электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Слово об учителе

 

   

Архив статей 2016 г.

Призвание. Долг и счастье

№ 8 (159) октябрь 2016г.

Ш.А. ЕРБУЛАТОВА, Отличник образования РК, учитель – методист, г. Алматы


О женщине, женщинах, женщинам! В мировой истории, литературе, культуре, живописи столько описано, посвящено, рассказано, высказано восторженных, величавых, нежных, неподражаемых слов, стихов, песен, картин, легенд, эпосов, сказаний… И с незапамятных времен…

И приведенное четверостишье – не исключение. Оно принадлежит талантливому казахскому поэту Мухтару Шаханову. Невольно вспомнились они мне в тот необычный день. Лет двадцать назад. Солнечный летний день. Радуйся! А для меня печальный. Ушла любимая тәтешка. Родственники, друзья, сослуживцы ее единственного сына. В доме и во дворе тишина. Лишь было слышно, как потрескивали саксаульные дровишки под большими казанами, где готовился поминальный обед – бешбармак.

Бродила по двору – саду, здороваясь с благодарностью с присутствующими. Неожиданно взгляд мой остановился на женщине, сидящей на низенькой скамеечке перед одним из казанов, откуда исходил ароматный запах мяса. Огонь ярко освещал картинное полотно женщины с ангельским лицом. Белое платье, прикрытое бархатным камзолом темно-синего цвета без позолоты. Белый платок на голове: видны, роскошные две косы. В невероятном изгибе спины она размеренно и неутомимо «колдовала» над казаном. Как? Плавная, мягкая энергия рук меня заворожила. Перед моими очами будто выплывали картины, сцены, фотографии девушек, женщин – степных красавиц, о которых рассказывали родители, их друзья – коллеги из артистического мира, и которых я даже видела на сцене Казахского драматического театра им. М.О. Ауэзова.

Время не заставило надолго забыть эту необычную встречу! Осень. Учебные дни в училище. Вскоре пошла на открытый урок по народному танцу. Вела его педагог-хореограф Алила Турсумбаевна Алишева. Так я официально познакомилась с той женщиной, поразившей меня сиянием глаз и пламенем летящих белокрылых рук в тот солнечный день.

Конечно, я считала себя искушенным зрителем. Подумала, что можно увидеть в танце «Аккулар» в исполнении девочек- подростков? Зазвучала музыка. И взвились вверх вместе с педагогом Алишевой белокрылые руки. Танец лебедей на полу словно в небесном пространстве. Она «заводила» своих девочек виться, сплетаться, соединяться и разлучаться, создавая для зрения танцующий «оркестр». Вместе с музыкальными аккордами было целое представление! С оркестром для слуха. Она режиссер. Такое было мое сравнение и, безусловно, блестящая оценка уроку, ученицам и педагогу.

И стало понятным, что в родном училище народный танец был на уровне с классическим. Дети радовались, улыбались, прыгали. Появились цветы для любимого педагога. И я по- думала: где и в чем стержень ее мастерства, педагогического чутья и невероятной скрытой скоромности.

Столичная алматинская девочка. До четвертого класса – ученица средней школы № 38. Родословная. Обычная семья: мать, отец и пятеро детей. Она гордится своими родителями. Отец был и есть для нее идеалом во всех отношениях и делах. Трудолюбивый. Сам построил дом для своей семьи, в котором мать Батима была душой, сердцем и стержнем счастливого семейства, открытого «төрт босаға». Я бывала в этом доме. Большой зал, две детские комнаты, родительский угол. Скромная, уютная обстановка в национальном стиле. Мама утверждала: лишние дорогие вещи обременяют человека. А богатство? Садовое пространство с яблоневыми, вишневыми, грушовыми деревьями, которые были, как в музее, наряжены колокольчиками, мини-музыкальными инструментами. Оберегали их куклы-девицы-красавицы и скакуны-лошадки, деревянные, сделанные руками отца. И самое потрясающее зрелище представляла высоченная с железными прутьями юрта, в которой вальяжно, по-хозяйски прогуливались два горделивых, грациозных страуса с умными глазами. Они не чувствовали себя в клетке. Вот такое богатство ее семьи – Жумагуловых. Радость общения с прекрасным природным миром. Так ее родители дарили своим детям любовь, нежность, заботу о родном Доме. Приобщали к запаху земли, дыханию ветра, шелесту трав, к нежному звучанию колокольчиков, висящих на березовых ветках, и танцевальным движениям страусят.

