От редакции: С Ириной Владимировной Ушаковой я познакомилась через интернет, когда искала материал о Сергее Александровиче Рачинском. Ирина Владимировна – составитель сборника статей и писем педагога- просветителя С.А. Рачинского «Из доброго сокровища сердца своего...» (2013) и книги публицистических и лирических размышления автора о школе, созданной учителем века, как называли Рачинского в дореволюционной России, «Народная школа Рачинского. Письма из Татевской усадьбы» (2016).
Интерес к данной теме у Ирины Владимировны не случаен. Она – потомок учеников С.А. Рачинского, родилась в п. Оленино Тверской области. Ирина Владимировна охотно откликнулась на мое предложение подготовить публикацию о школе С.А. Рачинского и Татевских чтениях для журнала «Открытая школа».
Профессор Московского университета С.А. Рачинский со своим цельным миром, вобравшим и классическое домашнее образование русских усадеб, и религиозность крестьянского мира, среди которого он делал первые жизненные шаги, и литературно-музыкальное окружение именитых предков, среди которых – Потемкины и Боратынские, и немецкую школу точных наук, да и философски тонкое понимание самой европейской жизни, в 1872 г. вступил на путь преподавания в сельской школе.
Он оставил университетскую кафедру и вернулся в родовое имение Татево. А после тридцатилетней просветительской деятельности Рачинского в Бельском уезде, размеры которого были, по замечанию самого Сергея Александровича, с немецкое герцогство, там не осталось пьющих попов, в храмах служили священники из бывших учеников Рачинского, в школах детей обучали его воспитанники.
Интерес к педагогике у Рачинского появился еще в годы учебы в Германии, когда он познакомился с деятельностью профессора Йенского университета Карла Стоя, основателя нескольких учебных заведений, практику которого изучал и Константин Ушинский. Свои наблюдения Рачинский изложил в первой опубликованной им статье на педагогическую тему «Институт Стоя в Йене», где высказал актуальную и сегодня мысль о том, что воспитание любого народа должно быть национальным и современным.
Создав уникальную русскую школу, по образцу которой возникли школы в Англии и в Японии (!), Рачинский принял активное участие в разработке реформы образования в России под руководством К.П. Победоносцева.
Сергей Александрович, переехав в Татево и приступив к школьному делу, понимал, что вопрос о народном образовании – это вопрос не о частном зле или частном благе. «Здесь вопрос о будущем России, более важный, чем о финансах, судопроизводстве, полиции и вообще о государственных учреждениях. Ибо как не плохи будут эти учреждения, но когда дух народа цел, государство останется непоколебимо. Когда же последовало в народе нравственное разложение, тогда самые превосходные учреждения не удержат государство от гибели».
Ощущал Рачинский и то, что дух народный и народные силы держатся преданием и обычаем, пока народ не образован. Главное призвание людей образованных, по его мнению, состоит в том, чтобы помочь народу «сознательно укрепиться в тех преданиях и обычаях, которые до сих пор он признавал слепо». «И если народ погрязнет в невежестве, то позор и проклятие нашему мертвому образованию».
В 1875 году Сергей Александрович отстроил школу, созданную сестрой Варварой, а с сестрой Ольгой они организовали лечебницу, где бесплатно получали медицинскую помощь все жители окрестных сел. «Теперь у меня 60 учеников при четырех учителях. В окрестностях возникли еще две школы, и я, буквально с утра до вечера, учу и учусь», – писал Рачинский Льву Толстому в 1877 году.
Татевский учитель сам преподавал арифметику и грамматику, пение и рисование, географию и ботанику, предполагал ввести экспериментальную физику. Мальчики учились здесь столярному делу, девочки вышиванию и кружевоплетению. Татевская школа формировала у детей целостное и гармоническое мировосприятие, основанное на народных нравственных идеалах христианства и гуманизма. Весь ее уклад был народным и православным. Ученый восхищался художественными способностями сельских детей, их поэтичностью, которые воспитывает в них близость к природе, живая крестьянская культура.
С 1878 г. школа имела статус церковно-приходской. В 1870-80-е гг. была четырехгодичной, а с 1898- го – шестилетней. Учебный год в сельских школах, устроенных Рачинским, начинался 1 (14) октября, после уборки урожая. Грамоту здесь начинали изучать с церковнославянского языка. Почувствовав его, дети могли свободно писать и читать на русском, впитывая преемственность. Владение речью предков развивало творческие способности детей, формировало их нравственно и эстетически.
