Школа нового типа, образцово налаженная, с разумной дисциплиной, должна привлекать учащихся, приучать их к культуре, к труду и умственной работе, всемерно повышать их интерес к знаниям и овладению русским языком.
И. Алтынсарин [1, с 73]
Основной задачей школы Алтынсарин считал сообщение учащимся реальных знаний; добивался, чтобы эти знания учащиеся приобретали наглядно, с опытным изучением различных физических и химических явлений, для чего выписывал для школ приборы и пособия по географии, физике, химии, естествознанию. Преподавание в школе естественно-научных предметов он считал весьма ценным для популяризации естественно-научных знаний о явлениях природы и борьбы с предрассудками. Заслугой Алтынсарина является также организация в Казахстане первой женской ремесленной школы для девочек-казашек [1, с. 94].
Задача школы, в понимании Алтынсарина, весьма многогранна и настолько широка, что, порою, в его указаниях учителям стираются обычные границы школьно-учебного процесса и внеклассной работы.
В своем стремлении давать «побольше и пошире знаний детям» он выходил далеко за пределы программы начальных народных училищ [2, с. 255].
В педагогике Алтынсарина особое внимание уделено специфике различных компонентов обучения и воспитания – нравственного, физического и трудового [3, с. 7].
Современное профессиональное образование, действительно, достойное продолжение идей И. лтынсарина. Приоритетами образовательного процесса современной школы являются формирование социально-прогрессивного типа личности, выражающееся в стремлении к самореализации себя как члена социума, социально-профессиональное самоопределение учащихся, ориентация их на непрерывное образование, со знанием казахского, русского и английского языков.
Современная школа любого типа ставит такие очередные задачи для системы общего среднего образования:
- Осуществить переход на индивидуализированное обучение, вариативное образование, образование по выбору, на основе индивидуально-ценностного подхода;
- Создать условия, необходимые для реализации профильного об- учения, в соответствии с потребностями, интересами и намерениями старшеклассников в отношении продолжения образования и способствующего личностному и жизненному самоопределению учащихся;
- Обеспечить преодоление духовного кризиса у подрастающего поколения, воспитание у молодежи гражданственности и любви к Родине, нравственности на основе общечеловеческих ценностей и безопасного правосознания, готовности к ответственному и компетентному выбору в условиях демократического становления общества и государства;
- Сохранение здоровья обучающихся, привитие им навыков здорового образа жизни, потребности в занятиях физической культурой и спортом;
-- Осуществить переход на программно-целевую модель управления.
Согласно Концепции 12-летнего среднего общего образования в республике, предусматривающего 3-х-ступенчатый уровень образования, и регионального плана мероприятий по переходу к 12-летнему обучению будут открыты новые типы школ с многопрофильными направлениями.
Образовательная политика профильных школ ориентирована на индивидуализацию и дифференциацию обучения, социализацию обучающихся в соответствии с потребностями, интересами и намерениями старшеклассников в отношении продолжения образования, способствующего личностному и жизненному самоопределению учащихся, как отмечено в Концепции 12-летнего обучения.
Цель школы такого типа: оказание помощи субъектам образовательных услуг по выбранным ими направлениям профильного образования, формирование компетенций для социального самоопределения, самообразования, способствующих адаптации в изменяющейся окружающей среде, создание условий для осознанного выбора профессии.
Профильное обучение – завершающий этап полного среднего образования, реализующий принципы дифференциации и индивидуализации обучения, ориентированный на создание условий для образования старшеклассников в соответствии с их потребностями, интересами, отвечающий намерениям продолжить образование и способствующий личностному и жизненному самоопределению учащихся. Предлагаемая «Схема-модель профильного обучения» включает предпрофильную подготовку 9-10 классов, которая состоит из профдиагностики, профориентации, профотбора.
Предпрофильная подготовка ориентирует учащихся на осознанный выбор направления и профиля образования в школе третьей ступени. Она осуществляется в виде различных комбинаций курсов ориентационного, предметного и межпредметного содержания и мероприятий, готовящих учащихся к выбору профиля обучения за счет вариативного компонента и других внутренних ресурсов школы. [4, с 6].
«Я призывал, – писал Алтынсарин, – дать казахам такое образование в реальном училище, … классических гимназиях… продолжить образование в сельскохозяйственной академии, а за сим (они) могли стать полными руководителями. Учителями народа по части наук и искусств» [1, с 6].