Я не стала расспрашивать, как, когда и откуда эти милые члены большого семейства? Видно было – законно и человечно. И вновь невольно всплыли те далекие кадры с незнакомкой, сидящей у большого казана, руки которой с почтением готовили поминальный обед.

С благодарностью Алила впитала такое воспитание. В своем еще невидимом мире большого искусства она грезила в кружении по родному саду – двору и искала ключ к полетным, воздушным движениям. А как качаются вольные степные травы, лесные деревья, шумят морские приливы и отливы?

Несомненно, путь ее будущей жизни привел в девятилетнем возрасте в профессиональную школу танцевального искусства – Алматинское хореографическое училище. К трем классам начального образования прибавились восемь лет среднего и профессионального обучения. Ей нравилось все: уроки математики, французского языка, литературы. И особенно истории и биологии. Прилежная, аккуратная, некапризная. В спецклассах с удовольствием «работала» у станка перед огромными зеркалами.

Растяжка тела. Крутила пируэты на пуантах. Но самыми излюбленными и обожаемыми урока- ми было освоение народного танца. Невероятная тяга к мелодиям казахских кюев, песен, домбровых импровизаций. Сердце билось трепетно, а в голове кружились фантазии, руки и ноги импровизировали плеск и журчание речной воды, полет птиц, бег скакуна… В ней жили честолюбивые мечты «рассказать» в танце о степных просторах, о красоте женского тела. О храбрости батыров. Ее отец много рассказывал об их подвигах, о воинской доблести своих предков. Он любил и чтил вновь созданный танец о батырах – «Қара жорға».

Как учащаяся, потом студентка с уважением и любовью преклоняется перед памятью, мастерством, педагогической мудростью, материнской любви к детям – «Мамой Танца» Шарой Жиенкуловой. Тогда училище находилось в здании Консерватории им. Курмангазы. А новое строилось в районе Никольского рынка. Как часто Шара апай в спортивном костюме вместе с учениками приходила на стройку: таскать кирпичи, чистить территорию и высаживать вокруг кустарники и деревья, которые выросли за сорок лет и стали выше здания училища. Алиле кажется, что они постоянно поворачиваются к дому Шары апай и склоняют ветви с благодарностью к ее творческому и педагогическому подвигу.

Сегодня Алила умеет и танцевать, и преподавать, и руководить. Более двадцати лет проработала в родном хореографическом училище. Стажировалась в Московской Академии хореографии. Подготовила десять выпусков по на- родно-сценическому танцу. Большинство ее выпускников являются известными исполнителями театров республики и зарубежных стран. Многие из них удостоены званий заслуженных артистов и деятелей Казахстана и России. Начиная с 2001 года, Алила Алишева параллельно преподавала в Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенева на факультете «Хореография», заведовала кафедрой «Педагогика хореографии», а также возглавляла факультет. Автор книги и более десяти статей. Участвовала во многих творческих проектах в качестве хореографа. С 2012 года – художественный руководитель театра «Astana Ballet», созданный по инициативе Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева.

Да, она принадлежит к той категории людей, которые вносят поэтическую струю в свой труд, в свое призвание. Работает с удовольствием и радо- стью. Актриса, танцовщица, педагог-хореограф, Заслуженный деятель РК, профессор. Возглавляла коллектив «Астана балет». Успешно гастролировала в Париже и Вене, Германии и Польше, Пекине и Шанхае, Москве и Санкт-Петербурге. Но не только зарубежные зрители восторгались танцевальными миниатюрами и номерами. Ее коллектив получил достойную оценку в родных пенатах. Она осваивает родное культурное пространство.

А творческая судьба вновь вернула ее к любимому детищу – педагогике. Пройдя великую школу (да, школу) гастрольных мировых концертных программ с национальными балетными спектаклями «Алем» и «Жусан», программой «Восточная рапсодия», Алила Турсумбаевна надеется весь накопленный творческий багаж отдавать новым ученикам Образовательного центра, созданного в столице Астане.

Постановлением Правительства РК № 126 от 11 марта 2015 года Казахская Национальная Академия Хореография – первое высшее учебное заведение в Центральной Азии с полным циклом многоуровневого профессионального хореографического образования. Вуз включает в себя начальное образование, техническое и профессиональное образование, высшее (бакалавриат) и послевузовское (магистратура, докторантура PhD). Основой деятельности вуза является подготовка кадров по специальностям «Артист балета», «Артист ансамбля танца», «Режиссура», «Хореография», «Искусствоведение» и «Арт-менеджмент». А танцевальное искусство среди детей в нашей стране довольно популярно. За лето 2016 года как руководитель учебного процесса Академии Алила Турсумбаевна объездила города и села страны, отбирая детей для обучения уникальному балетному искусству.

