электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Слово эксперту

 

   

Архив статей 2018 г.

Исследования в действии (Action Research): А что происходит на самом-то деле?

№ 2 (173) февраль 2018г.

В.Т. ТИХОМИРОВА, к. пед. н., доцент, коуч личной эффективности, независимый консультант по повышению экспертности, г. Алматы


Сегодня на страницах журнала «Открытая школа» я хочу начать публиковать цикл статей об исследованиях в действии, о «Research in Action», хочу начать привлекать к этой рубрике материалы учителей и других специалистов системы образования, статьи людей, практически занимающихся активными исследованиями на рабочих местах.

Почему на страницах «Открытой школы»? Потому что я очень люблю этот журнал за его открытость, за честность, за ответственность и душевность. Журнал достаточно давно и прочно состоялся как авторитетный источник педагогически важной, проверенной и проверяемой общественностью информации. Построился как журнал, читаемый во всех областях Казахстана и в других странах. Я лично знаю его читателей, живущих в Киргизии, в России, в Германии, во Франции, в США, в Канаде. Реальная география журнала, конечно же, шире географии моего общения.

Почему об исследовании в действии? Потому что для многих учителей проведение исследования в действии – это профессиональная задача и очень запутанная проблема. Кто-то пока затрудняется понять, что же это такое «AR» и «с чем его едят». Кто-то в этом уже разобрался, но столкнулся с трудностями создания протоколов наблюдения, исследовательских бесед, написания отчета, публикации результатов и т.п. Но одновременно для многих учителей исследование в действии – это уже просто увлекательное дело. Нам есть чем друг с другом делиться и чему друг у друга учиться на поле исследований в действии.

Почему я берусь обсуждать с учителями вопросы исследования в действии? Меня же, вроде бы, никто не принуждает заниматься Research in Action? Я уже просто коуч личной эффективности, независимый консультант по развитию экспертности через написание статей, книг, диссертаций и исследования в действии. Но все мы знаем, что есть нечто, что сильнее принуждения или «неволи». Это – наша «охота», страсть. Как-то так случилось, что по всей своей жизни я иду как «ходячая исследовательская лаборатория». И учителя мне попадались именно такие же. В маленькой сельской Паратмарской школе у меня была историк и классный руководитель Зинаида Алексеевна Крылова, которая нас водила встречаться с героями истории страны, с историческими событиями, с историческими местами. В педагогическим училище у меня была плеяда выдающихся учителей-исследователей во главе с их лидером Глушковым Иннокентием Кузьмичом, имя которого теперь носит многопрофильный колледж Оршанки и о котором уже писала «Открытая школа» [6]. А уж в вузах и в аспирантуре я просто попала в цветущую исследовательскую среду авторитетов евразийского уровня. Учение у психологов академика Артура Владимировича Петровского и профессора Валерии Сергеевны Мухиной, а потом и у профессора МГУ им. Ломоносова Зои Алексеевны Решетовой, педагогов-исследователей профессоров Юргена Петровича Сокольникова, Юрия Петровича Юсова и многих, многих именитых ученых не может пройти без результатов даже для самых нерадивых студентов и аспирантов. В их ауре хочешь – не хочешь, а исследователем станешь, просто потому что нырнул в исследовательский рассол. А если к этому добавить десяток курсов в Казахстанско-японском центре развития человеческих ресурсов, пару десятков тренинг-курсов различных общественных организаций с их канадскими, шведскими, австралийскими, американскими, российскими, германскими, австрийскими и прочими тренерами, то от исследовательского отношения к жизни и к работе никуда не спрятаться.

Есть еще одна сила, которая принуждает меня заниматься исследованиями в действии. Это мои бывшие студенты – теперешние успешные педагоги инновационных и обычных школ, внешкольных центров дополнительного образования. Они «достают» меня своими рассказами об успехах и проблемах своей исследовательской практики, приковывают к решению некоторых своих вопросов, которые требуют методологической осведомленности и эрудиции в области истории педагогической науки, компетентности в конструировании знаний в формах теории.

Все это меня и погрузило сегодня в те страницы «Открытой школы», которые посвящены вопросам исследования в действии.

С чего начнем обсуждение безграничного поля вопросов, касающихся исследований в действии? Давайте начнем не с определения. Определения есть в прекрасной статье К.С. Куракбаева, координатора научно-исследовательских проектов Высшей школы образования Назарбаев Университета [4]. Хотя, скорее всего, мы определения еще поанализируем не раз, но позже, когда будем подготовлены обсуждением некоторых простых вопросов. И не с истории развития этого метода мы начнем. История нам будет интересна чуть позже, когда позанимаемся и заинтригуемся сегодняшним днем исследований в действии.

