электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Классика и современность

 

   

Архив статей 2019г.

 

Идеи Д.С. Лихачева в становлении и развитии школьного музея

№ 1 (182) январь 2019г.

З.Ш. БЕРДИГОЖИНА, учитель истории КГУ ОШ №32, г. Алматы

 

Надо хранить наше прошлое: оно имеет самое действенное воспитательное значение. Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной.

Д.С. Лихачев


Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, всю жизнь боровшийся за пропаганду нравственности, гуманизма, автор более 500 научных трудов и 600 публицистических, один из основоположников и родоначальников исследования древнерусской литературы, настоящий пример интеллигентности для современников. Прожив напряженную, наполненную драматическими моментами жизнь, Дмитрий Сергеевич успел поведать много тайн лагерной жизни сталинских времен, перевести фундаментальные труды древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», всевозможные летописи, очерки т.д.

Работы ученого, посвященные проблемам культуры, истории и литературы, также содержат огромный воспитательный потенциал. Ценные для педагогической науки идеи и общие теоретические положения представлены Д.С. Лихачевым в книгах: «Заметки о русском» (1981), «Земля родная» (1983), «Письма о добром (и прекрасном)» (1985), «Прошлое – будущему» (1985), «Школа на Васильевском» (1990), «Книга беспокойств» (1991), «Раздумья» (1991), «Я вспоминаю» (1991), «Воспоминания» (1995), «Заветное» (2006) и др. Д.С. Лихачев рассматривал процесс воспитания и образования как приобщение человека к культурным ценностям и культуре родного народа и человечества. Насчитывают более ста работ академика, которые полностью или частично раскрывают актуальные вопросы образования и воспитания молодого поколения.

Нравственным проблемам специально посвящены книги, обращенные к педагогам и молодежи. «Письма о добром» среди них занимают особое место. Содержание книги «Письма о добром» – это раздумья о цели и смысле человеческой жизни, ее главных ценностях. Обращение к каждому молодому человеку с просьбой задуматься о том, зачем он пришел на эту Землю и как нужно прожить жизнь, роднит Д.С. Лихачева с великими педагогами-гуманистами К.Д. Ушинским, Я. Корчаком, В.А. Сухомлинским.

Труды академика Д.С. Лихачева актуальны. Приведем следующий факт. Учредительный съезд Конгресса интеллигенции Российской Федерации (Москва. 10-11 декабря 1997 г.) признал Декларацию прав культуры, разработанную академиком Д.С. Лихачевым, важнейшим документом конца ХХ века, призванным стать основой для сохранения и развития культуры в мире в начале нового тысячелетия.

В двадцать первом веке слова Дмитрия Сергеевича Лихачева о памяти и о культуре звучат как духовное завещание не только русскому народу, но и другим народам земли: память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накопленной» культуры. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство [1, с. 173]. Разделяя мнение Дмитрия Сергеевича, считаем, что именно музеи помогают людям хранить память.

Человека воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота – триумфальные ворота [1, с. 175-176]

Пополнять музеи, формировать их экспозиции, а также воспитывать подрастающее поколение на базе музея – задача всего общества. Д.С. Лихачев в книге «Русская культура» отмечал: «На музеях лежит ответственнейшая задача нравственного воспитания людей, развития у них эстетического вкуса и поднятия культурного уровня» [2, с. 167].

Когда-то в нашей средней школе № 32 было три музея. К 40-летию Великой Победы в школе был открыт музей боевой славы, собрано много ценных материалов. Силами учащихся был создан археологический музей. Он считался лучшим школьным музеем археологии в республике. На третьем этаже школы находился кабинет истории, одновременно там располагался музей имени В.И. Ленина. Пионерская дружина вела переписку с селом Шушенским. С распадом Советского государства пришел и упадок культуры. Прекратили существование и три музея школы.

