Секрет изменений – направить всю свою энергию не на борьбу со старым, а на создание нового.
Сократ (около 469-399 г.г. до н. э.), античный мыслитель, первый афинский философ
Мой сосед по лестничной площадке, некогда получивший образование в престижном московском вузе, кандидат экономических наук, часто сетует на то, что не может помочь внуку выполнить домашнее задание по математике. «Маскара! Они там такое изучают! Рефераты, проектные работы на такие темы, о которых слышу-то впервые!» – говорит он. Вступаю с ним в полемику о том, что изменился мир, изменились мы, меняется и содержание образования.
Да, приходится констатировать, что определенная часть наших сограждан, причем не только представителей старшего поколения, ностальгирует по советской школе. Для них она – образец классического, фундаментального образования, образования «на века». В их сознании просто нет другой модели, и любое реформирование системы образования, в том числе и обновление содержания образования, воспринимается ими как нечто неприемлемое.
Почему же необходимо обновление образования?
Сегодняшние школьники – дети 21 века. Века глобализации и интеграции. Века мобильности человеческих ресурсов. Века растущего влияния средств массовой информации и технологий. Века гигантских перемен в сфере информационно-коммуникационных технологий1.
Как влияют изменения, происходящие в мире (открытость границ, объем и скорость общения, развитие экономики, самоуправление людей), на развитие и образование наших детей? Как реагирует на эти изменения казахстанская система образования?
Еще на заре нынешнего века Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Декларация тысячелетия»2, в которой говорится, что «… главной задачей, стоящей перед нами сегодня, является обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для всех народов мира. Глобализация может обрести полностью всеохватывающий и справедливый характер лишь через посредство широкомасштабных и настойчивых усилий по формированию общего будущего, основанного на нашей общей принадлежности к роду человеческому во всем его многообразии».
Глобализация затрагивает все сферы человеческой деятельности. Она обеспечивает взаимопроникновение религий, культур, традиций, ментальности, приобщения человека к миру.
Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранить духовные ценности народа Казахстана, сформировать культуру межличностных отношений – задачи отечественного образования. Основой для решения этих задач являются развитие государственного языка, внедрение полиязычного образования, внедрение ценностей «Мәңгілік ел», использование технологий, способствующих развитию критического мышления, сотрудничеству.
Современный мир – мир растущих потоков информации. Известно, что современный человек за месяц получает и обрабатывает столько же информации, сколько человек XVII века за всю жизнь.
Количество песчинок на всех пляжах земли составляет 700 500 000 000 000 000 000 (или семь квинтильонов пять квадриллионов). Учеными подсчитано, что 40 зеттабайт – это в 57 раз больше, чем количество песчинок на всех пляжах планеты
http://russia.emc.com/about/news/ press/2012/20121211-01.htm
По данным шестого исследования IDC3 (2012 г.), повсеместное распространение технологий и доступа к Интернету привели к тому, что объем информации за последние 2 года удвоился. Исследование оценило объем сгенерированных данных в 2012 году в 2,8 зеттабайт и прогнозирует к 2020 г. увеличение объема до 40 зеттабайт (ZB), что пре- восходит их прежние прогнозы на 14 %.
Если записать 40 зеттабайт данных на современные диски Blue-ray, общий вес дисков (без бумажной и пластиковой упаковки) будет равен весу 424 авианосцев.
Blu-ray Disc, BD (англ. blue ray – синий луч и disc – диск; написание blu вместо blue – намеренное) – формат оптического носителя, используемый для записи с повышенной плотностью хранения цифровых данных, включая видео высокой чёткости.
По прогнозам экспертов IDC, количество данных на планете будет, как минимум, удваиваться каждые два года, при этом доля полезной информации будет составлять лишь 35 %.
Ускорение темпов развития социума, науки не только привело к резкому увеличению объема научной и производственной информации, но и обусловило интенсивное «старение» и обесценивание какой-то части ранее накопленных человеком знаний и умений. Достаточно привести такой пример. Многие наши дети не помнят, что такое ламповый телевизор, а наши внуки никогда не слышали о пейджерах и дискетах.
Как маневрировать в таком потоке информации? Как отобрать нужную и полезную, ведь Всемирная паутина не отвечает за моральное и этическое содержимое и содержание выложенной информации? Может ли сегодняшняя школа по- мочь ребенку разобраться в этом?
До недавних времен нам казалось, что казахстанская школа сохранила лучшее из бывшей советской системы образования, в частности, фундаментальность знаний. Однако результаты участия наших школьников в международных сравнительных исследованиях качества образования TIMSS-2011, PISA-2012 показали, что, имея достаточный уровень академических знаний, казахстанские учащиеся не умеют эффективно их использовать, слабо ориентируются в методах и подходах критического анализа ситуации для дальнейшего прикладного использования знаний.
Неграмотные люди 21 столетия это не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не может учиться забывать то, чему научился, и переучиваться.
