Тема: Повторение частей речи.
Цель: обобщить материал по изученным частям речи.
Задачи:
1. Повторить изученный материал по таким частям речи, как имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол;
2. Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, память, наблюдательность, способность логически мыслить;
3. Прививать чувство локтя, культуру поведения на дороге.
Тип урока: урок систематизации и обобщения пройденного материала. Форма урока: урок-соревнование, интегрированный с ПДД. Оборудование: индивидуальные карточки, тексты, дорожные знаки, слово «Регулировщик».
ХОД УРОКА:
Психолого-педагогический настрой.
- Настройтесь. Повторяйте про себя: «Я готов к уроку. Я все знаю. Я буду отвечать полным ответом. Я буду писать грамотно».
Целевая установка.
- Сегодня у нас необычный урок. Тема его «Повторение частей речи». Цель урока – обобщить материал по изученным частям речи.
- Назовите их.
- На уроке мы найдем ответы на такие вопросы: чем же сходны между собой изученные части речи? Чем они отличаются?
- Открываем тетради, записываем число и тему урока. Итак, наш урок необычен еще и тем, что повторим мы не только правила русского языка, но и правила дорожного движения, так как приближается самая счастливая пора для детей – каникулы. Помогут мне 3 команды: «Красный», «Желтый», «Зеленый».
Учитель представляет жюри.
I стадия – вызов. «Мозговая атака»
1. Решите кроссворд. За каждый правильный ответ жюри начисляет 1 балл.
1. Самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
2 Постоянный признак имени существительного.
3 Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
4 Полная и краткая …
5 Мужской, женский, средний ...
6 Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.
7 Единственное и множественное ...
8 Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета.
9 Самостоятельная часть речи, которая обозначает количество и порядок предметов при счете.
10 Настоящее, прошедшее, будущее ...
2.
- Прочитайте в выделенных клеточках слово.
- Что такое морфология?
Морфология тесно связана с орфографией. Поэтому сейчас проведем словарную работу.
II стадия – осмысление.
3. Словарная работа. (Учащиеся прописывают слова на доске) За каждый правильный ответ жюри начисляет 1 балл.
- Главный человек на улице, управляющий движением транспорта и пешеходов. (Регулировщик)
- Кто подчиняется ему? (Водитель, пешеход)
- Подберите синоним к слову регулировщик. (Инспектор)
- Как называется палочка, которой регулируется движение? (Жезл)
- Как раскрашен жезл? С какой целью это так сделано?
- Полоса земли, предназначенная для передвижения. (Дорога)
- Дорога между двумя рядами домов , предназначенная для транспортного и пешеходного движения. (Улица)
- Обязан помнить пешеход знак «Пешеходный …» (переход)
- Тот, кто едет или собирается ехать на чем- либо. (Пассажир)
- Что заменяет на дорогах регулировщика? (Светофор)
- Из каких частей состоит слово светофор? (Свет, фор- с греческого означает «несущий» или «носитель».) А вместе светофор означает «носитель света». Цвета выбраны не случайно.
-Какие это цвета? Почему именно такие цвета используют?
- Когда и где появился первый светофор? (В Англии в 1868 году, освещался при помощи газовых светильников.)
- Где появились первые электрические светофоры? (В 1914 году в США, имели два сигнала: красный и зеленый.)
- Что означает каждый цвет на светофоре?
- Составьте предложение, используя словарные слова. Запишите, выполните его синтаксический разбор. Проверка.
- Слова какой части речи записаны в словарной работе?
- Что такое имя существительное?
4. Физминутка «Светофор». Работают только глаза. Смотрим вверх, вниз, вправо, влево.
5.
- С какой частью речи тесно связано имя существительное?
- Выразительно прочитайте стихотворение, выучите наизусть.
Светофор ты мой прекрасный!
Ты зеленый, желтый, красный!
Светишь ты на благо нам
На дорогах, где опасно,
Где движение ужасно,
Где машины тут и там.
6. Письмо по памяти. Взаимопроверка.
- Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Обозначьте разряд. Проверка.
- Что такое имя прилагательное?
7. Соблюдать правила дорожного движения помогают дорожные знаки. (Учитель показывает знак, дети его называют, с обратной стороны написано число, его записывают прописью на доске.) За каждый правильный ответ жюри начисляет 1 балл.
Для 1-й команды: 35
Для 2-й команды: 50
Для 3-й команды: 16
Для 1-й команды: 300
Для 2-й команды: 207
Для 3-й команды: 602
Проверка
- К какой части речи относятся эти слова?
- Что вам известно об этой части речи?
8. Сейчас я прочитаю небольшой текст. А вы должны прослушать и ответить на вопрос: какая часть речи заблудилась? (У каждой команды тексты лежат на столе.) … знаю, как называется часть дороги, по которой движутся автомобили, мотоциклы. А … знаешь? … называется проезжей. Пешком по … ходить строго-настрого воспрещается, а то под машину можно угодить и движению помешать. А где … можно ходить? По обочине. … специально для этого сделана. Обочина – полоса земли, которая идет рядом с основной дорогой. … нужно идти по краю дороги, навстречу движущемуся транспорту. Тогда … сможем увидеть идущий транспорт и не попасть в дорожно-транспортное происшествие.
- Итак, какая часть речи спряталась в тексте?
- Что вы о ней знаете?
- Запишите в тетрадь вставленные вместо точек местоимения и определите их разряд. Проверка. За каждый правильный ответ жюри начисляет 1 балл.
Дополнительно: 1-й команде дописать возвратное и неопределенное местоимения; 2-й команде дописать указательное и отрицательное; 3 -й команде дописать вопросительное и притяжательное.
Проверка. За каждый правильный ответ жюри начисляет 1 балл.
IV. Итог урока.
- Что делали на уроке?
- Чем сходны изученные части речи?
- Чем они отличаются?
Учащиеся составляют синквейн «Части речи».
Части речи
Самостоятельные и служебные.
Учат, обозначают, поучают.
Они необходимые в речи слова.
V. Домашнее задание. С оставить сказку о б изученных частях речи.
VI. Оценивание.
|