В связи с предстоящим 60-летием школы, впервые открывшей для учеников двери в 1954 году, у меня возникла идея создать школьный музей. История школы – это память, которую нужно сохранить, сберечь для потомков, чтобы не стать «манкуртами». Школа – это не просто учебное заведение, где дети получают знания. Именно в школе учащиеся учатся быть гражданами своей Родины – Республики Казахстан.

Организация школьного музея, подготовка к семинарам, участие в научных конференциях вызвали глубокий интерес к публикациям, литературе о музеях и культуре. Труды Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром и прекрасном», «Русская культура», «Декларация прав культуры», «Сохраним музей Рериха» и др. оказали большую помощь в становлении музея нашей школы.

Ягудина Р.И. в статье «Роль музейной педагогики и краеведения в воспитании гуманистического ми- ровоззрения школьников» отмечает, что академик Д.С. Лихачев называл краеведение «самым массовым видом науки, прекрасной школой воспитания гражданственности», которая «учит людей не только любить свои родные места, но учит и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень [3, c. 242-243]. Многолетняя педагогическая практика подтверждает, что без изучения истории своей школы, родного края невозможно формирование у человека культуры, гражданственности, патриотизма.

В 2013 году ученики школы подготовили научный проект по краеведению «История средней школы № 32 города Алматы». Проект получил высокую оценку на городском конкурсе и занял первое место. История нашей школы всегда была тесно связана с историей Алматы, нашего края, страны. Ученики и учителя нашей школы активно участвуют в общественной, культурной жизни страны.

В «Письмах о добром и прекрасном» (Письмо сороковое) Д.С. Лихачев отмечает семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых [1, с. 169].

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них.., значит, он не любит их. Жизнь под- тверждает справедливость этих слов.

Как начинался наш музей боевой и трудовой славы? Первую фотографию в музей принесла девятиклассница Оля Табакова. Это была фотография ее мамы (выпускницы нашей школы) во втором классе.

За два года до 60-летнего юбилея школы в 2012 году ученики начали собирать фотографии выпусков школы, учебники прошлых лет, экспонаты – подлинные документы, воспоминания, материалы о родственниках – участниках Великой Отечественной войны, трудового фронта. Активисты музея собрали материалы о восьмидесяти участниках Великой Отечественной войны – прадедушках и прабабушках учеников школы. В знаменательный год Великой Победы музей награжден кубком «Лучший музей республики-2015».

Фонды нашего музея образуются дарами учеников, их родственников, учителей, работников школы, жителей района и гостей музея. Известно, что историю страны пишет каждая семья, каждое воспитательное учреждение. Не зря Д.С. Лихачев называет музей – институтом семьи.

Семья семиклассницы Виктории Терентьевой подарила музею уникальный экспонат – тканевой плакат «Слава всесоюзному ленинскому комсомолу!». В музее хранятся фотографии Тимофея Федоровича Санькова (годы жизни 1882-1953), охранявшего В.И. Ленина, фотографии его дочери, мамы – также выпускников школы.

Одним из основных направлений в работе музея являются сбор материалов по истории страны через историю семьи, проектная деятельность учащихся.

Приведем примеры. Шестиклассник Бобков Андрей подготовил научный проект «Династия Бобковых – защитники Отечества», занявший первое место в г. Екатеринбурге на конкурсе «Моя семья в военной истории Отечества». В его семье пятнадцать человек являются военнослужащими, пятеро – участники Великой Отечественной войны.

В нашем музее проводятся выставки семейных реликвий, семейного портрета и состоялся семинар на тему «Семья – главное в жизни человека».

Первым принес в школьный музей фотографию, медали и орден своего прадедушки – участника Великой Отечественной войны Чахлова Дмитрия Никифоровича – семиклассник Егор Яриловец. Ребятам было очень интересно увидеть и потрогать руками настоящие медали «За боевые заслуги», «За отвагу», медаль Г. К. Жукова, медаль «За победу над Германией», орден «Великая Отечественная война III степени», орденскую книжку.

