электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Информационные материалы.

ПРОЕКТ  "ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН".

 

Архив проектов:
 

Наши друзья


 
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено

 

Материалы проекта
"Живая связь времен"


скачать фильм
"Живая связь времен" (каз.яз)

скачать фильм
"Живая связь времен" (рус.яз)

Ролик-презентация сборника
"Сказочники среди нас". Скачать.




Отзывы о проекте
"Живая связь времен"




«Живая связь времен» - проект Общественного образовательного фонда «Открытая школа», лауреат VII Ярмарки социальных идей и проектов в номинации «Семья и устойчивое развитие». Ярмарку ежегодно проводит Фонд Первого Президента Республики Казахстан. Это логическое продолжение и развитие проекта «Родительский клуб как модель взаимодействия семьи и школы», который ООФ «Открытая школа» осуществляет с 2009 года также при поддержке Фонда Первого Президента Республики Казахстан и при участии Государственной детской библиотеки им. С. Бегалина.

Цель проекта - создать информационно-методическое сопровождение форм и методов работы с родителями, направленных на укрепление межпоколенных связей.

Одной из эффективных форм общения с родителями является клуб. Это подтвердил наш двухлетний опыт работы по проекту «Родительский клуб как модель взаимодействия семьи и школы». Поначалу некоторые родители и педагоги посчитали затею не серьезной. Но в конце первого года работы члены клуба пришли к выводу: «Вы создали сообщество интересных друг другу людей». Что и требовалось доказать! Общаясь в клубе на равных, педагоги и родители лучше понимают друг друга, между ними возникает канал доверия, который помогает им объединиться, чтобы решать непростые задачи в интересах детей. Познакомиться с опытом работы клуба можно на страницах журнала «Открытая школа» и на нашем сайте open-school2011.narod

В рамках проекта «Живая связь времен» мы

  • разработали и провели два заседания родительского клуба на темы «Профессии бабушек и дедушек» и «Бабушкины сказки». Их сценарии опубликованы в «Открытой школе» и на сайте, любой учитель может ими воспользоваться для проведения родительских собраний;

  • сняли документальный фильм «Живая связь времен», в основе которого также лежат заседания клуба. Он состоит из трех частей - «Колыбельные народов Казахстана», «Роль отца: возвращение утраченного смысла», «Профессии бабушек и дедушек». Фильм можно по частям смотреть и обсуждать на родительских собраниях (он также размещен для бесплатного скачивания на сайте);

  • провели конкурс «Бабушкины сказки» и выпустили сборник «Сказочники среди нас», с помощью которого классный руководитель, школьный психолог или библиотекарь смогут организовать работу с бабушками и дедушками.

Воспитание детей всегда было непростым делом, а в наше время - особенно. Во-первых, неблагоприятная информационная среда. Этот факт уже даже доказывать не надо. В России, например, в декабре 2010 года был принят закон о защите детей от влияния этой среды, правда, вступит он в силу с 1 сентября 2012 г.
   Во-вторых, отсутствие времени у родителей. Они заняты добыванием «хлеба насущного».
   В-третьих, сегодня положение родителей пошатнулось. Исчезает само понятие «родительская власть» (власть - это право и возможность принуждать кого-либо к чему-либо), в распоряжении родителей остались только авторитет (общепризнанное значение, влияние) и любовь. Но, если власть давалась родителям извне (она была закреплена в нормах права), то авторитет и любовь нужно заработать самостоятельно. И это целиком и полностью зависит от родителей. А у нас до сих пор преобладает мнение, что роль родителя не требует каких-либо специальных знаний и навыков, родитель – это просто родитель. Родители нуждаются в профессиональной помощи, но принять ее не готовы. Мешают амбиции и стереотипы.
   В-четвертых, сегодня родителями становятся молодые люди, чье детство и юность пришлись на самые тяжелые первые годы перестройки, когда рушились привычные ценности. Они оказались под их обломками. Дети видели растерянность и неуверенность взрослых, которые были в шоке и не смогли стать опорой в это трудное время для детей. В те годы шестиклассники на вопрос «Кем ты хочешь стать?» отвечали - путаной (девочки), или киллером (мальчики). Теперь они выросли, повзрослели и поумнели, но последствия той духовной катастрофы, которую они пережили, сказываются сегодня на них и на их детях.