Учебный день начинался с молитвы в 6 часов утра. После завтрака ребята одной дружной семьей исполняли хозяйственные обязанности: привозили воду, рубили дрова, убирали школу, помогали кухарке готовить обед. С 9 часов до полудня продолжались уроки, а после обеда школьники отправлялись на прогулку в лес, зимой – кататься с горы. Вечерами дети читали при свете лампы «Записки охотника», «Капитанскую дочку», произведения Гоголя, поэтов «Золотого века», из которых сельский учитель уделял большее время изучению творчества Пушкина.
Первыми книгами для детей в школе Рачинского были «Родное слово» К. Ушинского и «Азбука» Л. Толстого, с которым Рачинский вел многолетнюю дружескую переписку, размышляя о школьных делах. Овладев русским языком, ребятишки учились читать «из книги», а не «в книгу», по выражению самих крестьян.
Рачинский, как и Лев Толстой, в своей учебной практике уделял большое внимание школьному сочинительству, учил детей писать стихи и рассказы. Для того, чтобы развить мыслительные способности учащихся, Рачинский придумывал задачи, используя картины церковного и сельского быта, знакомого крестьянским детям. К примеру, такие: «В течение февраля я прочел весь Ветхий Завет. Прочитывал я по 36 страниц в день. Сколько страниц в Ветхом Завете?». Или: «Я купил 32 десятины земли, и каждая обошлась мне в 31 руб. 25 коп. Сколько я заплатил?», «Сколько вершков в версте? Сколько в ней дюймов?», «У меня было 15 руб. Хотел я купить на эти деньги 79 аршин ситца, но одной копейки не хватило. Сколько стоит аршин?». Точная наука превращалась для детей в живую игру. Такая увлекательная арифметика вызывает интерес и у сегодняшних учителей и учеников. Задачи и примеры, составившие статью «Арифметические забавы», публиковались в журнале «Народное образование», № 3 за 1900 год. Книга Рачинского «1001 задача для умственного счета» выходила до революции, была переиздана в советское время, снова переиздается и сегодня.
По известным картинам ученика Сергея Александровича замечательного художника Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет в народной школе С.А. Рачинского», «Урок музыки», «Воскресное чтение», «У больного учителя» и многим другим, где изображены татевские ребятишки, можно видеть, с какой любовью и восхищением, как настойчиво и терпеливо овладевают они знаниями.
Рачинский одним из первых выступил за обучение девочек. «Будущие матери, – считал он, – должны быть утверждены в тех навыках и знаниях, которые они призваны передавать детям». Учитель добился открытия в Глуховской волости Бельского уезда двух женских школ – Шопотовской и Тарховской. Последняя особенно славилась своими мастерицами вышивания и кружевоплетения. В 1885 г. Рачинский стал попечителем женских училищ Бельского уезда.
Рачинским было открыто более 30 дочерних школ в соседних селах, где большей частью учительствовали его ученики. Советами и средствами помогал Рачинский всем земским и министерским школам Бельского уезда.
Учитель, оставивший в своем литературном наследии потаенные лирические строки, считал, что пробуждение любви к природе, понимание ее красот – «лучшие плоды истинного образования». Рачинский глубоко любил природу, его школа утопала в цветах, парк, возделанный его отцом, хранил редкие сорта южных цветов и деревьев. Всюду в природе Рачинский учился и учил детей искать духовное со- держание, за ее красотой он видел Создателя.
Все упования профессора Рачинского были исключительно на учителей и священников из народа, ибо он, прожив половину жизни среди светского общества, видел процессы разложения современной ему интеллигенции. И возможно, это стремление учить крестьян было главной задачей того времени. Если бы такие учителя работали в каждом уезде Российской Империи, если бы каждый помещик заслужил, чтобы к нему крестьяне обращались «милосердный отец», как обращались к Рачинскому, не думаю, что у народа были бы предпосылки вершить кровавую революцию.
Рачинский мало придавал значения различным усовершенствованиям, но требовал, чтобы учителя сами знали достаточно хорошо то, чему будут обучать, и затем полагал, чем проще они будут учить, тем лучше, лишь бы учили усердно.
Татевская школа никогда не закрывалась, летом здесь занимались певчие и художники, под руководством Сергея Александровича юноши готовились к поступлению в духовные училища. Многие выпускники университетов приезжали в Татево, чтобы поработать под руководством Рачинского. Прошли «школу Рачинского» известные педагоги Н.М. Горбов, В.А. Лебедев, А.Д. Воскресенский, А. Голицын. Зная любовь Рачинского к народному творчеству, Чайковский обращался к нему за текстами народных песен.
В школьной художественной мастерской Рачинский сам проводил занятия по живописи, черчению и рисованию. Здесь же давал уроки муж его сестры, художник Э.А. Дмитриев-Мамонтов. Во время посещений Татева со школьным хором занимался С.В. Смоленский, музыкант, руководитель Придворной певческой капеллы. Он же вел отбор лучших певцов из школы для хора Синодального училища.