Элвин Тоффлер (родился 4 октября 1928 года) – американский философ, социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества
Международные эксперты (ОЭСР, 2014) отмечают, что сегодня обучение учащихся в казахстанских школах в большинстве случаев ведется с акцентом на теорию, не уделяется много времени возможному практическому приложению знаний, «в результате чего ученики не способны в достаточной мере эффективно применять и использовать полученные знания в контексте новых ситуаций»4. Обучение не способствует развитию навыков мышления высокого уровня.
Возникает вопрос, какой же должна быть школа завтрашнего дня, чтобы она отвечала вызовам современности в интересах будущего наших детей? Что же должно измениться в ней? Как совершенствуются лучшие системы образования?
В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы учащийся действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы его познавательная деятельность находилась в центре внимания педагогов-исследователей 5.
«Когда у реформы к ребенку ноль интереса, в образовании наступают сумерки».
Майкл Барбер, главный советник в области образования компании Pеаrson
В образовательных системах передовых мировых держав, стран ОЭСР упор делается, прежде всего, на развитие компетенций. Такие страны добиваются больших экономических успехов за счет высокой конкурентоспособности человеческих ресурсов (Корея, Япония, Финляндия и т.д.).
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Аристипп (ок. 435-ок. 355 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа
Казахстан ставит перед собой цель повысить качество образования за счет перехода на новое содержание школьного образования, в центре которого – развитие функциональной грамотности школьников, навыков самостоятельного поиска, критического анализа и оценки, то есть осуществить переход от «человека знающего» к «чело- веку, способному творчески мыслить, действовать, саморазвиваться»6.
Учителю не по силам научить школьника всем достижениям человечества, всем знаниям, но он может дать ему «не рыбу, а удочку». Он может на- учить его добывать эти знания. Он может обучить навыкам творческого и критического мышления. Он может способствовать развитию функциональной грамотности учащихся.
Поскольку мы живем в эпоху инноваций, практическое образование должно подготавливать личность к работе, которая еще не существует и которую невозможно четко описать.
Питер Друкер (1909-2005) – американский учёный австрийского происхождения; экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века.
Важность такого подхода очень точно выразил видный американский бизнесмен Джон Гриллос7 на конференции ЮНЕСКО. Он заявил, что его мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и эти знания устаревают иногда раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, считает бизнесмен, «…чтобы в экономику приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь».
Национальной академией образования им. И. Алтынсарина в тесном сотрудничестве с Центром образовательных программ автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» разрабатываются стандарты и учебные программы обновленного образования.
Государственным образовательным стандартом начального образования8 четко определены требования к содержанию образования и цель – «…создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности обучающегося, обладающего основами следующих навыков широкого спектра:
1) функционального и творческого применения знаний;
2) критического мышления;
3) проведения исследовательских работ;
4) использования информационно-коммуникационных технологий;
5) применения различных способов коммуникации, в том числе языковых навыков;
6) умения работать в группе и индивидуально».
Таким образом, меняется парадигма образования, мы переходим от концепции «Хорошее образование на всю жизнь» к пониманию необходимости образования через всю жизнь. Реализация мер по обновлению содержания образования началась в Казахстане в текущем учебном году на базе 30 пилотных школ страны. С будущего года планируется переход всей системы образования на обновленное образование. Результатом внедрения обновленного образования должен стать образованный человек, обладающий развитыми навыками широкого спектра, которые обеспечивают ему адаптацию в быстро меняющихся условиях.
Конкурентоспособность нации, в первую очередь, определяется уровнем образованности, страна, не умеющая развивать знания в ХХI веке, обречена на провал.
Н.А. Назарбаев – Президент Республики Казахстан
Смена образовательной парадигмы должна обеспечить вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство. Общепризнано, что в 21 веке определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, ее способность реализовать прогрессивные технологии.
Обновление образования – это не только обновление его содержания. Это и обновление организации учебного процесса, системы оценивания, системы взаимоотношений «учитель – ученик». То есть обновление во всех компонентах образования – содержании, методах, формах и средствах. Но это тема следующего разговора.
Литература
1. Шамшидинова К.Н. От образовательной политики к практике и исследованию. Материалы Международной конференции «Образовательная политика, практика и исследование» – Астана, 2014
2. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8. 09. 2000 г.
3. International Data Corporation (IDC) – аналитическая фирма, специализирующаяся на исследованиях рынка информационных технологий. Является подразделением компании International Data Group. Штаб-квартира – Фремингем, Массачусетс. По собственным данным на IDC работают более тысячи аналитиков в 110 странах мира
4. Обзор национальной образовательной политики. Среднее образование в Казахстане. ОЭСР, 2014
5. http: //www. twirpx. com/file/1015363/Барбер Майкл, Муршед Мона. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах: уроки анализа лучших систем школьного образования мира, 2008
6. http: // www. zakon.kz/4743162-shagi-kkonkurentosposobnojj- nacii-a.. html. А. Саринжипов Шаги к конкурентоспособной нации.
7. Файзуллаева Н.С. Мировая система образования, учебное пособие – Т.: ТДИУ, 2011
8. Государственный общеобязательный стандарт начального образования, утвержденный постановлением Правительства РК от 25 апреля 2015 года, № 327 – [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://online.zakon. kz/Document/?doc_id=33224708
|