От редакции: Весной 2012 г. в Интернете мы нашли отчет об исследовательской работе по теме «Установки родителей как фактор эффективного внедрения в Беларуси инклюзивного образования». Исследование провела общественная организация «Офис по правам людей с инвалидностью» (адрес сайта - http://www.disright.org) Мы связались с Минском и попросили специально для наших читателей рассказать об этом исследовании. На наше предложение откликнулась руководитель организации Энира Броницкая. Предлагаем вашему вниманию ее статью.
В 2012 года просветительское правозащитное учреждение «Офис по правам людей с инвалидностью» в Республике Беларусь провело исследование «Установки родителей как фактор эффективного внедрения в Беларуси инклюзивного образования». Целью данного исследования было выявление установок и стереотипов родителей по отношению к инклюзивному образованию, выявление и анализ объективных и субъективных факторов, препятствующих принятию и реализации идеи инклюзивного образования со стороны родителей, разработка мер, направленных на формирование правильного отношения к внедрению инклюзивного образования. Для реализации цели и задач исследования был использован качественный метод получения социологической информации – фокус-группа.
Современная система образования в Беларуси переживает изменения. Это, в частности, выражается в актуализации ценностей инклюзивного образования детей с инвалидностью. Сегодня интеграция детей-инвалидов в систему дошкольных учреждений и начальных школ Беларуси является одной из основных задач в сфере образования.
Согласно статистическим данным, в Республике Беларусь численность детей в возрасте до 18 лет на начало 2011 года составляла 1 737 400 человек. Около 7% детей имеют особенности психофизического развития. По официальным данным, в стране насчитывается 25 562 ребенка-инвалида и более 120 000 детей с особенностями психофизического развития, нуждающихся в специальных условиях для обучения. Из них дети с нарушениями речи составляют 87,9%, дети с интеллектуальной недостаточностью – 11,8%, дети с нарушениями психофизического развития – 9,3%, дети с нарушениями зрения – 2,5%, дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – 2,1%, дети с нарушениями слуха – 1,5%, дети с тяжелыми множественными нарушениями – 1,5%. Ежегодно в Беларуси впервые признаются инвалидами около 3000 детей до 18 лет. Число детей-инвалидов с каждым годом увеличивается.
По официальным данным, в настоящее время в Республике Беларусь на базе обычных школ работают 222 специальных класса, 5787 классов интегрированного обучения, а также 1368 пунктов коррекционно- педагогической помощи. Число учеников, обучающихся дома, в специальных школах или в школах-интернатах, уменьшается. В более чем 10 школах создана безбарьерная среда (Минск, Гродно, Брест).
Однако, в Беларуси инклюзивная образовательная практика достаточно ограничена, во многом экспериментальна и неустойчива. Это обусловлено тем, что система инклюзивного образования находится на стадии формирования. Больше половины детей с особенностями развития по-прежнему обучаются в специальных учебных заведениях интернатного типа. Интеграция детей с особыми образовательными потребностями происходит в давно сложившуюся, трудно принимающую инновации систему нормативного массового образования, что не может быть безболезненным или безразличным для этой системы (организационно, содержательно, нормативно, дидактически, экономически, психологически).
В рамках исследования был сделан вывод, что существующая на сегодняшний день система обучения детей-инвалидов все еще не соответствует потребностям и ожиданиям детей-инвалидов и их родителей. Несмотря на многообразие форм обучения детей-инвалидов в нашей стране, доступ для них к образованию по-прежнему затруднен, а качество предоставляемых образовательных услуг остается на относительно невысоком уровне.
На современном этапе в Беларуси наблюдается противоречие между декларированием предоставления равных прав и возможностей обучения и воспитания детям с особенностями развития, которые отражены в Законе РБ «О специальном образовании», и их практическим внедрением в жизнь. Так же отдельно отмечена проблема отсутствия обратной связи с родителями детей-инвалидов при принятии управленческих решений, разработке законодательных актов в области обучения детей с особенностями развития, что приводит к принятию неэффективных мер.
Участники всех фокус-групп сошлись во мнении относительно объективных препятствий в развитии системы инклюзивного образования в Республике Беларусь. Одним из важнейших препятствий для развития системы инклюзивного образования в нашей стране является отсутствие специально подготовленной «безбарьерной среды» в учебных заведениях, недостаточно развитая инфраструктура, физическая недоступностью учебных учреждений. Многие учебные учреждения все еще не оборудованы для передвижения и обучения инвалидов. Одна из наиболее острых проблем вызвана сложностью передвижения инвалидов с места жительства на место учебы.
Еще одна проблема, отмеченная родителями, связана с кадровым обеспечением. Интегрированное обучение требует подготовки соответствующих специалистов. Во-первых, учебные учреждения пока не вполне готовы принять большое количество учащихся в интегрированные классы и группы, поскольку существует проблема нехватки соответствующих специалистов (педагогов, ассистентов). Во-вторых, профессиональная подготовка педагогов общего образования на данный момент не является достаточной для реализации инклюзивного подхода. Серьезным препятствием на пути к развитию совместного образования обычных детей и детей с инвалидностью является недостаточная подготовка школьных учителей к работе с детьми, страдающими серьезными нарушениями здоровья (в том числе психологическая), недостаточность их знаний о том, как работать с детьми-инвалидами. Ситуация осложняется отсутствием специальных учебно- методических материалов, пособий, средств обучения и обучающих программ.
