электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Даты. События.

 

   

Архив статей 2019г.

 

Тяжело в учении, легко в бою…

№ 9 (190) ноябрь 2019г.

А.А. АМИТОВА, учитель русского языка и литературы НИШ ХБН, г. Алматы

 

Есть очень много произведений о Великой Отечественной войне, которые я часто перечитываю и рекомендую для прочтения своим учащимся. Это и повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие, и пронзительные стихотворения К. Симонова «Открытое письмо», и Мусы Джалиля «Варварство». Остановлюсь сегодня на документальной книге Александра Альфредовича Бека «Волоколамское шоссе». Так получилось, что в сентябре этого года мы с учащимися готовились к международному конкурсу «Наши герои». Учащиеся нашей школы, их было четверо, приняли активное участие в нем. Результат был налицо: ученица 10 класса Шильдибаева Амина выиграла бесплатную путевку в МДЦ «Артек». А остальные трое участников набрались богатого опыта. Каждый участник рассказал о своем герое, который имел отношение не только к нашей стране, но и к России. Турсынали Дарын остановился на Бауыржане Момышулы…

На первый взгляд творчество Александра Бека занимает скромное место в условном «втором ряду» русских писателей советского периода. Масштабная повесть «Волоколамское шоссе» остается классическим произведением о войне, не уступающим по глубине обобщений и эстетическим достоинствам военной прозы К. Воробьева, В. Некрасова, В. Астафьева, Ю. Бондарева.

Мне пришлось обращаться к различным источникам, чтобы найти материал об А.А. Беке. Оказывается, что в годы Великой Отечественной войны Александр Альфредович был фронтовым корреспондентом. Он в 1943–1944 годах написал повесть «Волоколамское шоссе», которая принесла ему широкую известность. В повести рассказывалось о подвиге героев-панфиловцев, погибших в бою с фашистами под Москвой. Героем-повествователем писатель сделал реальное историческое лицо – панфиловца Момышyлы.

Что же отличает А. Бека? Конечно же, это стиль слога, лаконизм, достоверность и, безусловно, уход автора в тень персонажа, говорящего от первого лица.

Дело в том, что, начав писать книгу и взяв для этого отпуск от журнала «Знамя», в вагоне дачного поезда Бек по рассеянности мешок с рукописями книги оставил. Пропажу обнаружить не удалось. Отчаяние писателя было безграничным, но он нашел в себе силы и…

Процитирую позднейшие воспоминания Бека: «Мне ничего не оставалось, как писать повесть заново. Но теперь она потеряла сугубо документальный характер – ведь у меня же не было моего архива. Пришлось дать волю воображению, фигура центрального героя, сохранившего свою подлинную фамилию, все более приобретала характер художественного образа, правда факта уступала место правде искусства…» Так прихотлива бывает порою судьба книг: отчаянная коллизия, как видим, дала неожиданный творческий эффект.

В майском-июньском номерах журнала «Знамя» за 1943 год вышла первая часть книги – «Панфиловцы на первом рубеже (повесть о страхе и бесстрашии)», а ровно через год – следующая: «Волоколамское шоссе», с подзаголовком – «Вторая повесть о панфиловцах». Читательское признание было невероятным и единодушным. Журналы зачитывали до дыр и в армии, и в тылу, передавали из рук в руки, обсуждали, изучали. Не меньшим было признание товарищей по перу. Так, Константин Симонов в статье «Об Александре Беке» (1963) вспоминал, что, когда впервые прочел «Волоколамское шоссе», был потрясен именно железной достоверностью и непобедимо подробной правдой книги («она была чужда всякого украшательства, гола, точна, экономна»), написанной штатским человеком, знающим войну как дело.

