асаубаева. Ежегодно ко дню Победы в клубе проходят турниры шахматистов-фронтовиков. Постоянный участник этих турниров кавалер ордена Александра Невского, участник боев за Берлин, поэт Леонид Васильевич Скалковский говорит, что благодаря шахматам, которые развивают среди других положительных качеств быстроту мышления, он остался жив.

Поздравляя победителей, директор клуба Олег Иванович Дзюбан сказал, что клуб работает и в летнее время как для детей (днем), так и для взрослых (вечером) и пригласил всех желающих приходить в клуб.

Театр «Эйдос» о шахматах

После награждения победителей студенческий театр «Эйдос» факультета журналистики Казахского национального университета имени аль-Фараби сыграл сценку, написанную по «Шахматной новелле» Стефана Цвейга, ребята прочитали стихотворения о шахматах.

А затем, приступив к выполнению своих профессиональных обязанностей, студенты факультета журналистики КазНУ – Денис Брагин, Мария Матрунина, Диляра Яхьярова, Снежана Толкачева – взяли интервью у участников встречи.

Эти интервью и некоторые работы победителей читайте в августовском номере журнала «Открытая школа».





Наши друзья






 

Добро пожаловать в «Открытую школу».

Здравствуйте, уважаемый читатель!

Что вас сегодня беспокоит? Аттестация, качество образования, ЕНТ, низкая зарплата педагогов, взаимоотношения взрослых и детей? Наверняка эти и еще многие другие проблемы.

В поисках ответов вы зашли на наш сайт, и это правильно!

«Открытая школа» - казахстанский республиканский информационно-методический журнал. Первый номер журнала вышел в ноябре 2001 г. С 2002 года журнал издается на казахском и русском языках. В нем находят отражение все стороны школьной жизни - образовательная политика, учебный процесс, новые предметы, образовательные технологии, работа с одаренными детьми, работа методической и психологической службы, педагогический менеджмент, медиаобразование, использование ИКТ, коррекционная педагогика, инклюзивное образование, духовно-нравственное, экологическое, семейное воспитание, взаимоотношение семьи и школы, педагогическая культура родителей, работа школьной библиотеки, здоровье учителей и учащихся, взаимодействие с педагогической наукой и социумом и многие другие.
Мы тесно сотрудничаем с НАО им. Ы. Алтынсарина, РИПК СО, областными ИПК всех регионов Казахстана. Нашими авторами являются руководители системы образования, ученые-педагоги, педагоги-практики, общественные деятели, родители.
Кроме того, журнал сам осуществляет различные педагогические проекты и исследования, результаты которых находят отражение на страницах журнала в эксклюзивных публикациях.

 

Почему «Открытая школа»?

Школа - открытая система  
Школа не должна «вариться в собственном соку». Любая закрытая система обречена на застой и умирание. Мы убеждены, что взгляд на проблемы образования изнутри, только с позиции ведомства не дает целостного представления. Точно также, как и взгляд извне, то есть с точки зрения общества. Для полноты картины их необходимо совместить. Нужно суметь посмотреть на проблемы образования глазами работодателя, родителя, ученика и других заинтересованных лиц. Найти точки соприкосновения. Мы работаем на сложение сил, используя принцип синергии, когда 1+1 в сумме больше, чем 2.
Миссия журнала - способствовать диалогу школы и социума.
Цель – создать информационное поле для диалога.
Задачи:
1. Организовывать обмен мнениями на страницах журнала по животрепещущим проблемам образования.
2. Найти и осветить интересный и плодотворный опыт педагогов и родителей.
3. Быть связующим звеном для единомышленников.
4. Стать инструментом самообразования для педагогов и родителей.
5. Повышать престиж профессии учителя.

Л.А. Попова, редактор журнала


К «Открытой школе» - с открытой душой!

Автор названия журнала изначально обозначил истинную суть педагогического помощника – «Открытая школа». Принцип открытости отражается во всем:

  • открытая информация об инновациях, конференциях,

  • открытая трибуна для представления опыта педагогов,

  • открытая площадка для обсуждения профессиональных проблем, дискуссий,

  • открытый учебник для молодых педагогов…

Наш журнал (именно НАШ) расширяет границы инновационного настроя каждого педагога, чему способствует представляемый материал читателей – коллег. Его ценность в умении высветить ключевые проблемы образования, представить возможные варианты их решения.