Для развития инклюзивной практики образования нужны системные институциональные изменения, но самые сложные из них – это изменения в профессиональном мышлении преподавателей и сознании родителей. Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации «безбарьерной среды», но и с препятствиями социального характера, заключающимися в распространенных установках, стереотипах и предрассудках, в том числе в готовности или отказе родителей, имеющих детей-инвалидов, и родителей здоровых детей принять новые принципы образования. Гипотеза о том, что большинство родителей здоровых детей поддерживают идею о необходимости развития системы интегрированного обучения, но в реальности не готовы отдавать своих детей в интегрированные классы, нашла свое подтверждение в ходе исследования. В ходе фокус- групп родители здоровых детей соглашались с тем, что существует необходимость развивать систему инклюзивного образования в Беларуси (увеличивать количество интегрированных классов, повысить квалификацию учителей, информировать родителей здоровых детей о существовании такой формы обучения и т.д.), но в ситуации выбора не проявили готовности отдать своего ребенка для обучения в интегрированный класс либо утверждали, что они готовы к этому при соблюдении определенных условий (квалификация педагога, количество учеников в классе, степень тяжести нарушения здоровья у ребенка-инвалида и т.д.). Также родители самих инвалидов часто не готовы отдавать своих детей в обычные школы из-за страха, опасений, что с ребенком будут плохо обращаться остальные дети и учителя. Некоторые родители предпочитают обучать своих детей на дому из-за боязни «за свою репутацию», т.к. в нашем обществе распространено мнение о том, что большинство детей-инвалидов – это дети пьющих родителей, из неблагополучных семей и т.п. В этом контексте участники обозначали и проблему неготовности педагогического состава и администрации школ, о которой говорилось выше. Эффективная реализация включения особого ребенка в среду общеобразовательного учреждения зависит от отношения родителей обеих категорий к данной форме обучения.
Развитию системы инклюзивного образования в нашей стране также препятствует отсутствие информации об инвалидах в обществе, что, в свою очередь, приводит к их социальной изоляции и восприятию их как неравноправных по отношению к остальным гражданам. Участники фокус-групп высказывались в пользу расширения доступа населения к информации об инвалидах.
Несмотря на наличие множества проблем в отношении развития системы инклюзивного образования в нашей стране, в течение последних лет наметился положительный сдвиг в решении проблемы включения детей с особенностями развития в образовательный процесс. Согласно мнению участников фокус-групп, основным фактором улучшения ситуации с доступом образования для детей с особенностями развития, реализацией их права на образование является активная деятельность родителей этих детей, которые лично заинтересованы в повышении качества образовательной системы и доступа к образованию.
По результатам исследования был выделен ряд мер, направленных на повышение доступа детей- инвалидов к образованию, совершенствование качества предоставляемых инвалидам образовательных услуг и развитие инклюзивного образования в нашей стране. Для этого необходимо предпринимать следующие шаги.
1. Учитывать мнение родителей детей-инвалидов при принятии управленческих решений, разработке законодательных актов в области обучения детей- инвалидов.
2. Информировать все группы населения о проблеме инвалидов, используя средства массовой информации, включая создание телевизионных передач, социальных роликов, фильмов об инвалидах и с их участием, размещение материалов об инвалидах в газетах, журналах для взрослых и детей, Интернете и т.д.; проведение различных совместных мероприятий для здоровых детей и детей-инвалидов (конкурсов, фестивалей, концертов, выставок и т.д.).
3. Уделять больше внимания подготовке школьных учителей к работе с детьми-инвалидами на этапе получения высшего педагогического образования (обучение соответствующим специальностям , введение спецкурсов , направленных на выработку навыков организации учебного процесса с участием детей-инвалидов, прохождение учебной практики в интегрированных классах, психологические тренинги) и в рамках системы последипломного образования (курсы повышения квалификации для педагогов, работающих с детьми-инвалидами).
4 . Усовершенствовать подготовку вспомогательного персонала для оказания индивидуальной помощи детям-инвалидам, не связанной с обучением предметам школьной программы (перемещение из класса в класс и др.), обеспечить такими работниками все школы, в которых функционируют интегрированные классы.
5 . Осуществлять предварительную психологическую подготовку детей, родителей и учителей в школах, где планируется создание интегрированных классов.
6. Разработать систему оказания психологической помощи и социальной поддержки родителям детей- инвалидов.
7. Способствовать как можно более раннему включению детей-инвалидов в инклюзивную среду (с детского сада, с первых классов школы), поскольку это существенно повышает шансы такого ребенка на успешную интеграцию не только в учебный процесс, но и в другие сферы жизни общества.
8. Активизировать деятельность по дальнейшему созданию благоприятной среды для обучения детей с особенностями развития; 9. Расширить использование при обучении инвалидов дистанционных средства обучения, инновационных методов и информационно- коммуникационных образовательных технологий с целью упрощения освоения ими учебного материала.
10. Разработать программы обучения и социализации для детей с психическими расстройствами.
11. Улучшить качество доставки детей с особенностями развития с учетом их физических возможностей, пожеланий родителей. Принять меры по организации службы доставки к каждой интегрированной школе.
Полный текст исследования доступен на http://www.disright.org/sites/default/files/inclusive_ education.pdf
|