Подлинными документами Великой Отечественной войны – повестками на фронт, похоронками – пополнился музей благодаря семье Мхитарян Валентины, ученицы седьмого класса. На музейном уроке, посвященном узникам фашистских концлагерей, Валя рассказала историю своей семьи, о своей бабушке – узнице концлагеря.

Приведем пример связи и преемственности поколений. В 2017 году нашу школу окончила Люкшина Татьяна. Ее бабушка Валентина Васильевна Суслякова в свое время училась в 32 школе. Мама Татьяны Шарапова Галина Михайловна тоже училась в тридцать второй школе, была отличницей, успешно окончила школу в 1982 году. Вышло так, что все трое – Танины бабушка, мама и она сама – в разное время учились в «Б» классе в одной и той же школе. В школьном музее хранятся их фотографии.

Благодаря труду учеников, наших родителей музей состоялся. Музей нашей школы не является просто хранилищем фотографий, документов, медалей, экспонатов. Это культурный и просветительский центр. Действительно, музей – это всегда лектории, училища, центры эстетического и нравственного воспитания [4, www. nasledie-rus. ru/podshivka/10801. php]

В музее проводятся уроки, городские и районные семинары, выставки, встречи с интересными людьми, мероприятия, посвященные юбилейным датам. В марте текущего года гостем музея была первоцелинница, Герой Социалистического Труда Вера Васильевна Сидорова. Наш музей активно сотрудничает с крупными городскими музеями – музеем имени Д.А. Кунаева, Иссыкским музеем-заповедником, музеем Национального банка РК и школьными музеями города.

Разделяем мнение Д.С. Лихачева о том, что современный музей не кладбище экспонатов. Экспонаты должны «работать». Работать на уроках истории, литературы, обществознания, самопознания. Д.С. Лихачев подчеркивал: памятники культуры не могут просто храниться – вне людских знаний о них, людской о них заботы, людского «делания» рядом с ними. Музеи – это не кладовые [5, с. 75]. Каждый экспонат музея мы используем на уроках.

В музее была организована встреча с детьми блокадников Ленинграда. Это потомки блокадников, эвакуированных в годы войны в Алма-Ату. Их осталось немного. Готовясь к этой встрече, активисты музея нашли аудиокнигу Д.С. Лихачева «Воспоминания». Блокада – самая страшная часть воспоминаний ученого. Правду о блокаде Ленинграда даже слушать тяжело. В блокаду мерзость человеческая возросла до невозможных высот. А мужество и доброта были такими редкими. Д.С. Лихачев называет всех блокадников «мучениками». И еще говорит, что тот, кто пережил блокаду, уже ничего в жизни не боялся. Воспоминания Д.С. Лихачева – свидетельство о страшном времени, о преступлениях фашизма.

Мы полностью разделяем мнение Д.С. Лихачева о том, что каждый человек обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Только в этом случае можно сохранить культуру и историю. Развитие культуры в стране во многом зависит от воспитания молодежи, в котором принимает участие абсолютно все, что окружает молодежь: родители, школа, все общество. Рассматривая прошлое как элемент истории и, следовательно, часть образования молодежи, считаем необходимым оберегать его и хранить. Ведь общеизвестно, что народ без прошлого – это народ без будущего. Нельзя быть равнодушными к нашему прошлому. А школьные музеи всегда будут хранителями памяти и культуры.

Список литературы

1. Лихачев Д.С. Письма о добром. – Москва, Санкт- Петербург: Наука. Logos, 2006. – C.195.

2. Лихачев Д.С. Русская культура. – Москва: Искусство, 2000. – С. 167.

3. Ягудина Р.И. Роль музейной педагогики и краеведения в воспитании гуманистического мировоззрения школьников. Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции (г. Санкт- Петербург, февраль 2012 г.). – Санкт-Петербург: Реноме, 2012.

4. Лихачев Д.С. Память преодолевает время. Наше наследие www.nasledie-rus.ru/podshivka/10801. php

5. Лихачев Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре. – Москва, 2006. – С.75.

 

Классики и современность






 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no