Критика военного времени в первую очередь отмечала безусловную психологическую глубину и жанровую новизну «повестей». Важнейшей проблемой этой книги стал феномен преодоленного страха, который побеждается на войне совестью, стыдом и одухотворенной дисциплиной. Отчасти – и смехом («Смех – это самое серьезное на фронте!»): в книге немало юмора и народной иронии – и в живых диалогах, и в обилии смеховых поговорок. Для меня, читающей эти книги сегодня, все противоестественное вещество войны заключается именно в спокойствии, с которым констатируются законы праведного убийства и неизбежность смерти. В разгаре боя Бауыржан в мыслях разговаривает с однополчанином-казахом именно с интонацией платоновских героев: «Мы с тобой люди военные, люди высокой профессии. Утрата жизни – естественное следствие нашего с тобой ремесла…». Жестокая психология войны диктует отдельно взятой личности единственный выход – подчинить свою индивидуальность строю, однако победа суждена лишь в том случае, если подчинение сублимируется в добровольную творческую волю. Иное мнение: командир приказывает своим бойцам, оставившим в мирном прошлом гражданскую одежду, милую семью и штатскую профессию, положить в конверт и, «пока мы близко от дома», отправить домой.

B послевоенные годы герой «Волоколамского шоссе» сам приступает к литературной работе. Его произведения тесно связаны с его биографией. К числу первых его книг относятся «История одной ночи» и «Наша семья».

Б. Момышулы пишет на казахском и русском языках.

Виктор Шкловский писал: «Я считаю, что, хотя лучше Бека не написали, книга Бека не дописана… Хорошо, когда у вас есть сильный натурщик, но найдите людей вокруг, осветите людей вокруг, противопоставьте ему солдат не только как объектов воли командира». И впрямь, книга Бека не была дописана. Он это ощущал и сам. Шло время… «Волоколамское шоссе» было переведено практически на все основные языки мира, во многих странах оно вошло в обязательное чтение для слушателей военных академий (в ЦРУ по книге Бека долго изучали психологию советского командира и «загадочную русскую душу» в контексте войны), Бек работал над новыми вещами. Весной 56-го он подошел к реализации давнего замысла вплотную… Работа над продолжением «Волоколамского шоссе» велась таким образом: писатель поднял то немногое, что осталось от его военного архива, – сохранившиеся стенограммы разговоров с Момышулы и другими участниками битвы (так, уцелела полуистлевшая тетрадь «Разные беседы» с солдатскими словечками, байками и мелкими подробностями фронтового быта), – а также провел ряд новых бесед. Александру Беку, которого постоянно пугал герой «Волоколамского шоссе»: «Наврете – кладите на стол правую руку. Раз! Правая рука долой!», – предстояло еще написать другую хронику века – роман «Новое назначение». Умер Бек в Москве 2 ноября 1972 года.

…Вновь звезда его засияла,
Предрекают горы успеха –
И спектакли, и сериалы…
Но не будет живого Бека.
…Я судьбу его нынче вспомнил,
Я искал в ней скрытого толка,
Но единственно, что я понял:
Жить в России надобно долго.

Главные персонажи романа – комбат Бауыржан Момышулы и генерал Панфилов – реальные люди, герои войны, Герои Советского Союза. И вот благодаря этому повествованию они перестают быть названием знаменитой дивизии или просмотренного фильма, перестают быть страницей в Википедии или строчкой в учебнике истории, а встают перед нами как живые люди. И таких живых персонажей, настоящих, «всамделишных», непридуманных, по правде живших, воевавших в 41 году под Москвой, погибших там, выживших, сомневающихся, боящихся, улыбающихся, шутящих, хмурых, веселых, сидящих за чаем, раскуривающих папиросу, роющих окопы, кидающих в танк гранату, казахов, кавказцев, украинцев, русских, молодых, взрослых, пожилых, каждый со своим настоящим именем, своей внешностью, своей судьбой… Их много. Из этих лиц состоит книга и, наверное, еще и военная история. Когда я читаю то, что так захватывает, я ловлю себя на мысли о хорошем фильме. Я хочу увидеть и услышать этих людей. А потом понимаю – не надо, зачем. Я их вижу, помню теперь, знаю. Момышулы, Панфилов, Рахимов, Бозжанов, Заев, Мурин, Дорди, Гаркуша, Брудный, Шакоев…. И еще много – не имен, а живых людей. Очень сильная и правдивая книга не про абстрактную Красную Армию и не про одного отдельного бойца Василия Теркина, а про силу, состоящую из живых людей, очень разных, но чем-то, видимо, все же объединенных, если немцы Москву не взяли?.. Неудивительно, что «Волоколамское шоссе» изучалось в военных академиях разных стран – оборонительные приемы Панфилова описаны очень подробно. И это в самом деле становится интересно даже человеку, далекому от этой сферы знаний. И очень круто про то, что война – это не только сила оружия, но и борьба умов и борьба духа.

