электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Самообразование

     

Архив статей 2019г.


Продолжаем редактировать текст
Советы редактора

№ 1 (192) январь 2020г.

Л.П. НОДА, ст. преподаватель КазНУ им. аль-Фараби,
Т.А. КАПЫРИНА, доцент кафедры русского языка ГСГУ, г. Коломна

 
  

Редактирование текста может показаться простым делом, однако оно требует не только знаний правил орфографии и пунктуации, но и умения вчитываться в текст, соблюдать стилистическое единство написанного, умело пользоваться грамматическим разнообразием родного языка. Редактировать свой текст вдвойне трудно, недаром существует профессионализм «глаз замыливается», то есть при долгой работе над текстом автор может не заметить речевые, грамматические ошибки, допустить опечатки. Возможно, в приведенных нами из просторов интернета примерах как раз такой случай, а возможно, стоит еще раз рассмотреть некоторые наиболее частотные ошибки.

Серия наших статей посвящена именно этой проблеме.

Когда пишете, обращайте внимание на стиль текста (разговорный, научный, художественный, официально-деловой, публицистический) – какой вам нужен в данном случае? Именно стиль диктует лексику, употребление речевых средств, особенности употребления примеров.

Шедевр создан. Прочтите его вслух. Не «про себя», а именно вслух. Что-то увидели-услышали? Исправьте тут же, что называется, по горячим следам. Нет ли повторов, алогизма, избыточности смысла? Недосказанности? Все ли понятно и однозначно? Важный момент: все ли члены предложения однородные? Нет ли классического «Шел дождь и два студента»? «Шли две девочки. Одна красивая, другая в яму упала»?

Маленький совет: а сможете в нескольких предложениях – буквально в двух-трех – изложить суть вами же сочиненного? Кстати, это и может быть завершением, концовкой текста. Определенными выводами.

А теперь еще задачка: пусть написанное «отлежится», то есть повисит в компьютере хоть несколько часов.

Вы в это самое время обязательно отвлекитесь. Займитесь другими делами. А потом вернитесь к своему файлу и прочтите свое «чужими глазами». Посторонний взгляд помогает выявить отходы от темы, отсутствие так нужных примеров, заставляет соединить-разъединить абзацы, переставить местами части текста. Не нуждается ли материал в чистке? Все ли правильно?

Прочтите еще раз критически. И если все замечательно, отправляйте файл по назначению, не забудьте указать сведения о себе, оставить телефон для обратной связи. Всем правильных текстов!

Продолжаем приводить примеры ошибок из открытых источников. Будьте внимательны. Перечитывайте свои тексты вслух!

 


Самообразование





 

Наши друзья

 


Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no