Кто поможет родителям?
  Дефицит родительского внимания могли бы восполнить бабушки и дедушки, но сегодня они далеки от своих внуков в прямом и переносном смысле. Мало осталось многопоколенных семей, особенно в городах.
  Летом 2003 года я случайно оказалась на встрече с доктором медицинских наук, профессором Сергеем Влаильевичем Казначеевым.    Тогда он озвучил простую, но очень важную мысль: «У каждого поколения свои задачи. Задача детства - познание мира. Не отягощенные жизненным опытом, который учит отгораживаться от таящей опасность внешней среды, дети открыты ей. Они первыми «ловят» изменения, происходящие в мире, но не умеют еще их объяснить и проанализировать. Это задача бабушек и дедушек, поскольку, отойдя от карьерной суеты, от деятельности, требующей большой физической активности, от ответственности они могут предаться созерцательности и имеют возможность наблюдать за своими внуками, «считывать» информацию, которую дети им приносят. На основании этой информации старшее поколение может сделать прогноз о том, как будет развиваться общество в ближайшие 10-15 лет, и дать духовный посыл среднему поколению, то есть мамам и папам. Таким образом, общество от поколения к поколению прирастает духовными ценностями». То есть, не напрямую от отца - к сыну, не линейно, как это кажется на первый взгляд, и не просто передача прежнего опыта, а с «приращением» за счет осмысления опыта сегодняшнего дня. Таким образом, в процессе задействованы одновременно три поколения, и именно это делает межпоколенные связи прочными, а общество - устойчивым, потому что устойчивость любой системы зависит от количества и качества связей между ее составляющими.
   В 2007 г. ООФ «Открытая школа» провел опрос родителей в г. Алматы. На вопрос «К кому вы обратитесь за помощью в случае проблем с детьми?» только 13% ответили: «К старшим родственникам». Одна молодая журналистка, мать троих сыновей, сказала, что никогда не будет советоваться со своей мамой, потому что у нее устаревшие взгляды. Может быть, дело не в устаревших взглядах (ведь, по сути, дедушки и бабушки транслируют веками выверенный народный опыт), а в неумении «считывать» с внуков современную информацию, переработать ее, и, дополнив ею свой опыт, донести его до среднего поколения. Ведь это еще надо суметь сделать! К сожалению, довольно часто люди останавливаются в своем развитии, выдавая достигнутую ими отметку за вершину. Но расти должны все. Например, в традиции еврейского народа есть такое правило: если в семье учится ребенок, учится вся семья. В противном случае связь поколений рвется, «деды, отцы и дети» начинают говорить на разных языках и не понимают друг друга.

Что может делать бабушка, не ущемляя родительской самостоятельности? Конечно, рассказывать сказки. И это, поверьте, совсем не мало! Сказка настолько привычна и обыденна, что мы и не задумываемся о ней, как о чем-то судьбоносном. Это как вода и воздух: пока есть - не замечаем, а попробуйте без них! Убери сказку из жизни человека - и все рассыплется. Сегодня, педагоги, психологи и специалисты по детскому чтению отмечают, что в настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги, мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим ее первоначальный смысл, превращая сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Одновременно в современных семьях искажается воспитательная роль бабушки.
   Напрашивается вывод: необходимо вернуть сказкам и бабушкам-дедушкам их первоначальную роль. Но, как я уже писала, задача старшего поколения не просто передать накопленный опыт, но дополнить его осмыслением реалий сегодняшнего дня и донести в ненавязчивой, не вызывающей отторжения форме до младшего и среднего поколений. И здесь сказка незаменима. Так родилась идея провести конкурс «Бабушкины сказки», чтобы собрать и издать сказки, которые сегодня сочиняют наши современники своим внукам и детям, сделав их достоянием общественности. В сборник «Сказочники среди нас» вошли сказки 18-ти авторов из Алматы, Костаная, Кокшетау, Жезказгана, Павлодара, Тараза. Он издан тиражом 1000 экземпляров. Мы отправим его во все областные детские библиотеки, департаменты по защите прав детей, библиотеки системы повышения квалификации педагогических кадров. Его получат все школы Алматы, кроме того, он размещен на нашем сайте open-school2011.narod.ru для бесплатного скачивания.
   В июле 2011 года, когда верстался сборник, по программе «Время» прошел интересный сюжет из Израиля. Там в одном из парков установили фигуры сказочных героев из песка. Но, прежде чем заказать художникам и скульпторам работу, организаторы опросили родителей: героев каких сказок они хотели бы видеть в парке. Многие родители назвали сказки своего детства и объяснили свой выбор так: «Наши дети сегодня растут на других сказках, и поэтому у нас нет с ними общего языка». Комментарии, как говорится, излишни…
Бабушки и дедушки нужны не только маленьким детям. Наверное, даже больше они нужны подросткам, особенно в тот момент, когда они понимают, что жизнь конечна, и им нужно пережить мысль о смерти. У французского психоаналитика Франсуазы Дольто есть наблюдение: множество подростков, преодолевших этот период, говорили, что понимал их в это время кто-то очень немолодой: «С бабушкой было проще», «Он(она) был(а) единственный (ая), кто меня понимал(а)», «Дедушка был что надо».
   Я думаю, что именно бабушки и дедушки сегодня могут сделать очень много для профилактики подросткового суицида. Не случайно в Британии есть программа социальной помощи подросткам, по которой тинейджерам предоставляют бабушек и дедушек напрокат. В ней участвуют пенсионеры-волонтеры старше 50 лет. Их отбирают по строгим критериям, а после кастинга проводят тренинги по работе с подростками. Каждому волонтеру специалисты в индивидуальном порядке подбирают подростка, с которым он встречается один раз в неделю на три часа.