Давайте используем для управления нашим обсуждением один полезный инструмент – КубИР – Куб обсуждения информации и принятия решений. Мы его подготовили с психологом Жанной Калдыбаевной Баймурзаевой для трехъязычной казахстанской образовательной среды [3] на основе «Методики 5W1H», которая, по свидетельству М. Имаи [1], зародилась в Японии в системе занятий по “Программе обучения руководства” и “Программе внутрипроизводственного обучения”. КубИР помогает мыслить объемно и радиально по важным направлениям: о субъекте (кто?), об объекте (что?), о технологии (как?), ценности (зачем?) и условиях (где? когда?) исследования.

Сегодня остановим наше внимание на гранях «КТО?» и «ЧТО?». Но из этих двух граней сделаем три вопроса: КТО исследует? ЧТО исследуется в исследованиях в действии (Research in Action)? ЧТО может сподвигнуть учителя по-настоящему заниматься исследованиями в действии?

Кто исследует? Здесь сразу же и начинается специфика, особенность исследования в действии. Исследователем выступает не специально подготовленный исследователь, не специально назначенный, не особая штатная единица особой исследовательской лаборатории, а реально действующий, работающий сотрудник. Исследователем является тот, который создает стоимость услуги или товара на обычном рабочем месте. В школе – это учитель, заместитель директора, директор. Это те, кто готов делать исследовательскую работу ради улучшения собственной деятельности, кто готов пересматривать многие свои устоявшиеся «застереотипившиеся» действия ради облегчения учебных действий своих учеников и подчиненных ради повышения результативности деятельности других людей.

Что исследуется? То, что важно для повышения качества услуги или товара. То, что находится в круге влияния самого исследователя (не путать с кругом забот, а если не видите разницу, то перечитайте Стивена Кови [2, с.97-101]).

ЧТО может сподвигнуть учителя по-настоящему заниматься исследованиями в действии? – Как любого человека любой специальности по-настоящему вдохновить могут три желания: 1) начать чувствовать себя лучше; 2) начать действовать по-другому; 3) получать лучшие результаты в жизни. К сожалению, исследовать, исходя из естественных человеческих желаний, часто мешает привычка руководствоваться указаниями сверху. А сверху часто берем чужое, окаменелое, неживое слово – некую непонятную и не выстраданную нашим собственным опытом формулировку темы исследования.

При разговорах о выборе темы исследования я часто вспоминаю одну историю, пережитую мной еще в юности.

В годы учебы в Московском педагогическом институте я дружила с одной потрясающей русско-даргинской махачкалинской семьей. В этой красивой и доброй семье было четверо взрослых детей: два сына и две дочери. Старший сын заканчивал университет и уже мечтал учиться в аспирантуре. Однажды эта дружная семья попросила меня обратиться к моим московским профессорам с просьбой помочь найти тему исследования для молодого умного, амбициозного парня. Я подошла к моему очень уважаемому профессору Юргену Петровичу Сокольникову с честным желанием помочь семье-другу. Юрген Петрович выслушал меня и расплылся в улыбке Чеширского кота:

– Умение найти свою тему – это входной билет в науку. Тему надо увидеть в жизни, услышать в жизни, унюхать, учуять, перемучиться ею в снах. Ее надо вычислить дрожью в теле, мурашками на спине.

И удалился своей неторопливой походкой, оставив мне на всю жизнь свой урок о премудростях выбора темы для исследования, непостижимых инструментах наблюдения.

В следующем номере мы планируем поговорить о том, КАК НАБЛЮДАТЬ за собой и за учениками, чтобы выйти к своей теме исследования, чтобы реализовать то самое требование, которое в статье сформулировано следующим образом: «исследование должно носить индивидуализированный характер, т.е. строиться на основе и с учетом имеющегося уникального опыта учителя, его оригинальной системы профессиональных ценностей и принципов, особенностей познавательного стиля» [4, с.19]. Приглашаем к разговору на страницах журнала всех заинтересованных в совершенствовании своего умения наблюдать, умения видеть и слышать, умения жить с вопросом на миллион от Тихомировой:

– А что происходит на самом-то деле?

Список использованных источников

1. Имаи М. Гембакайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества: Пер.с англ. - М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005. - 346 с.

2. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты раз- вития личности: Краткая версия / Стивен Кови; пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 47 с.

3. Обсуждение информации и принятие решений в школе и деловой среде. Сборник методических статей / Под ред. В.Т. Тихомировой. – Алматы, 2010. - 36 с.

4. Куракбаев К.С. «Action Research» как подход к исследовательской деятельности педагога-практика / К. С. Куракбаев // Открытая школа. – 2013. – №7 (128). – С. 14-21.

5. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Руководство для учителей. Второй основной уровень. Издание третье. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012. – 237 с.

6. Тихомирова В.Т. Педагогическая классика как педагогическое писание и педагогическое предание. На материале педагогического наследия И.К. Глушкова /В.Т. Тихомирова // Открытая школа. – 2014. – №6 (137). – C. 66-72.

 

 

Слово эксперту



 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no