Т. И. Набатникова,
заместитель директора ИПКиПРО Костанайской области


«Открытая школа» открыта всем

Извините, что начинаю с тавтологии, но она отражает суть журнала. Отрадно, что вы поддерживаете реальную связь с читателями и авторами, создаете условия для достижения успеха и самовыражения. Ваш журнал – образец отечественной педагогической культуры, не отказывающийся от славного прошлого и не пропускающий ничего значимого, полезного, позитивного из настоящего, а также прозревающий будущее. На страницах вашего журнала мы находим баланс между четкой дисциплиной жизни и творческой свободой, необходимой как для учебного процесса, так и для воспитания самостоятельности и ответственности. Спасибо за поддержку, которую вы оказываете нам, учителям, за возможность публичного обмена опытом. За тот максимум полезной и нужной информации, которой вы нас обеспечиваете.

О. Истаупова,
учитель Джалтырской СШ №2 Астраханского района Акмолинской области,
Отличник образования РК

 

Кто читает «Открытую школу»?

«Открытая школа» - журнал для всей школы!

Опрос постоянных подписчиков показал, что наибольшим спросом у директоров школы пользуются рубрики «Актуальная проблема», «Азбука потребителя», «Идет эксперимент», «Международный опыт», «Презентация школы», «Свободный микрофон», «Наше здоровье». Завучи и методисты предпочитают рубрики «Актуальная проблема», «Внимание, опыт», «Читальный зал: деловое досье», «Идет эксперимент». Классные руководители любят «Родительские страницы», «Читальный зал: деловое досье», «Внеклассная работа», «Дорожная азбука», «Наше здоровье». Учителя-предметники – «Внимание, опыт», «Открытый урок». Школьные библиотекари – «Читальный зал: деловое досье», преподаватели «Самопознания» - «Самопознание», психологи - «Психолог в школе», профсоюзные лидеры – «Слово о коллеге», «Поздравления», «Лучшее-школе», родители - «Родительские страницы», «Читальный зал: деловое досье», «Международный опыт».


Источник, которому доверяю

Я давно знакома с вашим журналом, горжусь, что являюсь одной из самых первых читательниц "Открытой школы". С удовольствием наблюдаю, как год от года растет профессионализм подачи материалов, глубина разработки тем. Всегда с интересом слежу за вашими проектами. Спасибо Вам огромное за возможность общения через Ваш журнал с талантливыми, интеллигентными и добрыми людьми, которые работают в сфере образования! Читая их статьи, понимаешь, насколько точен слоган журнала: "Образование не имеет точки насыщения»
Я работаю в частной школе, но не как педагог-предметник, а, скорее, как психолог-организатор. И мне лично, конечно, хотелось бы читать больше о психологии детей школьного возраста, особенностях подросткового периода и о том, как с ними взаимодействовать взрослому во внеурочное время, не будучи ни учителем, ни родителем. Так много хочется у вас спросить и узнать!!! Хотя ведь много есть и других источников. Видимо, дело в том, что за 10 лет я привыкла вам доверять, дорогие мои. И - уверена! - со временем я обязательно найду серьезные и компетентные ответы на все свои вопросы.

С. А. Соболева,
воспитатель школы-пансионата, г. Обнинск (Россия)


Что привлекает читателей в журнале «Открытая школа»?


В апреле-июне 2010 года мы провели в Алматы телефонный опрос, чтобы узнать мнение о журнале тех, кто нас выписывает, и кто не выписывает. Оказалось, что подписчики хорошо отзываются о журнале, а кто не выписывает, те его просто не знают.
Среди достоинств журнала директора алматинских школ отметили следующее:

  • приятно взять в руки;

  • несет положительный заряд;

  • интересный материал;

  • полезный журнал. Разработки уроков, материалы для родителей;

  • своевременный.

Многие говорили: «Это мой настольный журнал». Такие отзывы не могут не порадовать. Мы действительно стараемся сделать интересный и полезный журнал, не просто идти в ногу со временем, но и работать с некоторым опережением. Например, об образовании, ориентированном на результат, мы начали писать еще в 2003, о необходимости профориентационной работы - в 2002, первый сборник по проблемам профильного обучения у нас вышел в 2006 г.
Особенно приятно, что читатели отметили положительный заряд, который они получают от контакта с журналом. Это очень важно. Любой творческой профессии и учительской, в первую очередь, требуется вдохновение. Вдохновение - это стимул к профессиональному росту, к поиску новой информации, оно придает нам силы для решения задач, казалось бы, неподъемных. Без вдохновения не возможно затронуть сердце ученика. В индийской классической музыке известен такой факт, что если поместить ситар (музыкальный инструмент) в пустой комнате в углу, а напротив искусный музыкант-ситарист начнет играть, то другой ситар будет вибрировать с такой же частотой, как и первый, повторяя мелодию. Но это происходит только в том случае, если музыкант высокого класса играет с вдохновением.


