Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать.
Д. Лихачев
Что такое Родина, как можно выразить любовь к ней, истинную, подлинную, непреходящую? А можем ли мы измерить патриотизм человека по отношению к своей стране, народу? На все эти вопросы можно получить ответы, познакомившись с деятельностью по краеведению в НИШ ФМН г. Тараз.
Высокую оценку предмету «Краеведения» в своей статье «Краеведение как наука и как деятельность» дает Д.Лихачев. Именно поэтому эпиграфом к статье стала цитата из его труда.
Краеведение. Так какой же смысл для меня заключен в этом слове? Наверное, в первую очередь подарить детям возможность осознанности, понимание происходящего, принятия общечеловеческих ценностей через взаимодействие с окружающим миром: живой и неживой природой, взаимоотношения с людьми, их прошлым или настоящим.
Кто же может вести краеведение?
Практика показывает, что им может быть учитель, обладающий следующими критериями: горячим сердцем, неутомимой душой и большим интеллектом. К тому же это, наверное, единственный предмет, где необходимо обращаться к труду помощников в качестве волонтеров. Ими могут оказаться самые разные люди: родители, коллеги, бывшие ученики, администрация и просто заинтересованные люди.
Конечно, можно ждать, когда найдутся дополнительные часы, будет составлена программа, заинтересуются учащиеся и так до бесконечности. Но если вы соответствуете критериям, перечисленным выше, то начинайте, действуйте.
Как начать?
Пригласите учащихся нескольких классов (не переживайте, все не при- дут) в ближайший выходной к ближайшему интересному объекту, создайте интригу, обыграйте саму экскурсию и поверьте, ваш труд окупится с лихвой.
Что вы теряете?
Время, которое могли бы использовать в личных целях; зону комфорта; ночной покой, так как, может, придется готовиться к урокам за счет сна.
Что вы получаете взамен?
Другой взгляд на своих учащихся, формирование невидимых нитей доверия, заинтересованность к изучению предмета, положительные эмоции, сторонников изучения вашего предмета, и в конце концов вы пошевелились, следовательно, вы сделали шаг к физическому здоровью.
А как к этому относятся участники процесса?
Точка зрения участника события.
Для меня лично краеведение – это не только познание своей родины, местности, и тем самым познание самого себя. Отличие предмета краеве- дения от остальных предметов в его практическом опыте. В практическом содержании.
Походы в горы тесно связывают нас с историей и окружающим миром, что позволяет повышать интеллект, знания по разным предметом. Изучение родного края посредством походов в горы развивает не только личность человека как внутренне, так и внешне. Учащиеся становятся физически более развитыми и подтянутыми. Внутреннее состояние становится спокойным и уравновешенным.
Краеведение – это, наверное, один из немногих предметов в образовании Казахстана, который дает возможность обучения и воспитания через практическую деятельность вне школы, в неограниченном пространстве: на открытой местности, в библиотеке, архиве, на улице и т.д.
Неограниченные возможности краеведение предоставляет тем учителям, которые стремятся к такому построению урока, которое развивало бы самостоятельную мыслительную деятельность у учащихся, формируя у них потребность в знаниях.
По мнению Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, обозначенному в статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу Всеобщего Труда», в настоящее время весь учебно-воспитательный процесс базируется на устаревших методиках. Такая важная составляющая учебно-воспитательного процесса, как исторические знания, абсолютно не настроена на решение задач становления личности, гражданина и патриота. Реальность такова, что учащиеся считают предмет истории Казахстана «скучным», «неинтересным», «запутанным».
Словам Президента вторит автор труда «Что такое традиционное обучение?» М. Телегин: «Человек – не автомат. Однообразие утомляет, изматывает, подавляет, притупляет вкус, гасит интерес. Человеку необходим отдых – смена видов деятельности». [нестандартное отношение к жизни;
1. понимание взаимосвязи собственного развития с родным краем;
2. знания целого ряда предметов изнутри;
3. бережное отношение к окружающему миру и историческим памятникам родного края.
Таким образом, будут достигаться следующие задачи:
-углубление и расширение знаний о родном крае;
-привитие навыков исследовательской деятельности;
-создание условий для раскрытия творческого потенциала у учащихся;
-формирование личности, способной к открытому восприятию мира.
Точка зрения участника события. Успех личности через краеведение.
В чем заключается успех личности? Конечно, первое, что в голову приходит: труд, цель, оттачивание навыков, знания. Но что же является катализатором для всех этих действий?
Зона комфорта – это среда, где устоявшийся мир, где все знакомо, стабильно и предсказуемо. Человек в этом энергетическом влиянии живет расслабленно, убивая амбиции обычной ленью, нерешительностью, страхом.
За пределами зоны комфорта находится зона риска, зона испытаний, зона напряжения и возможной опасности. Выход из зоны комфорта позволяет человеку развиваться. Есть мнение, и оно вполне оправдано, что только в трудностях открывается истинное лицо человека. Вы можете так и прожить всю свою жизнь в тепличных условиях и никогда не узнать, на что же вы способны на самом деле. В познании себя и частному выходу из зоны комфортного бытия дает нам возможность краеведение.
Краеведение прочно вошло в систему интеллектуальных школ Республики Казахстан; оно стало одним из эффективных средств совершенствования и развития учащихся и учителей. Предлагаем вашему вниманию виды деятельности, связанные с краеведением:
1. Исследовательские краеведческие экспедиции «Туған елге тағзым» по Казахстану.
2. Деятельность краеведческого кружка «Музейная тропа».
3. Научно-исследовательская деятельность по истории, краеведению, биологии, химии, экологии, физике.
4. Походы выходного дня в окрестности Тараза.
5. Многодневные экспедиции по Жамбылской области.
|