электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2020 г.

 

Реaлизaция инклюзивного обрaзовaния в уcловиях обновленного cодержaния среднего обрaзовaния

№ 2 (193) февраль 2020

Д.Ш. ЖУМАГАЛИЕВА, заведующая кафедрой, магистр педагогики, филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР ЗКО», г. Уральск

 

Анализ результатов анкетирования выявил организационно-методические проблемы инклюзивного обучения в условиях реализации обновленного содержания среднего образования:
– учебно-методические условия качественной реализации учебных программ с учетом инклюзивного образования;
– освоение всеми обучающимися учебных целей, сформулированных в виде ожидаемых предметных результатов;
– отбор методов обучения по обновленному содержанию образования в условиях инклюзии;
– оценивание результатов изучения предмета с применением критериального оценивания в условиях инклюзивного образования.


Одна из задач развития государства в русле социальной модернизации, выдвинутая Президентом нашей страны Касым-Жомартом Токаевым в своем Послании народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана», – это поддержка института семьи и детства, создание инклюзивного общества. Президент отмечает: «Особое внимание должно уделяться семьям, у которых на попечении находятся дети с ограниченными возможностями. Только по официальной статистике на учете по инвалидности состоит более 80 тысяч детей. Правительству следует разработать меры по улучшению медицинского и социального сопровождения детей с диагнозом ДЦП. Необходимо расширить сеть малых и средних центров реабилитации для детей в «шаговой доступности». Мы обязаны создавать равные возможности для людей с особыми потребностями» [1].

В условиях перехода на обновленное содержание среднего образования все школьные учителя в нашей республике проходят обучение на курсах повышения квалификации (ПК) по предметному содержанию образовательных программ с обновленными целями обучения, методике преподавания и оцениванию учебных достижений обучающихся. Данные аспекты достаточно подробно изучаются учителями на курсах ПК, однако программа курса повышения квалификации не предусматривает специальные темы по организации учебного процесса по обновленным программам с учетом инклюзивного образования. Как показывает практика учителей и результаты анкетирования, проводимого в рамках курсов повышения квалификации, педагогам необходимы специальные курсы по аспектам инклюзивного образования в условиях обновленного содержания образования. В соответствии с запросами педагогов в филиале АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» «Института повышения квалификации педагогических работников по Западно-Казахстанской области» города Уральска на курсах повышения квалификации за 2018-2019 годы было обучено свыше 1700 слушателей. Данный курс направлен на развитие профессиональных компетентностей педагогов по организационно-педагогическим основам инклюзивного образования, по применению технологии психолого-педагогического сопровождения, коррекционно-развивающего обучения, по проектированию оптимальных педагогических маршрутов для обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП). По завершению курса у слушателей систематизируются знания об основных направлениях государственной политики в области инклюзивного образования; они осваивают технологии психолого-педагогического сопровождения, коррекционно-развивающего обучения; овладевают навыками составления индивидуальной образовательной программы, проектирования оптимального педагогического маршрута для обучающегося с особыми образовательными потребностями и навыками применения критериального оценивания учебных достижений.

Для создания учебно-методических условий качественной реализации учебных программ с учетом инклюзивного образования на курсах внимание учителей обращается на одну из важных характеристик обновленных учебных программ – это их гибкость и универсальность. Учителям дается возможность самостоятельно определять количество часов и последовательность изучения подразделов, тем или целей обучения в рамках раздела и соответствующей четверти, что с успехом помогает адаптировать образовательные программы, методику преподавания и оценивания к особым образовательным потребностям обучающихся.

Дифференцированный подход в обучении является одним из самых оптимальных возможностей успешной организации инклюзивного образования в общеобразовательной школе. Учитывая особенности обучения детей с особыми образовательными потребностями (ООП), мы рекомендуем слушателям планировать урок с учетом способов дифференциации и фиксировать данные аспекты в краткосрочном плане (КСП). Так, например, при разработке целей урока их можно ранжировать на «все», «большинство» и «некоторые», где цели, направленные на ожидаемые результаты детей с особыми образовательными потребностями, будут сформулированы под строкой «все» или, при необходимости, можно дополнительно сформулировать цели урока для детей данной категории. Также в концептуальной части КСП можно рекомендовать дополнительную строку с указаниями планируемых ожидаемых результатов детей с особыми образовательными потребностями.