В чем реальная польза журнала «Открытая школа?


Администрации школы журнал дает возможность

  • провести педсовет на любую тему (ЕНТ, 12-летнее образование, организация предпрофильной подготовки и профильного обучения, профессиональные компетенции учителя и т.д.);

  • провести методический семинар по любому предмету;

  • подготовить педагогов и школу к аттестации;

  • провести эффективные родительские собрания;

  • руководить исследовательской работой педагогов;

  • организовать процесс самообразования всех педагогов независимо от стажа и предмета;

  • запустить работу «Школы молодого педагога»;

  • поддерживать работоспособность коллектива на высоком уровне и т.п.

Педагоги

  • приобретают информационную фору в решении сложных вопросов осуществления реформы образования,

  • находят дополнительные инструменты, облегчающие их труд,

  • пополняют свою «методическую копилку»,

  • попадают в сообщество интересных друг другу людей,

  • черпаю вдохновение,

  • получают льготы при размещении своей статьи и др.

Родителям журнал помогает

  • вести продуктивный диалог с учителем и школой;

  • выстроить канал доверия со своими детьми;

  • выйти из изоляции («У всех дети как дети, а у меня… Я плохая мать!») и получить поддержку от других родителей;

  • обменяться опытом по принципу «равный-равному» и др.


Мы не учим, мы делимся опытом

Журнал дает своим читателям универсальный ключ к решению многих проблем - эффективность.
Позвольте пояснить.
Эффективность – это умение достигать большего с меньшими затратами сил и времени, это вкус успеха, это радость и полнота жизни. Эффективность позволяет нам не сойти с дистанции, не упасть на финише, избежать разочарований: «Я все отдала школе, но никто этого не ценит. Теперь я - «выжатый лимон» и никому не нужна».


Что нужно, чтобы работать эффективно?

Ничего нового – рычаг плюс точка опоры. И тогда вы можете перевернуть земной шар.
Точка опоры – это уверенность в том, что вы принадлежите к самой лучшей в мире профессии. Ведь успех приходит к тому, кто делает то, что любит. Нет другого пути к успеху.
Рычаг – это опыт ваших коллег. Народная мудрость гласит, что опыт – едва ли ни самый дешевый товар, если покупать его из вторых рук.
И то, и другое вы найдете в журнале «Открытая школа»!
Нужно только оформить подписку.
Вы можете возразить, что это лишние хлопоты и траты. Но в награду вы получите реальную отдачу в виде профессионального и карьерного роста, добрых взаимоотношений с детьми при меньших затратах сил и времени.


Как можно опубликовать статью в журнале «Открытая школа»?

В журнале «Открытая школа» существует очередность публикаций. В первую очередь публикуются материалы авторов, подписавшихся лично на наш журнал. И даже для них сегодня ближайший выпуск - через 3-4 месяца после того, как статья пришла в редакцию.
Все остальные статьи могут быть опубликованы, когда будет в журнале место.
Обычная практика такова: автор присылает материал на рассмотрение на нашу электронную почту(o.shkola7@mail.ru), указав непосредственно в статье фамилию, имя, отчество, место работы, город. Если материал нам подходит, мы даем знать об этом автору, он оформляет полугодовую подписку на журнал и присылает по электронной почте копию квитанции, мы ставим статью в план публикаций.

С уважением, редактор Л. Попова


Где можно подписаться на «Открытую школу»?

В любом отделении АО «Казпочта» и ТОО Агентство «Евразия-пресс», а также:
Алматы
ТОО «Дауыс», Утеген батыра, 276а,
тел. 8(727) 277-04-83
ТОО «Эврика-пресс», ул. Кожамкулова, 124, оф.47,
тел 8(727) 233-76-19
Астана
Филиал ТОО «Эврика-пресс», ул. Богенбай батыра, д.8а, кв. 21,
тел.(717) 232-04-66
Тараз
Филиал ТОО «Эврика-пресс»,
тел. 8 (726) 257-00-98
Костанай
ТОО «Экспресс-Пресса», ул. Аль-Фараби, 119, оф.215,
тел. 8(714) 253-62-66
Петропавловск
ТОО «Норд Пресс», ул. Жумабаева, 98,
тел. 8(715) 236-57-36, 246-98-72
Шымкент
ТОО «Пресса Юг», ул. Алимкулова, 22,
тел 8(725) 253-06-66
Ленгер
ТОО «Толебийский центр», ул. Казыбек би, 53-2,
тел. 8 (725-4) 76-22-24
Село Аксукент
ИП «Курманбаева К.С.», ул. Амангельды, 11,
тел. (725) 31-22-720, 31-21-644, 31-20-520

 

 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10