«В 1946 году на иврит была переведена книга Александра Бека «Волоколамское шоссе». Создается новое государство – молодое израильское государство, эта книга вручается каждому офицеру израильской армии вместе с оружием. Это было не только учебное пособие, но и, как говорили, руководство к действию. И генерал, будущий начальник генштаба израильской армии Мота Гур в своих воспоминаниях описывает одну историю. Будучи еще командиром роты, он обращается к своим бойцам со словами комбата Момышулы – Героя Советского Союза впоследствии, совершенно замеча- тельного человека. Он обращается к своим солдатам, которые бежали, струсили, он строит их на плацу и читает главу из этой книги, заканчивая словами: «Ты думаешь, ты оставил боевые позиции? Нет, ты сдал Москву». Он говорит: «На этом я прекратил читать, отдал честь, повернулся и ушел. Я был уверен, что солдаты мои меня поняли». Вот опять урок истории, другая армия, другая война, но которая является примером мужества, героизма, на чем воспитывалась тогда молодая израильская армия». (Арон Шнеер)

В 1963 году в испаноязычной прессе опубликова- ли интервью с Фиделем Кастро. Ему задали вопрос: «Кого вы можете назвать кумиром Второй мировой войны? Он ответил: «Момышулы, персонаж книги А. Бека «Волоколамское шоссе». Эту книгу нашли в рюкзаке убитого Э. Че Гевары.

Лично для меня этот роман о войне стал еще книгой про учителей и учеников. И суворовское отношение к солдатам, про человеческое отношение к людям, без которого невозможно написать книгу про учителя. Кто учит? Момышулы – своих ротных, своих солдат. Генерал Панфилов – самого Бауыржана, командира своего резервного батальона.

Кто учится? Простые бойцы – дисциплине, смелости, ответственности. Kомандиры рот учатся у своего комбата. Момышулы – у своего генерала. У своих ротных. У своих солдат. И тем очевиднее успех и достижения человека, который понимает, что учиться можно у кого угодно и чему угодно. Что лю- бое слово, взгляд, ситуация могут стать полезными. И что только тогда ты сможешь научить других и чего-то от них требовать. И только тогда ты можешь найти отмеренную дозу и тот баланс между жесткой военной дисциплиной и возможностью дать кому-то второй шанс. И я еще постоянно себе напоминаю, что главному герою всего 30 лет!!! Невероятный человек! Это отличная книга для тех, кто работает с людьми в плане организации и ответственности. Еще она просто очень интересная. То есть я же знаю, что наши победили и что Москву не взяли, а все равно читаю и волнуюсь. Художественный талант автора? Не знаю. Правда жизни? Да.

Бауыржан Момышулы – легенда, которая является примером для многих людей не только в Казахстане и постсоветском пространстве, но и во всем мире! Честь, стальное мужество, сверхвысокая дисциплина, правдивость самому себе – вот чему можно поучиться у героя книги каждому из нас. В современном мире люди сталкиваются с различными проблемами и задачами. Эта книга поможет многим найти ответы на свои вопросы!

Ты хочешь мира – помни о войне!

Литература:

1. http: //www. dissercat. com/content/tvorchestvo- aleksandra-beka-poetika-nravstvennogo- stanovleniya-lichnosti-v-sotsialno-istoric

2. https: //www. inform. kz/ru/izrail-skiy-istorik- procitiroval-legendarnogo-bauyrzhana-momyshuly- na-vstreche-s-putinym-foto-video_a2928460

 

 

Даты. События.





 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no