При планировании хода урока с учетом инклюзивного образования учителю необходимо организовывать деятельность учащихся класса через различные виды дифференциации, рекомендуемые в рамках курсов по обновлению содержания среднего образования. Оптимальными способами дифференциации могут выступить:

– задание, т.к. оно включает в себя задания для учеников с разными уровнями знаний; создание упражнений и заданий или различных таблиц, соответствующих потребностям учеников с ООП; использование карточек с заданиями с умеренным уровнем сложности (посильный) либо на один уровень выше для детей, у которых наблюдается прогресс в обучении;

– диалог и оказание поддержки – ученикам с ООП во время выполнения задания необходима всесторонняя и конкретная помощь. Учитель может задавать заранее подготовленные наводящие вопросы. При использовании данного способа важную роль играют также словесная поддержка и стимулирование;

– источники – предложите детям с ООП посильные источники и дополнительные ресурсы для успешного усвоения учебного материала;

– темп – ученики с ООП работают медленнее, чем другие учащиеся, поэтому им необходима помощь при объяснении основных тем, дается некоторое дополнительное время;

– итоги – предоставляя ученикам с ООП обратную связь, нужно учитывать их собственную траекторию обучения;

– оценивание – ученики постоянно оцениваются, таким образом, педагогическая деятельность и другие виды дифференциации могут постоянно корректироваться в зависимости от потребностей учеников с ООП. Педагогическая деятельность должна быть универсальным процессом, определяющим сферы, которые нуждаются в улучшении и коррекции;

– классификация – при необходимости учитель может разбить детей на группы по уровню оказания поддержки ученикам с ООП [2].

О планируемых в рамках одного урока способах дифференциации учителям предоставляется возможность указать ее в дополнительной информации по КСП. После проведения урока учителю необходимо сделать рефлексию урока и дать итоговую оценку, где обязательно надо указать: что узнал об учениках в целом или отдельных лицах (детях с ООП в том числе)?

Для организации инклюзивного образования мы рекомендуем педагогам прежде всего руководствоваться нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность организаций образования.

Алгоритм оценки потребностей ученика (имеющего рекомендации ПМПК) и обеспечения его психолого-педагогической поддержки представлен в методических рекомендациях «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе», размещенных на сайте Национальной академия образования имени И. Алтынсарина https://nao.kz/ [3].

Рекомендуем данный сайт всем педагогам, работающим в условиях инклюзивного и специального образования. На страницах сайта размещена нормативно-правовая база специального и инклюзивного образования; электронная база учебников и учебно-методических комплексов (УМК) для специального образования, Типовые учебные программы для детей с ООП. Для изучения образовательных потребностей обучающихся существует много подходов, которые предложены в методических рекомендациях.

В рамках курсов организуется встреча педагогов со специалистами областной и городской психолого-медико-педагогических консультаций, методистами областного методического кабинета, курирующими инклюзивное образование, опытными педагогами-практиками (http://www.zkoipk.kz/ru/news/5358-news.html, http://www.zkoipk.kz/ru/news/4583-news.html, http://www.zkoipk.kz/ru/news/4584-news.html) [4].

Вместе с тем, на данном этапе имеют место профессиональные проблемы в организации учебного процесса в условиях обновленного содержания образования. Их решение мы видим в разработке методических рекомендаций по реализации инклюзивного образования в условиях обновленного содержания образования, в продуктивном сотрудничестве по обмену опытом между педагогами всех уровней образования в рамках научно-практических и методических мероприятий.

Литература

1. Послание Президента РК Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» от 2 сентября 2019 года. https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_ of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana

2. Раздаточный материал курса повышения квалификации педагогов,«Центр педагогического мастерства» АОО «НИШ»

3. https://nao.kz

4. http://zkoipk.kz

 


Инклюзивное образование







 

 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10