электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Даты. События.

 

   

Архив статей 2019г.

 

Мы за синергетический эффект

№ 8 (189) октябрь 2019г.

Л.А. ПОПОВА, редактор журнала «Открытая школа»

 

В прошлом году меня сильно зацепило эссе одной алматинской старшеклассницы:

«Убей его! Убей!» Задали на завтра выучить стихотворение, написанное в период ВОВ. Пока искала нужное, наткнулась на «Если дорог тебе твой дом…» Константина Симонова. Какая лютая, скрипящая зубами, налитая кровью злоба. Сколько призывности к греховному. Это стихотворение – звериное проявление культуры. Я задумалась: может, именно так и поддерживался дух полумертвой армии, уставшей от всего и вся? Может быть, лишь на этой самой пенящейся ненависти и вязкой, липнущей, обволакивающей идеи мести и держался фронт. Но во всяком случае война отбирает целеполагание, максимально обостряет рефлексы, учит исполнять приказы…».

В этих строчках представление о войне, которое сложилось в ее голове. Сказалось сокращение часов истории и литературы, отведенных на изучение Великой Отечественной войны. К сожалению, наши дети часто видят только текст, не зная контекста и не понимая подтекста. Этой девочке повезло с репетитором, который, прочитав эссе, порекомендовал подростку прочитать Б. Горбатова «Непокоренные», К. Симонова «Третий адъютант», А. Толстого «Родина», «Что мы защищаем», Г. Бакланова «Навеки девятнадцатилетние». В результате год спустя эта же девочка пишет: «Это ж как меня задело в прошлом году. Я все еще считаю, что пока не могу писать на эту тему. Недобрала еще ума, чтобы рассуждать. Писать о том, конечно, можно, как принято – с трепетом. Но для себя все равно хочется однажды сформировать какое-то мнение… очень уж неоднозначная это тема».

В фильме Елены Ковардаковой «Путь к Победе» (скачать его можно по адресу: https: //cloud. mail. ru/public/tCBS/BrzYoXhGd) есть кадры кинохроники – выступление министра пропаганды фашистской Германии Й. Геббельса, который говорит: «Прежде всего отбери историю нации. Через одно поколение эта нация превратится в толпу. Еще через поколение ею можно будет управлять как скотом». Нам нельзя забывать об этом. Если у старших поколений было живое и непосредственное ощущение войны, потому что в каждой семье были ее участники, и они были живы, то для современных детей она уже «перестает дышать под музейным стеклом».

Война – это не только сражения, необходимо сообщать об отдельных фактах, конкретных людях, отдельно взятом подвиге. История войны должна быть персонифицирована. Об этом говорила в своем выступлении представитель Россотрудничества в Алматы И.В. Переверзева. Полезно, например, ознакомить детей с книгой «Дневник Лии Фришман». Лия Семеновна Фришман – преподаватель истфака КазГУ им. С.М. Кирова. В начале войны она была студенткой истфака МГУ, вела дневник, в котором нашли отражение события первых месяцев обороны Москвы. Это рассказ очевидца, а значит, исторический источник.

Ведущий научный сотрудник Института истории и этнологии им. Валиханова Салтанат Амиргалиевна Асанова обратила внимание на то, что у каждого своя правда о войне. Это объясняется тем, что историческое знание имеет несколько уровней:
– бытовой;
– мифологизированный (это литературные произведения, художественные фильмы, скульптуры, картины и т.п.);
– государственный;
– научный.

В своем выступлении Салтанат Амиргалиевна остановилась на новых подходах в определении места Великой Отечественной войны в истории РК.

Мухаммед Жылгелдинов – руководитель Управления научной публикации Архива Президента РК – познакомил с научно-исследовательским проектом Архива Президента РК о военнопленных- казахстанцах во Второй мировой войне. Материалы о пленных были засекречены вплоть до выхода в 1993 году «Закона о реабилитации жертв репрессий», после чего около 40 тыс. документов были рассекречены, выпущен сборник «Рассекреченная война. 1941-1945 гг. ». В ходе исследования велась работа в различных архивах Казахстана, России, Германии, Польши. Было выявлено 5274 пленных, их данные размещены на сайте tutkyp. kz В 2020 году готовится к изданию еще один сборник с данными о военнопленных, ушедших на войну из Казахстана.