И закружилось. Неодолимое желание узнать побольше, раскрыть пошире. Встретиться. По- общаться. Задавать вопросы, вопросы. По словам Алишевой, казахстанский балет славится и за пределами страны. Открытие Академии – это гордость, вера, надежда в будущем наших талантливых детей, молодежи. Но проблемы неизбежны. Особенно с педкадрами. Надеется, что всем миром будут решаться.

Ш.А. – Алила Турсумбаевна, Ваше мнение об актуальности развития духовной культуры нашего народа? В том числе через театр, музыку, балет, народные предания.

А.Т. – Вопрос, безусловно, широкого спектра. Рассуждать об этом можно часами. Конечно, моя должность, мой статус обязывают соответствовать, то есть знать все с корней, учиться терпеливо и с научной точки зрения. Прежде всего, мое прямое обращение к трудам и творчеству выдающихся мастеров родного отечества: искусствоведов, хореографов, балетмейстеров, режиссеров, художественных руководителей. И ученых. К Райбаеву З.М., Абирову Д.Т., Тлеубаеву Е.Ж., Аюханову Б.Г., Кушербаевой Ш., Шаре Жиенкуловой, Аязбеко- вой С.Ш., Мухамбетовой А.И., Гулимовой Л.Н., Ауэзову М.О., Сарыновой Р.А., Акишеву С. и другим. Безусловно, к российской искусствоведческой литературе. Особенно к творчеству и учебной методике великой Агриппины Вагановой.

Ш.А. – Алила, есть мнения, кривотолки, что сегодня народный танец и классический балет – установленный порядок движений, чистая техника скоординированных связей работы рук, ног и корпуса. Так ли это? С чего начинаются первые занятия с будущими танцорами?

А.Т. – Нет, нет и нет! Без музыки, без человеческой речи, без изучения истории рождения танцевальных движений, без постижения духов- ной жизни народа невозможно воспитать ученика, а потом и мастера. В АХУ им. А.В. Селезнева ученикам рассказываем, особенно мальчикам, с показами танцев древних тюрков, демонстрируем движения воинов по ходу круговорота солнца. Я люблю танцы в исполнении мужчин-танцоров. Это – сила, это – оберег, мощь. Это – защита окружения: друзей, родственников, детей, женщин-хранительниц очага.

А женщины! Они жены воинов. Они матери. От движений их рук веяло запахом кумыса, хлеба – лепешек. Походка по мягкой степной Земле создавала гармонию человеческого тела. Все это отразилось в творчестве носителей народного творчества: баксы, жырау, кюйши, акынов, әнші, салы… И дети понимают, что на основе музыкальных традиций развилось танцевальное искусство.

Я твердо убеждена в том, что многовековой кочевой образ жизни казахов, если просто, то это постоянное движение тела, мыслей, как специфический ритм существования в окружающем мире. Они стали предшественниками кочевой культуры народа. Единственной, неподражаемой.

Ш.А. – Конкретнее. Каково мироздание казахов?

А.Т. – О! Это – широта степей. Необъятное небо. Скачки и топот скакунов, коней, полет птиц, звезд ночное кружение. Переходы, переезды, верхом на конях и верблюдах… Позволю себе доказать словами великой танцовщицы Айседоры Дункан: «Танец – высшее проявление разума в свободном теле».

Ш.А. – Конечно, отрицать мнение и талант Дункан бессмысленно. Ведь она в своей исповеди проповедовала свободный танец, черпающий силы в окружающей природе.

А.Т. – Однако Айседора не подозревала о том, что революционизировала балет, дала ему импульс для развития. Я думаю, что в своей преподавательской деятельности обязана, ссылаясь на опыт звезд танца, вместе с учениками создавать синтез классического танца с элементами национальной хореографии, народных танцев и современных балетмейстерских трактовок.

Считаю, что в новой Академии подобный синтез жизненно необходим. Это – цель, задача, программа учебно-профессионального процесса, которые необходимо методически осуществлять.

Ш.А. – Алила Турсумбаевна, откровенно: мне не хочется подводить итоги. Рано. Все еще впереди. И позвольте пожелать в Вашем уникальном труде вдохновения, талантливых учеников, инициативных и оригинальных замыслов. Всеми любимый народный танец пусть всегда будет чарующим языком вашей души.

 

 

Слово об учителе






 
 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no