В 17 лет выпускники школ сдавали специальный экзамен комиссии при средних учебных заведениях и получали звание сельских учителей, сначала работали помощниками учителя, а затем старшими учителями. В 1890 г. в окрестных школах преподавало уже сорок учителей, подготовленных к этому нелегкому труду стараниями Рачинского./p>
***
Пережив крутые повороты истории, сегодня мы видим образ универсальной русской школы, заложенной педагогом С.А. Рачинским. В Ярославской области в Ивановской на Лехте школе двадцать лет назад начал преподавать Владимир Сергеевич Мартышин. Он создал школу по сути идентичную школе Рачинского, и уже спустя несколько лет, узнав о выдающемся педагоге, понял, что он сам пришел к его методике, ибо ничего лучше придумать невозможно. Школьная программа В.С. Мартышина более усовершенствована и адаптирована к нашему времени, а основу педагогической концепции, как и во времена Рачинского, составляет идеал целостности, которая есть одна из главных, стержневых тем не только русской философии, но и педагогики.
Ивановская на Лехте – обычная общеобразовательная школа, где углубленно преподают не те предметы, которые требуются для поступления в престижные вузы, а те, которые дают основательную почву для здоровой духовной жизни, полноценную картину мира, целостное эстетическое развитие. А духовная культура органично входит в атмосферу и дыхание школьной жизни.
С 1 по 4 класс дети здесь изучают красноречие и каллиграфию. С 1 по 11-й – им преподают живопись, музыку и хореографию. Директор школы В.С. Мартышин убедился в том, что живопись – мощнейшим образом воздействует на развитие ребенка. «Даже дети с отклонениями в физическом развитии про- являют здесь свои таланты», – говорит он.
Рачинский также всячески поощрял желание детей рисовать, не наказывал их за рисунки на партах и на стенах, но улавливал каждое творческое движение, дарил необходимые для рисования бумагу, грифель, краски. Его ученики рисовали в школе и дома, на привалах в походах в Нилову пустынь и подготовленными поступали учиться дальше. Рачинский обеспечивал их обучение в иконописной мастерской при Троице-Сергиевой лавре.
Едва ли не основным в Ивановской школе является программный блок предмета «Отечество- ведение», который преподают с 1 по 10 класс. В 1 классе целый год дети изучают «школьный двор»: времена года и природные явления; во 2 классе – в рамках курса «Моя семья, село, деревня» – этнографию, географию, словесность, фольклор; в 3 классе изучение выходит за границы Ивановской волости, охватывает Борисоглебск и другие волости с их историей, промыслами, культурой; в 4 классе начинается интегрирование местной истории во всероссийскую и мировую, предмет называется «История Борисоглебского края в лицах»: от Святогора до Федора Абрамова, который здесь бывал. В 5 классе – Ростовский уезд. В 6 классе – изучают уже Ярославскую губернию, ее историю, куль- туру, этнографию, промышленность, экономику; города Рыбинск, Углич, Переславль Залесский; в 7-м – «Народный календарь и фенология»; в 8-м – «Мир русской деревни», при преподавании здесь используются одноименная книга Марии Громыко и «Лад» Василия Белова; в 9 классе изучают курс «Сеятели и хранители», посвященный русским ученым, которые внесли значительный вклад в науку земледелия, лесоводство России. И заканчивается предмет «Отечествоведение» 34-часовым курсом «Русский народ. Основы самосознания», где рассказывается о характере народа, об укладе русской жизни, национальных традициях.
Преподаванию Закона Божия в школе Рачинского отводилось самое важное место. Оно являлось стержнем всего учебного дела. Дети сами участвовали в богослужении в качестве певцов и чтецов. «Тому, кто окунулся в этот мир строгого влияния, глубокого озарения всех движений человеческого духа, тому доступны все выси музыкального искусства, тому понятны и Бах, и Палестрина, и самые светлые вдохновения Моцарта, и самые мистические дерзновения Бетховена и Глинки», – писал Рачинский о богослужении и церковном пении. Крестьяне, бывшие в Петербурге, говорили, что там такого чудного церковного хора не слышали.
И в школе В.С. Мартышина не менее важны предметы, направленные на духовно-нравственное воспитание. Одним из них является сквозной предмет, непосредственно касающийся духовной жизни, – это предмет «обротолюбие». Его преподают во всех одиннадцати классах, и состоит он из отдельных поклассных курсов с первого по девятый класс, объемом по 34 часа, а в 10–11 классах – по 68 часов.