Лариса Павловна Нода, старший преподаватель факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби, вспомнила, как на одной из ее лекций, посвященной исторической правде, студент-заочник сказал: «А моя бабушка сказала, что Сталин – хороший человек». Она отметила, что представление о войне формируется в семье на бытовом уровне. Лариса Павловна предложила провести конкурс эссе «Если писать о войне…», это должны быть личные семейные (персонифицированные) истории, через которые можно пробуждать интерес к истории. Положение о конкурсе было опубликовано в сентябрьском номере нашего журнала и на сайте http: //www. open-school. kz

Любая война – это психологическая травма, которая передается последующим поколениям и изживается лишь к четвертому поколению. Об этом рассказала участникам конференции детский психолог Татьяна Остапенко. Она дала подробную характеристику «цифровому поколению» (поколение Z), акцентировав внимание учителей на особенностях восприятия информации современными детьми. Большинство обладает «клиповым» мышлением, кратковременной памятью, обходится без общения напрямую, эгоцентричны, стремятся к лидерству, отрицают иерархию, не берут на себя ответственность. Дети Z подходят к войне «экологично», она для них, действительно, «под стеклом».

Учитель истории СШ № 32 Зухра Шихиевна Бердигожина рассказала об истории создания и работе музея боевой и трудовой славы, который существует в школе уже пять лет, об использовании музейных экспонатов на уроках и внеклассных мероприятиях. Фонды музея пополняют сами дети, и с каждым из экспонатов связана личная история.

Учитель литературы Елена Ивановна Политикова вместе с коллегой историком Тамарой Ивановной Краснокутской (вечернее отделение школы № 45) поделились опытом проведения театрализованных мероприятий, когда учащиеся инсценируют произведения о войне, рассказывают у Вечного огня о своих родных.

Библиотекарь лицея № 134 Роза Ахметовна Муменбаева проанализировала опыт многолетнего участия в акции «Читаем детям о войне».

Наталья Никитична Лановенко, учитель литературы МШЛ «Достар», рассказала о том, как проводит подготовку к конкурсу «Письмо с фронта».

Огромный интерес вызвало у собравшихся выступление заслуженного деятеля Республики Казахстан Марины Ганцевой, рассказавшей о работе детского театра «Созвездие ANDRES» над спектаклем по книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», и показанные юными артистами отрывки из спектакля. Своим опытом также поделились представители Государственного академического русского драматического театра для детей и юношества имени Н. Сац.

Заключительным аккордом конференции было возложение цветов к памятнику генералу И.В. Панфилову и к Вечному огню, экскурсия в Военно-исторический музей Дома Армии МО РК, которую провела для участников конференции внучка генерала Панфилова Алуа Бахытжановна Байкадамова.

Да, современные дети уже воспринимают войну отстраненно. И это нормально. Ненормально, когда они, получая искаженную информацию, не могут отличить правды от вымысла. Наша задача – научить детей распознавать факты и фейки. В рамках учебной программы это сделать сложно – слишком мало времени. Значит, нужно это делать во внеурочное время. И тут на помощь учителю могут прийти различные организации и люди, которые профессионально занимаются этими вопросами, – библиотеки, музеи, архивы, театры, ученые-историки. В ходе конференции они познакомили учителей со своими проектами и пригласили педагогов к сотрудничеству. Ведь зачастую объединение усилий значительно повышает КПД, потому что дает синергетический эффект, когда 1+1 больше, чем 2.

От организаторов конференции поступило предложение открыть Школу историков, тема которой в этом учебном – «Великая Отечественная: факты и фейки». Идею поддержали Республиканский информационно-методический журнал «Открытая школа», Институт истории и этнологии им Ч. Валиханова, Архив Президента Республики Казахстан, Централизованная библиотечная система г. Алматы, Частный фонд «Генерала Панфилова», Военно-исторический музей Дома Армии МО РК, Представительство Россотрудничества в РК. Участники заключили Меморандум о сотрудничестве, совместными усилиями составили программу, рассчитанную на учебный год. И 21 сентября состоялось первое занятие в Школе историков. Все участники работают бесплатно, в свободное от основной работы время, занятия для детей также бесплатные.

 

Даты. События.





 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no