Ближе всех к родителям - педагоги. Однако, по данным вышеупомянутого опроса среди родителей г. Алматы, к учителям за советом обращаются только 10% опрошенных родителей. Очевидно потому, что у педагогов нет необходимых для этого знаний. 118 человек из 125 опрошенных нами в 2008 г. педагогов Алматы, Алмтаинской области и Караганды отметили, что они нуждаются в дополнительной информации по проблемам семейного воспитания.
Проект «Живая связь времен» помогает педагогам восполнить этот пробел. Его цель, как уже выше упоминалось, - создать информационно-методическое сопровождение форм и методов работы с родителями, направленных на укрепление межпоколенных связей.
   Конечно, решить все проблемы при помощи одного проекта невозможно. И мы предлагаем начать с малого. В огромном коме проблем вычленить небольшие точечные проблемы, с которыми мы можем легко справиться самостоятельно, но беда в том, что мы их за проблемы-то и не считаем. Подумаешь, сказку ребенку на ночь не рассказали или колыбельную не спели. Зачем, когда есть магнитофоны, плееры, телевизоры, говорящие книги: они все прекрасно сделают за нас. Взрослые часто перекладывают на них свои воспитательные обязанности, не задумываясь о том, к чему это приведет, как мышка-мать в сказке Самуила Маршака «О глупом мышонке», которая побежала звать в няньки тетю кошку. Печальный конец этой сказки всем известен. А потом мы удивляемся, что происходит с нашими детьми, откуда всплеск правонарушений, апатии, бездуховности, наркомании, подросткового суицида.
   Вспомните эффект бабочки. Мы все настолько взаимосвязаны и взаимозависимы, что взмах крыла бабочки в Айове может вызвать необратимые изменения в Индонезии. А вовремя спетая колыбельная и рассказанная сказка могут изменить судьбу человека.

Л.А. Попова, руководитель проекта


Проект «Живая связь времен» завершен. Но наступил не менее ответственный и сложный период - продвижение информации к целевой аудитории. Ведь по-настоящему проект заработает, когда его плодами начнут пользоваться педагоги и родители. И чем больше людей смогут это сделать, тем выше эффективность проекта.

Что мы для этого уже сделали?

Во-первых, провели презентацию итогов проекта в Фонде Первого Президента. На ней присутствовало более ста человек - авторов сборника, педагогов, библиотекарей и родителей г. Алматы. Подробную информацию об этом событии читайте в газете «Дружные ребята» (№44, 1 ноября 2011 г.);

Во-вторых, разослали посылки со сборниками и дисками во все областные детские библиотеки и департаменты по защите прав детей;

В-третьих, постоянно рассказываем о проекте на всех встречах с педагогами и родителями.

Хотелось бы, что бы и посетители сайта внесли свой вклад. Дорогие друзья, если вам понравились наш фильм и сборник, расскажите о них своему окружению, дайте адрес сайта, чтобы и другие люди тоже могли скачать материалы проекта и использовать в своей работе.

Первые отклики на проект уже поступили. Но нам хотелось бы знать и ваше мнение о результатах проекта. Это очень важно для нас, так как позволит выработать стратегию его продолжения с учетом ваших замечаний и предложений.

На самом деле бабушек и дедушек, пишущих сказки для своих внуков, у нас в стране гораздо больше, чем в нашем сборнике. К сожалению, о них мы стали узнавать уже после завершения проекта. Например, с творчеством очень интересной бабушки - Кульбаршин Мукановой - меня познакомили в Петропавловске в областной детско-юношеской библиотеке им. Г. Мусрепова. Библиотека издала два небольших сборника ее стихотворений для детей (с любезного разрешения библиотеки мы разместили эти сборники на нашем сайте). Наверняка и вы знаете таких замечательных бабушек и дедушек. Напишите нам о них, мы разместим эту информацию на сайте.