«При разработке программы, – рассказывает Владимир Сергеевич, – мы постарались охватить все аспекты духовной жизни нашего народа на уровнях личности, семьи, общества, государства. В 1 и 2 классах курс носит название «Уроки добра». Именно в этом курсе дети впервые знакомятся с понятиями добра и зла, милосердия, сострадания, любви, честности, послушания, бесстрашия и другими добродетелями, изучают наиболее распространенные христианские заповеди. Здесь же дети получают первые сведения о нравственно отрицательных поступках: лжи, клевете, лености, зависти, гордыни. Важным в курсе является раздел «Родительский дом», в ко- тором дети впервые знакомятся с основами семьи, благочестивым устройством семейной жизни, заучивают пословицы и поговорки о семье, участвуют в беседах о родителях, близких, разбирают отдельные поступки людей.
Предмет «Моя первая Библия» – вторая ступенька в постижении основ духовности наших предков. Принципы построения программы, ее содержание, методическая система преподавания имеют цель использовать силу воздействия выделенных фрагментов и глав Библии для дальнейшего формирования доброго начала в ребенке, нравственных убеждений, культуры, а также эстетического воспитания школьников. Первую часть программы «Добротолюбие» в 4 классе завершает предмет «Основы традиционной духовности». Он акцентирует внимание на церковной жизни народа, на нравственном законе жизни, которым руководствовался народ, изучается вопрос понимания нашими предками основ религии, заповедей – как нравственного закона, совести. Нынешний курс «Основ православной культуры» имеет много сходного с этим предметом, преподаваемым в Ивановской школе уже два десятилетия.
В 5 классе в курсе «Достопамятные люди России» идет речь о тех, кто строил свою жизнь в соответствии с этим нравственным законом, – от Владимира- крестителя и Ильи Муромца, Ломоносова и Суворова до П.А. Столыпина и маршала Г.К. Жукова.
В 6 классе – новая ступенька постижения азов нравственного закона. Здесь курс называется «Училище благочестия» – вновь, как в первом классе, – беседа о человеке, о добре и зле, о добродетелях и пороках человеческих. Здесь дети больше разговаривают сами, учитель ведет беседы о значении слова, об основах отношений с ближними, о преодолении человеком своих недостатков.
Курс «Духовные традиции русской семьи», преподаваемый в 7 и 9 классах, призван дать полное и целостное знание о духовной жизни семьи. Он по- строен на изучении исторических и литературных источников, в которых отражена семейная духовная традиция. Изучают разделы «Порядок жизни», «Стержень духовной жизни», «Создание духовно- нравственной атмосферы», «Нравственные устои семьи», «Устроение семьи», «Знаменитые русские семьи»… Вторая часть курса касается непосредственного устроения семьи, создания семьи, периода пред- брачных отношений, свадебного и послесвадебного периодов.
Восьмиклассники изучают «Историю христианства», где большая часть времени отводится истории Русской Православной церкви, которая является неотъемлемой частью общероссийской истории.
Курс «Христианская эстетика» в программе «Добротолюбия» занимает особое место. С одной стороны, он направлен на приобретение и расширение знаний учащихся о христианской культуре, с другой – способствует развитию христианского миропонимания и проявлению его во внешней жизни. В первой части курса учащиеся прослеживают этапы развития эстетического сознания в христианстве. Во второй – особенности христианского эстетического сознания. В третьей школьники знакомятся с конкретными видами храмового искусства, в четвертой – с категориями христианской эстетики. Необходимо учитывать, что вплоть до XVIII века культура на Руси была религиозной и представления о «прекрасном» не расходились с христианскими догматами, это была целостная культура.
Программа «Добротолюбие» завершается одноименным 68-ми часовым курсом в 11 классе. Кроме раздела «Основы нравственности», здесь изучают русскую духовную литературу, труды Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, Тихона Задонского, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Иоанна Кронштадского. Часть времени отводится для знакомства с трудами отцов «Добротолюбия» Антония Великого, Ефрема Сирианина, Иоанна Лественичника, Макария Великого… А перед тем, как выпустить детей из школьных стен, учителя рассказывают им о предназначении семьи. «Много свадеб выпускников школы уже сыграли в селе», – говорит Владимир Мартышин, дети которого тоже создали свои семьи и живут рядом с родителями, повторяя традиции русского домостроительства.
Выпускники Ивановской школы также поступают в духовные семинарии, художественные училища. Воспитанники кадетского корпуса, где каждый день проходят занятия по военному делу, рукопашному бою, верховой езде, стрельбе, служат в элитных войсках страны. В противовес вавилонскому столпотворению столиц, в русской глубинке – ярославской ли, тверской ли – вырастает духовное и национальное самосознание народа, формируется образцовая школа и возрождается село.
|