В организации учебного процесса Алтынсарин правильно понимал:
- Первостепенную роль учителя («Для народных школ учителя составляют все, с ними не могут сравниться ни благороднейшие распоряжения, ни тщательный инспекторский надзор»);
- Решающее значение учебно-материальной базы;
-- Необходимость тщательной проверки учебников, годных для использования в казахской школе.
Он считал обязательным использование учителями методической литературы и педагогических журналов «для экономического развития казахского народа, в видах упрочения и придания им (т.е. школам) еще большей нежели теперь основательности»; Алтынсарин признает необходимым повысить уровень даваемых школой знаний. «Надо давать хорошее образование, учить как попало нельзя». «Учебная книга должна быть проникнута духом науки» [1, с 58].
В целях живого общения казахских детей с русскими и для лучшего овладения языком практиковал прием в школу русских детей, что сегодня очень актуально [1, с 6].
Особенность учебных профильных планов в современной школе состоит в том, что, с одной стороны, план отражает нормативный уровень многоуровневой системы содержания образования, который строится в соответствии с определенными теоретическими представлениями о самом содержании образования. С другой стороны, в нем как бы в «свернутом» виде заключена индивидуальная образовательная про- грамма ученика, которая «развертывается» в процессе личностно-ориентированного обучения, направленного на усвоение знаний, формирование способов деятельности, опыта творчества, эмоционально-ценностного отношения к действительности и к самому себе.
Содержание образования в профильных школах строится в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ученика, это требует целенаправленной подготовки учителей для работы в условиях многопрофильности школы, сотрудничества с вузами, чтобы использовать их образовательные возможности.
Одной из актуальных проблем в этих условиях является проблема конструирования учебного плана школы, концентрированно выражающего стратегию, идеологию, многопрофильность и вариативность образования, т.е. характер и со- держание учебного плана должны давать четкое представление о специфике образовательного процесса [5, с. 72].
В педагогической работе, по мнению Алтынсарина, все дело – в уменье учителя найти наилучшие приемы обучения и в правильном общении с детьми [1, с. 74].
Подготовка учителя во все времена являлась и будет относиться к числу тех проблем, которые актуальны. меняются социально-экономические задачи общества, возникают новые требования к подготовке подрастающего поколения, и, естественно, это отражается во взглядах и системе профильной подготовки педагогических кадров.
В современной школе учителю важно располагать профессиональными качествами, отвечающими особенностям целей его деятельности, как и тем, что учителю необходимо усвоить и иной взгляд на ученика. Из объекта воздействия ученик должен стать в современной школе субъектом деятельности.
Современный учитель работает с новым поколением учащихся. в педагогике появился термин «новые дети».
««Новые дети» – во многом тайный, скрытый для нас феномен. Современные дети – это люди, у которых в подкорке нет «совкового страха», которые более рационально относятся к своему будущему. Новое поколение учащихся требует обновления содержания и методики учебно-воспитательного процесса в школе, разработки и внедрения нетрадиционных инновационных подходов в отечественном педагогическом образовании (таблица № 1).
Как видно из модели, компетентностный подход объективно расширяет наши возможности в познании и определении путей развития образования, адекватного быстро меняющемуся и взаимозависимому внешнему миру.
Дополнительное образование выполняет адаптивную функцию, оно реализует цели образовательного процесса.
Таким образом, одной из главных задач профильной школы, как в прочем и всей казахстанской системы образования, как указывается в Концепции 12-летнего обучения, является формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к максимальной самореализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
«Долг каждого из нас – принести посильную лепту на пользу своей Родине». И. Алтынсарин
Литература
11. Ситдыков А.С. Педагогические идеи и просветительная деятельность И. Алтынсарина. – Алма-Ата: Издательство «Мектеп», 1968
2. Ильминский Н. Воспоминание об Алтынсарине. – Казань, 1891.
3. Бекмаханов Е. Предисловие к первому изданию книги А. Ситдыкова «Педагогические идеи и просветительная деятельность И. Алтынсарина». – Алма-Ата: Учпедгиз КазССР, 1949.
4. Сахарабаева М. Образовательная политика // Республиканский научно-методический, информационно-аналитический журнал «12-летнее образование», № 5, 2005.
5. Кайкенова Ж.К. Современная профильная школа: какая она? Методические Рекомендации. – Астана, 2008.
6. Рахимжанов К.А., Курман Н.Ж. Казахская литература в годы Независимости, проблемы обучения// Республиканский научно-методический, информационно-аналитический журнал «12-летнее образование», № 6, 2005.
|