Отзывы о проекте "Живая связь времен"

В рамках проекта Общественного образовательного фонда «Открытая школа» «Живая связь времен» мне посчастливилось посмотреть документальный фильм «Живая связь времен», в основе которого лежат очень важные проблемы современного общества. Он состоит из трех частей - «Колыбельные народов Казахстана», «Роль отца: возвращение утраченного смысла», «Профессии бабушек и дедушек». В рамках этого же проекта, я прочла сборник «Сказочники среди нас», в который вошли сказки 18-ти авторов из Алматы, Костаная, Кокшетау, Жезказгана, Павлодара, Тараза. Переосмыслив увиденное и прочитанное, я решила поделиться своими мыслями.

Посмотрев первый раз фильм (а я его смотрела много раз), поняла, что он мне интересен не только как гражданину многонационального Казахстана, не только как учителю с 25-ти летним стажем и бывшему руководителю педагогическим коллективом, но и как маме взрослого сына и (в мечтах) бабушки своих внуков. Вместе с просмотром фильма и чтением сказок я мысленно листала историю своей жизни, своей педагогической деятельности, всплывали поражения и успехи, осмысление пройденного…

Современное общество неудержимо движется в сторону одичания, старших не уважают, правосудие не признается, учителей не слушают, теряется связь поколений, происходит отторжение любых форм авторитета. Перед нами стоит серьезная проблема оздоровления общества. Решить проблемы одним фильмом или сборником невозможно, да и авторы не претендуют на это. Но пробудить желание задуматься, измениться хотя бы к своим детям - начало трудного пути. В фильме решение проблем дробится на несколько подпроблем , которые неразрывно связаны между собой.

Прежде всего - это семья, её уклад, традиции, связь поколений. Если семейный уклад народа нарушается, то общество начинает серьезно болеть. Именно в семье происходит передача опыта от одного поколения другому. Семья — это живой организм. А в каждом организме имеются органы, которые выполняют разные задачи. Например, возьмем яблоню. У дерева есть корни, которые держат его крепко на земле и питают его. Есть у яблони и ветки, на них растут листья, появляются цветы и, наконец, созревают плоды — яблоки. Кто важнее: корни или ветви? Глупый вопрос, все важны! Но что будет, если корни полезут из земли, чтобы на них росли яблоки, а ветви потянутся к земле, чтобы самим питаться от земли? Роль бабушек и дедушек с их сказками, роль материнских колыбельных, передаваемых из поколения в поколение, способствуют появлению идеалов, жизненных ценностей, плодов.

Решение проблемы отторжения авторитета в обществе решается определением в фильме роли отца в семье, обществе. Каким образом современные отцы могут вернуть себе статус блюстителей законов жизни семьи и при этом не стать домашним тираном? Почему так важно, чтобы эту особую роль отца признали семья и общество?

Мужчина, как муж и отец, в семье и обществе занимает особое место и выполняет незаменимую роль. Но дело осложняется тем, что в нынешнем мире бытует множество самых различных представлений о том, каким быть мужчине, как ему выглядеть и что делать, и образец совсем затерялся в этой разноголосице мнений. Впору говорить о кризисе роли мужчины как в обществе в целом, так и в семье в частности, который привел к смешению понятий о том, как должен вести себя мужчина. Это подтверждает целый ряд проблем: рост сексуальных преступлений, гомосексуализм, разводы, мужской шовинизм и феминизм, споры о роли мужчины и женщины, и т.д. Такой кризис обусловлен многими причинами, главная из которых – потеря большинством мужчин и отцов духовных ориентиров и приоритетов в отношении своего истинного призвания и предназначения. Рассуждения отцов семейств, приведенных в фильме, могут ответить на многие вопросы, стоящие перед обществом.

Народная мудрость гласит: «Воспитывая детей, помните, что вы воспитываете родителей для своих внуков». Помните об этом, нам жить в этом обществе и с теми людьми, которых мы воспитали сейчас!

Смирнова Ирина Георгиевна  


Скачала вашу книжку сказок, - она вышла очень хорошо, чудные сказки, полезные статьи. В детстве я обожала сказки, и эти, точно, прочла бы с удовольствием. Особенно мне понравилось, что в книге ощущается энергия бабушкиной любви, ее теплота. Единственно, жаль, нет цветных иллюстраций, но тогда вы, вероятно, не вписались бы в бюджет. В целом книга произвела впечатление очень полезной и нужной, как для детей, так и для взрослых, вы все молодцы, что сделали такое важное дело. Желаю вам удачи и новых таких же замечательных проектов!
 

С уважением,
Элина Ширай, ОФ «Дети радуги»